Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Методика Монтессори – это такое направление педагогики, разработанное в Италии в 19 веке, которое основывается на самостоятельной деятельности детей с самого раннего возраста. Эта система имеет свои плюсы и минусы. Малышам позволяется самостоятельно решать, чем они будут заниматься, добывать знания, выполнять бытовую работу по дому.

Занятия проводятся в разновозрастных группах с небольшим количеством человек. Главное условие существования системы – специальная среда, в которой каждый ребенок имеет возможность самореализовываться, а философия предполагает невмешательство педагога в деятельность детей.

Мария Монтессори – итальянский врач 19 века, который внес существенный вклад в педагогику всего мира. После окончания обучения она работала в клинике для детей с ограниченными умственными возможностями, а через некоторое время открыла центр для развития детей с нормальным умственным развитием, но с тяжелой педагогической запущенностью. Центр работал по разработанным и обоснованным Марией Монтессори принципам, здесь зародился ее метод развития малышей. В скором времени ее «Дом ребенка» стал известен практически на весь мир.

СУТЬ И ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ

Краткое описание методики Монтессори заключается в том, что взрослые не навязывают ребенку свой имеющийся опыт, а дают возможность получить его самостоятельно. Здесь разрабатывается специальная программа обучения, в которой развитие опирается на возможности ребенка обучаться новому в данный момент.

Кредо педагогики Монтессори – «помоги ребенку сделать это самостоятельно».

Главная цель – направление развития ребенка в нужное русло, с принятием его личности и особенностей, без попыток сломить его собственными убеждениями.

Достижение цели возможно благодаря наличию обязательных правил для педагогов:

  • Запрещается сравнивать детей, включать в их деятельность соревновательные моменты, оценивать по каким-то общим критериям, поощрять, наказывать и принуждать к чему-либо.
  • Детям позволяется самостоятельно выбирать темп и ритм своего обучения, продолжительность занятий, направление развития и учебные материалы.
  • Педагог должен всеми доступными способами развивать в ребенке самостоятельность, уважать его выбор и создавать комфортную среду.
  • Воспитатель или учитель не должен пытаться сделать детей подобными себе, изменять процесс развития самостоятельности у малыша. В идеале он должен оставаться нейтральным наблюдателем, который создает комфортную атмосферу для развития ребенка вне зависимости от чьего-либо мнения.

Резюме

Методика имеет свои существенные плюсы. Это доступная среда для развития и полная свобода выбора. Ребенок обучается в комфортном для него темпе, который выбирает сам, не соревнуется с другими детьми и не испытывает стресса. Взрослый играет второстепенную роль, не навязывая детям свое видение ситуации.

Недостатки системы – изолированность от традиционных образовательных методик, возможные трудности при коллективном обучении. Минусы легко можно устранить современным грамотным подходом к системе.

Вернуться к списку публикаций

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Основной принцип педагогики Монтессори – до одного года и старше, не принуждать ребенка ни к чему, чего он не желает сам. Выполнять его становится возможным благодаря естественно складывающимся в системе Монтессори условиям:

  • каждый малыш стремится к равному со взрослым участию в жизни;
  • со временем дети понимают, что для этого необходимо учиться и получать собственный опыт;
  • также малыши скоро осознают, что чем больше и быстрее они учатся, тем быстрее смогут попасть во взрослый мир;
  • педагог занимает нейтральную позицию, не показывает свое отношение к той или иной деятельности, а лишь оказывает помощь по просьбе ребенка.

Также можно назвать еще несколько базовых принципа методики воспитания Монтессори:

  • Ребенок – центр педагогического процесса. В зависимости от его желаний, стремлений, возможностей и особенностей выстраивается вся работа.
  • Среда – основополагающее условие детского развития. Она должна быть настолько богатой и полезной, чтобы каждый ребенок мог выбрать в ней свое место и найти себе интересное занятие.
  • Взрослый – человек, который помогает только по обращению ребенка. Если таковое отсутствует, то он никак не вмешивается в его естественный процесс развития.
  • Детям позволяется свободно перемещаться по классу.
  • Малыши самостоятельно выбирают материалы для занятий и изучают их.

Выводы

Несмотря на кажущуюся простоту педагогические идеи М. Монтессори непросты в реализации. Предоставить ребенку «полезную» свободу можно только в правильно подготовленном пространстве, а, несмотря на самостоятельную работу ребенка с материалами, от взрослого требуется много знаний и умений, чтобы по-настоящему поддержать малыша. Тем не менее, направление имеет миллионы сторонников по всему миру, так как результаты подхода поражают: дети становятся увереннее, лучше держат внимание и демонстрируют успехи в учебе.

