Важность трудового воспитания для развития детей
Существуют и объективные проблемы, осложняющие воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста:
- Экономический кризис, усиливающийся распад семей, миграция детей из дошкольных учреждений;
- Снижение внимания родителей и воспитателей к формированию трудолюбия (по сравнению с физическим, умственным, эстетическим развитием личности);
- Стремление дошкольников к самореализации в сообществе детей с малым социальным опытом.
Таким образом, возникли противоречия:
- Между социальной значимостью воспитания трудолюбия и недостаточной реализацией этой педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
- Между необходимостью подготовки педагога, воспитателя дошкольного учреждения к формированию трудолюбия у детей и отсутствием теоретических основ и организационно-педагогических условий для развития этого фундаментального качества ребенка.
В психологии и педагогике труда, как и в любом другом деле, есть еще неиспользованные резервы в образовательном процессе. Педагогические коллективы и социологи работают над их раскрытием. В этой связи особую роль играет наука психология. В психологическом знании уже признаны психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка в разном возрасте в разных видах деятельности (игра, обучение, труд), обобщены существенные взаимосвязи в области педагогических и психологических явлений.
При организации детского труда следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе работы осуществляется эстетическое и физическое. Такую организацию работы должен обеспечить преподаватель. Он должен быть образцом для подражания, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать мероприятия и многое другое.
Психологический аспект деятельности педагога в воспитании через труд заключается в воздействии личным примером, контроле влияния среды на личность и контроле своей трудовой деятельности. Учитель должен согласовывать содержание и формы работы с педагогическими целями, направлять трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления определенных качеств, оценивать эффективность воспитательных воздействий.
Роль педагога также заключается в том, чтобы помочь ученику повысить свой авторитет среди сверстников. Многие учащиеся показывают лучшие результаты в профессиональном обучении, чем в общеобразовательных предметах. Поэтому у ребенка есть потребность в признании. Когда он добивается повышения своего авторитета, его активность в других видах деятельности возрастает. Одна из главных задач учителя — формировать и направлять эту деятельность.
Учет роли ребенка в формировании его личности также необходим, поскольку у него есть свои потребности, желания и интересы. Несоответствие между планами взрослых и детей объясняет трудности в образовании. Поэтому главная задача учителя — сделать роль самообразования в образовании как можно больше.
Формирование жизненно важных навыков у детей дошкольного возраста связано с деятельностью, направленной в значительной степени на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей младшего возраста начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут быть включены в содержание трудового воспитания лишь в ограниченной степени, но большое воспитательное значение и жизненная важность навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, делают его одним из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми процедурами, что облегчает выполнение действий по умыванию и одеванию.
При правильно организованном педагогическом процессе ежедневный труд по самообслуживанию, по сравнению со всеми другими видами труда, создает наиболее благоприятные условия для активного усвоения ребенком необходимых навыков, приобретения практического опыта самостоятельности в поведении. Это одна из причин более широкого использования данного вида работы в младших группах детских садов.
Оценивая воспитательную ценность самообслуживания, мы должны прежде всего отметить его важнейшее значение для удовлетворения повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематической работе. Дети начинают понимать, что у каждого человека есть задачи, связанные с ежедневными жизненными потребностями.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Выбор профессии занимает важное место в жизненном и профессиональном становлении человека. От правильного выбора профессии зависит благополучное и гармоничное становление личности в обществе.
Подготовка к выбору профессии очень важна, так как связанна с системой учебно-воспитательного процесса, и является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста подражают старшим, испытывают удовлетворение и радость от трудовых действий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущих профессий:
- закладываются представления о труде взрослых, их профессий
- дети учатся ценить труд
- воспитывается чувство уважения к труду взрослых
- проявляются стремления к трудовой деятельности
- формируются такие личностные качества как, трудолюбие, настойчивость, исполнительность и т.д.
В.И. Логинова пишет: «Знание о труде, отношение к труду взрослых, мотивах, направленности труда, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, предметам созданными людьми. Отсюда знания о труде и профессии должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада …».
ФГОС ДО установил 5 образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении. А так же, формирование позитивных установок к различным видам труда через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и к результатам трудовой деятельности
- формирование представлений о труде взрослых, его роли в жизни человека и в обществе в целом.
ФГОС ДО выделяет основную цель трудового воспитания – это практическая и нравственно-психологическая подготовка детей к труду, формирование позитивного отношения к труду.
Системные знания о труде способствуют развитию речи. Называя предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики – увеличивается и обогащается словарный запас. Устойчивый интерес к труду, желание учиться трудовым процессам взрослых, обеспечивается системными знаниями о труде. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать. Можно сказать, что основу для освоения детьми трудовых процессов, подготавливается за счет формирования системных знаний о труде.
Первой ступенью в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых – это формирование знаний о результате труда. Знания о результатах труда позволяют показать своеобразие труда, как деятельности, так как получение результатов, предназначено для удовлетворения потребностей человека. Это отличительная особенность от всякой другой деятельности. Показателем правильно организованного трудового процесса – является получение задуманного результата труда.
Многими учеными были исследованы средства и пути формирования у дошкольников представлений о труде взрослых. Ученые выделяют, что формирование представлений и знаний о социальной значимости труда, благотворно влияют на отношение детей к труду и в дальнейшем способствует выбору будущей профессии. В.И. Логинова в своих работах рассматривает необходимость формирования у детей дошкольного возраста системных знаний о различных профессиях, которые значительно перестраивают их собственную трудовую деятельность и существенно повышают ее производительность.
Ребенок узнает о значении труда взрослых, с помощью непосредственных наблюдений, словесных объяснений, которые дает воспитатель. За счет этого у дошкольников очень рано начинает формироваться положительное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, дети начинают стремиться подражать взрослому в своей деятельности. Представление о важности труда, его полезности, приобретает действенный характер, если ознакомление с трудом взрослых сочетается с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада – это перерастает в трудолюбие, стремление принять участие в трудовой деятельности и как можно лучше выполнить порученное дело.
Знакомство с профессиями — является одним из путей формирования у дошкольников представления о социальной значимости труда. Это элементарные знания о труде людей из близкого окружения ребенка, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве и т.д.
Центральным звеном знаний о социальной действительности, являются знания о трудовой деятельности. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека в отдельности. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, развитие интереса и уважения к трудящимся людям, положительное отношение к трудовой деятельности других людей – важнейший компонент психологической готовности к труду.
Дети дошкольного возраста обладают высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинают интересоваться трудовой деятельностью людей. Ребенок растет и воспитывается в определенной социальной среде, в которой ежедневно дошкольник имеет возможность наблюдать за трудом взрослых, накапливать впечатления, а в дальнейшем, в играх и в быту стремится подражать взрослым. Первостепенное значение имеет поддерживание и поощрение интереса к труду взрослых, создание условий для получения максимального объема знаний и наиболее эффективное ее усвоение, утоление жажды знаний о труде взрослых.
Вычленение результатов труда является более сложной задачей. Дети в основном смешивают процесс труда и его результат (учитель – учит детей, врач – лечит людей и т.д.). Ребенку трудно самостоятельно дифференцировать эти компоненты, особенно в тех профессиях, где результат труда наглядно не представлен. Представления о социальной значимости труда, являются наиболее значимыми в процессе формирования представлений у детей о труде взрослых. Дети старшего дошкольного возраста в основном правильно понимают социальную значимость результатов труда различных профессий, знают, зачем нужна работа воспитателя, врача, строителя или шофера.
На основе конкретных представлений о результатах труда отдельных профессий, можно формировать общие представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Няня вымыла пол – пол чистый; накрыла на стол к обеду – можно есть; приготовила кровати — детям можно ложиться спать и т.д., следовательно, няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы дети были сыты.
Огромную роль в правильном формировании представлений о труде взрослых играет семья. Наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей создается именно в семье. Родители и другие члены семьи служат для ребенка примером, дети видят, как в семье проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают полезными советами. А.С. Макаренко писал, что дети, которые не получили в семье никакого трудового опыта, не могут определиться с профессиями и получить хорошую квалификацию, они зачастую бывают плохими работниками.
