Все о дошкольном образовании или готовим ребёнка к школе правильно

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Подготовить ребёнка к школе – это не единственная задача, решением которой нужно заниматься в дошкольном возрасте. Важно заложить основы воспитания и грамотно направить вектор формирования личности. Ведь будущие достижения ребёнка или его проблемы с окружающими и самим собой берут начало в самом раннем этапе его жизни.

Из материала вы узнаете, как проходит подготовка ребёнка в школе, с какими проблемами можно столкнуться в процессе дошкольного образования и как психологические особенности чада влияют на его обучение. Мы приведём актуальные для возраста способы образования и социализации.

Содержание

  • Как подготовить ребёнка к школе?
  • Особенности развития ребёнка дошкольного возраста
  • Особенности образования детей дошкольного возраста
  • Основные программы дошкольного образования детей
  • Современные проблемы дошкольного образования
  • Дополнительное дошкольное образование как залог гармоничного развития ребёнка
  • Роль динамических игрушек в развитии ребёнка дошкольного возраста
  • Игра как контекст развития в дошкольном возрасте
  • Структура и варианты сюжетной игры дошкольника
  • Компьютерные игры в жизни дошкольника
  • Сделаем вывод или вместо заключения

Как подготовить ребёнка к школе?

За развитием ребёнка в процессе дошкольного образования следят не только специалисты, но и родители. Именно они больше всего заботятся о том, как правильно подготовить своё чадо к школе. Существует ряд критериев, по которым можно судить о степени подготовки ребёнка к началу образовательного процесса.

  • Чтение. Многие дети развиваются по-разному, поэтому овладеть навыками чтения получается далеко не у всех. Поэтому для того, чтобы ваш ребёнок не казался белой вороной, нужно приложить максимум усилий для развития беглого чтения не только слогов, но и слов.
  • Письмо. Желательно, чтобы ребёнок мог написать или же просто переписать буквами слово или простое словосочетание.
  • Счёт. Немалым бонусом в школе будет возможность ребёнка осознанно посчитать до десяти.
  • Времена года. Знание времён года и дней недели – ещё один показатель готовности ребёнка к школе.
  • Самостоятельность. Безусловно, это понятие растяжимо. Однако на пороге 1 сентября ребёнок должен уметь одеться, обуться, разложить свои вещи по местам, убрать за собой. Такие умения немало пригодятся ему в школе.
  • Цвета и фигуры. Было бы здорово, если ваш ребёнок мог бы различать цвета и простейшие геометрические фигуры.

В достижении подобных целей можно задействовать возможности дополнительного дошкольного образования детей. Посещение секций и кружков поможет ребёнку быстрее социализироваться и понять, что ему придётся жить в обществе. Тем самым, он будет готов к школе не только умственно, но и морально.

Особенности развития ребёнка дошкольного возраста

Образование детей дошкольного возраста – это очень важный процесс, в котором должны быть правильно расставлены приоритеты. Для этого необходимо знать и понимать особенности развития ребёнка дошкольного возраста.

  • У дошкольников происходит переход от наглядно действенного к наглядно-образному мышлению. Такое мышление основывается на восприятии, познании и ощущениях.
  • Навыки анализа у дошколят элементарные, а обобщение имеет не совсем существенные признаки. По мере развития мышления развивается речь ребёнка.
  • Грамматически правильная устная речь формируется в процессе общения со взрослыми. К 7 годам ребёнок уже хорошо говорит и выражает свои мысли.
  • Старший дошкольник может удерживать внимание на определённом виде деятельности в течение 15-20 минут. При этом он может самостоятельно им управлять, а также направлять его на всевозможные предметы.
  • Дошкольники могут запоминать необходимую информацию не только механически, но и осмысленно. К простому зазубриванию они обращаются только лишь в том случае, если им сложно понять материал.
  • Воображение ребёнка этого возраста репродуктивное – то есть, он воспроизводит всё то, что увидел за день в ярких образах.

Образовательные программы дошкольного образования детей построены на этих особенностях. Это необходимо знать при формировании личности ребёнка данного возраста.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Современное дошкольное образование: направления, проблемы, пути решения

Верхоробина Татьяна

Современное дошкольное образование: направления, проблемы, пути решения

СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Воспитатель I категории Верхоробина Т. В

(БДОУ г. Омска «Детский сад № 90 комбинированного вида»

)

В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна, практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации диалога между поколениями, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой страны и каждого народа.

Дошкольное образование в контексте ФГОС прописывается как уровень общего образования, на котором закладываются основы социальной личности в системе образования в целом. ФГОС дошкольного образования устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации данного Стандарта по-прежнему является педагог. Лозунг «Кадры решают всё!»

— он сейчас как никогда актуален. Ведь педагогам – практикам предстоит совершить переход от традиционного
образовательного процесса к деятельностному.
Основной целью работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования.

Нужно менять стратегию и отношение к кадровому ресурсу, оказывать поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, а также научно-методическое просвещение (на специально организованных дискуссионных клубах, круглых столах, семинарах-практикумах) и др.

В образование нужно вносить современные потоки, не бояться использовать так называемый корпоративные мероприятия, например, совместные походы в театр, принятие участия в спортивных соревновательных играх и т. д.

Необходимо возродить традицию наставничества с целью формирования в ДОУ кадрового ядра, направленную на улучшение качества образования. Основным вопросом в современных условиях становиться результативность внедрения ФГОС. Если педагог сам не успешен и не видит перспектив развития и собственного роста, то и воспитанник будет следовать его примеру.

Еще одним из важных направлений является работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись, а так же взаимодействия и участия родителей (законных представителей)

непосредственного включения в
образовательную деятельность.
Как мы сегодня уже понимаем, чтобы родители воспринимали образование не только как готовый продукт, а разделяли ответственность в вопросах воспитания детей, необходимо их активное включение в разработку Программы развития. Сами же требования к программе развития должны быть направлены на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога и родителей.

Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию. Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их. Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка)

в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком
дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу. Родители теперь гораздо требовательнее, и мы не должны отставать от современной действительности. Сегодня нужно следить за развитием общества, и за информацией, стараться быть впереди, опережая многие процессы, уметь вовремя направить активный потенциал родителей в нужное русло.
Работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись.

Но на вопрос работы с родителями, нельзя смотреть однобоко, так как кроме улучшения материально-технических условий, родители являются, первыми педагогами для своих детей и в этом мы видим партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи.

Таким образом, подготовка ДОУ к переходу на новый уровень влечет за собой существенные изменения в образовательную практику детского сада. Данный процесс неотъемлемая часть модернизации образования, которая в настоящее время является политической и общенациональной задачей российской образовательной политики, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Литература :

1. Алекинова, О. В. Введение и реализация ФГОС ДО. План мероприятий / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова // Практика управления ДОУ. – 2014. – № 02. – 44-62 с. 3. Баграмон, А. Н. «Азбука общения»

Коммуникативный тренинг / А. Н. Баграмон // Практика управления ДОУ. – 2013. – № 05. – 75-79 с.

2. Доронова Т. Н. Право на образование// дошкольное воспитание — 2001. № 10, с. 2-6

Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / М-во образования РФ. — М.: ГНОМ и Д, 2004. – 239 с. 3. Концепция дошкольного воспитания/Под редакцией В. В. Давыдова и В. А Петровского. //Д. В. -1989г-№5. 4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации -М. ,1993г.

5. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ. — 7/Д,В. №8-95г. с. 2.

Особенности образования детей дошкольного возраста

Развитие ребёнка в процессе дошкольного образования напрямую зависит от осознания особенностей образовательного процесса. Невыполнение требований и неправильные действия могут нанести дошкольнику только вред. Стоит рассмотреть образование в трёх аспектах: социальном, педагогическом и психологическом.

  • Социальный. В дошкольном возрасте активно формируется мировоззрение маленького человека. Он уже знакомится с тем, что такое хорошо, а что такое плохо, в его сознании выстраиваются первые ориентиры. Он будет обращаться к ним не только в своих действиях, но и в процессе выбора будущей профессии.
  • Педагогический. В дошкольном возрасте активно формируются знания, умения и навыки ребёнка. Он узнаёт наиболее эффективные способы учебной деятельности, развивает среду своих интересов. Закладываются первые кирпичики основы для непрерывного образования.
  • Психологический. Дошкольный возраст – важный этап развития личности ребёнка. Формируется наглядно-образное мышление: дошкольник учится анализировать поступающую информацию. Через постепенное развитие способностей формируется творчество как неотъемлемый элемент деятельности.