ЧТО ТАКОЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Сенситивные периоды – это периоды наибольшей чувствительности ребенка к обучению тем или иным навыкам и умениям. Это идеальное время для того, чтобы ребенок впитывал в себя новое. Если сенситивный период еще не начался или уже закончился, то обучение ребенка значительно затруднится. Мария Монтессори выделила следующие временные рамки:

  1. Период восприятия порядка – от 0 до 3 лет. Если малыш до 3 лет не привык убирать за собой, то в 4-5 лет будет трудно его к этому приучить. В системе Монтессори детям позволяется, например, мыть за собой посуду, подметать рассыпанный мусор, мыть пол.
  2. Период развития действий и движения – от 1 до 4 лет. Период, в которые у ребенка развиваются мышцы и координация движений. Нужно как можно больше времени проводить на детских площадках, горках, качелях и лесенках.
  3. Период сенсорного развития – от 0 до 5,5 лет. Дети познают мир всеми органами чувств: смотрят, слушают, нюхают, пробуют, осязают. Здесь формируются представления о форме, цвете, весе и геометрических фигурах.
  4. Период восприятия мелких предметов – от 1,5 до 5,5 лет. Это время формирования и развития мелкой моторики. В этот период ребенок учится нанизывать бусины, перебирать крупу, собирать пазлы.
  5. Период развития речи – от 0 до 6 лет. Лучшее время для чтения книжек, рассматривания разных карточек, составления маленьких рассказов.
  6. Период развития социальных навыков – от 2,6 до 6 лет. Малыш внимательно наблюдает за поведением взрослых. Учится вести себя в обществе: быть вежливым, общаться, при необходимости – сдерживать свои эмоции.

Правила работы с дидактическим материалом

  1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

СРЕДА МОНТЕССОРИ

Создание правильной, структурированной среды – это обязательное условие существования методики обучения Монтессори. Без нее невозможно выстроить педагогический процесс по этой методике. Она предполагает наличие определенных зон, в которых есть все для получения опыта и знаний в конкретной сфере.

ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Зона практической жизни позволяет ребенку почувствовать себя взрослым в бытовом плане. Здесь он может научиться мыть посуду, подметать пол, стирать, ухаживать за куклами, растениями и животными. Для организации этой зоны необходимы комнатные растения, «бизиборды», скатерти, посуда, разная домашняя утварь и безопасные канцелярские принадлежности.

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Основная задача этой зоны – развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Здесь развивается мышление и память, происходят первые знакомства с формой, цветом, температурой, весом и размером. В эту зону включено все разнообразие предметов, имеющих разные свойства для восприятия органами чувств: шары, мячики, мешочки, ароматизированные и вкусовые баночки, предметы разных форм и размеров.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА

Зона, развивающая математические представления, дает ребенку первые знания о числах и действиях с ними. Математика здесь изучается на конкретных физических формах, которые можно увидеть и потрогать – детям получать знания таким способом намного легче, чем на основе теоретических объяснений. В этой зоне находятся разные геометрические фигуры и формы, цифры из различных материалов и счетные предметы.

РЕЧЕВАЯ ЗОНА

Это зона для пополнения словарного запаса, обучения ребенка чтению и письму. Первое знакомство с буквами происходит в тактильной форме. Крупные буквы из разных материалов, которые привлекают детское внимание, легко перемещаются и составляются в слова.

КОСМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Эта зона содержит в себе различные предметы, помогающие детям познать окружающую природу и получить первичные знания о естественных науках. Здесь собраны макеты планет, фигурки растений и животных, наборы для проведения различных опытов.

Расположение зон в пространстве и предметов в самих зонах – наиболее важное условие функционирования педагогической методики Марии Монтессори. Чем более актуально для ребенка то или иное занятие, тем более видное место оно должно занять в системе среды.

КАК СДЕЛАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

У мудрых родителей методика обучения детей Монтессори работает даже без специальных приспособлений: малышу выдается веник, тряпка, губка для мытья посуды или пылесос тогда, когда он об этом попросил и решил сделать самостоятельно. Стоит позволять ребенку полноценно участвовать в бытовой жизни семьи.

Если есть желание создать классическую развивающую среду для ребенка, то главное, что нужно сделать – разделить игровую комнату на зоны: математическую, космическую, языковую, сенсорную и практическую. Все игры и игрушки должны располагаться так, чтоб ребенок мог взять их самостоятельно и положить на место после окончания занятия.

ГДЕ УЧАТ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Практически все государственные образовательные учреждения работают по традиционным методикам и в них нет места методике Марии Монтессори. Иногда в муниципальных детских садах делаются попытки ввести элементы этой методики в обучение, но не всегда это успешно удается. Обычно мешает сложившийся строй в организации и традиционные взгляды педагогов, которые не могут дать ребенку столько свободы, сколько того требует метод Монтессори.

В рамках классно-урочной системы реализация метода Монтессори не представляется возможной, так как она предполагает диаметрально противоположные условия: ограниченное время на занятия. Большое количество человек в классе, получение уже готового опыта, а не самостоятельное изучение.

«Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь». Как начинался путь женщины-эпохи


Фотография с сайтаРусской Монтессори школы им. Св. Георгия
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Ее отец заведовал финансами на государственной табачной фабрике и придерживался традиционных взглядов. Мать происходила из старейшего итальянского рода Стоппани, который славился видными учеными. Именно она подметила, что юная Мария отличается живым умом и целеустремленностью. Девочка так любила математику, что брала учебники даже в театр. В полутьме зала она на коленках решала уравнения и задачи.

Италия XIX века не давала женщинам возможностей для обучения. Удел дам — хозяйство, воспитание детей и благотворительность. Мария, напротив, с детства была в науке, мечтала стать инженером. В 13 лет она сломала стереотип тех лет и поступила в техническую школу для мальчиков. Хорошие оценки помогли ей войти в ряды слушателей Технического института им. Леонардо да Винчи. Когда приблизился момент окончания, будущая студентка поняла: ее призвание — стать врачом.

Еще в юности Мария Монтессори впервые задумалась о подавлении личности ученика. Жесткие рамки условностей не давали детям раскрыть свой потенциал, губили их таланты.

Ей все-таки удалось поступить в «Сапиенца», один из старейших университетов мира, на курс естественных наук. Но юношей оскорбляла мысль, что молодая девушка будет учиться вместе с ними. Недовольные однокурсники постоянно пытались «поставить ее на место», презрительно фыркали и посмеивались.

На лекции она могла ходить только в сопровождении мужчины, сесть — когда все ученики мужского пола займут свои места. Доходило до абсурда: женщина, которая осматривает голое тело, — это скандал! Марии приходилось оставаться после занятий и самой исследовать анатомию человека.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ПЕДАГОГ, ЕСЛИ ОН НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В ПРОЦЕСС

Главная функция педагога – правильная организация среды в соответствии с возрастом и сенситивными периодами развития детей. На самых видных и доступных местах должны быть игрушки и предметы, наиболее актуальные для детей этого возраста.

Вторая задача педагога – помогать ребенку, если он за этим обращается. Например, малыш может попросить что-то назвать, рассказать или сделать, что у него самого пока не получается. При этом взрослый старается не сделать за ребенка, а помочь ему научиться выполнять это самостоятельно.

Третья функция – наблюдение. Наблюдая за детьми, взрослый человек может сделать выводы о том, к чему больше тянется ребенок, и стараться обогатить среду в этом направлении. А занятия, которые ни разу не попали в поле зрения малыша, можно поставить на самое видное и доступное место, чтобы и они было опробованы. Так же, как и в любом детском коллективе, необходимо следить за порядком, чтобы ребята не обижали друг друга, учились договариваться и взаимодействовать.

Уроки тишины

Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом. И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей. Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.

Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.

ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ

Один из главных плюсов Монтессори-педагогики – высокий уровень самостоятельности малыша в бытовом и познавательном плане. Второй – развитие свободной личности: ребенка ни к чему не принуждают, не навязывают чужую точку зрения и чужой опыт. Разновозрастные группы позволяют учиться взаимодействовать с людьми разных возрастов: помогать старшим, ухаживать за младшими. И еще одно преимущество классической методики развития ребенка Монтессори – огромное разнообразие пособий, игр и игрушек, в которых каждый ребенок может найти себе любимое занятие.

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ

Методика Монтессори не готова принять детей с гиперактивностью: им будет слишком трудно соблюдать тишину, не мешать другим малышам и спокойно заниматься. Разновозрастные группы не всегда хорошо функционируют, часто дети не могут найти общие интересы, сильные обижают слабых. В методике Монтессори отсутствует сюжетно-ролевая игра, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Кроме того, в ней практически не предполагает творчества – можно лишь познавать то, что есть, а не создавать новое.

МОИ СОВЕТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА МОНТЕССОРИ

  1. Выбирая для детей методику Монтессори для раннего развития и обучения, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Если ребенку интересно соревноваться, быть лидером и важно постоянное взаимодействие с взрослым, то для него лучше выбрать другую методику.
  2. Важно удостовериться в серьезности организации, которая занимается воспитанием ребенка по методике Монтессори. На сегодняшний день частное учреждение такого вида могут открыть даже люди, которые с трудом представляют себе саму систему и ее устройство. Поэтому необходимо обратить внимание на образование специалистов, лицензию на работу и представленные зоны Монтессори-системы.
  3. Если малыш обучается по системе Монтессори в образовательном учреждении, то у родителей должна быть единая с воспитателями линия поведения. Когда в садике ребенку разрешают делать все самому, а родители отказывают ему в такой возможности, возникает чувство растерянности и непонимания.
  4. Важно знать, из каких частей состоит система методики Монтессори, и восполнять недостатки вне детского учреждения: развивать творческие навыки и играть в сюжетно-ролевые игры для гармоничного развития малыша.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]