Как рассказать детям о минеральных камнях. Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни


Подписи к слайдам:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ Ответственные: учитель-логопед Статкевич Е.О. воспитатели Мащалгина Г. П. Буданцева О.И. ГБДОУ детский сад № 34 2015 г

Цель: Расширять знания о разнообразии камней и их свойствах Задачи: Познакомить детей с понятием «камень» Познакомить детей с группами,на которые делятся камни Познакомить детей с самыми известными камнями — Ознакомить с изделиями из камня

Камень — (старославянское «камы»). Твёрдый минеральный материал (скальная масса). В основном камнями называют горные породы или драгоценные камни (алмаз, бриллиант и т.д.) Происходит от украинского «камiнь» — «гора».

Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Но мир камня древнее живого мира. На Руси перстни с камнями носили ещё в древности.

Вера в таинственную магическую силу драгоценных камней существовала издревле, поэтому их приобретали как амулеты и талисманы, защищающие от враждебных сил и приносящие счастье, излечивающие от всех болезней. Три главных дос – тоинства драгоценных камней – красота, долговечность, редкость – выделяют их из мира неживой природы.

В мире существует очень много разнообразных камней по форме, размерам. I группа — драгоценные камни (самоцветы) алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, топаз, аквамарин, гранат,бирюза,горный хрусталь и другие. II группа — поделочные (цветные камни) нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, гипс. III группа — драгоценные камни органогенные: жемчуг, коралл, янтарь, гагат.

Самый известный из камней всех камней это АЛМАЗ. Алмаз — наазвание самого известного драгоценного камня произошло от греческого «адамос», что значит неодолимый или несокрушимый, и арабского «алмас» — твердейший. Главные отличительные черты алмаза — высочайшая среди минералов твёрдость (но в то же время хрупкость). Ювелирного качества цветные алмазы могут родиться абсолютно любого цвета, тона, оттенка, насыщенности… Наиболее часто встречаются лимонно-желтые и голубые камни, реже – красные, зеленые, фиолетовые, пурпурные.. Еще реже – розовые.. Наиболее редки природные черные бриллианы, за всю историю добычи алмазов было найдено и задокументировано всего несколько сотен таких камней… Первые алмазы были найдены в Индии. Из древнеиндийских источников следует, что это произошло около трех тысяч лет до нашей эры. АЛМАЗ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ АЛМАЗА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

2. Наука, изучающая физические и оптические свойства драгоценных камней, называется геммология.

3. Абсолютно все драгоценные камни добываются вручную.

4.Цены на драгоценные камни будут только возрастать, потому что настоящих минералов на планете остаётся всё меньше и меньше.

5. 9/10 всех добытых алмазов идут на производственные нужды, и только 1/10 доходит до ювелиров, а затем до потребителей.

АЛМАЗ

6. Драгоценные камни достаточно сложны по структуре, за исключением алмаза. В его основе только один химический элемент – углерод.

7. В зависимости от формы кристалла алмаза, при его обработке теряется 55—70 % веса.

8. Самым большим природным алмазом из когда-либо найденных на нашей планете является алмаз «Куллинан». До разделения его масса составляла 3106,75 карат (621,35 грамм). В 1908 году он был расколот на несколько крупных частей, из которых в итоге изготовили 9 крупных и 96 мелких бриллиантов.

9. В 1694 году итальянские учёные Джон Аверани и К. А. Тарджони при попытке сплавить несколько мелких алмазов в один крупный обнаружили, что при сильном нагревании алмаз сгорает, как уголь.

10. Алмаз будет постепенно превращаться в графит, если его поместить в вакуум или в инертный газ при повышенных температурах.

АЛЕКСАНДРИТ

11. Александрит — это один из немногочисленных камней, который изменяет свой цвет. Из зелёного или синего цветов (при дневном и солнечном освещении) он становится красным или розоватым (при искусственном освещении). Таким же образом ведут себя некоторые гранаты и сапфиры.

12. Александрит был назван в честь царевича Александра, будущего императора Александра II.

13. Разные народы мира, жившие в разных эпохах, неоднозначно, но с одинаковым почтением относились к изумруду. Древние греки придумали для него поэтичное название – камень сияния. Древние русичи считали его одним из символов мудрости.

14.Индийцы традиционно преподносили изумруд молодоженам в качестве свадебного подарка, так как считали, что он дольше сохраняет чувства супругов «свежими». 1

15. Изумруд издавна считался камнем, берегущим своего хозяина от порчи. Но наши предки верили, что проявить эти свойства в полной мере он может только в золотой оправе.

РУБИНЫ

16.Рубин считается очень редким и дорогостоящим камнем.

17. При этом на планете существует целая рубиновая скала! Находится она в Якутии, но невооружённым глазом эту громадину можно и не заметить. Дело в том, что скалу составляют мельчайшие рубиновые кристаллики, которых можно различить только под микроскопом.

18. Рубин – драгоценный камень глубокого алого цвета, встречающийся практически повсеместно. Единственный материк, где его месторождения так и не были обнаружены, — Антарктида.

19.95% всех рубинов искусственно облагораживаются. Избежать такой участи могут только по-настоящему большие и идеально красивые камни.

20. Рубины и сапфиры — это одни и те же камни. Разница между ними только в расцветке. Рубины и сапфиры представляют собой разновидность корунда. Красные корунды называются рубинами, синие — сапфирами.

21.Красную окраску рубину придаёт примесь хрома, а синий цвет сапфира обуславливается присутствием примесей титана и железа.

22.Традиционно эти камни поставляются на экспорт из Таиланда, Таджикистана, Шри-Ланки, Кении и Танзании. Самыми качественными и, соответственно, дорогостоящими считаются рубины из Азии.

23.Рубин не случайно считается королевским камнем. Ему поклонялись многие исторические личности. Свои коллекции рубинов были у Клеопатры, кардинала Ришелье, Марии Стюарт и Марии Медичи.

24.А наша современница – британская королева Елизавета Вторая – в 1973 году заказала придворным ювелирам роскошную рубиновую тиару. Украшение было изготовлено из камней, врученных ей бирманцами в качестве свадебного подарка. А вся ювелирная коллекция английской королевы Елизаветы II стоит около 57 миллионов долларов.

ИЗУМРУД

25. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

26.Самый крупный кристалл изумруда был добыт в 1974 году в Бразилии, его вес составил 28 килограмм.

27. Аквамарин и изумруд — это один и тот же камень, просто примесь разных химических элементов дает разные цвета. Хром делает изумруд зелёным, а алюминий окрашивает аквамарин в голубой.

28. Практически все изумруды имеют трещины и включения (по разным данным 90–95%). Но это не уменьшает их стоимость, ведь камень оценивают по цвету и насыщенности.

29. Чтобы добыть всего один карат изумруда, в Колумбии на приисках перекапывают около 20 тонн почвы.

30.Термин «поделочный камень» относится к минералам и горным породам, которые используются в качестве вставок в украшения или для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни.

САМОЦВЕТЫ

31. Самоцветами называют драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, которые используются в качестве ювелирного и поделочного сырья. Они, как правило, прозрачные или полупрозрачные.

32. Сапфир обычно представляют камнем насыщенного синего цвета. На самом деле в природе встречаются фиолетовые, розовые, оранжевые, желтые и даже зеленые сапфиры, имеющие общее название «фантазийных». Единственный цвет, недоступный этому камню, — красный.

33. Сапфиры очень ценил Борис Годунов. Он считал их магическими, обладающими многими полезными свойствами.

34. Многие ошибочно считают, что алмаз бывает только бесцветным. На самом деле цветовой палитре алмаза может позавидовать любой драгоценный минерал. Но в наше время не все цветные алмазы имеют натуральный цвет. Многие камни искусственно окрашивают. Это вызвано их редкостью.

