Занятие. Развитию речи Тема: ««Рыбы и морские обитатели»


Скажи ласково

Игра учит дошкольников образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Игрок называет рыбку, изображенную на картинке, затем преобразует название:

  • судак — судачок;
  • щука — щучка;
  • карась — карасик;
  • лещ — лещик;
  • скат — скатик;
  • акула — акулочка;
  • налим — налимчик;
  • сом — сомик.

Четвертый лишний

Это еще одна интересная игра для старших дошкольников. Педагог раскладывает в ряд по 4 карточки, а дети пытаются понять, какое изображение лишнее, аргументируют выбор.

Вот примеры для игры:

  • сельдь, толстолобик, парусник, скумбрия;

  • акула, мурена, рыба-клоун, пиранья;

  • форель, данио, скалярия, гуппи;

  • тунец, палтус, камбала, меченосец;

  • щука, скат, сазан, карась.

Назови большую рыбу

Педагог объясняет, что объект, который кажется огромным, называют с употреблением соответствующего суффикса. Далее показывает воспитанникам картинки. Дети пытаются преобразовать названия демонстрируемых рыб. Например:

  • щука — щучище;
  • налим — налимище;
  • судак — судачище;
  • осетр — осетрище;
  • акула — акулище;
  • скат — скатище.

Описание

Рыбы – симметричные животные с обтекаемой формой тела. Необтекаемую форму тела имеют придонные, маскирующиеся рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни.

Рыбы отлично приспособлены к жизни в воде, о чём говорят особенности внешнего строения:

  • тонкую кожу со слизистыми железами покрывает чешуя;
  • плавники (хвостовой, спинной, грудные, брюшной, анальный), расположенные по всему телу, помогают плавать;
  • голова не отделена от туловища, а туловище – от хвоста;
  • имеются хорошо развитые жабры.


Рис. 1. Внешнее строение.
Развитие классов рыб относят к девонскому периоду (примерно 300 млн. лет назад). Все рыбы произошли от общего предка – древней панцирной рыбы, скелет которой состоял из хряща, но челюсти имели костное строение.

Раскладывание картинок рыб по группам

В комплекте много карточек, все использовать необязательно. Выбирайте картинки, соответствующие возрасту ребенка. Чтобы дошкольникам было интереснее знакомиться с подводными обитателями, и чтобы расширить представление о видах рыб, можно предложить увлекательные игры. Одна из таких игр — распределение карточек по группам: морские рыбы, речные, хищные, аквариумные. В такую игру дошкольники играют с большим увлечением.

Картинки морских рыб с названиями для детей

Картинки знакомят дошкольников с такими интересными обитателями моря, как:

  • акула;

  • скат;

  • камбала;

  • рыба-клоун;

  • палтус;

  • морской конек;

  • рыба-пила;

  • скумбрия;

  • рыба-ангел;

  • рыба-молот;

  • тунец;

  • морской ерш;

  • морской окунь;

  • рыба фугу;

  • парусник;

  • сельдь;

  • летучая рыба.

Названия речных рыб для детей

Речных рыб дошкольники должны знать даже лучше, чем морских, ведь эти представители подводной фауны живут близи нас, в реках и озерах, их ловят рыбаки. Это:

  • карась;

  • щука;

  • речной ерш;

  • речной окунь;

  • пескарь;

  • лещ;

  • судак;

  • сом;

  • осетр;

  • толстолобик;

  • сазан;

  • форель.

Хищные рыбы

В эту категорию входят пресноводные и морские обитатели. То есть детям нужно объяснить, что хищники водятся и в морях, и в реках и озерах. Это такие рыбы, как:

  • акула;
  • щука;
  • судак;
  • ерш;
  • пиранья;

  • налим;

  • угорь;

  • барракуда;

  • мурена.

Аквариумные рыбки

Детям особенно нравится рассматривать картинки ярких и симпатичных рыбок, обитающих в аквариумах. Дошкольники рассказывают, какие аквариумные рыбки им знакомы, знакомятся с необычными видами, о которых раньше не знали. Вот каких обитателей аквариума можно предложить дошкольникам для знакомства:

  • золотые рыбки;

  • скалярии;

  • гуппи;

  • меченосцы;

  • бойцовые петушки;

  • дискусы;

  • данио;

  • телескопы;

  • неоны;

  • львиноголовки.

Строение

Внутреннее строение рыб представлено в таблице.

Система органов Органы Общая характеристика
Опорно-двигательная Скелет, мышцы Череп включает мозговую коробку, парные жаберные крышки и дуги, челюсти. Парные плавники подвижны. Позвоночник состоит из позвонков с отростками – два смотрят вниз и образуют рёбра, один поднят вверх. Мускулатура разделена на сегменты.
Пищеварительная Пищеварительный тракт, железы Тракт состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Заканчивается анальным отверстием. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы и печени. Некоторые рыбы имеют зубы.
Выделительная Лентовидные парные почки, мочеточники, мочевой пузырь Кровь фильтруется почками. Формируется моча, поступающая по мочеточникам в мочевой пузырь. Оттуда выводится через мочеиспускательный канал.
Дыхательная Жабры Расположены в глотке. К жаберным дугам крепятся жаберные лепестки, которые пронизаны капиллярами. Через них осуществляется газообмен.
Кровеносная Двухкамерное сердце, артерии, вены, капилляры Сердце состоит из желудочка и предсердия, через которые проходит венозная кровь. Один круг кровообращения, начинающийся от желудочка. Венозная кровь идёт через жабры, насыщаясь кислородом. После отдачи кислорода всем органам и тканям кровь возвращается в предсердие.
Нервная Головной мозг включает передний, промежуточный, продолговатый, средний мозг и мозжечок. От головного начинается спинной мозг, который располагается в позвоночном канале, нервы. Хорошо развиты средний, промежуточный мозг и мозжечок. Органы чувств представлены глазами, ноздрями, внутренним ухом, боковой линией, улавливающей вибрации. Вкусовые рецепторы находятся во рту и на коже.
Половая Яичники и яйцеводы у самок и семенники и семяпроводы у самцов Оплодотворение чаще всего наружное


Рис. 2. Внутреннее строение.
Чешуя рыб постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]