Картотека прогулок с целями на март для подготовительной группы по ФГОС
Ниже представлено несколько тем для мартовских прогулок с детьми в детском саду.
Карточка «Наблюдение за сезонными изменениями»
Цели: формирование понятия о сезонных явлениях природы (весной тает снег, текут ручьи, прилетают птицы, зеленеют деревья); закрепление знаний о солнце (день становится длиннее, а солнышко теплее).
Ход наблюдения
Воспитатель рассказывает о приметах весны и задает детям вопросы:
- Что происходит весной с природой? (Тает снег, теплее ветер, зеленеют листья, текут ручьи.)
- Как меняются растения? (Распускаются листья или цветочки, зеленеет травка.)
- Какие месяца зимние, а какие весенние? Февраль— это…
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Цель: гордиться собой за проделанный труд.
Подвижные игры: «Лови», «Бездомный заяц». Цели: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа: упражнения на развитие равновесия.
Карточка «Наблюдение за ивой»
Цель: формировать представление об иве весной, экскурсия в ботанический сад.
Ход наблюдения
Иву можно показать на рисунке
Воспитатель ведет детей на экскурсию на место, где есть ива. Рассказывает о дереве и задает детям вопросы.
- Какие ветки у ивы? (Гибкие, длинные.)
- Какого цвета листья у ивы? (Серебристо-зеленые.)
- Что делают из веток ивы? (Плетут мебель.)
- Как ива была зимой? А какая стала весной?
Трудовая деятельность: уборка старой травы с помощью грабель. Цель: приучить к коллективному труду.
Подвижные игры: «Огородники», «Горелки». Цель: бег по команде.
Индивидуальная работа: прыжки на одной ноге.
Карточка «Наблюдение за градом»
Цели: познакомить с градом; дать представление о происхождении града.
Ход наблюдения: Дождевая вода испаряется под лучами солнца и поднимается к облакам, где очень холодно. Там водяной пар превращается в маленькие круглые льдинки. Когда льдинки падают, некоторые из них успевают растаять, а некоторые нет. Вот почему град всегда идет с дождем.
Исследовательская деятельность: понаблюдать и выяснить, где быстрее тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.
Трудовая деятельность: уборка обрезанных веток кустов и деревьев. Цель: учить трудиться в коллективе, доводить дело до конца, оценивать результат своего труда.
Как обучить ребенка счету — действенные и проверенные способы
Подвижные игры: «Птицы и лиса». Цель: учить ловко прыгать с пенька на пенек, бегать, не сталкиваясь друг на друга, по команде находить свой пенек.
Индивидуальная работа: учить бегать колонной по одному средним темпом.
Карточка «Наблюдение за собакой»
Цели: систематизирование представлений о жизни животных; поиск изменений в жизни животных; развитие доказательной речи; воспитание чувства ответственности за тех, кого приручили.
Ход наблюдения: Воспитатель показывает картинки щенят и спрашивает у детей:
Картинка 6 Собака — лучший друг человека.
- Этот щенок кто: мальчик или девочка?
- Давайте выберем кличку щенку!
- Какое у собачки настроение?
- Что, как вы думаете, щенок больше всего любит делать?
Собака — преданный друг. Если ее взяли в дом, значит у нее появились хозяева. Они должны о ней заботиться: кормить и содержать, а самое важное — любить.
Трудовая деятельность6 перекопка земли для посадки семян. Цели: закрепить умение коллективно работать; формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры: «Классики». Цель: совершенствовать умение прыгать на одной ноге, ориентироваться на ограниченной площадке; развивать глазомер, меткость.
Индивидуальная работа: совершенствовать технику прыжка (упражнения с длинной скакалкой).
Наблюдение за облаками
Цель: формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.
Ход наблюдения: На прогулке воспитатель предлагает детям посмотреть на небо.
- Что можно увидеть на небе?
- Опишите облака сегодня.
- Будет ли сегодня дождь?
- Куда плывут облака?
Трудовая деятельность: посадка семян цветов на рассаду. Цель: учить работать вместе, радоваться выполненной работе.
Подвижная игра: «Зайчик-попрыгайчик» Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа: разучивание скороговорки «Во дворе трава, на траве дрова».
