«Массаж, самомассаж – основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ» (информационно – практический материал для педагогов)

Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффективное средство для стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса. Таким средством в работе по коррекции речевых недостатков является самомассаж.

Что такое самомассаж?

Самомассаж – это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, которые человек выполняет сам по поверхности своего тела. Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида: общий (самомассаж головы, шеи, туловища), артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка) и пальчиковый.

Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна. Он тренирует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж ребёнок укрепляет мышцы рук и пальцев, снимает мышечное напряжение, разминает ту или иную часть тела или лица.

Еще одно преимущество самомассажа состоит в его доступности: вам не надо никуда идти и менять свой режим, а делать его можно в любое удобное время.

Важное значение имеет регулярность самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.

Комплекс 2. От 3 до 4 месяцев. Стабилизируем тонус

Главная задача массажа для ребенка 3 – 4 месяцев — обучение малыша изменению положения тела, нормализация ножного и ручного тонуса.

  • Массаж рук: поглаживание (5 – 6 раз); кольцевые растирания (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Скрещивание рук на груди (6 – 8 раз).
  • Массаж ног: поглаживание (2 – 3 раза); кольцевые растирания (5 – 6 раз); поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Скользящие шаги» (5 – 6 раз).
  • Повороты на живот (2 – 3 раза в каждую сторону).
  • Массаж спины: поглаживание (2 – 3 раза); растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2 – 3 раза на каждом боку).
  • «Положение пловца».
  • Массаж живота: круговые поглаживания (2 – 3 раза); встречное поглаживание (2 – 3 раза); поглаживание косых мышц живота (2 – 3 раза); растирание всей поверхности живота (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2 – 4 раза).
  • Массаж стоп: поглаживание (2 – 3 раза); растирание (5 – 6 раз); поколачивание (8 – 10 ударов); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Разгибание и сгибание стоп (5 – 6 раз каждой ногой).Рефлекторная «ходьба».
  • Массаж груди: поглаживание (2 – 3 раза); вибрация (3 – 4 приема); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Упражнение «бокс» (5 – 6 раз).
  • Упражнения с мячом.

Не забывайте: мышцы, кости и связки у детей раннего возраста еще очень нежные и не сформированы до конца. Поэтому польза от занятий гимнастикой будет только тогда, когда упражнения соответствуют возрастным возможностям вашего малыша.

Приёмы самомассажа

При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, пассивные движения, сгибание, разгибание пальцев.

Самый простой и важный прием самомассажа – это поглаживание. Успокаивающее воздействует на нервную систему. Улучшает функции мышц и желёз. В восстановительном самомассаже этот прием выполняют при повышенной нервной возбудимости, а в лечебном — при спазмах, травмах и т.д. Поглаживание бывает прямолинейное и кругообразное.

Разминание — прием самомассажа, с помощью которого массируются мышцы. Под действием разминания значительно улучшается скорость кровотока, что способствует быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

Особый массажный прием – растирание. Отличается от остальных приёмов более энергичным выполнением в различных направлениях. Растирания бывают: — прямолинейные, зигзагообразные, спиралевидные и кругообразные растирания подушечками одного или нескольких пальцев и буграми больших пальцев; — прямолинейное растирание щипцами; — прямолинейное растирание основанием ладони; — гребнеобразное растирание пальцами, сжатыми в кулак. Во время растирания улучшается местное кровообращение, согреваются ткани, ускоряется рассасывание затвердений, увеличивается пластичность мышц и повышается работоспособность.

Пассивные движения выполняются только после разминания на мышцах и растирания на суставах. Обычно пассивные движения производятся с посторонней помощью.

С приемами самомассажа дети впервые знакомятся на логопедических занятиях. Учить детей приемам самомассажа можно с 2-2,5 лет. Обучение проходит в игровой форме, малышей просят показать имитацию различных животных или предметов (например, обезъянку). При желаниии любой родитель может научить своего малыша выполнять самомассаж.

Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус

Занятия с ребенком 4 – 6 месяцев направлены на развитие точности и ритмичности движений ног, ловкости кисти для удержания предметов и окончательной нормализации мышечного тонуса нижних конечностей.

