Конспект НОД для детей старшей группы по экологическому воспитанию на тему: «Путешествие по экологической тропе»


Статья Конспект занятия «Экологическая тропа». Автор: Садова Валентина Викторовна

Конспект занятия «Экологическая тропа»

Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ. Задачи:

-Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общениес природ

ой ; -Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Остановками экологической тропы являются: 1. «Берёзка»

2. «Елочки – красавицы» 3. «Веселый скворечник»

4.«Терем-теремок»

5. «Зеленая аптека»

6.«Цветик – семицветик» Ход занятия: — Воспитатель:Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. — Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно, тропа,тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.

— Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?!

1 Станция: «Берёзка» Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки. — Вы согласны? (Да) Письмо берёзы: « Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я васждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола). Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору . Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.) — А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.) — А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».) — Спасибо, ребятки. Вы молодцы. А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают своипредположения.) А почему шевелятся мои листочки? Молодцы, мои славные путешественники. Не забывайте обо мне»

2 Станция: «Ёлочки – красавицы»

Стройная красавица В хвою наряжается, Летом жарким и в метель Любит цвет зеленый ель . Воспитатель: — Ребята давайте рассмотрим ель, ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус (треугольник). Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместолистьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево. Все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться. -Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь? Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырватьдерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

-Вопросы: – Каким деревом является ель? (хвойным) – Как называются иголочки на ели? (хвоинки) — Как называется лес, где растут только ели? (ельник) Какуюпользу приносит ель? — снабжает диких животных и птиц шишками с семенами; — очищает воздух от вредных веществ и примесей; — выделяет кислород круглый год; — летом служит источником прохлады и тени; — Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Пока мы идем дальше ,давайте поиграем?!

Дидактическая игра «Овощи- фрукты» Кто тут ловкий, погляжу… Руки выше поднимаем Если овощ вам скажу. Если фрукт я назову, Руки быстро на траву!

( картофель , абрикос, морковь, капуста, яблоко, перец, груша, огурец, кабачок, лук, виноград, свекла, персик, слива, редька).

3 Станция: «Веселый скворечник» Воспитатель предлагает отгадать загадку: Между веток новый дом, Нет двери в доме том, Только круглое окошко, Не пролезет даже кошка. (Скворечник) Вопросы: Что такое скворечник? (ответы детей) — Откуда он взялся на нашем участке? (ответы детей) — Для кого человек сделал скворечник? (ответы детей) — Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице? (ответы детей) — Ребята, а когда можно услышать голоса скворцов? (ответы детей) -Да, пенье скворца можно услышать летом. А почему скворца нельзя услышать зимой? (ответы детей). -Да, скворцы на зиму улетают в теплые края, потому что они не могут переноситьтакие сильные морозы которые бываю у нас зимой. Перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню. — Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей) — После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать (воробьи или синички) .

Воспитатель :Молодцы! А пока мы идем дальше попробуйте отгадать мои загадки об овощах: 1.Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. — картошка – 2.Говорит коза, что козы Очень любят нюхать розы. Только почему-то с хрустом Нюхает она… — капусту – 3.Корешок оранжевый под землей сидит, Кладезь витаминов он в себе хранит, Помогает деткам здоровее стать, Что это за овощ, можете сказать? — морковь – 4.Над землей трава, Под землей бордовая голова. — свекла – 5.Он никогда и никого Не обижал на свете. Чего же плачут от него И взрослые и дети? — лук – 6. Очень длинным вырастает И пол грядки занимает. Этот овощ тыквы брат, Летом все его едят. — кабачок – 7. Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки. — помидоры – 8. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? — огурец –

4 Станция: «Терем-теремок»

Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем околопня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как выдумаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.Дети рассматривают пень.

