Формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего
20
наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5—6 лет), а затем постепен-но заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет. Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника претерпевает существенные изменения как по тематике, характеру игровых дей-ствий, длительности, так и по силе воспитательного воздействия. Сюжет игры развивается посте-пенно. В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие повторяется много раз. Следующую ступень в развитии сюжета представляют игры, со-стоящие из ряда элементарных действий, еще не связанных между собой. Дальнейшее развитие сюжета заключается в том, что дети переходят к игре, состоящей из двух-трех связанных между собой действий. Этот переход от предметных действий к игровым происходит в конце третьего — начале четвертого года жизни. Для этого периода игровой деятельности характерны значительные качественные изменения: начинают развиваться ролевые игры. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в тесной зависимости с процессом освоения ребенком предметных действий и овладения речью. Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применять такие воспитательные приемы, которые будут способствовать усложнению и обогащению «отобразительных» игр детей и своевременному формированию положительных качеств личности. В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад»), в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера, музыкального воспитателя), а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «поездка в колхоз», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие»).
Таким образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего —
21
в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. Так, если в младшей группе в бытовых играх жизнь семьи или детского сада отражается эпизодично, действия непоследовательны, однообразны, то в средней группе уже отмечается цельность сюжета, взаимосвязанность, длительность игры увеличивается. Малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана, хотя некоторые исследователи о уже у детей четвертого года жизни. Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм. Игры становятся длительными, иногда дети играют неделю, две, месяц в одну игру, постоянно усложняя и дополняя сюжет игры новыми эпизодами, фрагментами, ролями. Наблюдается заблаговременное коллективное планирование игры: выбор темы, распределение ролей, выработка и обсуждение правил игры, изготовление атрибутов. Эта особенность дает возможность воспитателю направлять ход игры, развивать ее, подчиняя игровую деятельность целенаправленному формированию нужных качеств коллектива в целом или отдельно взятого ребенка. В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль и самооценка. Уже у детей младшего дошкольного возраста интенсивно развиваются познавательные интересы к явлениям окружающей жизни, а также интерес к личности сверстника и совместной деятельности с ним. Уровень развития игровых интересов детей до некоторой степени определяется уровнем развития межличностных взаимоотношений и, наоборот, развитие игровых интересов зависит от характера и уровня общения детей группы. Именно дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Взаимодействия между детьми характеризуются прежде всего тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Я.О.Тен
Научный руководитель: преподаватель С.Е.Суровицкая
Игра – жизненная
лаборатория детства.
С.Т.Шацкий
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей.
В дошкольном возрасте мир ребенка, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Учитывая, что ведущая деятельность дошкольников — это игра, можно не сомневаться в ее эффективности относительно формирования дружеских взаимоотношений ребенка со сверстниками. Именно в игре личность ребенка раскрывается более спонтанно благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и раскованно.
Целью
работы является подбор и апробация комплекса игр по формированию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач
:
1. Изучить теоретические аспекты формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Проанализировать взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в режиме работы дошкольного учреждения.
3. Изучить эффективность подобранного комплекса игр, обеспечивающего формирование дружеских взаимоотношений в группе старших дошкольников.
Объектом исследования
является процесс формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования
– комплекс игр, обеспечивающих формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
изучение и анализ теоретической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме; наблюдение как метод сбора информации, методика «Секрет», формирующий эксперимент, анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования:
для успешного формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо проведение комплекса игр и упражнений, реализация которых приведёт к качественному изменению взаимоотношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.
Подробно рассмотрев все стороны теоретических основ формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности, мы перешли к экспериментальному исследованию.
Исследования проводились в учреждении дошкольного образования «Ясли — сад № 13 г. Рогачева» с детьми старшей группы, участие приняло 12 детей.
Методика исследования имеет этапный характер и содержит 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Для этого нами была проведена диагностическая методика «Секрет» Т.А.Репиной.