Основные программы дошкольного образования детей основываются именно на этих особенностях. Родителям также важно знать их, чтобы сообща со специалистами правильно воспитывать своего ребёнка.

Основные задачи дошкольного образования

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено прежде всего на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения. Многих родителей пугает процесс адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение воспитателей позволяет сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.

В задачи дошкольного воспитания в детском саду входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе. Особенно ценно, что в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом — во время игры и в процессе общения с другими детьми.

Безусловно, детсадовское воспитание нисколько не умаляет ценности домашнего образования. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.

Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это — необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя — предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, занятия музыкой, физкультура или гимнастика, а также, дополнительно, изучение иностранного языка, хореография и многое другое. Таким образом создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов — познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и физического.

Основные программы дошкольного образования детей

Отправляя своего ребёнка в детский сад, родители задумываются: а как будут учить моего сына или дочь. Необходимо знать, что Министерством образования разработаны основные программы дошкольного образования детей.

Каждая из программ должна способствовать правильному и целостному педагогическому процессу, в течение которого ребёнок будет максимально развиваться. При этом все образовательные программы дошкольного образования детей можно условно разделить на комплексные и парциальные.

  • Комплексные программы по-другому называются общеразвивающими. Они включают в себя все действия по развитию ребёнка, а также сочетание всех видов деятельности. К таковым относятся программы «Радуга», «Кроха», «Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество» и многие другие.
  • Парциальными называются программы, подразумевающие узкую специализацию. При этом образование может проходить эффективно не только посредством выбора одной программы, а также при правильном отборе парциальных программ. К ним можно отнести программы физического развития, экологического воспитания, развития социальных навыков.

Большинство программ разрабатывается крупными учёными или большими педагогическими коллективами, которые не понаслышке знают об особенностях развития дошкольника.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Обучение и воспитание дошкольников

Светлана Барышева

Обучение и воспитание дошкольников

Метод обучения дошкольников – это пути и средства, с помощью которых воспитатель сообщает детям знания и формирует навыки и умения.

Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским,в которой выделены три большие группы методов:

1. Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучениидетей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.)

;

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.)

— дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Метод демонстрации,включает различные приемы:

А) Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др. ;

Б) Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

2. Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д. ; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей — это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение — расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

3. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

Формы организации обучения Особенности

Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

(индивидуально-коллективная)

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Метод может быть также определен и как способ управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие.

Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы, с помощью которых организуется использование этого средства в целях воспитания.

К средствам воспитания относятся речь педагога,а также различная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Особым средством воспитания является коммуникативная деятельность (общение, поскольку при общении происходит не только обмен информацией, на и взаимное влияние участников общения друг на друга. К средствам относятся также различные объекты, используемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, элементы эстетического оформления окружающей среды и т. д.).

Поскольку любой метод воспитания на практике осуществляется с помощью определённых средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны разнообразные сочетания средств и приёмов, что позволяет учитывать конкретную ситуацию применения метода.

В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский)

. Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется, содержание (что формируется, процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на
воспитанника). По этой классификации выделяется три группы методов воспитания:
1)методы формирования сознания личности;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3)методы стимулирования поведения и деятельности.

Первая группа – методы формирования социального сознания детей, служит накоплению детьми социального опыта,который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни)

.

Вторая группа — Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия (диспут)

. Ребенок становится субъектом деятельности, общения, жизнетворчества,формируются способности к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания (Что я знаю о себе, методы самоизменения (Каким я хочу быть, методы взаимопонимания
(Что обо мне думают другие)
.

Третья группа — методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

В организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о своеобразии воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Разработано значительное число форм и средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста, в том числе занятия, дидактические игры, дидактические материалы. Каждое из этих средств обладает различными возможностями по отношению к воспитательно-образовательным задачам.

Советская дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам образовательной работы с детьми, сообразуясь с задачами советского детского сада, основанными на требовании активного руководства развитием каждого ребенка, обеспечения высокого уровня всестороннего развития всех детей, воспитывающихся в детском саду.