  • Массаж рук: поглаживание (3 – 4 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Скрещивание рук (6 – 8 раз).
  • Массаж ног: поглаживание (2 – 3 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); продольное разминание или валяние (по 2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Скользящие шаги» (5 – 6 раз).
  • Разгибание и сгибание ног (5 – 6 раз).
  • Повороты на живот (2 – 3 раза в каждую сторону).
  • Массаж ягодиц и спины: поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); растирание или пиление по всей поверхности (2 – 3 раза); поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); разминание длинных мышц спины (5 – 6 раз); разминание мышц ягодиц (5 – 6 раз); пощипывание или поколачивание ягодичных мышц; поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).
  • Массаж живота: поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота — 2 – 3 раза); растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2 – 3 раза); пиление прямых мышц живота (2 – 3 раза); пощипывание пупочной области; все приемы поглаживания (2 – 3 раза).
  • Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).
  • Рефлекторные упражнения и массаж стоп: поглаживание (2 – 3 раза); растирание (5 – 6 раз); поколачивание; поглаживание (2 – 3 раза); разгибание и сгибание стоп (5 – 6 раз).
  • Подтанцовывание.
  • Массаж груди: поглаживание (2 – 3 раза); вибрация (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Парение» на спине.
  • Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5 – 6 раз).
  • Ползание.

Правила выполнения самомассажа

Перед выполнением артикуляционного самомассажа необходимо проверить чистоту рук и лица малыша. Желательно, чтобы у ребенка был чистый носовой платок (лучше одноразовый), потому что иногда обильное слюноотделение сопутствует выполнению отдельных упражнений. Противопоказанием к самомассажу являются открытые раны на массируемой области. Лучше если малыш будет делать артикуляционный самомассаж перед зеркалом. Единственное, о чем нужно помнить, что ребенку выполнять самомассаж надо в течение 7-10 минут, не доставляя себе неприятных ощущений. Каждое движение нужно повторять 4-6 раз. Хорошо если при выполнении упражнений ребенок будет слышать речевое сопровождение в стихотворной форме или спокойную музыку.

Основные принципы массажа

  • Приступать к массажу и гимнастике можно только по достижении ребенком 1,5 – 2-месячного возраста.
  • Заниматься лучше ежедневно, назначив для этого определенное время и стараясь следовать ему.
  • Начинать массаж для новорожденного нужно через 30 – 40 минут после кормления, заканчивать — за 20 – 30 минут до приема пищи, и только если ребенок находится в спокойном состоянии и хорошем расположении духа.
  • Для первых занятий будет достаточно 5 – 6 минут, постепенно увеличивайте время до 10 – 15 минут. Оптимальная продолжительность массажа для «опытного» малыша после полугода — 30 минут.
  • Массаж проводится в проветренном помещении при температуре не ниже 20 °С.
  • Лучше всего проводить занятия на пеленальном столике или любой другой ровной поверхности, покрытой небольшой клеенкой и пеленкой. Поверхность должна быть достаточно широкой, чтобы можно было легко переворачивать малыша.
  • Малыш перед массажем должен быть чистым, руки мамы — чистыми, сухими, теплыми и с подстриженными ногтями. Лучше не пользоваться тальком или вазелином, так как они засоряют поры кожи ребенка. Чтобы не поранить нежную детскую кожу, кольца, часы и браслеты надо снять.
  • Во время массажа старайтесь не совершать резких движений и не повышать голос. Чтобы и вы и малыш получили удовольствие, а занятия пошли на пользу, обстановка должна быть спокойной.
  • Постарайтесь поддерживать хорошее настроение у ребенка во время занятий. Держите его уверенно, но очень осторожно, не допуская никакого насилия. Особенно следует оберегать от сотрясений и ушибов голову. Если ребенок беспокоен, плачет, сделайте паузу и не начинайте снова, пока он не успокоится.
  • Движения при выполнении массажа направлены по ходу кровеносных сосудов: строго снизу вверх, от периферии к центру. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также не массируются внутренняя поверхность бедер, половые органы ребенка и локти. При массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание) в области почек.
  • Противопоказания к применению массажа для малышей: острые лихорадочные состояния, различные инфекционные заболевания, тяжелые формы рахита, обширные паховые, бедренные и пупочные грыжи, врожденный порок сердца, тяжелые заболевания крови, злокачественные опухоли (до их радикального лечения), заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болями в них, обостренный туберкулез, расстройства пищеварения, а также различные воспалительные кожные заболевания.