Анализируя психолого-педагогические исследования можно сделать вывод, что мир взрослых – это особая социальная среда развития дошкольников. Эта среда включает в себя родителей, воспитателей и людей из близкого окружения, с которыми ребенок взаимодействует. Дошкольник ориентируется на них как на образец, выстраивает свою деятельность и поведение.
Следующая > |
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание является важной частью воспитания подрастающего поколения. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучать детей с раннего возраста к простейшим видам доступного им труда, отмечая, что таким образом они знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с различными инструментами. В работе дети проявляют активность, изобретательность, настойчивость, стремление к результату, у них развивается желание оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовая деятельность дошкольников характеризуется их интересом к реальному процессу действия. Например, полив растения, ребенок начинает поливать их снова; положив на стол ложку для каждого растения, он начинает выкладывать вторую ложку. Если нет достаточного руководства для детей, то трудовая деятельность продолжается долгое время на уровне действий, которые интересны самому ребенку. Под влиянием учителя у детей постепенно развивается умение ставить цели, заранее планировать и организовывать свою деятельность (готовить все необходимое, определять порядок действий), доводить дело до результата.
На работе дети приобретают разнообразные навыки и умения, которые необходимы в повседневной жизни: в самообслуживании, ведении домашнего хозяйства и т.д. Совершенствование навыков и умений не означает, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. Он развивает уверенность в себе, способность преодолевать трудности, способность прилагать волевые усилия. Это приносит ему радость и желание осваивать новые навыки.
В процессе работы дети практически изучают свойства окружающих их вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомятся с условиями их обитания и т.д. Они сравнивают, сопоставляют, пытаются сами найти ответ на бесконечные «почему». Они развивают свою любознательность и познавательные интересы. Труд становится важным средством интеллектуального развития детей.
Работа физически нагружает детей, поскольку они выполняют множество действий на открытом воздухе (копают грядку, приносят воду, разгребают снег и т.д.). Дети становятся способными проявлять силу, преодолевать трудности.
Трудовая деятельность имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Выполняя простые задания, связанные с сервировкой стола и приготовлением всего необходимого для уроков, дети учатся быть полезными другим. Это делает их готовыми прийти на помощь тем, кто в них нуждается, охотно выполняет посильные трудовые задания, формирует ответственное отношение к делу, трудолюбие и внимательность.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
- Знакомство с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
- Обучение элементарным трудовым навыкам и умениям;
- Поощрение интереса к работе, трудолюбия и независимости;
- Поощрение социально ориентированных трудовых мотивов и способности работать в группе и для коллектива.
В детском саду, в семье, в социальной среде — везде ребенок сталкивается с работой взрослых, использует их результаты. Первоначально внимание детей привлекают только внешние моменты: процесс трудовой деятельности, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада помогает сформировать у них понимание характера и смысла трудовой деятельности, объяснить им на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его социальную значимость. Педагог объясняет детям, каким должен быть старательный человек (который добросовестно работает и заботится о завершении работы), что значит хорошо работать, заботиться об окружающих, и читает им произведения о труде, которые передают его смысл и красоту в ясной и эмоциональной форме. Воспитывая в детях уважение к рабочему человеку, желание быть похожим на него, учитель поощряет в них бережное отношение к результатам своего труда.
Знания, которые имеют дошкольники о труде взрослых, должны оказать большое влияние на формирование правильного отношения к труду, но оно может остаться формальным, если знакомство с трудовой деятельностью не сочетать с детским трудом.
Введение
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.
Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие исследователи: Р. С. Буре, Г. М. Година, Д. И. Сергеева и др. Они придавали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.
Важность проблемы и одновременно недостаточно последовательная реализация этой работы в практике ДОУ определили выбор исследования.
Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.
Объект исследования – трудовое воспитание младших дошкольников.