Среди средств дошкольной образовательной работы обучение обладает большими преимуществами, так как оно обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что и делает обучение весьма эффективным.

Обучение, будучи применено к различному образовательному содержанию — ознакомлению с окружающим, формированию речи, развитию математических представлений, музыкальных способностей, развитию движений, рисованию, лепке и т. д., оказывает на детей глубокое воспитательное влияние: развивает способности, интересы; расширяет кругозор, обогащает умения и навыки в различных видах деятельности, совершенствует внимание. Обучение дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, содействует в значительной мере смягчению неравномерности развития детей, наблюдающейся в практике.

Группа средств «Учебники и учебные пособия» охватывает как литературу для воспитателей, так и литературу для детей, в которой имеется все необходимое для организации процесса обучения и развития способностей детей.

Средства наглядности основаны на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, и объединяют в себе натуральные и объемно-образные пособия, а также образно-знаковые пособия.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела и т. д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта.К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т. д.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем.К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т. п.

Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для экспериментов, лабораторное оборудование, оборудование для труда, кабинетов, спортивных залов и т. д. Основное назначение этой группы средств — способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств.

Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют средства обучения, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. Средства обучения не подменяют, а расширяют его возможности. Они — одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Современные проблемы дошкольного образования

Образование детей дошкольного возраста не лишено проблем. Несмотря на то, что к делу формирования личности ребёнка ответственно относятся не только родители, но и специалисты, отечественная система дошкольного образования имеет ряд проблем.

  • Наполняемость групп. Все знают, как сложно записаться вовремя в детский сад. Как правило, в дошкольных учреждениях многие группы попросту переполнены. Таким образом, педагоги детсада вынуждены уделять мало времени каждому ребёнку. Известно, что ребёнок, на которого не обращается педагогическое внимание в полном объёме, обречен на проблемы в школе.
  • Педагогические кадры. Несмотря на кажущуюся простоту, работа в детском саду очень сложна. Специалист должен знать не только образовательные методики, но и разбираться в большом количестве сопряжённых областей. Перегрузки на работе, проверки, низкая зарплата, стрессы – все это снижает привлекательность профессии, а также порождает обыкновенную апатию к своему труду.
  • Несоответствие стандартам. Государство выделяет мало денег на поддержание стандартов дошкольного образования. Каждый педагог испытывает проблемы с приобретением дидактической литературы, необходимой для работы с дошкольниками.

Развитие образования детей дошкольного возраста напрямую зависит от того, каким образом будут решаться эти проблемы. При этом, немало зависит не только от руководства, но и от самих родителей – ведь только в неравнодушном обществе ребёнок может правильно развиваться и обучаться.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Дошкольное образование в России

Дошкольное образование в России, а именно ситуацию, связанную с дошкольным образованием в России можно назвать кризисной.

Я считаю, главная из первых проблем это общедоступность дошкольного образования, которая в настоящее время не осуществляется данным образом. Рост количества мест в ДОУ катастрофически отстает от роста количества детей. Как мы помним, период упадка рождаемости пришелся на 1991 год [1]. Тогда многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду и в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что привело к тому, что в настоящее время приходится искать способы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениям всех нуждающихся детей дошкольного возраста. По статистике сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70 % до 50 %. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад и не осваивала образовательные программы. Большинство детей приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, — ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.

А что же дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество ДОУ наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эго — Павел Крусанов (“Мертвый язык”) [6,с 23].

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно о дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения. Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери».

Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие. Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой — это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.

В настоящее время изменилась и сама система ДОУ. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — “детский сад” добавились новые — детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, детский сад- центр развития ребенка и др [5,с 7] А также существуют различные дополнительные кружки по дошкольному образованию. С одной стороны это хорошо, что создаются хоть какие-то условия для дошкольников, а также позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов не отвечает закономерностям детского развития. А также минус таких дополнительных учреждений в том, что не каждый родитель может осилить их материально, ведь плату такие учреждения выставляют больше, чем в детских садах. Данные дополнительные учреждения осуществляют подготовку всего по 2–3 часа несколько раз в неделю, а в детском саду ребенок находится практически по 12 часов. Специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от дополнительных, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3–4 часам практически невозможно.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный) []. Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.

Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последнее время произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.

