Скажи ласково
Игра учит дошкольников образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Игрок называет рыбку, изображенную на картинке, затем преобразует название:
- судак — судачок;
- щука — щучка;
- карась — карасик;
- лещ — лещик;
- скат — скатик;
- акула — акулочка;
- налим — налимчик;
- сом — сомик.
Четвертый лишний
Это еще одна интересная игра для старших дошкольников. Педагог раскладывает в ряд по 4 карточки, а дети пытаются понять, какое изображение лишнее, аргументируют выбор.
Вот примеры для игры:
- сельдь, толстолобик, парусник, скумбрия;
- акула, мурена, рыба-клоун, пиранья;
- форель, данио, скалярия, гуппи;
- тунец, палтус, камбала, меченосец;
- щука, скат, сазан, карась.
Назови большую рыбу
Педагог объясняет, что объект, который кажется огромным, называют с употреблением соответствующего суффикса. Далее показывает воспитанникам картинки. Дети пытаются преобразовать названия демонстрируемых рыб. Например:
- щука — щучище;
- налим — налимище;
- судак — судачище;
- осетр — осетрище;
- акула — акулище;
- скат — скатище.
Описание
Рыбы – симметричные животные с обтекаемой формой тела. Необтекаемую форму тела имеют придонные, маскирующиеся рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни.
Рыбы отлично приспособлены к жизни в воде, о чём говорят особенности внешнего строения:
- тонкую кожу со слизистыми железами покрывает чешуя;
- плавники (хвостовой, спинной, грудные, брюшной, анальный), расположенные по всему телу, помогают плавать;
- голова не отделена от туловища, а туловище – от хвоста;
- имеются хорошо развитые жабры.
Рис. 1. Внешнее строение.
Развитие классов рыб относят к девонскому периоду (примерно 300 млн. лет назад). Все рыбы произошли от общего предка – древней панцирной рыбы, скелет которой состоял из хряща, но челюсти имели костное строение.
Раскладывание картинок рыб по группам
В комплекте много карточек, все использовать необязательно. Выбирайте картинки, соответствующие возрасту ребенка. Чтобы дошкольникам было интереснее знакомиться с подводными обитателями, и чтобы расширить представление о видах рыб, можно предложить увлекательные игры. Одна из таких игр — распределение карточек по группам: морские рыбы, речные, хищные, аквариумные. В такую игру дошкольники играют с большим увлечением.
Картинки морских рыб с названиями для детей
Картинки знакомят дошкольников с такими интересными обитателями моря, как:
- акула;
- скат;
- камбала;
- рыба-клоун;
- палтус;
- морской конек;
- рыба-пила;
- скумбрия;
- рыба-ангел;
- рыба-молот;
- тунец;
- морской ерш;
- морской окунь;
- рыба фугу;
- парусник;
- сельдь;
- летучая рыба.
Названия речных рыб для детей
Речных рыб дошкольники должны знать даже лучше, чем морских, ведь эти представители подводной фауны живут близи нас, в реках и озерах, их ловят рыбаки. Это:
- карась;
- щука;
- речной ерш;
- речной окунь;
- пескарь;
- лещ;
- судак;
- сом;
- осетр;
- толстолобик;
- сазан;
- форель.
Хищные рыбы
В эту категорию входят пресноводные и морские обитатели. То есть детям нужно объяснить, что хищники водятся и в морях, и в реках и озерах. Это такие рыбы, как:
- акула;
- щука;
- судак;
- ерш;
- пиранья;
- налим;
- угорь;
- барракуда;
- мурена.
Аквариумные рыбки
Детям особенно нравится рассматривать картинки ярких и симпатичных рыбок, обитающих в аквариумах. Дошкольники рассказывают, какие аквариумные рыбки им знакомы, знакомятся с необычными видами, о которых раньше не знали. Вот каких обитателей аквариума можно предложить дошкольникам для знакомства:
- золотые рыбки;
- скалярии;
- гуппи;
- меченосцы;
- бойцовые петушки;
- дискусы;
- данио;
- телескопы;
- неоны;
- львиноголовки.
Строение
Внутреннее строение рыб представлено в таблице.
Система органов | Органы | Общая характеристика |
Опорно-двигательная | Скелет, мышцы | Череп включает мозговую коробку, парные жаберные крышки и дуги, челюсти. Парные плавники подвижны. Позвоночник состоит из позвонков с отростками – два смотрят вниз и образуют рёбра, один поднят вверх. Мускулатура разделена на сегменты. |
Пищеварительная | Пищеварительный тракт, железы | Тракт состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Заканчивается анальным отверстием. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы и печени. Некоторые рыбы имеют зубы. |
Выделительная | Лентовидные парные почки, мочеточники, мочевой пузырь | Кровь фильтруется почками. Формируется моча, поступающая по мочеточникам в мочевой пузырь. Оттуда выводится через мочеиспускательный канал. |
Дыхательная | Жабры | Расположены в глотке. К жаберным дугам крепятся жаберные лепестки, которые пронизаны капиллярами. Через них осуществляется газообмен. |
Кровеносная | Двухкамерное сердце, артерии, вены, капилляры | Сердце состоит из желудочка и предсердия, через которые проходит венозная кровь. Один круг кровообращения, начинающийся от желудочка. Венозная кровь идёт через жабры, насыщаясь кислородом. После отдачи кислорода всем органам и тканям кровь возвращается в предсердие. |
Нервная | Головной мозг включает передний, промежуточный, продолговатый, средний мозг и мозжечок. От головного начинается спинной мозг, который располагается в позвоночном канале, нервы. | Хорошо развиты средний, промежуточный мозг и мозжечок. Органы чувств представлены глазами, ноздрями, внутренним ухом, боковой линией, улавливающей вибрации. Вкусовые рецепторы находятся во рту и на коже. |
Половая | Яичники и яйцеводы у самок и семенники и семяпроводы у самцов | Оплодотворение чаще всего наружное |
Рис. 2. Внутреннее строение.
Чешуя рыб постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца.