Особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Формирование эстетических чувств у дошкольников является актуальной проблемой. Ребенок, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд или общение. Наиболее эффективно данную задачу можно решать в старшем дошкольном возрасте. В современных условиях содержание и методика развития эстетических чувств должна обновляться. Следует искать новые подходы, которые не только будут способствовать развитию чувства прекрасного в повседневной деятельности, но и сделают дошкольника в целом более чувствительным к красоте, готовым видеть, слышать и чувствовать красоту вокруг себя. Одним из действенных, но мало изученных средств являются произведения анималистического жанра.
Выдающиеся зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина, Н.Б. Венгер считали, что формирование эстетических чувств составляет фундамент общего развития ребёнка-дошкольника. Формирование эстетических чувств у детей способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства.
По мнению Н.А. Ветлугиной, глубокие художественно-эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека. Она отмечает, что данный процесс должен носить целенаправленный, организованный и контролируемый характер.
Сущность анималистического жанра, его ценность в социально- эстетическом плане, отражены в работах Ю.М. Кирцева, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, А.Е.Терентьева, и других.
Об актуальности исследуемого вопроса свидетельствует тот факт, что современных исследований в данной области становится всё больше, однако они не в полной мере используются в практике дошкольных образовательных организаций. Воспитатели недооценивают возможности использования анималистического жанра в образовательной деятельности и редко используют при формировании эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Тема исследования:«Анималистический жанр как средство формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования:выявить возможности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами анималистического жанра.
Объект исследования:формирование эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: анималистический жанр как средство формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: воспитание эстетических чувств у старших дошкольников будет проходить успешно, если
— выявить особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
— осуществить отбор произведений анималистического жанра для ознакомления детей старшего дошкольного возраста;
— на занятиях систематически, целенаправленно использовать картины анималистического жанра и применять различные методы, и приёмы воспитания эстетических чувств.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить процесс воспитания эстетических чувств у старших дошкольников и выявить его особенности.
3. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы воспитания эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром.
4. Апробировать серию занятий по формированию эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, систематизация информации, сравнение, обобщение);
— эмпирический (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);
— статистический (обработка данных).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа на производственной практике и молодыми воспитателями в профессиональной деятельности.
База опытно-практической работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Глава I. Теоретические основы формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного средствами анималистического жанра
Особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Эстетическое чувство – это непосредственное эмоциональное переживание человеком способности отношение к выразительным проявлениям действительности и закрепления этой способности в различных видах эстетической деятельности.
Представления о сущности эстетических чувств, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-иматериалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетических чувств.
Формирование эстетических чувств – это процесс целенаправленный, систематический влияния на личность ребенка для целенаправленного развития у него способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [3, с. 45].
Взрослые и дети ежедневно сталкиваются с художественными и эстетическими процессами. Существенную роль в повседневном труде, в быту, в межличностном общении оказывают во всем окружающем мире прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Красота приносит эстетическое удовольствие, развивает трудовую деятельность, делает приятными встречи с людьми, и напротив безобразное отторгает от себя, трагизм учит состраданию, комизм – помощь в борьбе недостатками.
Формирование эстетических чувств происходит у детей на всех «стадиях его природно-культурной деятельности и во всех видах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми» [25, с. 142].
В работах А.И. Бурова, В.Е. Дружинина, Б.Т. Лихачева, С.Н. Наумова, В.А. Сухомлинского, Г.Х. Шингарова к эстетическим чувствам были отнесены: удовлетворение, бескорыстное эстетическое наслаждение, эстетическая радость, чувства прекрасного, эстетическое восприятие, созерцание, переживание, фантазия. Они считали, что эстетические чувства служат стимулом для совершенствования положительных качеств личности, социальных черт, таких как сопереживание, сочувствие, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, порождают в человеке способность наслаждаться трудом, познанием, тонизируют психофизиологические функции, активизируют социально значимую деятельность, объединяют и обогащают человека.
Эстетические чувства у дошкольников включают: положительную эмоциональную отзывчивость, радость от своих достижений и по поводу успехов других детей, чувство прекрасного и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетические чувства параллельно вносят вклад и в их всестороннее развитие. Эстетические чувства способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе [5, с. 14].
