ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) воспитатель подготовительной группы 8 «Веснушки» Маврина И.Н. — презентация


Проект познавательно-исследовательской деятельности “Я-исследователь”

Проект “Я – исследователь”

Актуальность.

Экспериментирование

– эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальных проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта:

проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации

: краткосрочный – 2 месяца (февраль, март)

Участники проекта:

дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта:

“Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

Задачи проекта:

– формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

– развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

– расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

– поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта:

метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры – экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

6. Познавательные праздники-досуги для дошкольников. Л.А.Наумова, 2003г.

7. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. М.А.Давыдова, 2007г.

8. «Тайны воды» Л.Орлова, М.Кретова, С.Леоненко. Музыкальный руководитель №2, 2013г.

Материально-техническое:

– подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

– разработка группового проекта, конспектов занятий и игр

– экспериментирование; – подбор иллюстраций, детской литературы; – подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей; – оформление “детской лаборатории в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный

(мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2.Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

– Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

– Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

– Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

– Беседа и рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме «Вода», чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

– Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1.Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

– для чего нам нужна лаборатория в группе?

– для чего нужны эксперименты?

– вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

– Что такое лупа?

– Какие вещества растворяет вода?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

– Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

– Проделать эксперименты и опыты.

– Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

– Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог – Ребенок – Родители

Работа с детьми

Месяц

(период)

Формы работы
Февраль Беседа «Что такое лаборатория? Для чего она необходима?»
Март Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, воронки.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Интегрированная образовательная деятельность

«Тайны воды»

Эксперимент “Окрашивание воды”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. ”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду

Беседа “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Развлечение познавательного характера «Волшебница вода»

Совместно с родителями воспитанников.

Оформление электронной презентации, оформление детского альбома по экспериментированию; оформление выставки детских рисунков по теме «Вода среди нас»; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов

Работа с родителями

Месяц Формы работы
Февраль Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.
Март Предложить родителям провести эксперимент с водой дома вместе с детьми. (Семья Кирилычевой Ани)
Предложить родителям провести опыты в домашних условиях «окрашивание воды»
Помощь родителей в проведение опытов принести лупы, бинокли, разноцветные стекла.
Организовать родителей для итогового совместного

досуга-развлечения «Волшебница вода»

(Участники -родители: Журова Е.В., Кирилычева Е.Ю.)

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

– У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

– Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой

– Сформируются личностные качества соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]