Предмет исследования – процесс развития представлений о труде взрослых у детей младших школьников
Гипотеза. Развитие представлений о труде взрослых – важное направление личностного становления дошкольников. Процесс развития таких представлений будет успешным, если:
— осуществлять его во взаимосвязи воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельно – практическую сферы личности;
— создавать положительно-эмоциональный фон через использование художественной литературы и занимательных заданий;
-осуществлять целенаправленную работу по отражению полученных впечатлений в изобразительной и игровой деятельности.
Задачи исследования.
- На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
- Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.
Теоретическая база исследования: трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И. Сайгушева); труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса
Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых.
Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение кругозора детей, указывала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка, равноценно в образовательном плане. Поэтому, с педагогической точки зрения, очень важно сделать правильный выбор объектов, о которых нужно рассказывать детям.
Далее, роль непосредственного окружения была подчеркнута в работах R.O. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова и др. экспериментально доказали.
Формированию положительного отношения к труду взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей. В.А. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения укрепляются в сознании детей только тогда, когда ребенок своими руками создает что-то нужное и полезное для народа, переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за приумножение богатств отечества.
В работах Р.С. Буре, Г.Н. Годиной основным компонентом трудовой деятельности является социально значимая мотивация, в связи с чем методика вовлечения детей в трудовую деятельность обосновывается демонстрацией важности и ценности процесса и результата труда. В исследовании Д.В. Сергеевой систематически показана методика организации ручного труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании дошкольников. В дошкольной педагогике выделяется научная школа, которая показывает роль знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка-дошкольника.
В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой знакомство с трудом взрослых строится на основе причинно-следственных связей: Преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт.
В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой показана роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования личностных качеств: Усердие, забота, внимание и т.д., раскрывается метод формирования идей. Сюда входят этические беседы, рассматривание картинок, создание проблемных ситуаций и т.д. Эти ученые подчеркивают роль выездных экскурсий, которые наглядно показывают возможность ознакомления детей с профессиями.
В работе А.М. Виноградовой подчеркивается необходимость поддерживать и развивать интерес ребенка к труду взрослых. Для этого организуются выездные экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. С помощью конкретных наглядных примеров важно донести до детей понимание существующих понятий (всякий труд достоин почета; труд людей взаимосвязан и служит общему благу; труд уважаем; уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также как можно больше вовлекать самого младшего члена семьи в дела взрослых.
Очевидно, что работа воспитателей детских садов по ознакомлению детей с работой взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей разъяснительной работы с родителями. Важно донести до родителей, что знакомство ребенка с их трудом является фактором большого воспитательного значения, что ребенок, зная, кем работают отец и мать, проникается к ним особым уважением, что вместе с этим возрастает и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект работы возрастает, когда ребенок проявляет к ней интерес. Знакомство ребенка с трудом взрослых — один из источников воспитания в нем бережного отношения к общему благу.
По мнению Т.А. Марковой, Р.С. Буре, бережливость формируется из правильного отношения к труду других людей. Важно, чтобы ребенок на собственном опыте убедился в величайшей пользе работы для других. Макаренко сказал: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, поэтому его ценность в этом обществе, его ценность как гражданина будет полностью зависеть от того, как он сможет участвовать в общественной работе, как он будет подготовлен к этой работе.
Проект по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Калейдоскоп профессий»
автор: Заморова Марина Игоревна
Воспитатель Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Проект по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Калейдоскоп профессий»
Проект по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Калейдоскоп профессий»
Заморовой Марины Игоревны
Актуальность проекта
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Трудовое воспитание обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий, в том числе и через профессии своих родителей, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Вид проекта
: информационный, групповой, совместный, долгосрочный (6 месяцев)
Цель проекта:
создание условий для расширения представлений у детей о профессиях, в том числе и профессиях их родителей.
Участники проекта
: воспитанники группы, родители, сотрудники детского сада, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап: сбор информации, материала для реализации идеи проекта.
- Основной этап: выполнение намеченных целей.
III. Подведение итогов:
- Картотека игр на тему «Профессии»;
- Презентация проекта на педагогическом совете.
