Пальчиковая гимнастика для мозга с примерами упражнений для детей и взрослых


Чем интересны пальцовки для развития мозга и улучшения памяти

Используя определённые упражнения по несколько минут в день, уже в короткое время можно добиться заметных результатов – повысить навыки коммуникации, организации и концентрации. Таким образом, ребёнку станет легче учиться и быстрее осваивать всё новое.

Особенно пальчиковая гимнастика полезна в рамках начальной школы. Научить, заинтересовать, увлечь и развлечь. И всё это надо сделать в рамках урока. Быть педагогом сложно, а учителем младших классов – тем более. Ведь, чтобы удержать внимание школьников младших классов, надо менять деятельность каждые 5-10 минут. В противном случае дети устают, перестают воспринимать информацию и им просто становится скучно.

Чтобы урок был динамичным, специалисты рекомендуют в течение занятий чередовать учебную деятельность с физкультминутками. В пределах класса как нельзя лучше подойдут пальчиковые игры. Особенно музыкальные пальчиковые игры для детей – это прекрасная возможность развлекаться с пользой.

Они представляют собой инсценировку придуманных рифмованных сказок или историй, которые разыгрываются при помощи пальцев. Это не новый метод, такие игровые формы обучения появились очень давно, но не теряют своей актуальности. Ведь нервные окончания рук оказывают воздействие на детский мозг, в результате чего активизируется и обостряется умственная деятельность. Особенно актуальна пальчиковая гимнастика в первом классе.

Такие игры и упражнения способствуют формированию визуального внимания, фантазии, памяти, воображения, навыка коммуникабельности. И, в конце концов, это просто интересно детям! Современные пальчиковые игры в стихах понравятся и учителям, и родителям, и ученикам.

Задачи пальчиковой гимнастики

Задачами упражнений пальчиковой гимнастики для мозга являются:

  • восстановление организма;
  • активация нервной системы;
  • разрядка и минимизация стресса;
  • и повышение энергии.

Используя эти упражнения, можно улучшить следующие навыки:

  • чтение;
  • речь;
  • рисование;
  • письмо;
  • подвижность;
  • зрение;
  • слух;
  • память;
  • концентрацию;
  • планирование времени;
  • организационные навыки;
  • художественные способности.

Принцип действия пальчиковой гимнастики

Все упражнения пальчиковой гимнастики связаны с подавлением стресса. Стресс часто является главной причиной отставаний в обучении. Он также ослабляет организм. Пальчиковая гимнастика для мозга формирует привычку позитивного мышления. Этому способствуют так называемые упражнения, углубляющие и балансирующие эмоции в плане положительного отношения.

Метод заключается в интеграции ума и тела с помощью организованных движений. Основана эта гимнастика на трёх простых принципах:

  • необходимо изучать естественные способности и заниматься приятными сферами деятельности, которые индивидуальны для каждого человека;
  • в человеческом организме скрыты блокировки, которые мешают учиться и приобретать новые навыки;
  • необходимо правильно распознать блокировки, которые могут быть удалены (при условии правильно проводимых упражнений).

Также важным является интеграция обоих полушарий головного мозга, каждое из которых отвечает за свои задачи и функции.

Правое полушарие мозга отвечает за:

  • чувства;
  • мимику;
  • обучение;
  • долгосрочная память;
  • восприятие;
  • художественные способности.

Левое полушарие мозга (логическое) отвечает за:

  • мысли;
  • анализ;
  • сопоставление фактов;
  • восприятие (ощущение) времени;
  • контроль над словами;
  • словесное общение;
  • центр речи;
  • упорядочение реальности;
  • слух;
  • краткосрочную память.

Благодаря совместной работе обоих полушарий мозга можно легче усваивать новые знания и навыки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» в старшей группе

Предлагаем стихотворения с инструкциями для выполнения пальчиковой гимнастики в старшей дошкольной группе. Педагог зачитывает стишок, показывает, какие движения выполнять, а воспитанники повторяют за ним.

В лесу

Пальчики, вы где бывали? — дети делают знак «класс», выпячивают большой палец;

Пальцы по лесу гуляли. — асинхронно поднимают и опускают кисти;

Там зайчонок, мишка, волк,

А еще там еж в иголках. — по очереди касаются большого правого пальца кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца;

Видели ужа, лисицу,

Также барсука, куницу. — по очереди касаются большого левого пальца кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца;

Долго по лесу гуляли,

Все тропинки истоптали. — поднимают кисти, вращают ими вправо-влево.

Зимняя спячка

У детишек пальцев пять — воспитанники по очереди разжимают правые и левые пальчики, начинают с большого;

В лес зимой пошли гулять. — поднимают кисти, вращают ими вправо-влево;

Не хотят спать волк с лисой, — сжимают и разжимают правый и левый кулаки;

А медведю снится сон. — подкладывают совмещенные ладоши под щеку, будто спят;

Ежик в норке в шар скрутился, — по очереди совмещают кончики правых и левых пальчиков;

И барсук спать уложился. — отнимают совмещенные пальчики друг от друга;

Добрых снов зверятам, — сцепляют кисти в форме «замка»;

Желают все ребята! — хлопают в ладоши.