«Грустно, если ты провел детство, так толком его и не увидев». Джоди Фостер.

Литература:

1. Данные Федеральной службы государственной статистики / https://www/gks.ru/scripts/dbinet/dbinet.cgi

2. Информация о результатах эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду // https://www.ed.gov.ru/do-sch/rub/200,print.

3. Пахоменко Г. С. «Практика оказания платных образовательных № 7–2006 г.;

4. Савицкая Е. В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, № 4.

5. Шереметьева А. В., статья «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5–2008 г.

6. «Цитаты великих ученых», под ред. Макаревич А. С. — 2009г.

Дополнительное дошкольное образование как залог гармоничного развития ребёнка

Ни для кого не секрет, что обычный детский сад не способен полностью сформировать будущего школьника. Поэтому сегодня многие родители задумываются над вопросом дополнительного дошкольного образования детей. Они поступают правильно, поскольку данный вид деятельности обладает рядом преимуществ.

  • Ребёнок может полноценно развивать свои дарования, при этом выбор деятельности будет осуществляться свободно.
  • В дошкольных учреждениях дополнительного образования можно выбирать режим и темп освоения программ, а также выстраивать планирование и образовательных траектории.
  • Ребёнок может принять участие в различных развивающих программах в соответствие со своими интересами, ценностями и склонностями.
  • Именно в дополнительном образовании реализуется тесная связь с реальностью и практикой.
  • Родители вместе с ребёнком могут выбрать тренера и педагога исходя из информации о его квалификации и направлении деятельности.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это своеобразный «социальный лифт» для большей части детей, которая не может получить весь комплекс знаний в полном объёме из-за разных причин. Занятость в кружках и секциях позволит ребёнку компенсировать этот недостаток и максимально развить свои способности.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен

Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.

До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.

Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.

В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:

  • основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
  • формируется фундамент социально-нравственного развития личности.

Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:

  • главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
  • значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
  • дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.

Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.

Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.

Роль динамических игрушек в развитии ребёнка дошкольного возраста

Ребёнок познаёт мир при помощи игрушек. Поэтому от их правильного выбора и понимания особенностей зависит развитие ребёнка в дошкольном образовании.

  • Качающиеся игрушки. Таковой является привычная всем игрушка-неваляшка. Её устойчивость может попросту восхитить ребёнка. Представьте: он едва дотрагивается до игрушки и она раскачивается по небольшой амплитуде. Чем больше усилий, тем ближе игрушка к падению. Дошкольник увлекается весёлой игрой и с её помощью развивается. Простая, казалось бы, неваляшка – она способствует максимальной концентрации ребёнком внимания, развивает его моторику, а также улучшает восприятие форм.
  • Шагающие игрушки. Это практически живое воплощение животного, которое можно использовать во время постановки сказок и спектаклей. Так, пользуясь игрушкой, малыш будет развивать свою речь, тренировать память, а также развивать образное мышление. Кроме того, будет развиваться чувство ритма: например, курочка равномерно и громко топает, а ребёнок повторяет за ней двжение.
  • Кугельбан – каталка. Такие игрушки максимально развивают представления ребёнка о расположении предметов. Они способствуют развитию ловкости движений.

Основные программы дошкольного образования детей содержат элементы использования игрушек. Не только специалистам, но и родителям важно знать, как может влиять на развитие ребёнка тот или иной тип предмета.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Игра как контекст развития в дошкольном возрасте

«Всё игры тебе» — именно так скажут взрослые, заставляя своего ребёнка узнавать что-нибудь новое. Однако не все знают, что дошкольники и младшие школьники лучше всего запоминают информацию и развивают свои навыки при помощи игры. Почему игра так важна для развития и образования детей дошкольного возраста?

• Игра развивает все детские познавательные процессы.

• Игра полностью моделирует ситуацию реального общества. Именно в игровом процессе создаются ситуации, максимально приближенные к настоящим.

• Игра – это обучение с удовольствием. Здесь познание сочетается с образованием: дети могут усваивать материал куда лучше, чем обучаясь «из под палки».

• Благодаря знаниям, полученным в игре, ребёнок приобщается к культуре окружающего мира.

• В процессе игры ребёнок быстрее усваивает общественный опыт, чем это было бы в процессе обычного обучения.