Дошкольные образовательные организации решают конкретные задачи, направленные на формирование эстетических чувств детей: развитие умения чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально откликаться на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять красоту окружающего мира. Все эти задачи могут успешно решаться лишь при условии формирования у детей эстетических чувств к окружающей действительности. Формирование эстетических чувств и представлений детей, приобщение к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства [13, с.12].
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе формирования эстетических чувств происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетических чувств, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве [36, с. 135].
В современной эстетико-педагогической литературе определены способности, необходимые для создания художественного образа старшими дошкольниками: умение передавать обобщённую образность предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать форму и содержание. Выявлены условия формирования данных способностей: самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу); гармоничность цветового решения в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому; зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи формирования эстетических чувств:
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Формировать художественно-творческие способности детей [30, c. 54].
Основная задача формирования эстетических чувств в старшем дошкольном возрасте состоит в формировании творческого отношения к действительности. Формирование эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.
Решение задач по формированию эстетических чувств тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Встреча с прекрасным в искусстве при грамотно организованной работе вызывает у детей эстетическое чувство. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе формирования эстетических чувств, ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим.
Изучением проблем формирования эстетических чувств детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги: Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Так, эстетические чувства как психологическая категория были рассмотрены такими психологами, как Г.С. Абрамов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн. А.М. Виноградова, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова рассматривали вопросы формирования эстетических чувств через художественную деятельность детей.
Так, в процессе формирования и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Формируя художественные способности детей, их эстетические чувства, эстетическое отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Б.Т. Лихачев отмечает, что формирование «эстетических чувств – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности». В.И. Логинова отмечала, что эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию – к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находится в единстве с интеллектом человека [41, с. 26].
Эстетическое чувство характеризуется творческими стремлениями. Оно вызывает желание действовать. А. С. Макаренко превосходно показал, как он формировал у детей желание «видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте». Дошкольник увлеченно отдается этим переживаниям, стремится действовать, если вызвать у него эту «музыкально настроенную энергию».
Процесс формирования эстетических чувств играет большую роль в развитии личности ребенка. Главными помощниками в этом трудоемком процессе выступают взрослые – педагоги, родители. От них зависит, сформируются ли у детей основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явлений жизни.
В работе с детьми, по формированию эстетических чувств необходимы следующие задачи: формировать восприятие прекрасного, эстетические чувства; приобщать детей к деятельности; вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления; развивать художественно-творческие способности [19, с. 56].
Категория прекрасного – это основная эстетическая категория. Она отражает не только эстетическую оценку, но и нравственную. Формирование знаний, о красивом происходит через предметы быта, которые отражают детей, например, игрушки или произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту приходит изучение прекрасного в явлениях природы, жизни, оценивание деятельности людей и поступков.
В данном возрасте дошкольники дают оценку поступкам, какие из них прекрасные, а какие безобразные. В них воспитывают то, что человек, который трудится это прекрасно, а лениться – это безобразно. У детей формируют красоту условий труда, и учат их к бережному отношению результату данных трудов через разные виды искусств: стихотворная деятельность, песенное творчество, музыкальная деятельность, изобразительное искусство. «Дошкольникам дают знания о прекрасном, и они могут давать эстетическую оценку: красивое или некрасивое, уродливое или безобразное.
Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. Формирование эстетической потребности, которая определяется как потребность человека в красоте и в действительности по законам красоты. Педагогам особое внимание следует обратить, первое, на широту эстетических потребностей, т.е. «эстетические способности личности относиться к возможно большему кругу явлений действительности; второе, на качество эстетической потребности, выявляющая в уровне художественного вкуса и идеала; третье, на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, которая касается не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Данные признаки можно считать критерием эстетических чувств личности» [36].
В детском саду занятия по формированию эстетических чувств связаны со всеми сторонами воспитательного процесса, так как разнообразие форм этому благоприятно влияют, и результаты видны в самых разных видах деятельности [38, с. 123].
Занятия предусматривают:
— формирование эстетических чувств по средствам искусства;
— формирование и развитие эстетического отношения к окружающему миру через знакомство с социальными и природными явлениями в бытовой деятельности, в трудовой деятельности, игровой деятельности.
Следующее важно условие – присутствие в быту произведений искусства, таких как художественная литература, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптура, картины, эстампы, музыкальные произведения и т.д. С самого раннего детства ребенка нужно окружать подлинными произведениями искусства.