35.До изобретения шкалы Мооса (минералогическая шкала твёрдости), камни определяли по цвету. Так все зеленые камни становились изумрудами, красные — рубинами и т. д.

ГОЛУБОЙ ТОПАЗ

36. Топаз тускнеет и обесцвечивается на солнце. Поэтому украшения, где есть этот камень, не рекомендуется надевать на пляж.

37. Из цветных топазов самый редкий — розовый. Добывать такие камни очень трудно.

38. А самый модный топаз нежного розовато-пудрового оттенка Misty Rose.

39. Для того чтобы отличить настоящий алмаз от его имитации, используется специальный «алмазный щуп», измеряющий теплопроводность исследуемого камня. Алмаз имеет намного более высокое значение теплопроводности, чем его заменители.

40. Кроме того, используется хорошая смачиваемость алмаза жиром: фломастер, заправленный специальными чернилами, оставляет на поверхности алмаза сплошную черту, тогда как на поверхности имитации она рассыпается на отдельные капельки.

БИКСБИТ

41. Существует камень «красный изумруд». На самом деле это — красная разновидность берилла, биксбит. Это чрезвычайно редкий камень и добывается он только в штате Юта (США).

42. Розовый топаз — это самая редкая цветная разновидность этого драгоценного камня. Именно розовые топазы чаще всего подделывают.

ТАНЗАНИТ

43. Самый крупный из известных топазов называется топазом Эльдорадо. Вес камня, хранящегося в Бразилии, составляет 31 тысячу карат.

44. Если хранить опалы в условиях низкой влажности, то из-за потери влаги они могут потрескаться и помутнеть. Поэтому ювелирные изделия и украшения с опалами следует носить как можно чаще, так как драгоценный камень может брать необходимую ему влагу из воздуха или кожи того, кто его носит.

45. В ювелирном деле широко используется фианит — искусственный материал, имитирующий бриллиант. Его выращивание происходит в лабораторных условиях, где скорость роста кристаллов составляет до 8-10 мм/ч.

ЯНТАРЬ

46. Янтарь — это название живицы хвойных деревьев, пролежавшей в недрах около 30 000 000 лет.

47. Янтарь на открытом воздухе активно окисляется (стареет), что со временем приводит к изменению химического состава, цвета и повышенной хрупкости.

48. Крупнейшим месторождением янтаря является Калининградская область. Янтарный комбинат в посёлке Янтарном даёт около 90% мировой добычи этого камня.

КРЕМЛЁВСКИЕ РУБИНОВЫЕ ЗВЁЗДЫ

49. Кремлевские звезды первоначально были сделаны из уральских самоцветов, которые не выдержали проверку временем и суровыми московскими погодными условиями и стали тусклыми.

50.В 1937 году Советское правительство приняло решение об установке новых звёзд — устойчивых к температурным перепадам, прочным и не теряющим свой цвет. Талантливый мастер, специалист-стекольщик Никанор Курочкин составил рецепт, по которому было сварено особое стекло — рубиновое. Из него-то и сделали сияющие красные звёзды, украсившие кремлёвские башни.

фото из интернета

Подписи к слайдам:

БИРЮЗА Бирюза — один из самых ценный непрозрачных камней, используемых в ювелирном деле. Цвет бирюзы — от блекло-голубого до яркого небесно-голубого, почти синего; от желтовато-зеленоватого до почти зеленого. Часто бирюза имеет разнообразные включения других мине – ралов (чаще черного — псиломелан и бурого — лимонит — цветов). Иногда эти включения наблюдаются в виже жилок и очень мно – гочисленны — это «бирюзовая матрица». Окраска бирюзы весьма деликатна. При нагревании всего до 250 градусов Цельсия голубой цвет бирюзы переходит в блекло-зеле – ный (гораздо менее ценимый). Боится бирюза солнечного света, пота, масел — могут появиться желтоватые пятна.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИРЮЗЫ

МАЛАХИТ Малахит – непрозрачный камень с причудливым узором из вкраплений всех оттенков зелёного цвета. Свое название камень получил от греческого «мальва», поскольку его цвет напоминает цвет листьев этого растения. Плиний Старший писал, что мала – хит непрозрачен, но плотнее и темнее изумруда. Однако минерал ценится в основном за разнообразную текстуру: ленточную, струистую, концентричную, лучистую, звездчатую с переливами. Впервые месторождение малахита открыли в глубокой древности в горах Кир – мана на юге Ирана среди рудников меди. Месторождения «элатского камня» находятся неподалеку от города Элат на юге Израиля. Согласно иудейской ле – генде, здесь когда-то были «копи царя Соломона».

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Картотека опытов с камнямиопыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Картотека опытов «Камни»

Опыты с камнямиРазработала: Болталина О.В.1. Какими бывают камни? Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.Материалы: разнообразные камни, лупыХод опыта Предполагаемые ответы детейВнимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые.Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие.Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают каменьДети затрудняются ответить

Как они стучат.А почему они стучат? Потому что мы их трясемА что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Они там стучат и бьются. Силой водыВода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?

Не гладкие. Неровные, царапаются.Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые.Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки. Узоры.Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый каменьЦель: Сформировать представление о твердости камняМатериалы: камешки, пластилин, монеты Ход опыта Предполагаемые ответы детейВозьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали поастилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мылся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся.А почему как вы думаете был слышен шум при стучании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень очень твердый.Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.

3. Тонет — не тонетЦель: сформировать представления о свойствах камняМатериалы: Морские камешки, кусочки гранила и пемзы, прозрачные сосуды с водой.Ход опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Он утонетБросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Утонул Может ли камень плавать? НетВозьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой -тяжелый.Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? УтонутДавайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть.В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

4. Может ли камень издавать звуки?Цель: сформировать представление о свойствах камняМатериалы: разнообразные камниХод опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? МожетКак нам это проверить? Постучать камешкамиПостучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Нет. Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий.Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

5. Меняют ли камни цвет?Цель: сформировать представления о свойствах камня.Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.Ход опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? НетПредложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Они стали темнымиКакие из них красивее? Мокрые.Какой вывод можно сделать? Мокрые камни меняют цвет

6. Рисующие камниЦель: сформировать представления о свойствах камня.Материалы: небольшие листы фанеры, мел, угольХод опыта Предполагаемые ответы детейВспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или угоем? МеломДавайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углемЧем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает. Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь Формулировка выводов

7. Теплый камешекЦель: сформировать представление о свойствах камня.Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)Ход опыта Предполагаемые ответы детейПотрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? ХолодныеЗажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? ЧуточкуКак вы думаете почему? У нас руки теплыеВозьмите камешек белый и черный, подержите из под лампой. (оставьте на ярком свету) Камешки стали теплыеКакой камень нагрелся теплее? ЧерныйПочему черный камень оказался самым теплым? Дети затрудняются ответитьЧерный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый.Вспомните, в какой одежде нам жарче летом?

В черной

8. Легкий – тяжелыйЦель: сформировать представления о свойствах камняМатериалы: камешки разной плотности и величины, весы.Ход опыта Предполагаемые ответы детейДети, как вы думает модно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый? Можно. Самый большой- и будет самым тяжелымА если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так? Затрудняются ответитьДавайте проверим. Как мы можем это сделать? Взять в рукиВозьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее? Плотный будет тяжелееТочно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.

9. Прочный каменьЦель: сформировать представления о свойствах камняМатериалы: камни разной плотности, молотокВоспитатель предлагает разбить камешки молотком Один камень разбился, а другой – нетКакой камень легче было разбить Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая.А какой камень не получилось разбить? Гранит, галькуПочему? Он плотный и тяжелый.Какой из этих камней прочнее? Гранит и галька прочнее чем мел и пемзаКакие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные? Предположите Мрамор – прочный, известняк — нетО каком свойстве камня мы сегодня узнали О прочности

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]