5Станция: «Зелёная аптека»

Воспитатель:— Сегодня ребята я приглашаю вас посетить «Зелёную аптеку». — Ребята, а что такое аптека? (Это где продают лекарства, таблетки, витамины, мази, бинты, вату …) — Правильно! А что же такое «Зеленая аптека»? Как вы думаете? Дети: Наверное, там продаются лекарственные травы. — Правильно! И сегодня я вам расскажу, какие лекарственные растения могут находиться в зеленой аптеке! — Первое растение, о котором я хочу вам рассказать, называется Мать и Мачеха. — Ребята,давайте посмотрим это растение внимательней. Какие части есть у этого растения? (корень, стебель). Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт? (легким пушком). Как вы думаете, зачем растению нужен пушок? (защищает растение от холода). Какие части еще естьу растения? (листья). Приложите ладонь к листу, посмотрите, ребята, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения? (большие, крупные). — А почему это растение называется мать-и-мачеха? (Ответы детей.) -Ребята, погладьте лист снижней части листа. Что вы ощущаете? (мягко, тепло). Словно матушка приласкала. Теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она? (гладкая, холодная). В народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать-и-мачеха. Это растение поможет вылечить бронхит и пневмонию у больных пациентов, лечит кашель. Для того, чтобы приготовить из этого растения лекарство нужно сорвать листья, помыть их и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больного. — Следующее растение ,о котором мне хочется вам рассказать называется – Подорожник.

— Давайте посмотрим, вы знаете это растение? Как вы его узнали? (по листьям). Потрогайте их, какие они на ощупь? (упругие, с прочными, словно, капроновыми жилками). Какие листья по форме? (овальные). — Подорожник, ребята, заживляет ранки. — Отвар подорожника лечит болезни горла. — Болезни горла лечит ещё и Ромашка, послушайте стихотворение: Когда моё горлышко болит Ромашка поможет, она исцелит Я ею горлышко пополощу Станет все в порядке, И в садик я пойду. Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? (Ромашка растет везде: на лугу, на полянке, около речки, у нее не высокий прямой стебель, тонкий, ветвистый, листья похожи на укроп, цветочки маленькие и их много, белые лепестки и желтая середина.) -Люди собирают цветы ромашки, сушат их и готовят из них отвар, которым поласкают горло при ангине, стоматите и т.д. — Последнее растение, о котором я вам сегодня расскажу, называется Клевер. — Му, — мычит с утра теленок, — Клевер мне дает силенок. Без него я на лугу И денечка не могу. — Люди используют траву, цветки, корни растения, которые заготавливают летом,во время его цветения. Цветы листья срезают, а затем сушат в тенечке, после чего используют для приготовления целебных настоев и отваров которые используют наружно при кожных заболеваниях, например, псориазе, экземе (детской), диатеза. Внутрь принимают при комплексном лечении малярии, ревматизма. Применяют при мочекаменной болезни, кровотечениях, анемии. — Ребята мы сегодня с вами познакомились с некоторыми растениями «Зелёной аптеки», какие это растения? (ответы детей) — На самом деле в «Зелёной аптеке» ещё много разных растений.

6 Станция:«Цветик – семицветик»(клумба) Нарядные сестрёнки Весь день гостей встречают, Мёдом угощают. (цветы) — Какое сейчас время года? — Что происходит с растениями летом (осенью)? — Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля, насекомые и люди.) — Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод) -Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.) — Как нужно ухаживать за клумбой ,чтобы она всегда радовала красивыми цветами? (Прополка , рыхление , подкормка , правильный полив. Ни в коем случае нельзя поливать цветы под палящим солнцем, поскольку это может вызвать у них появление ожогов, это лучше делать утром или вечером.). Можно ли их срывать склумбы? — Ребята, цветы бывают однолетними и многолетними. — Однолетними называют те цветы, которые живут от весны до осени, например, астры и бархатцы; многолетними называют те цветы, которые живут и цветут больше двух лет, например: роза , астильба, нарцисс ,хоста, лилия. -. Много стихов написано и о цветах. Послушайте стихотворение: «Анютины глазки — цветочки из сказки, в зелененькой травке пестреют они. Анютины глазки — цветочки-раскраски, и солнечнойласки их глазки полны». — О каком цветочке говорится в стихотворении? — «Анютины глазки» растут и на нашей клумбе, давайте рассмотрим их, какого цвета и формы лепесточек, листочки, стебель, стебель короткий или длинный. — На нашей клумбе растут ещё петунии(однолетнее), бархатцы(однолетнее), декоративная трава осока(многолетнее), хоста(многолетнее). Воспитатель вместе с детьми рассматривает знакомые цветы на клумбе.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]