• Игра помогает развивать волю ребёнка, его мыслительные способности. Именно в игровом процессе он учится преодолевать различные трудности.

• Игра развивает мыслительные способности ребёнка. Игровой процесс требует решения поступающих задач. При этом дошкольник должен часто применять фантазию и не действовать только лишь по показанному образцу. Это ускоряет развитие ребёнка в дошкольном образовании.

Существует несколько видов игр для дошкольника. Подвижные развивают моторику ребёнка, ролевые помогают понимать роль в обществе. Настольные игры помогают развить сообразительность. Деловые игры обучают основам определённой профессии, а дидактические позволяют лучше понять мир взрослых.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Особенности воспитания детей в детском саду

Воспитание дошколят очень сильно отличается от последующего образования в школе. Каждый возраст имеет свои законы, по которым развивается ребенок. В детском саду на плечи воспитателей ложится серьезная и очень сложная задача: передать детям все необходимые навыки и развить в них все те способности, без которых невозможно обойтись на последующих этапах развития и образования. Для ее решения необходимо подобрать ключик к каждому ребенку, найти наиболее подходящие для него способы подачи новой информации и обучения. Это могут быть объяснения воспитателя, практические задания или ролевые игры, главное, чтобы в процессе обучения ребенок имел возможность проявлять самостоятельную активность, а не только следовал указаниям воспитателя. Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.

Одна из серьезных проблем дошкольного образования — это преемственность между детским садом и начальной школой. Традиционно детские сады ориентированы главным образом на общее развитие ребенка, в то время как начальная школа зачастую предъявляет довольно высокие требования к качеству дошкольного образования, ожидая от первоклассников владения навыками устного счета, чтения и даже письма. Кроме того, считается, что школьники более дисциплинированы и усидчивы, чем дошколята. Чтобы привить детям необходимые качества, в последние годы воспитание детей в детском саду зачастую включает в себя и специальные занятия по подготовке к школе. Построенные по схеме школьного урока, они психологически готовят детей к новому этапу обучения. Такие занятия могут включать в себя обучение азам арифметики, письму и чтению. По желанию родителей и, как правило, за отдельную плату руководство сада может предложить занятия иностранным языком и работу с обучающими компьютерными программами.

Структура и варианты сюжетной игры дошкольника

Основные программы дошкольного образования детей предлагают различные варианты сюжетных игр. Поэтому многие родители задаются вполне понятным и логичным вопросом: можно ли в них играть дома, а не только в садике? Ответ: да, можно. Нужно только лишь знать структуру игрового процесса и наиболее распространённые сюжеты.

Виды сюжетов

  • Игра, в которой есть только лишь один персонаж и одно действие в определённой ситуации.
  • Игра, в которой есть несколько героев, выполняющих повторяющиеся действия.
  • Игра, в которой есть два персонажа, отлично дополняющих друг друга.
  • Игра, в которой есть не только кооперация усилий персонажей, но и отношения между ними.

Содержание игры

Для правильного образования детей дошкольного возраста нужно знать, что в центре любой игры находится ребёнок, чья роль является главенствующей. В процессе игры ребёнок взаимодействует со взрослыми, предметами, а также своими партнёрами. При этом главным движущим механизмом игрового процессе является мотив.

Не менее важно правильно определить содержание игры, а также выстроить её структуру. Это может быть как цепочка взаимодействия, так и всевозможные события, которые устраиваются взрослыми участниками.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Программа воспитания в детском саду

Программ воспитания детей существует великое множество, и каждый детский сад имеет право составить свою программу, однако при этом необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в соответствующих нормативных актах: Федеральном законе «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания.

В современном дошкольном образовании такая Программа стала необходимым нормативно-правовым документом, на основании которого проходит получение лицензии, аккредитация и аттестация учреждения, а также организация дополнительных платных образовательных услуг. В программе воспитания в детском саду должны быть обоснованы выбранные методики воспитания и способы организации воспитательного процесса и доступно описаны основные особенности воспитательно-образовательной системы, принятой в данном детском саду.