Лесные жители

Сейчас мы по следам узнаем, — дети складывают ладоши вертикальной «лодочкой»;

Кто в лесочке проживает. — раскрывают «лодочку»;

Вот следы лисички, — сгибают правый большой палец;

Волка, мелкой птички, — правые указательный и средний;

Кабана, зайчонка, — правые безымянный и мизинец;

Медведя и ежонка, — сгибают левые большой и указательный пальцы;

Шустрой белки, рыси, — левые средний и безымянный;

И лосиные нашлись. — левый мизинец;

Ах, как много в лесу жителей! — поднимают руки над головой, затем плавно разводят в стороны.

В лесу

В лесной чащобе стоят елки, — дети соединяют ладони треугольником;

Под ними рыщут злые волки. — показывают «волчью морду» — сгибают указательный палец, большой отставляют, мизинцем двигают вверх-вниз;

Зайчата редко пробегают, — разгибают указательный и средний пальчики, шевелят ими, имитируя заячьи уши;

У елей ветки задевают. — двигают расслабленными кистями в разные стороны;

Медвежонок косолапый,

Срывает ветви большой лапой. — сцепляют пальцы рук, изображая медвежью голову, а совмещенные большие пальчики отставляют, имитируя медвежий нос;

Под елкой маленькая норка,

Это домик для ежонка. — складывают кисти в форме шара.

Примеры упражнений пальчиковой гимнастики для мозга для подростков и взрослых

Чередование движений

Необходимо на протяжении некоторого времени прикасаться правым коленом к левому локтю и правым локтем к левому колену. Затем прикасаться правой рукой левой ноги и левой рукой правой ноги.

Эффекты:

  • улучшает написание, слух, память, чтение и понимание;
  • улучшает координацию движений левой и правой сторон тела;
  • усиливает дыхание;
  • вызывает увеличение энергии.

Шапочка мыслителя

Большими пальцами нужно взяться за ушные раковины и массировать их (вытягивая назад и сжимая большим и указательным пальцем). Массаж начинать сверху и продвигаться вниз к мочке уха.

Эффекты:

  • улучшает внимание, слух, распознавание, различение, восприятие, память;
  • способствует хорошей работе кратковременной памяти;
  • аудирование с пониманием;
  • улучшает навыки пения и игры на музыкальных инструментах.

Ленивые восьмёрки для глаз

Для начала, нужно вытянуть левую руку перед собой, сжать её в кулак, а большой палец направить вверх. Затем нарисовать плавным непрерывным движением в воздухе восьмёрку (символ бесконечности), следя за рукой глазами, а голову держа неподвижно. Начинать следует с центра, рисовать восьмёрку в сторону, противоположную движению часовой стрелки – вверх, вниз, и вокруг, и обратно, внутрь. После 5 повторений восьмёрки одной рукой, использовать другую руку (тоже 5 раз), а затем 5 раз двумя руками вместе.

Эффекты:

  • координация зрения;
  • развитие периферического зрения;
  • улучшает механизм чтения (движения глаз слева направо);
  • способствует лучшему распознаванию символов при написании;
  • улучшает плавность письма;
  • способствует осознанному чтению;
  • увеличивает чувство равновесия и способность восприятия обоими глазами.

Массаж рёбер

Одну руки нужно положить на пупке. В это же время другой рукой нужно массировать углубления между 1-м и 2-м ребром, прямо под ключицей, справа и слева от грудины.

Эффекты:

  • улучшает кровоснабжение и оксигенацию мозга;
  • снимает зеркальное отражение букв и цифр;
  • способствует правильному положению тела во время чтения.

Перекрёстное положение

Упражнение заключается в пересечении ног в лодыжках. Затем скрещиваются руки, ладони соединяются вместе. После этого нужно переместить одну руку над другой, соединяя внутренние стороны ладони большими пальцами вниз и закрыть их сложенными пальцами. Потом нужно опустить перекрещенные руки вниз и в сторону тела так, чтобы они спадали на грудь локтями вниз. Затем нужно закрыть глаза, языком прикоснуться нёба и свободно подышать.

Эффекты:

  • улучшает внимание и слух;
  • повышает эффективность обучения и реагирования на раздражители;
  • полезно для контроля собственного поведения;
  • восстанавливает концентрацию;
  • снижает уровень стресса, например, перед тренировкой.

Свободные наклоны

Необходимо встать, скрестить ноги в лодыжках, сделать свободный наклон туловища вперёд, вытянув руки перед собой (как будто отдавая тело действию земного притяжения).

Эффекты:

  • чувство заземления и стабильности;
  • визуальная интеграция;
  • способствует осознанному чтению;
  • улучшает подсчёту в памяти;
  • развивает абстрактное мышление.

Изгиб ноги

Нужно сесть, согнуть ногу в колене и положить её на бедро другой ноги. При этом наружная лодыжка должна касаться бедра. Кончиками пальцев необходимо взять основу и место крепления мышцы голени, затем сгибать и поднимать ногу.