Третьим условием является деятельность самих детей, в связи с тем, что создание эстетической среды еще не определяет успех сформированности эстетических чувств у ребенка. Совместная работа педагога и ребенка по формированию у дошкольника творческих способностей к принятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности лежит в основе методики эстетического воспитания [15].
Разнообразие методов формирования эстетических чувств зависят много условий, таких как объем и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, которые способствуют формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— метод убеждения, который направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
— метод приучения, упражнения в практических действиях, которые устремлены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
— метод проблемных ситуаций, которые побуждают к творческим и практическим действиям;
— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному.
Дошкольник, который наблюдает за эстетическими явлениями в жизни, не только развивается эстетически, но и духовно. Но при этом ребенок не «осознает эстетическую сущность предметов, для него это является развлечением и без вмешательства взрослого у ребенка могут сложиться неправильные представления о ценностях и идеалах» [21].
«В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий фактор и творческий. Ребенок не может творить, если не научится воспроизводить, репродуцировать, тот и другой фактор необходимы и взаимосвязаны». Первое и главное условие для формирования эстетических чувств – это воспитание способности воспринимать, правильно понимать, давать оценку и создавать прекрасное в жизни и искусстве. Процесс формирования эстетических представлений у детей охватывает две важные группы задач. Первая группа задача, которая направлена на формирование эстетических представлений об окружающем мире. Это умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа связана с «представлениями об образности художественного языка разных искусств: обучение детей лепке, рисованию, движениям под музыку, конструированию; пению; формирование словесного творчества» [18].
Исходя из этого, общее понятие эстетические чувства связано со способностью к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В данную способность входят следующие элементы: художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению, элементы эстетической воспитанности – эстетический идеал, эстетическая развитость и эстетическая образованность [18].
В дошкольном возрасте мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Воспитателю необходимо знать особенности формирования эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста [19, c. 54]
Рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании. Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей. Ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.
Таким образом, старший дошкольный возраст – это особенный возраст для формирования эстетических чувств, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетических чувств заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Ребенок от года до 2 лет: восприятие пространства и содержания
В этот период ребенок активно знакомится с пространством, так как к этому времени уже начинает ходить. Хотя характеристика предметов в пространстве у него все еще сливается с их содержанием . А начиная с 1 года 2 месяцев ребенок способен найти предмет по слову, если у него существует связь между этим словом и предметом. Например: «Подай мне кубик». И уже примерно к 1 году 8 месяцам многие слова приобретают обобщающее значение. Таким образом, дети начинают относить то или иное слово к нескольким предметам с разными признаками, а не к одному. Ребенок уже способен отличить новую для него игрушку и сортировать предметы не только по цвету и форме, но и по более сложным признакам, например, отделять игрушки собачки от кошек. Но для правильного выбора предмета по слову ребенку еще необходимо до 8 повторений.
Методика развития перцепции
По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки
Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь
Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию
Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.
Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию.
Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.
Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.
Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.
Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.
Методики развития разных видов восприятия
Вот несколько методов развития восприятия разных видов.
Величина, цвет и форма
В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка.
Что потерялось?
В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.
Понюхай и отгадай
В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.
Волшебное звучание
Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.
Тактильная загадка
В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.
- «Игры на развитие мелкой моторики у детей»
- «Развитие воображения у детей дошкольного возраста«
Возрастные нормы развития ощущений
Ощущением называется нервно-психический процесс, который позволяет отражать и дифференцировать отдельные качества и свойства предметов, явления окружающего мира и внутреннее состояние человека. Ощущения возникают во время воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.
Развитие ощущения у детей протекает согласно возрастным изменениям психофизического созревания ребенка. У новорожденных лучше всего развиты тактильные ощущения. Уже с первых дней жизни малыш реагирует на прикосновения и изменение температурного режима. Весьма хорошо у новорожденных выражены вкусовые и обонятельные ощущения. Младенец различает горький, кислый и сладкий вкус, а также по запаху определяет, где находится его мать .
Зрительное и слуховое восприятие развивается несколько сложнее. Ребенок практически не реагирует на звуки примерно до второй-третьей недели своей жизни. Однако позже он начинает различать шумы окружающего мира и речь взрослых. Процесс развития слуховых ощущений очень длительный и многоэтапный. Его формирование охватывает весь период детства, до тех пор, пока ребенок не научится различать тонкие звуки окружающего мира — тональность музыки, интонацию речи и т.д.
