ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Образовательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: «здоровье», «социализация». Название НОД: развитие речи. Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев». Коррекционно – образовательные задачи: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; закреплять умения связно, последовательно, выразительно передавать содержание сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства (интонация, мимика, жесты), учить замечать несоответствие тексту в пересказах друг другу, правильно оценивать ситуацию. Коррекционно – развивающие задачи: развивать зрительную и слуховую память, внимание; координацию и двигательную активность; выразительность речи, коммуникативные навыки. Коррекционно – воспитателные задачи: воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уверенность в себе, умение устанавливать партнёрские взаимоотношения во время коллективного пересказа. Словарь: слова, обозначающие эмоциональные состояния – ласковая, испуганная, жадная, злая, удивлённая, встревоженная, указ, зябнут, фотовыставка, Терентьюшко. Демонстрационный материал: изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях, мольберт, шаль для сказочницы, шапочки лисы и тетерева, кукла бибабо лиса, макет дерева. Предварительная работа: чтение русских народных сказок с участием лисы, рассматривание иллюстраций тетерева, чтение рассказа Г. Скребицкого «Тетерюк». Ход НОД. 1. Организационный момент. — У меня для вас, ребята, сюрприз, сегодня на занятие у нас будет гость. А кто это, попробуйте, отгадайте. Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. — Почему вы решили, что это лиса? ( Ответы детей) — Давайте посмотрим, так ли это. (Убираем ширму, на подставке кукла бибабо лисы, на шее у неё фотоаппарат) 2. Вступительная беседа. — Здравствуй, Лисичка, мы рады тебя видеть. С чем к нам пожаловала? — Здравствуйте, ребята. Я очень люблю фотографировать своих подруг и хочу вас пригласить на свою фотовыставку. (Дети подходят к мольберту, на мольберте изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях). — Кто здесь изображён? -Какое настроение у лисы на этой фотографии? Как вы думаете, чего или кого она так испугалась? Что задумала эта лиса? Как вы думаете, а почему так разозлилась эта лиса? За что лисе стыдно? — А в каких сказках присутствует персонаж лисы? — Как в сказках ласково называют лису? ( лисичка, лисушка, лисонька, лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна) 3. Чтение сказки «Лиса и тетерев». Видишь, Лисичка, как много о тебе знают ребята. А сегодня хочу прочитать вам ещё одну сказку, которая называется «Лиса и тетерев». Ты его в лесу встречала, а мы с ребятами про эту птицу много читали. Садись, послушай вместе с нами. 4.Чтение произведения. 5. Беседа по содержанию сказки. — Где лиса увидела тетерева? — Что лиса сказала когда увидела тетерева? -Зачем лиса выдумала этот указ? — Почему она так ласково к нему обратилась? — Как Лиса решила перехитрить Тетерева? — Как вы думаете, Тетерев догадался, что Лиса хочет его обмануть? — Что он ответил Лисе? — Как вы думаете, кого имел ввиду тетерев? Кто мог идти по лесу? Что мог нести на плече? Кого вести за собой? — Что ответила лиса? — Почему лиса не стала больше ждать пока тетерев спустится с дерева, а убежала домой? — Кто в этой сказке кого перехитрил? 6. Физминутка. Давайте мы с вами превратимся в лисичек. Раз, два, повернись и в лисичек превратись. У лисицы острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая лисы Несказанной красоты Я охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу – подкрадусь! И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу. (Повторить 2 раза) 7. Повторное чтение сказки и пересказ её детьми. Сейчас я ещё раз прочту вам сказку «Лиса и Тетерев». А вы слушайте внимательно, запоминайте и попробуете рассказать её сами. 8. Драматизация сказки. Чтобы Лисичке было интересно вас слушать, давайте мы ей не только расскажем, но и покажем. — Кто хочет быть Лисичкой? Кто Тетеревом? Кто сказочницей? — Как ты будешь разговаривать с тетеревом в начале сказки? ( ласково, вкрадчиво) — А как в конце сказки (торопливо испуганно) — А как отвечал лисе тетерев? (спокойно, уверенно) (Дважды пересказать сказку. Оценивая рассказы, обратить внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонации). 9. Итог НОД. — Понравилось тебе. Лисичка, у нас в гостях? — Очень понравилось. Послушала вас – как в театре побывала и решила: не буду фотографом, а буду артисткой. А свои фотографии вам оставлю. Чтобы меня не забывали Бродич Татьяна Николаевна. Воспитатель логопедической группы МБДОУ №24 «Космос» | Занятие
Тема. Развитие связной речи
Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование:
магнитная доска(наборное полотно); сюжетная картинка «Лето» и предметные картинки: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок; карточка с восклицательным знаком.
Примечание. Педагоги должны дополнить комплект картинок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, отношение к происходящему. Например: Маше нравится отдыхать у бабушки. «Какая красивая рыбка.» — подумала Маша. До свидания! и т.п.
Ход занятия
Педагог, прикреплял к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:
— Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами — клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце маленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки.
Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.
Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.
Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание предложения.
После успешного пересказа можно перевернуть все картинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.
Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречаться предложения с однородными членами. В этом случае в одном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок. В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.