Если программа дошкольного образования нужна для того, чтобы сформулировать цели и задачи воспитания, то реализуются они с помощью различных методик и технологий. Технологии дошкольного образования позволяют объединить в целостную систему отдельные приемы и методики и организовать воспитание детей наиболее рациональным и эффективным способом. Чаще всего технологии обучения создаются воспитателями непосредственно на основе собственного опыта воспитания детей, что гарантирует быстрое достижение желаемых результатов.

Сегодня во многих детских садах технологии образования строятся на базе известных воспитательных методик, например, Монтессори, Никитиных, Домана. Каждая из них ориентирована преимущественно на какой-либо один аспект развития ребенка, поэтому главная задача родителей при выборе детского сада — внимательно изучить применяемые там методики воспитания и самим определить, какая из предложенных систем в большей степени соответствует индивидуальным особенностям ребенка. С другой стороны, задача работников детского сада заключается в том, чтобы подобрать такую совокупность методик, которая обеспечит всестороннее развитие детей.

Компьютерные игры в жизни дошкольника

Играть или не играть – вот в чём заключается вопрос для многих родителей. Точнее, разрешить играть своему ребёнку или нет. Ведь некоторые образовательные программы дошкольного образования детей включают в себя использование компьютерных игр.

Компьютерные игры – за и против

Прежде стоит разобраться, почему всё-таки стоит разрешить чаду играть в компьютер.

  • Красочные компьютерные образы позволяют лучше воспринимать цвета и формы объектов.
  • Логические игры, коих много на специализированных сайтах, позволяют улучшить мышление детей. Такие проекты также улучшают интеллект, тренируют логику и внимание.
  • Компьютерные игры, как и обычные, позволяют ребёнку самостоятельно принимать решения, а также координировать свои действия.

Однако есть некоторые доводы против компьютерных игр.

  • Ребёнок отрывается от действительности, поскольку всего лишь нажимает на кнопки.
  • У дошкольника может начаться игровая зависимость и как следствие – проблемы с родителями и неполадки в контактировании с окружающими людьми.
  • При длительном увлечении играми психофизиологичесоке развитие органов чувств происходит неправильно. Например, при пресыщении яркими образами существенно страдает сфера слуха


Законодательство РФ о дошкольном образовании детей

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами:

  • но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве.

Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

На сегодняшний день в большинстве развитых государств мира и практически во всех странах Европы реализуются поддерживаемые государством программы раннего развития детей.

В Российской Федерации дошкольному образованию детей в последнее время также стало уделяться значительное внимание.

Стратегические аспекты развития системы дошкольного образования детей заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2021 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В числе задач Концепцией обозначено:

  • повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,
  • которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Правовое регулирование дошкольного образования детей в Российской Федерации базируется на ст. 43 Конституции РФ, которая:

  • гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях,
  • возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.

Однако эта конституционная норма не конкретизирует содержание права семей с детьми на дошкольное образование и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.

Более детальная регламентация права семей с детьми на дошкольное образование осуществляется:

  • на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В субъектах РФ предпринимаются определенные шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным дошкольным образованием:

  • одной из характерных черт законодательства субъектов РФ является наличие разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дошкольное образование с 2013 года было отнесено к системе общего образования.

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

  • это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;
  • это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

  • закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,
  • тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Понятия «дошкольное образование» детей и «присмотр и уход» за детьми

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

  • формирование общей культуры детей;
  • развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • формирование у детей предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

  • комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
  • по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Плата за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер.

ч. 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон № 273-ФЗ в части платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях:

  • не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях,
  • оставляя, это на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми;
  • дает право учредителям снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций.

Таким образом, законодательно закреплена сложившаяся во многих субъектах РФ практика установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.

Также ч. 4 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает:

  • недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также
  • расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Категории детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

  • дети-инвалиды,
  • дети-сироты,
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, а также
  • дети с туберкулезной интоксикацией,
  • обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Права семей с детьми дошкольного возраста, обучающихся в форме семейного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

  • на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;
  • такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,
  • однако не исключается и создание специальных консультационных центров;
  • при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

  • данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,
  • а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;
  • при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Итог

Полностью откреститься от использования компьютера в развитии ребёнка в процессе дошкольного образования не получится. Игры всё-таки стоит использовать для улучшения развития ребёнка, однако стоит это делать осторожно и внимательно, а также контролировать игровое время.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]