Зрительные ощущения также развиваются поэтапно. Вначале ребенок учится различать предметы и лица. Ближе к пятому месяцу жизни он становится восприимчив к цвету, однако до двух лет он воспринимает только 4 основных оттенка — красный, зеленый, синий и желтый. Полное формирование промежуточных тонов и полутонов завершится лишь к 5-6 году жизни малыша. Вместе с тем зрительное восприятие включает в себя способность дифференцировать форму, величину, удаленность и приближенность предметов.
Восприятие, что это такое
В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.
Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.
Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.
Сенсорное восприятие у детей младшего возраста
Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.
Значение восприятия
Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти
Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии
Познание мира ребенком начинается с восприятия
Восприятие картинки
Большое значение при развитии у дошкольников зрительного восприятия имеет и восприятие картинки. Дошкольники с трудом воспринимают картинку правильно. Ведь даже на самой простой картинке, где есть хотя бы два предмета, уже присутствует какая-либо пространственная связь между ними. Для раскрытия взаимоотношения между частями изображения требуется осмысливание этих связей, поэтому картинки традиционно используются для определения общего умственного развития малыша. В своё время А. Бине использовал этот тест в придуманной им шкале измерения ума. Он и его последователь В. Штерн определили три уровня детского восприятия картинки.
- Первая стадия перечисления (или предметная) характерна для 2-5-летних детей.
- На второй описательной или стадии действия находятся дети возрастом 6-10 лет.
- Для детей старше 9-10 лет наступает третья стадия отношений (или истолкования).
Очень важен сам вопрос, с которым к ребёнку обращается взрослый. Когда воспитатель спрашивает, что дети видят на картинке, то он ориентирует их на перечисление всех подряд предметов (второстепенных и важных) в произвольном порядке. А вопрос «Что на этой картинке делают?» подталкивает малыша к раскрытию функциональных связей, иными словами, действия. При просьбе рассказать об изображённых событиях малыш пытается именно понять изображённое, то есть поднимается на уровень истолкования. То есть, ребёнок во время эксперимента может одновременно продемонстрировать все три уровня своего восприятия картинки. С развитием восприятия дошкольники способны узнавать свойства объектов, различать предметы, выяснять, есть ли между ними некие отношения или связи. Как только появляется реакция на зрительную информацию, начинается акт зрительного восприятия, происходит выделение, анализ и синтез качеств воспринимаемых объектов, пока не наступает осознание и фиксации данной информации в виде образа восприятия
Затем зрительная информация переходит в мыслительный образ, который хранится в памяти и используется для обучения, ориентации и действий в окружающей обстановке.Зрительное восприятие относится к важнейшим видам перцепции, оказывающим значительное влияние на психическое развитие малыша, ведь оно важно как информационным, так и операционным значением. Оно участвует в удержании равновесия, ориентировки в пространстве, регуляции позы и контроле поведения
Сформировавшееся зрительное восприятие является основой, на которой базируются использующиеся в школьном возрасте образные формы познания.
Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет
«Назови предметы»
Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.
Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.
Тест “Назови предметы” для 6-7 летОценка результатов:
Количество баллов | Затраченное время (сек) | Вывод об уровне развития восприятия |
10 | менее 20 | Очень высокий |
8-9 | 21-30 | Высокий |
6-7 | 31-40 | Средний* (верхняя граница нормы) |
4-5 | 41-50 | Средний (нижняя граница номы) |
2-3 | 51-60 | Низкий |
*Средний уровень соответствует возрастной норме.
«Что забыл нарисовать художник?»
Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.
Тест “Что забыл художник” для детей 6-7 лет
Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.
Количество баллов | Затраченное время (сек) | Вывод об уровне развития восприятия |
10 | менее 25 | Очень высокий |
8-9 | 26-30 | Высокий |
6-7 | 31-35 | Средний (верхняя граница нормы) |
4-5 | 36-40 | Средний (нижняя граница номы) |
2-3 | 41-45 | Низкий |
0-1 | 45 и более | Очень низкий |
https://youtube.com/watch?v=NH13hKE_ueQ
Мне нравитсяНе нравится
Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем
Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:
- Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
- Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
- Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.
Слуховое
При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.
Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.
Зрительное
Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность
Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали
Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.
Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.
По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.
С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.
Тактильное
Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.
Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.