С какого возраста следует знакомить ребенка с таким понятием, как жанры живописи в изобразительном искусстве? Исследователями и учеными многих стран мира определены виды изобразительного искусства и жанры живописи для детей дошкольного возраста, в соответствии с этим определены способы освоения искусства.
Лет 40-50 назад в нашей стране почти в каждом доме висели репродукции картин русских художников. Помню, как в детстве любовалась ими и меняла местами. Самое интересное, что в домах всех наших знакомых все стены были украшены подобными репродукциями. Так просто и ненавязчиво шло знакомство детей с прекрасными творениями художников. Став мамой, я точно также старалась приобщать детей к искусству.
Жанры живописи для ребенка 2-3 лет
Знакомство ребенка с искусством нужно начинать с 2-3 лет. В этом возрасте уместны три жанра: пейзаж, портрет, натюрморт. Не стоит объяснять малышу смысл картины и рассказывать о биографии художника. Вокруг ребенка необходимо создать культурное пространство для воспитания хорошего вкуса.
В детской комнате можно организовать небольшую домашнюю экспозицию (репродукции картин Васнецова, Перова, Айвазовского, Шишкина…), которая будет постепенно обновляться и расширяться. Родителям нужно научиться улавливать детские эмоции, которые вызывает картина. Малыш замечает красоту, воспринимает ее и получает радость при соприкосновении с ней. Так происходит первое общение ребенка с искусством.
Французская писательница Франсуаза Барб-Галль дает в своей книге «Как говорить с детьми об искусстве» точное сравнение этому эмоциональному контакту с искусством: «Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется».
Для двухлетнего малыша картина является самым интересным объектом исследования. Рассматривайте и описывайте с ним то, что на ней изображено, изучайте цвета, займитесь поиском предметов…
Родителям следует обращать внимание на реакцию малыша и подбирать для просмотра те репродукции, которые будут ему интересны.
В процессе общения мама обращает внимание сына (дочери) на репродукцию картины: «Посмотри в окно. Какие зеленые деревья в нашем дворе! Они очень высокие! А какие красивые деревья изображены на этой картине! Это лес. В лесу можно услышать пение птиц…» (репродукция картины И. И. Шишкина «Лес») или
С. Родионова «Натюрморт с яблоками»
«Помоги мне сложить в вазу яблоки! Какие они красные, как на картине. Посмотри на картину! Ты любишь яблоки? (репродукция картины Светланы Родионовой «Натюрморт с яблоками») или «Какой красивый мальчик! Его зовут Мика. Что он делает? Сидит на стуле. Щечки у него розовые! Волосы кудрявые! Глаза большие! Куда он смотрит? Может быть он увидел маленькую синичку за окном? (репродукция картины В. А. Серова «Мика Морозов»)».
В. А. Серов «Мика Морозов»
При изучении основных цветов в живописи (красный, желтый, синий) можно использовать репродукции картин разных жанров, где доминируют эти цвета.
Это нужно знать:
Очень важно соблюдать меру в количестве репродукций.
Для детского восприятия лучше всего выбирать репродукции большого формата (A4, A3) с крупными контрастными изображениями.
Все работы должны быть расположены на уровне глаз ребенка.
Серия «Супернаклейки арт» от издательства «Махаон»
В серии вышло несколько книги, в числе которых:
- Дэвис Курто «Рассказы о картинах»,
- Дэвис Курто «Рассказы о художниках».
Формирование культуры у детей лучше начинать с самого раннего возраста, и тут отлично помогут эти книги.
- Фишка издания — наклейки с изображениями мировых шедевров.
- Картины скомпонованы по темам: животные, одежда и мода, автопортреты, развлечения, жизнь города.
- Увлекательные факты из жизни художников, а также любопытные истории создания полотен.
- Более 100 известных картин!
Возрастной ценз: за счёт наклеек книги будут интересны детям от 3-4 лет и старше. Особенности издания: 32 стр., мелованная бумага, одноразовые наклейки.
Что такое жанр изобразительного искусства?
Французское слово «жанр» переводится как «род», «вид».
Художник может отдавать предпочтение одному жанру или одному виду изобразительного искусства, а может успешно работать в разных жанрах и в разных видах изобразительного искусства (в живописи и скульптуре, в живописи и графике…)
Обычно художника называют по жанру, который является основным в его творчестве (баталист, анималист, портретист, пейзажист…)
Все произведения изобразительного искусства делятся на жанры, которые могут сливаться (Памятник Минину и Пожарскому можно отнести к портрету и историческому жанру) и разветвляться (И. К. Айвазовский писал марины (морские пейзажи) и баталии (морские битвы). Батальный жанр можно отнести к «ветви» исторического жанра).
Сьюзи Ходж «Почему в искусстве так много голых людей? И другие важные вопросы об искусстве»
Бывают ли статуи безобразными? Зачем нужны фрукты? Почему всё такое расплывчатое?
На эти и другие вопросы (возможно, возникающие у посетителей музеев) отвечает книга Сьюзи Ходж, параллельно знакомя читателя с жанрами, темами и стилями искусства.
- Фишка — непривычное «журнальное» оформление книги. Разномастные шрифты, выноски, нарисованное будто от руки обрамление иллюстраций привлекают внимание и не дают заскучать.
- Просто о сложном. С чувством юмора и понятным языком рассказывается, к примеру, об абстракционизме или искусстве Древнего Египта.
- Нетривиальная информация.
Возрастной ценз: для детей от 6 лет и всех, кто только начинает постигать искусство.
Особенности издания: 96 стр., офсетная печать.
Как познакомить дошкольника с натюрмортом?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей: предметы быта, орудия труда, цветы, снедь (хлеб, рыба, фрукты, овощи…), книги, музыкальные инструменты и др.
Домашние тематические выставки в жанре натюрморта можно посвятить темам: «Хлеб», «Цветы», «Фрукты и овощи», «Предметы быта».
В жанре натюрморта работали такие известные художники как И. Т. Хруцкий, И. Э. Грабарь, К. С. Петров-Водкин, В. Ф. Стожаров, К. А Коровин и др.
В изобразительном искусстве два вида натюрморта.
В одном виде вещи как бы характеризуют своего хозяина, говорят о его положении в обществе, профессии, увлечениях. Такое ощущение, что хозяин вещей вышел и вот-вот вернется. К примеру, картина К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»
Во втором виде натюрморта вещи изображены художником для того, чтобы произвести впечатление на зрителя своей красотой, своим цветом, своей формой… Например, натюрморт В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль и братина».
В. Ф. Стожаров «Хлеб, соль и братина»
Рассказывая сыну (дочери) о натюрморте нужно отметить:
- Название, автора (Как называется картина? Кто ее написал?);
- Содержание, композиция (Что мы видим?);
- эпоху (когда люди пользовались такой посудой (такими предметами)?);
- манеру письма художника (любимые цвета, крупные мазки…);
- главную идею (о чем говорит художник в своей картине?)
Рассказ о натюрморте должен быть эмоциональным, чтобы привлечь внимание ребенка:
«Что мы кушаем каждый день? Хлеб. А каким он бывает? А как нужно относиться к хлебу? Посмотри на эту картину. Она называется «Хлеб, соль и братина». Ее написал художник В. Ф. Стожаров. В центре картины он разместил хлеб. Хлеб у него высокий, округлый, золотистый, аппетитный… Рядом с ним лежат большие ломти разрезанного каравая. Хлеб лежит на белоснежном вышитом рушнике. Золотистая братина и вышитый рушник на красном полотне говорят нам о том, что хлеб – это главная ценность на земле.
Братина – шаровидный сосуд XVI-XVII в.в. для питья на братчинных пирах, «на всю братию».
Натюрморт изображен на фоне бревенчатой стены, освещенной солнцем. Цвета, выбранные художником, вызывают радость и благоговение перед хлебом. Картина В. Ф. Стожарова напоминает нам о бережном отношении к хлебу».
«Этот натюрморт называется … . Его написал… . Он вызывает радость и восхищение. Здесь есть гвоздика, ромашка, пион… Хочется протянуть руку и взять в руки такой пышный букет, чтобы вдохнуть его аромат. А как бы ты назвал эту картину? Как ты думаешь, кто мог собрать букет? Может быть, его подарили маме? Тебе понравился букет? Какое настроение у тебя вызывает этот букет? Как ты думаешь, в каком настроении писал эту картину художник? Какие краски взял художник, чтобы передать свое настроение? Подумай, пожалуйста, почему художник решил написать этот букет?»
Во время просмотра картин нужно обратить внимание на то, как хлеб (цветы, фрукты…) изображали разные художники. В картине Машкова «Снедь московская» стол ломится от батонов и караваев, в картине Петрова-Водкина «Селедка» на столе лежит только один кусочек черного хлеба, в картине Федотова «Завтрак аристократа» хлеб можно заметить только тогда, если очень хорошо приглядеться к сюжету, в картине Серебряковой «Обед» мы видим хлеб в поле на обеде колхозников. Какой хлеб выглядит аппетитным (кажется теплым, хочется попробовать)?
Как познакомить дошкольника с портретом?
Портрет (от фр. слова portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.
Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.
Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).
По повороту головы портреты бывают: в профиль, в анфас (фр. en face — «с лица»), в четверть поворота направо или налево, в три четверти, вполоборота.
По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.
По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).
Портрет называют костюмированным, если человек изображен в виде литературного (театрального, аллегорического, исторического, мифологического) персонажа. При наименовании такого портрета включают слова «в образе» или «в виде».
Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.
По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.
Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.
С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, Х. П. Платонова, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.
Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.
Примерная беседа о портрете:
Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?
Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?
По наводящим вопросам ребенок составляет описательный рассказ. Примерный рассказ по портрету В.А. Серова «Мика Морозов»:
На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.
Рассказ по портрету И. Е. Репина «Стрекоза»:
И. Е. Репин «Стрекоза»
На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.
В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.
Джеки и Сьюзи Клейн «Что такое современное искусство? Путеводитель для детей»
Современное искусство – тема сложная и определённо заслуживающая особого разговора. Без знаний о нём кругозор ребёнка будет неполным.
