Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)


Конспект поисково-исследовательской деятельности в детском саду. Средняя группа

Конспект поисково-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Исследовательская лаборатория. Мука и соль»
Автор: Нефеденко Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад-ясли комбинированного вида №1 «Солнышко» Описание материала: данный материал представляет собой конспект совместной деятельности с детьми по экспериментированию, направленной на выяснение свойств муки и соли. Материал будет полезен воспитателям, родителям. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с мукой и солью. Задачи: Образовательные: — познакомить детей со свойствами муки и соли, используя приёмы экспериментальной деятельности; — формировать у детей умение предвидеть последствия с данными веществами; — познакомит детей с процессом приготовления солёного теста для лепки. Развивающие: — развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию; — развивать умение делать выводы по результатам исследования; — развивать тактильные ощущения; — формировать умение пользоваться мнемосхемами и способствовать краткому изложению знакомого произведения. Воспитательные: — воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу; — воспитывать аккуратность при выполнении действий во время экспериментов; — формировать навык сотрудничества. Материалы и оборудование: воспитателю: мнемосхемы, фартук, клеёнка, одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, салфетки, сито, миска, ложка, растительное масло, противень. детям (на каждого): фартук, клеёнка, 2 одноразовые тарелки с мукой и солью, 2 стакана с водой, ложки, ситечко, салфетки. Предшествующая работа: чтение сказки «Петушок и два мышонка», рассматривание иллюстраций. Методы и приёмы: — словесные: вопросы-пояснения; — практические: исследовательская деятельность; — игровые: обыгрывание стихотворения; — наглядные: исследование муки и соли, замес теста. Ход. 1.Организационный момент. Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель. Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней. Много нового узнаем Что ж, ребята, начинаем? 2.Основная часть. Воспитатель. Дети, мы с вами читали сказку «Петушок и два мышонка». Я предлагаю вспомнить действия петушка и в этом нам помогут схемы –помощники. Работа с мнемосхемами. (Петушок нашёл колосок, обмолотил его, собрал зёрна в мешок, отнёс зёрна на мельницу, смолол зёрна в муку, замесил тесто, испёк пирожки) Воспитатель. Сегодня, я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Проходите на места. (дети садятся за столы)Воспитатель. Как вы думаете, что лежит у вас в тарелках? (ответы детей) Воспитатель. Мы с вами будем исследовать муку и соль. Эксперимент №1 «Какого цвета» Вывод: соль и мука имеют белый цвет. Эксперимент №2 «Исследуем на ощупь» (Дети опускают руки поочерёдно в муку и соль и называют свои ощущения) Вывод: мука: тёплая, рассыпчатая, мягкая; соль: рассыпчатая, твёрдая, жёсткая. Эксперимент №3 «Исследуем на твёрдость и размер частиц» Раздавливаем ложкой муку и соль. Вывод: мука: мягкая, легко можно раздавить; соль: твёрдая и жёсткая нельзя раздавить ложкой. Просеиваем через сито. Вывод: мука: легко просеивается, состоит из мелких частиц; соль: не просеивается, состоит из крупных частиц. Эксперимент №4 «Какой имеют запах?» Дети аккуратно подносят к носу муку и соль и нюхают. Вывод: мука и соль не имеют запаха. Эксперимент №5 «Определяем на вкус» Воспитатель. Дети, будьте внимательны! Этот эксперимент самим нельзя проводить, только если разрешит взрослый. Так как мы знаем, что перед нами мука и соль, то я вам разрешаю немного попробовать на кончике языка и определить вкус этих веществ. Вывод: мука: безвкусная; соль: солёная. Эксперимент №6 «Растворимость в воде» Дети помещают ложку мук и соли в отдельные стаканы с водой и перемешивают. Вывод: мука: мука впитывает воду и слипается в воде; соль: в воде растворяется. Динамическая пауза. Рос сперва на воле в поле Летом цвёл и колосился (покачиваем руками, поднятыми вверх)
А потом обмолотился
(постукиваем кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился
(пальчики здороваются)
Из зерна в муку и тесто
(сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место
(вытягиваем руки вперёд, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом
(поднимаем руки вверх)А пришёл на стол он хлебом (показываем круглый хлеб)
Воспитатель.
Дети, я предлагаю вам замесить тесто и сделать пирожки, хлеб или бублики. Для этого мы с вами смешаем наши исследуемые вещества (муку и соль), добавим немного воды и замесим тесто. Чтобы тесто не липло к рукам, мы добавим немного растительного масла. (Дети принимают участие в замесе теста)
Воспитатель.
А теперь приступаем к работе и лепим пирожки, хлеб или бублики. 3.Рефлексия. Воспитатель. Какие вещества мы с вами сегодня исследовали? Чем похожи эти вещества и чем они отличаются? После того, как дети вылепят изделия из солёного теста складываем на противень и относим на кухню и запекаем. В дальнейшем изделия используем для сюжетно-ролевых игр.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака НОД для детей средней группы. Как можно обнаружить воздух? Конспект занятия по экспериментированию в средней группе. Посадка лука Конспект НОД по экспериментированию с водой в детском саду. Средняя группа

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Картотека игр по экспериментированию в средней группе

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой?
(
Вода может литься, а может разбрызгиваться).

«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод

: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

«Какая лужа высохнет быстрее?»

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

«Сухой песок может сыпаться».

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму».

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).

Стекло, его качества и свойства.

Цель:

Узнавать предметы, сделанные из стекла; опреде­лять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теп­лопроводность).

Игровой материал

: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Ход игры

: Взрослый вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем взрослый проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут опреде­лить изменение температуры стекла. Далее взрослый берет стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помеща­ет ее среднюю часть в пламя спиртовки. После силь­ного накаливания сгибает ее или растягивает — под воздействием высокой температуры стекло плавится. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие). Дети составляют ал­горитм описания свойств материала.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Цели экспериментирования:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях нашей группы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  • во — первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в — третьих, они практически безопасны;
  • в — четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Положительные стороны демонстрационного метода: 1. Практически исключены ошибки при проведении опытов. 2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний. 3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины. 4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций. 5. Проще решаются вопросы гигиены. Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны: 1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. 2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения. 3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон. 4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы. 5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия. 6. Сведена до минимума инициатива детей. 7. Затруднена индивидуализация обучения. Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».

Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут: — хорошо видеть мелкие детали; — рассмотреть объект со всех сторон; — использовать для обследования все анализаторы; — реализовать заложенную в них потребность к деятельности; — работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков. — эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных; — процесс обучения индивидуализирован. Слабые стороны фронтального метода: Труднее найти много объектов. 2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком. 3. Труднее установить контакт с детьми. 4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей. 5. Повышается риск ухудшения дисциплины. 6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций. Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса. 1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). 4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). Так был рожден совместно детско-родительский исследовательский проект воспитанницы ДОУ по теме «Народная кукла». Данный проект был представлен на муниципальном конкурсе «Я – исследователь». Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины. Выдвижение гипотезы было таким – обладает ли дерево различными свойствами?

Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.

Сбор материала: Сначала решили выяснить — откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.

Обобщение полученных данных. По результатам проведённого исследования делаем вывод: Дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОУ оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование». В мини — лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны: — для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); — для приборов; — для выращивания растений; — для хранения материалов (природного, «бросового»); — для проведения опытов; — для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.). Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини — лаборатории: Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы. Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.). Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со 2-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки. С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей: Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. Провели простейший опыт с водой: — «Почему осенью бывает грязно?» Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты: превращение воды в лёд. превращение льда в воду. С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов: — мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) — можно ли поймать воздух? — может ли воздух быть сильным? — движение воздуха. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей. Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть. Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры — опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее утонет?»). В средней группе впервые начинаем проводить экспери¬менты по выяснению причин отдельных явлений, например: «По¬чему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «По¬тому что мы его повесили на батарею». Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла. При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья. Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым. Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются: С песком: Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок. С огнем: Помни правило: огонь Никогда один не тронь! С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок. Со стеклом: Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, Брат-совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. По окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил?

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет. Также в группах есть полочки избыточной информации. На них выставляются разнообразные предметы. Например, при изучении прозрачное– непрозрачное, мы поставили прозрачный и деревянный стаканы. Провели обследование: налили в стаканы воды и положили туда бусинки. Дети сами делают выводы.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, мы считаем метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; с помощью проекта «Говорят детей находят в капусте, правда ли это?» дети познакомились с семенами, этапами роста капуты, с разными сортами капусты, с блюдами и рецептами приготовления разнообразных блюд из капусты. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводили с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Это можно проследить в ходе итогового мероприятия развлечение «Золотая Осень» по проекту «Осень». Дети показали свои знания: называли овощи и фрукты, и перевозили урожай из огорода домой, собирали грибы, играли в «Листопад», «Солнышко и дождик».

Работа с родителями Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки, Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга» «Подводный мир», и т.д. Воспитатели родителям на собрании дали очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Синицына О.Н., воспитатель

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]