Эффекты:

  • развитие чёткой речи и языковых навыков;
  • понимание во время чтения и аудирования;
  • способность творческого письма;
  • способность следовать за логикой задачи и завершать её.

Кобра

Для упражнения необходимо сесть, положить руки на стол, держать плечи расслабленными, начать дышать так, как будто «от основания позвоночника». Сосредоточится на дыхании так, как будто оно является главным источником силы.

Эффекты:

  • расслабление центральной нервной системы;
  • бинокулярное зрение;
  • аудирование с пониманием устной речи;
  • развитие речевых навыков;
  • контроль тонкой моторики.

Энергетическая зевота

Нужно прикоснуться кончиками пальцев того места, где соединяется нижняя челюсть с верхней, массировать эти места, слегка приоткрыв рот и представляя желание зевоты.

Эффекты:

  • улучшение сенсорного восприятия;
  • улучшение двигательных функций глаз и мышц, отвечающих за жевание;
  • повышение внимания и визуального восприятия;
  • повышение коммуникации, поиска информации, чтения вслух и публичных выступлений.

Пальчиковая гимнастика помогает разнообразить учебно-воспитательный процесс, способствует всестороннему развитию ребёнка и улучшает мелкую моторику. А это в свою очередь закладывает основу в формировании каллиграфического правильного письма. Пальчиковые игры – настоящий «must have» для развития умственных способностей ребёнка!

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» в средней группе

Предлагаем пальчиковые игры для совершенствования моторики и мышечной силы пальцев и кистей у дошкольников средней возрастной группы.

Белка

Белка по сосенкам скачет, — воспитанники быстро передвигают пальчиками по горизонтальной поверхности;

Ловко шишки рвет и прячет, — асинхронно сжимают и раскрывают правый и левый кулаки;

Ищет семена в траве, — трут ладоши друг о друга;

И хранит в своем дупле. — складывают кисти чашеобразно.

Дружба

Звери — верные друзья: — дети соединяют кисти вертикальной «лодочкой»;

Друг есть в речке у бобра, — постукивают мизинцами друг о друга;

Друг есть у ежонка, — постукивают безымянными;

У серого зайчонка, — средними пальцами;

Дружбу водят кабаны, — указательными;

Дружат даже муравьи. — постукивают большими пальчиками друг о друга;

Играют, веселятся, — вращают кистями влево-вправо;

Друзья в лесу резвятся. — трясут кистями, будто стрясают с них что-то.

Кто в лесу живет?

В лесу семья большая: — дети растопыривают пальцы на поднятых кистях, изображая лес;

Под пнем еж роет яму, — сгибают левым указательным пальцем правый мизинец;

Под сосной живет лиса, — сгибают правый безымянный;

За холмом жилье лося, — правый средний;

Под кустом сидит зайчонок, — правый указательный;

А в дупле живет совенок. — сгибают левым указательным пальцем правый большой;

Всех животных посчитали,

Про их домики узнали. — быстро сжимают и раскрывают кулачки.

Лисичка

Лисичка-красавица

Красотою хвалится: — воспитанники трут одну ладонь о другую;

Хвостом пушистым,

Шубкой золотистой. — растопырив пальцы, гладят их на одной руке, потом на другой;

По кустам шныряет, — «бегают» указательным и средним пальчиками по горизонтальной поверхности;

Зайчишек разгоняет. — асинхронно ударяют кулаками по ровной поверхности.

Белка и воробей

Белка, выглянув с дупла, — воспитанники складывают правые и левые пальчики в шепотки, затем совмещают, при этом поднимают указательные;

Увидала воробья: — крестообразно складывают раскрытые кисти, зацепляют один большой палец за другой — получаются птичьи крылья, которыми они машут;

Залетай в дупло скорее,

Здесь спокойней и теплее. — шарообразно складывают кисти.

Младшая группа

Представляем простые и забавные пальчиковые игры для младших дошкольников.

Мышата

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем полевых мышат считать: — дети сгибают и раскрывают кулачки;

Один в норке спит, — сгибают оба больших пальчика;

Второй по тропинке бежит, — сгибают указательные;

Третий колоски сгибает, — средние;

Четвертый зернышки срывает. — безымянные;

А пятый лапки потирает, — сгибают мизинцы;

Обед ожидает. — потирают ладоши друг о друга.

Ежик

Шагает ежик по тропинке, — воспитанники растопыривают пальчики;

Несет грибы на своей спинке. — «шагают» указательным и средним пальцами по горизонтальной поверхности;

Грибочки надо подсчитать,

Пальцы наши загибать. — поочередно сгибают пальчики на левой, затем на правой руке.

Зимний сон

Спят в норе барсук и еж, — дети сгибают большой и указательный пальчики;

И медведь в берлоге тоже. — средний;

Дремлют пчелки, муравьи, — безымянный и мизинец;

Дожидаются весны. — разводят руки над головой в разные стороны.

Зайчик

Зайчик под кустом сидит, — воспитанники сжимают кисти в кулаки;

От мороза все дрожит. — сгибают и разгибают пальчики;

Холодно в снегу сидеть, — трут себя руками, будто им холодно;

Нужно лапки разогреть. — трут ладоши одну о другую.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]