Совместите приятное с полезным! Пока делаете массаж и гимнастику, читайте малышу стихи, потешки, пойте песенки. Называйте части тела, предметы, попадающие в поле зрения ребенка, комментируйте свои действия — так вы заодно занимаетесь и речевым развитием.

Положительный эффект самомассажа

«Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.» М. Е. Хватцев

В результате регулярного выполнения самомассажа у детей нормализуется мышечный тонус артикуляционного аппарата (в наиболее сложных случаях — уменьшается степень проявления дефектов артикуляционной мускулатуры); начинают работать те группы мышц, которые были недостаточно включены в процесс произношения; органы артикуляции готовы к формированию произвольных, координированных движений и к постановке дефектных звуков речи; уменьшается гиперсаливация. Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.

Комплекс 1. От 1,5 до 3 месяцев. Уравновешиваем напряжение

В этом возрасте массаж помогает, прежде всего, уравновесить напряжение мышц-разгибателей и мышц-сгибателей ног и рук.

  • Массаж рук: плавные поглаживания (6 – 8 раз).
  • Приподнимание из положения лежа на спине.
  • Массаж ног: поглаживания (6 – 8 раз).
  • Перекладывание на живот (15 – 20 секунд).
  • Массаж спины: поглаживания (4 – 5 раз).
  • Разгибание позвоночника (2 – 3 раза на каждом боку).
  • Массаж живота: круговые поглаживания (5 – 6 раз); встречные поглаживания (5 – 6 раз); поглаживания косых мышц живота (5 – 6 раз); круговые поглаживания (5 – 6 раз).
  • Упражнение на укрепление всех мышц живота (2 – 3 раза).
  • Массаж стоп: поглаживания (5 – 6 раз).
  • Рефлекторное разгибание и сгибание стоп (3 – 4 раза).
  • Рефлекторное упражнение «ползание» (2 – 3 раза).Круговой массаж груди: вибрация и поглаживание (5 – 6 раз).
  • Рефлекторное упражнение «ходьба» (2 – 3 раза).Встряхивание рук.
  • Покачивание в «позе эмбриона» (2 – 3 раза в каждую сторону).
  • Покачивание на мяче.

Понаблюдайте за ребенком во время массажа и гимнастики. Наверняка вы заметите, что у него уже появляются любимые приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. В следующий раз начать можно именно с них, это сразу создаст у малыша позитивный настрой.

Общие рекомендации

Любые массажные действия производите только после консультации с педиатром. Он выдаст разрешение после того, как поймет, что нет следующих противопоказаний:

  • лихорадочное состояние и его последствия (в течение нескольких дней);
  • болезненные проявления на коже;
  • тяжелые нервные расстройства;
  • гидроцефалия;
  • эпилепсия, судороги;
  • врожденные проблемы с сердцем;
  • объемные грыжи.

Массаж назначают курсом, в другой статье мы рассказывали подробнее о количестве сеансов для детей.

Необходимо воздержаться от массажа, когда прорезываются зубы, наблюдается диарея или рвота, стрессовое состояние, в период проведения прививок.

Любые процедуры можно проводить только тогда, когда и малыш, и родители находятся в хорошем настроении. Для ребенка нежные прикосновения мамы — это новая веселая игра с интересными считалочками. Так ему не станет скучно, и он позволит провести все манипуляции.

Руки массажиста должны быть теплыми и мягкими, без посторонних предметов, включая лак для ногтей.

Оптимальная температура воздуха 21-22⁰C, влажность 50-70%.

Лучшее время для массажа — час до или час после еды.

С какого возраста делать массаж

Если нет никаких особенностей развития, то процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3 недели. Первым делом применяем расслабляющий массаж, затем вводим общеукрепляющий. После 6 месяцев жизни добавляются ударные движения, пощипывания, разминания. С возраста 9 месяцев вводятся гимнастика и различные разрешенные упражнения.

