Занятие по развитию речи для детей младшего возраста Тема: Звуковая культура речи: Звук Ф


Цели:

  • Уточнить артикуляцию звука «О».
  • Учить правильно произносить звук «О».
  • Учить интонировать звук «О».
  • Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.
  • Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.

Оборудование: кукла Оля, кольцо, обруч, картинка с изображением девочки — произносящей звук «О», магнитофон с записью мелодии для пения звука «О».

Ход занятия

В группу заходят дети и садятся полукругом.

1. Игра «Кукла Оля в гости к нам пришла».

— К нам пришла кукла Оля. Посмотрите, что с ней случилось? (У куклы Оли завязана щека.) У неё болит зуб и она охает так: О-о-о.

— Держим щеки рукой и охаем вместе: О-о-о.

— А сейчас отправим куклу Олю к врачу, пусть он ей поможет.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Чтобы красиво произносить и петь звук «О», надо сделать гимнастику (5 раз каждое упражнение):

  • широко открыть рот – закрыть;
  • показать длинный язык – убрать;
  • язык бегает вправо- влево;
  • показать зубы;
  • трубочка – с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты);
  • улыбка (растянуть губы в улыбке);
  • надуть и сдуть щёки.

3. Пение звука «О» хором (под мелодию №1)

— Будем петь вместе. – Держим щеки (чтобы получился овал из губ).

— Поём все вместе. Положили руку на горлышко.

— Поём все вместе. Положили руку на грудь.

4. Упражнение «Колечко».

Показать детям кольцо. Обратить внимание на его форму. Затем сделать губы колечком.

5. Подвижная игра «Баба сеяла горох».

Ох-ох-ох-ох! Баба сеяла горох! Дети держат руки у щёк, качают головой в стороны, пальчиками изображают, как сеют горох.
Ох-ох-ох-ох! Большим вырос наш горох! Руки у щёк, качают головой в стороны, поднимаются на носки, тянут руки вверх.
Ох-ох-ох-ох! Тяжело нести горох! О-о-о-ох! Руки у щёк, качают головой в стороны. Опускают руки вниз. Руки у щёк, качают головой в стороны.
Ох-ох-ох-ох! Покатился наш горох! О-о-о-ох! Руки у щёк, качают головой в стороны. Бегают. Руки у щёк, качают головой в стороны.

6. Пальчиковая гимнастика.

— Сделай колечко левой рукой. (Соединить большой и указательный пальчики правой руки и сделать колечко. Произнести при этом звук «О» коротко.)

— Теперь левой рукой.

— Обеими руками.

7. Итог занятия.

— Посмотрите кукла Оля вернулась от врача и у нее уже не завязана щека, значит она выздоровела! И принесла вам сувениры!

Литература.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. — М.:Просвещение, 1989,
  2. Работа с неговорящими детьми по методике Новиковой–Иванцовой Т.Н. /мелодия №1

Задачи:

  • Обучающие. Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и с буквой О.Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).
  • Развивающие. Развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, представления на основе фонематического восприятия.
  • Развивать речеслуховую память, внимание, логическое мышление.
  • Коррекционные. Уметь находить звук [о] в любой части слова.
  • Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, самоконтроль, аккуратность, умение четко следовать инструкции.
  • Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Встали, подравнялись. На свои места сядут дети, которые мне назовут слово-предмет, в названии которого есть гласный звук [а].

    II. Сообщение темы и цели занятия.

    Назовите одинаковый звук в словах: кот, дом, сон. Звук [о]. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о] и с буквой О. К нам прилетела открытка, но по дороге она разлетелась на 5 частей. Нам предстоит собрать её. За каждую часть нужно выполнить задание. Сначала выполним артикуляционную гимнастику.

    III. Артикуляционная гимнастика. (Можно использовать различные артикуляционные упражнения)

    • «Маляр». Открыть рот. Кончиком языка проводить по твёрдому нёбу двигаясь от передних верхних резцов к мягкому нёбу.
    • «Лошадка». Присосать язык к твёрдому нёбу, цокать языком. Стараться тянуть подъязычную связку.
    • «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к твёрдому нёбу и, не отрывая языка оттягивать нижнюю челюсть вниз.

    IV. Основная часть.

    Задание 1

    Характеристика звука [о]. Это гласный звук, потому что его можно пропеть, произнести протяжно. Во рту нет преграды. Давайте посмотрим на модули и выберем модуль звука [о].

    Первое задание выполнили, можете получить первую часть открытки. Задание 2

    Чтение стихотворения. Найти и запомнить слова со звуком [о].

    Вышли волки на охоту, Между прочим, говорят. Волки ягоды едят.

    Дети по очереди называют слова, в которых есть звук [о].

    Второе задание выполнили, можете получить вторую часть открытки.

    Задание 3

    Найти картинки, в названии которых есть звук [о].

    Кот, крот, слон, дом, торт, заяц, жук, сыр, улитка, кукла. Возьмите каждый по одной картинке.

    Начертить схему к своей картинке и отметить звук [о].

    Это задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

    Задание 4. Ребус

    Выделите в названиях каждой картинки первый звук. Соединив все первые звуки, вы узнаете что любят дети.

    СОК

    Четвёртое задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

    V. Физминутка. Разомнём наши пальчики.

    В гости к пальчику большом (показать большой палец) приходили прямо к дому, (сделать домик из ладошек) Указательный и средний, (показать указательный палец) Безымянный и последний. (показать безымянный и мизинец) Сам мизинчик малышок постучался о порог. Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.

    VI. Самостоятельная работа детей (в тетрадке).

    Прописать букву О о.

    Пятое задание вы выполнили, можете получить последнюю часть открытки.

    VII. Итог.

    • Что мы изучали?
    • Какие слова приходили в гости?
    • Что нового узнали?
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]