ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(долгосрочный, практико-экспериментальный)
Автор проекта: воспитатель Шекунова О.В. МДОУ Детский сад №54 «Жар –птица» Московская обл., г. Подольск
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семенович Выготский
Описание проекта
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом опыт, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой и живой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно — экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая
- познавательно — исследовательская (опыты) и продуктивная
— коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Актуальность проекта
Детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес.
Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т.д.
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Объект проекта: формирование познавательно-исследовательского развития, социально-коммуникативного развития; речевого развития.
Время проведения проекта: ноябрь 2021 г. – июнь 2021 г.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Все опыты проходят с участием игровых персонажей
Цели проекта:
- Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, камня, древесины, пластмассы, металла и ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних предметов на свойствах других.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе; Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Этапы:
1. Подготовительный.
- Постановка цели и задач проекта
- Определение актуальности и значимости проекта
- Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)
- Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Подбор художественной литературы для детей
- Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.
2. Основной.
- Создание и обустройство экспериментирования для успешной реализации проекта
- Реализация опытно-экспериментальной деятельности с детьми по перспективному планированию
- Планирование занятий, приложения, работа с родителями.
3. Заключительный.
- Создать для детей предметно — развивающую среду для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
- Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми
дошкольного возраста по возрастным категориям
- Фото-коллаж для родителей
- Публикация на сайтах воспитателей.
: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
Материалы и оборудование:
Лупы, ложка, посуда, игрушка, шкатулка с тканью разной фактуры, персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани, бумага, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы, пробки, пух и перья, разноцветные прищепки; камешки разного размера
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.д.), «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.д.), семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; вата, ватин, синтепон
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья и т.д.
Формы работы с детьми:
Дидактические игры:
- «Найди пару»
- «Узнай предмет»
- «Узнай на вкус»
- «Узнай на ощупь»
- «Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Лаборатория»
- «Ветер и листочки»
- Игра — эксперимент «Рисовальщики»
Настольно-печатные игры:
- «Времена года»
- «Природные явления»
- «Что происходит в природе»
- Разрезные картинки «Собери растения»
- «Что, где растет?»
- Лото «Цветы»
- «Признаки осени, зимы, весны, лета»
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»
- «Пузырь»
- «Мой веселый звонкий мяч»
- «Что спрятано?»
- «Шишки»
Пальчиковые игры
- «Дождик» (Русская народная потешка)
- Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка)
- «Снежок»
- «Солнышко»
- «Осенние листья»
- «Шарик»
- «Листопад»
- «Снежинки»
- «Что делать после дождика?»
- «Дождик»
- «УПРАЖНЕНИЕ С ПРОБКАМИ»
Стихи и загадки про живую и неживую природу
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию:
Привлечение родителей к пополнению атрибутами и материалом.
Консультация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментальная деятельность в детском саду. Экспериментируем играя». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятки для родителей:
«Детское экспериментирование», «Что можно, что нельзя», «Признаки познавательной активности», «По организации познавательно – исследовательской деятельности» «экспериментирование с водой» и консультация для родителей
Оформление картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.
Литература и источники
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград, 3-е издание, 2012 г.
- О.В. Дыбина, Н.П. Разманова, В.В. Щетинина. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольноков». Москва, 2005 г.
- Интернет – ресурсы.
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 2021 г.
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2014 (методическое пособие)
- Опыты и эксперименты с веществами и материалами 3-4 года ФГОС ДО. Карточное планирование в ДОО.
Следующая > |
Организация познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе, по мнению ФГОС должна направляться на совершенствование и укрепление у дошкольников таких важных качеств, как стремление к познанию и проведению опытов.
Хоть и современная педагогическая система не характеризуется прямой передачей знаний, это позволяет развить в детях нужную мотивацию к поиску новых знаний с помощью любых методов.
Опыты и эксперименты — эффективный прием обучения познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе
Организация такой деятельности, прежде всего, направлена на поощрение любопытности, нахождению ответов на любые вопросы и повышению внимательности как таковой. В этом случае познание проявляется как в самостоятельных занятиях, так и во время обучения с педагогом.
Такая способность для постановки четкого вопроса по отношению к малоизученному объекту или предмету с дальнейшим нахождением ответа, определяет высокий уровень развития интеллекта и психики ребенка. Проще говоря, дети, — это настоящие исследователи, которым необходимо помочь в поиске решения проблемы.
Используемые приемы
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием различных методов и приемов, которые позволяют значительно упросить процесс обучения.
Наиболее популярными и используемыми на практике являются:
- Эвристический метод. В этом случае педагогом создается определенная проблема для того, чтобы мотивировать ребенка. Таким образом, удается сформировать у дошкольника ощущение групповой сплоченности для того, чтобы найти ответ решения той или иной задачи и активизировать интеллектуальные способности для анализа проблемы. Совершенствованию речевого, исследовательского и любознательного навыка, способствуют различные беседы, где обсуждается проблема. Воспитатель должен определить вопрос исходя из уровня знаний ребенка, а также учитывать возраст группы. При этом педагог формирует уточняющие и наводящие вопросы для того, чтобы привести дошкольника в нужное русло. В рамках младшей группы, длительность такой беседы составляет от 10 до 15 мин.
- Наблюдение. Подобный процесс чаще всего организуется в рамках определенного помещения в ДОУ или на улице, где восприятие различных объектов или явлений комплексно развивает слуховые и визуальные способности ребенка. Те исследования, которые проводятся во время прогулки, лучше погружают дошкольника в окружающий мир за счет большего количества образов, запахов, цветов или звуков.
- Эксперименты и проведение опытов. Наряду с игровым процессом, опыты считаются одной из основных форм деятельности дошкольника. Так, при постановке элементарных исследований над объектами в детском саду, ребенок приобретает важное понимание о том, как они работают, начинает видеть основные свойства и особенности предметов. Дошкольники с большим энтузиазмом и наслаждением проводят эксперименты с теми веществами, которые им уже известны, — глина, песок, растения. Такой исследовательский процесс лучше всего формирует желание к самостоятельной постановке опытов. Подобный метод особенно развивает концентрацию, наблюдательность, дисциплину, а также способствует развитию дружеской атмосферы в коллективе.
- Проектная деятельность. Данная разновидность работы направлена на исследовательскую активность дошкольников и воспитателя, в некоторых случаях, — и родителей. В этом случае задействуется как мыслительные, так и творческие умения ребенка. Педагог должен правильно мотивировать воспитанника к самостоятельным наблюдениям и опытам, — только при особой необходимости помогая дошкольнику.
- Технологии по методике ТРИЗ. Заключается в решении избирательских заданий, благодаря чему ребенок может самостоятельно выстраивать алгоритмы и планы действий для того, чтобы решить ту ил иную проблему. Подобное технологическое решение в детском саду зачастую используется в игровой форме, что позволяет более эффективно взаимодействовать с учениками. Педагог выстраивает вокруг обучения сказочные сюжеты, что дает возможность дошкольнику учиться вместе с любимыми игрушками или героями из сказок, мультфильмов.
В ходе экспериментального обучения, ребенок обучается важному анализу информации. Таким образом, дошкольник может научиться новому навыку посредством сравнения его достоинств и недостатков, а также найти более эффективные методы обучения.