И напоследок хочется сказать о главном. Вы можете овладеть различными техниками, но помните — делая детский массаж самостоятельно, соблюдайте ограничения, действуйте осторожно, увеличивайте нагрузку постепенно и не торопите ребенка с развитием. Тогда все манипуляции пойдут только на пользу.
729 5.0 Оценить статью Опубликована: 18.06.2021

Знакомимся с техникой проведения массажа

Массаж может понадобиться в любой момент жизни, поэтому маме и папе необходимо освоить самые распространенные техники, которые разрешено применять дома.

Общеукрепляющий

Цели общеукрепляющих упражнений:

  • помочь ребенку правильно развиваться физически и эмоционально, освоить новые двигательные навыки;
  • снять или повысить тонус мышц (в зависимости от потребностей);
  • провести профилактику нарушений физического развития.

Необходимые предметы:

удобное место для массажа (стол, кушетка), массажное масло или детский крем, влажные салфетки, бумажное полотенце.

Длительность процедуры составляет в начале 2-3 минуты. Постепенно это время увеличивается: для детей до 6 месяцев — до 15 минут, до 8 месяцев — до 30 минут, до 12 месяцев — до 40 минут.

Описание техники

Процедура проходит в 2 этапа — в положении лежа на спине и на животе.

На спине

Первый этап проводим в положении лежа на спине. Пусть он полежит и без одежды привыкнет к температуре окружающей среды. Выждав некоторое время, приступаем к классическому массажу верхних конечностей.

Наносим на ладони немного масла. Легко воздействуем на каждую руку — от поглаживаний переходим к растиранию (по направлению от пальцев к плечу). Массаж подмышечной впадины запрещен.

Такие же процедуры проводим и с ногами, по направлению от пальцев к пятке и выше, к паху. Нельзя поглаживать и растирать внутреннюю сторону бедра и саму паховую область.

Мышцу голеностопа легко разминаем двумя пальцами. Колено и подколенную впадину трогать нельзя.

Грудную клетку растираем раскрытой ладонью, двигаясь от центра грудины к ребрам.

Напоследок животик — здесь легкими движениями описываем круги вокруг пупка.

На животе

После окончания массажа спины переворачиваем ребенка на живот и выжидаем время, пока он привыкнет к новому положению.

Процедуры начинаем с ног. Нежно гладим заднюю сторону голеней и бедра, растираем, а затем похлопываем или пощипываем ягодицы.

Массируем спину, не трогая позвоночник и поясничную область. Растираем длинные мышцы сначала легко, потом интенсивнее. Разминаем их.

Поворачиваем малыша сначала на один бок, потом на другой, чтобы активизировать работу мышц живота и боковых мышц.

На шейно-воротниковой зоне делать массаж для малышей до 3 месяцев запрещено. При проведении процедур нельзя давить на мышцы и применять ударные движения.

Завершаем общий массаж — поворачиваем ребенка обратно на спину и успокаиваем его поглаживаниями всего туловища.

Воздержитесь от проведения общеукрепляющих процедур в вечернее время. Ребенок перевозбудится и будет плохо засыпать и спать. Лучше устроить сеанс в первой половине дня.

Расслабляющий

Цели расслабляющих процедур:

  • расслабить мышцы;
  • снять мышечный гипертонус;
  • устранить последствия стресса;
  • улучшить аппетит и сон.

Расслабляющий массаж особенно рекомендован детям-неврастеникам и гиперактивным озорникам.

Необходимые предметы:

детское массажное масло или крем, удобное место для массажа (кушетка, стол), пеленки — одноразовая и теплая (из фланели), влажные салфетки.

Длительность процедуры составляет 10-15 минут, при этом сеанс проводят приблизительно за 1 час до кормления и сна. Если ребенку исполнился год, то время можно увеличить до 20-25 минут.

Описание техники

Не нужно интенсивно разминать и растирать мышцы. Делаем все нежно и осторожно.

На спине

Увлажняем руки массажным кремом. Укладываем ребенка на одноразовую пеленку, даем время привыкнуть к температуре воздуха. Мягко поглаживаем каждый палец малыша, задерживаясь круговыми движениями на ладонях и запястьях. Гладим предплечья, двигаясь снизу вверх.