Наблюдение за снегом
Цели: обратить внимание на сезонные изменения в природе; закрепить знания о взаимосвязях «солнце — снег» (прогулка в подготовительной группе в марте).
Ход наблюдения: Есть приметы: если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели; снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны.
Весна пришла
Исследовательская деятельность: измерить глубину снега на солнце и в тени.
Трудовая деятельность: расчистка дорожек от снега. Цель: учить трудиться сообща, совершенствовать умение работать с лопатой.
Подвижные игры: «Зайцы и волк». Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.
Индивидуальная работа: попасть в цель снежком.
Постановка цели весенней прогулки
Каждая прогулка имеет свою цель. В первую половину дня важно восстановить силы после занятий, зарядиться положительной энергией. На утренней прогулке ребенок должен разрядиться, сбросить напряжение, поднять себе настроение, что обеспечит благоприятную почву для успешного физического, психического и умственного развития.
В старшей группе детского сада проводятся две прогулки в день
Цель вечерней прогулки устанавливается с учетом предшествующей деятельности воспитанников. На вечер можно запланировать подвижные игры, физические упражнения, трудовую деятельность.
Важно! Вечером не рекомендуется проводить игры, которые очень возбуждают нервную систему детей.
Роль воспитателя в процессе наблюдения
Воспитатель должен уделять особое внимание планированию наблюдений на прогулке. Большую роль в развитии дошкольников играет знакомство с настоящими предметами в процессе их непосредственного использования. В подготовительной группе детского сада планируется два наблюдения.
Наблюдая, дети знакомятся с окружающим миром
Наблюдения планируются в соответствии с погодой и временем года. Они могут быть и кратковременными, и длительными. Наблюдая, дети развивают эстетику восприятия, ум, интерес к познавательной деятельности и изучению окружающей среды.
В детском развитии используются следующие виды наблюдений: за неживыми предметами и за живой природой, за транспортом, за живыми объектами, за трудом взрослых.
Обратите внимание! Во время планирования наблюдений необходимо соблюдать инструкции по охране жизни и здоровья детей.
Организация трудовой деятельности
Трудовая деятельность основывается на знаниях и умениях, которые уже есть у детей. Тематика трудовой деятельности может быть разной: бытовой или производственной, на закрепление правил дорожного движения, театрализованной или строительной.
В трудовой деятельности дети получают практические навыки работы
Чаще всего на прогулке организовываются два вида трудовой деятельности:
- Хозяйственно-бытовая: дети вместе с воспитателем убирают участок, игровые уголки, шкафчики;
- Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Кроме обучения детей практическим навыкам работы воспитатель знакомит их с растениями, животными, правилам ухода за ними, продумывает приемы организации детей, последовательность работы.
Используем подвижные игры
Подвижные игры, в которых принимают участие все дети группы, занимают важное место в прогулке. Воспитатель заинтересовывает детей игрой, увлекая их.
Важно! Только непринужденное участие ребенка в игре создает хорошее настроение, обеспечивая воспитательный эффект игры.
На прогулке можно провести от одной до четырех подвижных игр. Во время планирования нужно обращать внимание на основные движения в игре. Так, когда тепло лучше выбирать игры, в которых нужно метать, ползать, лазать, когда холодно — бегать и прыгать.
Воспитатель не только участвует в игре, но и берет на себя главную роль. Играть должны все воспитанники группы, поэтому на прогулке детям предлагают хорошо знакомые игры. С новыми играми детей знакомят на занятиях физкультурой.
Дети очень любят подвижные игры на прогулке
Подвижные игры обучают детей быть внимательными, контролировать свои движения, приучают к дисциплине и сознательному отношению.
Занятия по сказкам в старших группах ДОУ по ФГОС
При использовании подвижных игр учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитательные задачи и физиологические закономерности адаптации к нагрузкам. Перед игрой четко объясняются правила и распределяются роли.
Индивидуальное развитие
Правильная организация двигательной деятельности дошкольников влияет на оздоровительный эффект. Во время планирования прогулки воспитатель учитывает индивидуальную работу с детьми по физическому развитию. Индивидуальная работа планируется с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных действии.
Обратите внимание! У каждого ребенка индивидуальная степень подвижности.
Организовать индивидуальную работу можно в форме игры или спортивного состязания.