С помощью данной методики мы выявили положение (социометрический статус) ребенка в группе дошкольного учреждения, его отношение к детям, а также представление об отношении сверстников к нему; степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. Перед началом эксперимента по методике «Секрет» были подобраны картинки по 3 штуки на каждого ребёнка. Затем каждому ребёнку давалась инструкция: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Далее ребёнку предоставляли 3 картинки и предлагали подарить их тем детям, которым он захочет, только каждому по одной. При затруднении, мы помогали, повторяя инструкцию «можешь подарить тем детям, с которыми ты любишь играть». При этом ребенку задавали вопрос: Почему ты решил подарить именно этим детям?
Полученные результаты заносились в диаграмму «Уровень взаимоотношений детей старшей группы», подсчитывалось число общих и взаимных выборов; количество детей, попавших в группы «лидеров», «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «отверженных».
На формирующем этапе нами был разработан комплекс игр и упражнений, направленный на формирование у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Комплекс игр состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части использовали несложные ритуальные упражнения, которые помогали детям настроиться на работу в группе, установить контакт. (Упражнение «Улыбка»), игры, направленные на создание эмоционально-положительного настроя в группе («Скажи Мишке добрые слова», «Назови соседа ласково по имени»).
В основной части с детьми обыгрывались игры, в которых дошкольники учились чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты, общаться с помощью жестов, мимики и пантомимики: «Добрые эльфы», «Муравьи», «Найди друга», «Кто позвал», «Угадай на ощупь».
Все эти игры проводились в утренний отрезок времени, между занятиями и в свободное время со всеми детьми для того, чтобы узнать с каким настроением дети пришли в дошкольное учреждение, способствовать хорошим отношениям со сверстниками, создать бодрое настроение на весь день. Старались привлекать всех детей, но обязательно включали детей, имеющих проблемы во взаимоотношении со сверстниками.
При проведении игр и упражнений нами использовались следующие приемы: поощрения, положительная оценка, похвала, объяснения, указания, чтение художественной литературы.
В заключительной части вместе с ребятами обговорили некоторые приемы и правила, которые оформили в «Правила дружбы», способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов:
Помогай товарищу, если умеешь что-то делать — научи и его.
Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
Останови товарища, если он делает что-то плохое.
Умей порадоваться успехам товарища.
Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.
На контрольном этапе для определения уровня дружеских взаимоотношений в старшей группе после целенаправленно проведённой работы, мы провели повторно методику Т.А.Репиной «Секрет».
Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах, показывает, что комплекс игр и упражнений, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений со сверстниками был подобран правильно и отверженных детей в группе нет. Это хорошо видно в сравнительной таблице констатирующего и контрольного этапов.
Уровень взаимоотношений в старшей группе на констатирующем и контрольном этапах
Этапы | «Лидеры» | «Предпочитаемые» | «Пренебрегаемые» | «Отверженные» |
Констатирующий | 17% | 58% | 17% | 8% |
Контрольный | 25% | 50% | 25% | 0% |
Таким образом, после проведённой работы уровень развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников изменился, и отверженных детей в группе нет. Гипотеза о том, что для успешного формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо проведение комплекса игр и упражнений, реализация которых приведёт к качественному изменению взаимоотношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста, была подтверждена.
Взаимоотношения детей во время игр
Поделиться статьей:
Взаимоотношения детей во время игр часто проектирует на себя поведенческие реалии взрослых. Ребенок выступает своеобразным индикатором старшего поколения. Особенно ярко такие проявления встречают во время игровых происшествий в дочки-матери, а также при принимании на себя профессионально-должностных полномочий. Игровые процессы благоприятно сказываются на протекание командно-дружественных отношений.
Еще в нежном дошкольном возрасте начинают, проявляется различные задатки. Такие как лидерские и организаторские способности. Из игр станет ясно, какие темпераментные и натурные пристрастия. Легко выявлять усидчивость или сверхактивность. Чтобы узнать, какие качества присущи ребенку, достаточно только приглядеться к игровым любимцам.
При этом стоит учитывать, что для младенца и ребенка до трехлетнего возраста характерна особенность, не отдавать свои игрушки, а также не сходиться с другими детьми. Еще необходимо осознавать, что в многодетной семье социализация происходит быстрее. Единственный малыш может привыкать к обществу сложнее и тяжелее.