Массируем ноги легкими круговыми движениями по направлению пальцы — стопа — пятка. Переходим выше, но не разминаем мышцы голени и голеностопа, а просто гладим снизу вверх.

Живот и грудную клетку гладим круговыми и полукруговыми движениями.

На животе

Переворачиваем малыша на живот и продолжаем. Легко массируем ягодицы, спину, шейно-воротниковую зону.

Мелкими кругами легко двигаемся по голове. Если родничок еще не затянулся, не трогаем эту зону. Нежно массируем мочки ушей.

По окончании процедуры заворачиваем чадо во фланелевую пеленку и идем принимать ванну. Купание — обязательное завершение расслабляющего массажа.

Очередность «массаж — купание — кормление» благотворно воздействует на младенца. Он быстрее засыпает и лучше спит, чем тогда, когда мама и папа отказывают ему в удовольствии ощутить прелесть расслабляющих процедур.

Если у ребенка нет аллергии на эфирные масла, релаксационный массаж можно совместить с ароматерапией.

Дренажный

Цели дренажного массажа для малышей: с помощью вибрационных движений облегчить отхождение мокроты, накапливающейся в бронхах при различных заболеваниях дыхательных путей.

Необходимые предметы:

носовой платок.

Длительность процедуры: до 5-6 раз в день по 5-10 минут. В общей сложности курс можно проводить, пока ребенок не пойдет на поправку.

Описание техники

Младенца кладем на колени лицом вниз, чтобы голова находилась чуть ниже уровня ягодиц, а ребенка постарше усаживаем на край дивана и немного наклоняем вперед.

Кончиками пальцев простукиваем ребра, межреберное пространство, спину и грудную клетку. Область сердца не трогаем.

Младенца поднимаем вертикально. Если движения были выполнены верно, то он начинает кашлять мокротой. Ребенка постарше просим резко подняться и прокашляться.

Вышедшую мокроту убираем носовым платком. Пальцы не нужно смазывать массажным маслом, так как при постукивающих движениях нет надобности в облегчении скольжения.

При сухом кашле дренажный массаж не применяют из-за того, что на этой стадии болезни мокрота не вырабатывается.

При запорах и коликах

Цель массажа — наладить перистальтику кишечника, улучшить работу пищеварительной системы, вывести кишечные газы и противодействовать их скоплению, снять болевые ощущения, спровоцировать дефекацию (при запоре).

Необходимые предметы:

место для массажа (любая ровная твердая поверхность), одноразовая пеленка и клеенка, влажные салфетки, термометр, масла (для массажа и вазелин) и детский крем.

Длительность процедуры: 5-7 минут в составе общеукрепляющего либо расслабляющего массажа и не менее 10-15 минут при запоре. Если процедуры проводить постоянно, то это станет прекрасной профилактикой запоров и повышенного образования газов.

Описание техники

Малыш лежит на спинке. Легкими круговыми движениями проводим по животу 10 раз по и 10 раз против часовой стрелки. Пупок не трогаем. Двигаемся вокруг него по спирали более интенсивно, но аккуратно. Начинаем от пупка и направляемся к бокам.

Затем одной рукой подводим ноги к животу, а пальцем другой несколько раз «рисуем» на нем букву «П», начиная с левого нижнего угла (налаживаем работу кишечника).

Выкладываем младенца на живот на несколько минут. Этого хватит, чтобы избавиться от кишечных колик.

Если ребенок страдает из-за запоров, то кладем его на спину, подводим ноги к животу, смазываем отверстие ануса вазелином и потихоньку раздражаем его кончиком термометра. Обычно кишечник после массажа быстро освобождается.

Если при проведении массажа замечаем сильное вздутие или асимметрию живота, наличие крови или слизи в кале, болезненную реакцию малыша, то процедуры не проводим и срочно посещаем врача.

Дакриомассаж

Цель массажа носослезного канала — восстановить его проходимость, снять воспаление слезного мешка, убрать отек и вылечить воспаление зрительных органов.

Необходимые предметы:

дезинфицирующее средство (например, «Мирамистин»), ватные диски, отвар ромашки или раствор фурацилина (1:5000), глазные капли либо глазная мазь, назначенные лечащим врачом.

Длительность процедуры: 6-8 ежедневных 5-минутных подходов. В общем курс занимает 2 недели.

Описание техники

Моем руки и обрабатываем дезинфицирующим средством.

Ребенок лежит на спине. Удаляем из глаз застоявшиеся слезы и гной дисками, смоченными в фурацилине либо ромашке, двигаясь от внешнего края к переносице. На каждый глаз — отдельное ватное изделие.

После этого нащупываем слезный мешок. Это маленький выступ между внутренним краем глаза и переносицей. Легко вибрируя пальцем, несколько раз нажимаем на мешок. Выделяемый гной удаляем новыми ватными дисками, пропитанными фурацилином либо ромашкой.

Затем массируем слезный канал. Быстро проглаживаем его пальцем, следуя 9 раз от внутреннего края глаза к переносице. На 10-й раз совершаем движение в обратную сторону. Закапываем капли либо закладываем мазь.

Дакриомассаж запрещен при некоторых заболеваниях органов зрения, поэтому перед его проведением необходимо проконсультироваться со специалистом.

При головных болях и насморке

Цель процедур — облегчить носовое дыхание при рините, устранить сильные головные боли. Выполняются для лечения и профилактики проблемы.

Необходимые предметы:

схема акупунктурных точек на теле человека, эфирные масла (при отсутствии у ребенка аллергических реакций), детский крем.

Длительность процедуры составляет от 5 до 15 минут (учитываем возраст ребенка).

Описание техники

Массаж выполняем вибрированием. Легкими круговыми движениями пальца воздействуем на каждую биологическую точку 10 раз по и 10 раз против часовой стрелки.

При лечении ринита воздействуем на участки кожи, которые находятся на:

  • кончике носа;
  • крыльях носа;
  • между бровей;
  • ушных раковинах (в центре);
  • позвоночнике, над 1-м шейным позвонком;
  • руках — между большим и указательным пальцами;
  • запястье (там, где начинается большой палец);
  • стопе — в центральной части пяток.

Если точки расположены с двух сторон туловища симметрично, то массируем их одновременно двумя руками.

Чтобы снять головную боль, воздействуем на зоны:

  • в центре височной области;
  • над бровями;
  • на темени;
  • на грудной клетке (с обеих сторон).

Для начала нужно, пользуясь схемой, найти акупунктурные точки на себе. Только после этого переходим к детскому массажу. Чем точнее и правильнее выполнять технику, тем быстрее наступит положительный результат.

Запрещено применять точечный массаж ребенку дома при повышенной температуре тела, в острой фазе болезни, а также при предрасположенности к судорогам.

Логопедический

Цели процедуры: стимулировать рецепторы, отвечающие за области речи головного мозга, нормализовать тонус мышц лица и работу голосовых связок, устранить нарушения мимики, заикание, дизартрию, смягчить последствия хронического воспаления аденоидов.

Необходимые предметы:

набор щеток для логопедического массажа.

Длительность массажа — около 20 минут. Курс лечения продолжают в течение 1—2 недель, после чего делают перерыв.

Описание техники

Делаем легкий массаж шейно-плечевой зоны, чтобы расслабить лицевые мышцы. Затем поглаживаем лоб (по горизонтали от центра к краям) и проводим линии от височной области к ушам. Расходящимися движениями массируем щеки и подбородок.

Аккуратно берем кончик языка малыша сухими чистыми руками, массируем его, после чего водим им из стороны в сторону и вверх-вниз. Увлажняющие масла не применять! При первых признаках тошноты прекращаем движения.

Слегка растираем и пощипываем губы и область вокруг них.

Хорошо проглаживаем, слегка надавливая, фаланги пальцев. В буквы и фигурки.

Раковины ушей зажимаем двумя пальцами и растираем сверху вниз. Круговыми движениями массируем мочку. Затем 5-6 раз потираем пространство за ушами.

Массаж можно делать и пальцами, и специальными щетками. Обязательно добавляем к процедурам игры, чтение стихов, потешек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]