Задачи:
- Формировать целостные представления дошкольников о профессиях своих родителей, подчёркивать значимость их труда
- Развивать предпосылки ответственного отношения к порученному делу, коммуникативные навыки.
- Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Основные направления проекта:
- Организация непосредственной образовательной деятельности;
- Оснащение предметно-развивающей среды;
- Работа с родителями.
Ожидаемый результат
:
-вызвать интерес к окружающему миру;
-расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
-помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
-поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;
-обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.
Перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе
Сентябрь
-Встречи с людьми разных профессий: учитель ;
-Работа с презентацией «Все профессии нужны, все профессии важны»;
-Занятие «Труд взрослых-прачка».
Задачи:
Формировать представления о сотрудниках детского сад (прачка, о трудовых процессах, выполняемых ею, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых ; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; уточнить и обобщить представления детей о профессиях.
Октябрь
-Встречи с людьми разных профессий: врач-стоматолог;
-Наблюдение за трудом няни;
-Беседа «Труд музыкального руководителя»;
-разгадывание загадок о профессиях.
Задачи:
Уточнить представления детей о профессии врача, музыканта; дать конкретные представления детям: няня чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь и т. д. отметить добросовестное отношение взрослых к своей работе; Формировать представления детей о профессии музыкального руководителя, развивать у детей интерес к труду музыкального руководителя; обращать внимание на то, что воспитатель и музыкальный руководитель работают вместе.
Ноябрь
-Встречи с интересными людьми разных профессий: полицейский;
-Занятие по развитию речи «В мире профессий»;
-заучивание пословиц и поговорок о профессиях;
-целевое посещение кухни.
Задачи
:-закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т. д., об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы.
-Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом.
-Воспитывать интерес к различным профессиям.
-Расширять представления о профессии полицейского.
-Дать конкретные детям представления: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели. Познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.
Декабрь
-Встречи с интересными людьми разных профессий: ветврач ;
-проект «Сладкая сказка» (кондитер).
Задачи:
Познакомить детей с профессией ветеринарного врача.
-Познакомить детей с профессией кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками;
Январь
-Встречи с интересными людьми разных профессий:медсестра
— Наблюдение за работой медицинской сестры.
-Профессии цирка: сюжетно-ролевая игра «Цирк».
Задачи:
Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Ввести в активный словарь: бинт, пипетка, градусник., таблетка, мазь, зеленка, ростомер, весы, медицинская карта. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу.
— Дать представление о людях сложного циркового искусства: жонглер (подбрасывающий сразу несколько предметов и успевающий подхватить их на лету); акробат (восхищает зрителей полетами под куполом цирка); дрессировщик (занимается с различными животными, крупными хищниками, с птицами, с обитателями морей; учит их танцевать, прыгать через обручи и т. д.); клоун (всех смешит, развлекает); фокусник (исполнитель загадочных трюков). Развивать у детей познавательный интерес к людям разных профессий. Воспитывать уважительное отношение к творческим людям.
Февраль
-Встречи с людьми разных профессий: продавец
-Беседа «Профессия военного»(гость);
-Целевое посещение детей с родителями почты. Сюжетно-ролевая игра «Почтальон принес посылку». Просмотр м/ф «Трое из Простоквашино».
Задачи
:Повторить с детьми материал о профессии продавца;
— Уточнить представления детей о профессии пап и дедушек; о профессии военного. Сформировать представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Военный – очень почетная профессия, они защитники нашей Родины; о военных написано много книг и снято много интересных кинофильмов. Воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.
— Познакомить детей с трудом почтальона: почтальон разносит корреспонденцию по домам. Раскладывает ее по почтовым ящикам. Но сначала он сортирует корреспонденцию, надписывает номера домов и квартир. Для этого почтальон приходит на работу очень рано. Работа почтальона трудная и очень нужная. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.
Март
- Встречи с людьми разных профессий: рабочий
— Беседа о профессии пекаря.
— Сюжетно-ролевая игра «Как делают хлеб»;
— Виртуальная экскурсия «Элеватор»;
Задачи:
— развивать кругозор детей о профессиях пекаря;
— познакомить с работниками элеватора.