Этот путеводитель расскажет о некоторых художниках и их необычных произведениях, позволит заглянуть в закулисье живописи.
- Фишка – множество иллюстраций и комментарии, раскрывающие секреты создания шедевров.
- Побуждение к диалогу с читателем. Вопросы, которые заставляют задуматься и подолгу разглядывать картины.
- Отличное качество печати.
Возрастной ценз: для широкого круга читателей. Книга действительно заинтересует и детей, и многих взрослых.
Особенности издания: 64 стр., мелованная бумага.
Жанровая живопись
Исторический жанр
Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены исторические события и запечатлены герои прошлого. Исторический жанр часто перекликается с портретным, бытовым и батальным жанрами.
Для ознакомления с историческим жанром уместны произведения В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» и др.
Самым ярким представителем этого жанра в русской живописи является В. И. Суриков («Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.).
В. И. Суриков «Меншиков в Березове»
Бытовой
Бытовой жанр – это картины, на которых изображена повседневная жизнь людей, их быт.
Бытовой жанр можно представить дошкольнику на примере картин П. А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и А. Г. Венецианова («Захарка», «На пашне», «Гумно»).
П. А. Федотов «Сватовство майора»
Батальный
Батальный жанр – (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый военной жизни.
В батальном жанре главное место занимают военные походы и сцены сражений. Художник-баталист стремится показать самый важный момент битвы, передать исторический смысл военных сражений, что сближает батальный жанр с историческим. Сцены, где представлен военный быт, связывают батальный жанр с бытовым жанром.
Знакомить дошкольника с батальным жанром можно на произведениях выдающегося русского художника-баталиста В. В. Верещагина.
Анималистический
Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным мотивом которого являются животные.
Знакомить ребенка с анималистическим жанром можно по книгам известного анималиста Е. И. Чарушина («Про Томку», «Волчишко и другие»), который является и автором и иллюстратором. Важно объяснить ребенку, что художнику-анималисту необходимо долго наблюдать за повадками животных, чтобы создать их образ, передать характер.
Рисунок Е. И. Чарушина
Многие анималисты наделяют своих животных человеческими качествами. Примером этому является самая известная акварель Альбрехта Дюрера «Молодой заяц» (1502 г.) Портрет этого зайца схож с портретом человека.
Мифологический
Мифологический жанр — ветвь исторического жанра, повествующая о сюжетах преданий и легенд.
Мифологический жанр можно изучать по рисункам И. Я. Билибина в «Сказке о царе Салтане», в «Сказке о рыбаке и рыбке», в «Сказке об Иване Царевиче и Сером Волке», в сказке «Белая уточка» и т. д.
И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»
К самым известным мифологическим произведениям можно отнести работы М. А. Врубеля «Пан», «Царевна Лебедь».
К сказочно-легендарной тематике обращался в своем творчестве В. М. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Змей Горыныч» и др.)
Мэри Ричард «Шедевр! Величайшие художники всех времён»
Энциклопедия рассказывает о проявлении и развитии разных видов искусства, знакомит с основными художественными направлениями, авторами и их работами.
- Фишка — занимательная инфографика, облегчающая чтение.
- Единый формат статей позволяет проще запоминать информацию, сопоставлять разные направления и отслеживать их становление.
- Развивает память, внимание, интерес к искусству, расширяет кругозор ребёнка.
Возрастной ценз: 10+. Отлично подойдёт как детям, так и взрослым.
Особенности издания: 96 стр., офсетная печать.
Способы развития восприятия произведений искусства
Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.
Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.
В связи с тем, что дошкольник только учится «считыванию» трёхмерного пространства картины, следует развивать в нем наблюдательность и обращать внимание на прекрасное (сочетание красок, форму предметов) во время прогулок, походов, экскурсий, игр и т. д. Важно научить ребенка замечать красоту в живой природе для того, чтобы он смог увидеть красоту на картине.
Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.
Для развития эмоционального восприятия можно воспользоваться приёмом «вхождения в картину»:
Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.
Для развития художественного мышления следует обратить детское внимание на выразительные средства: «С помощью каких красок художник передал нам радость (тишину, покой, волнение, грусть, страх, свежесть…)? А что бы ты чувствовал, если бы он взял темные краски?»
Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.
Дик Брюна: Миффи в музее
Это раньше в музеях детям было скучно и неинтересно, сплошные «нельзя», «не трогай руками», «не шуми»… К счастью ситуация меняется. Музейные работники стараются не отставать от западных коллег и перенимают передовой опыт в организации увлекательных музейных квестов, интерактивных игр, лекций, семинаров и прочих «художественно-образовательных примочек», которые постепенно возвращают музеям утраченную популярность среди подрастающего поколения.
Родителям тоже стоит немного помочь малышам. Чувство прекрасного присуще им с рождения. Между художником и ребенком много общего. Нужно просто почаще оставлять их наедине…
Малышам книга про Миффи будет интересна. Вместе с маленькой крольчихой Миффи мы окажемся в музее. Почему бы не исследовать разные предметы искусства?