- Беседа «Кто работает в театре?»
Цель:
— Познакомить с особенностями необыкновенной профессии артиста. Главное в работе артиста умение во время спектакля перевоплощаться в другого человека. Помогают в работе артиста гримеры – они изменяют внешность актера с помощью гримировальных красок, клеящихся усов, бород, ушей, масок и париков. Костюмер – подбирает актерам такие костюмы, которые будут соответствовать характеру и сценическому образу героев; костюм – один из важнейших компонентов оформления спектакля.
Апрель
-Экскурсия в детскую библиотеку. Профессия –библиотекарь.
-Встреча с интересными людьми разных профессий: водитель
-Беседа о профессии космонавта.
Задачи:
-Формировать представления о профессии шофера; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться;
— Познакомить детей с работой библиотекаря: выдает книги; общается с читателем, отвечает на его вопросы советует, какую книгу прочесть; рассказывает о детских писателях, их новых книгах. Библиотекарь должен обладать великолепной памятью, выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
— Дать детям представление о профессии космонавта. Они ведут в космосе большую научно-исследовательскую работу: исследуют климат Земли, другие планеты, как ведут себя растения в невесомости. Космонавт должен быть отлично физически развитым, образованным, настойчивым и бесстрашным.
Май
-Встречи с интересными людьми разных профессий: «Мир моих увлечений»
-Труд спасателей, пожарных.
— Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории, окрашиванию, озеленению, уборке.
— Труд работников сельского хозяйства: садовод, пчеловод, животновод, доярка, виноградарь, кроликовод
Задачи
— Познакомить с особенностями профессии спасатель – бесстрашные люди оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасая жизни людей во время ураганов, бурь, снежных лавин. Углубить знания о профессии пожарного. Спасатели и пожарные бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.
-Формировать представления детей о труде и профессиях своих мам ; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.
— Развивать наблюдательность, умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.
— Расширять знания о труде людей, живущих в сельской местности, знакомить с сезонными работами людей (весной пашут землю, сеют хлеб, сажают овощи, кустарники, деревья; летом трудятся на полях, в садах, на сенокосе; зимой выращивают рассаду в парниках) углубить знания детей о труде доярки — используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара подбирают корове специальный рацион: витамины, добавки к еде. Активизация словаря: корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, корма.
Праздник для детей «Мир профессий».
Презентация проекта.
Отчет о реализации проекта
Проведенная работа способствовала обогащению детей новыми сведениями в области истории, биологии, географии. Чтение произведений познавательной литературы расширяло кругозор детей. Многие дошкольники узнали о метро, о семафоре, о железной дороге, о разных городах. В процессе таких занятий дети открывали для себя новые слова. Дидактические игры, беседы и лексические упражнения способствовали закреплению в речи новых слов.
В ходе мониторинга были выделены следующие группы детей:
— дети с высоким уровнем развития представлений о профессиях — 4 детей (40 %). Эти дети смогли назвать большинство профессий, объясняли кому, что нужно для работы, называли орудия труда и результат;
— со средним уровнем развития представлений о профессиях — 6 детей (60 %). В целом эти дети улучшили свои представления о профессиях, смогли назвать до 5 профессий, однако требовалась помощь взрослого;
— с низким уровнем развития представлений о профессиях не выявлены.
Итак, в ходе мониторинги было выяснено, что уже 60 % (было 20 %) детей имеют высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых, 40 % детей – средний уровень, с низким уровнем дети не выявлены. Мониторинг знаний дошкольников о профессиях позволил выявить, что уже 40 % детей (было 10 %) имеют высокий уровень сформированности представлений о профессиях, 60 % детей – средний уровень, низкий уровень не выявлен. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых.
Список использованной литературы
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина. — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.
- Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М. : Инс-т нац. проблем образования МОРФ, 1993.
- Баранова Н. А., Гугуман Т. В., Попова В. Ф., Романенко О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 731-734.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 136с.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.- 80с.
Проект по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Калейдоскоп профессий»