«Духовно-нравственное воспитание- как основа гармоничного развития учащегося»
• Во-вторых, в
современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Система нравственного воспитания включает в себя:
• Во-первых,понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание — это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное — самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
С
ильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.
Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
Основные аспекты нравственного воспитания
Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:
- Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
- Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
- Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
- Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.
Общечеловеческие нравственные ценности
Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.
Что происходит в школе?
Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.
Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы
Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.
Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.
Воспитание патриотизма – задача всех уровней воспитателей
Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.
Дополнительные мероприятия
Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.
Внеклассные занятия должны быть разноплановыми
- Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
- В местные музеи, особенно краеведческие;
- Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
- Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
- Прогулки к памятникам, поездки в парк;
- Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
- Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
- Тематические лагеря, школьный вариант;
- Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.
Посещение театра – одна из форм нравственного воспитания
При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.
Оставить комментарий
Нравственность
Эффективность воспитательных программ во многом зависит от примера педагогического работника. Его нравственная ценность определяется стандартами и нормами морали, руководящими им в ходе профессиональной реализации, а также поведением. Большое значение имеют отношение учителя к работе, своим воспитанникам, коллегам. Нравственность педагога при формировании социально зрелых личностей предопределяет их выбор духовной традиции.
Содействие самоопределению, развитие способностей учеников, передача знаний требуются для социализации. Но сами по себе не формируют достаточных предпосылок для свободного самосовершенствования. Личность обязана обладать способностью различать добро и зло, ценить труд, семью, общество и окружающих. Нравственность, возникшая на основе правильного примера, помогает защитить сознание от деформаций.
Основные ценности современного общества
Граждане, принимающие не только общечеловеческие ценности, но и национальные устои, следуют им с использованием понятий законопослушности и порядка. Благодаря такой позиции членов общества появляются ресурсы для финансового и социального развития страны. А также обеспечения качества общественных отношений, деятельности. Конституция РФ гласит, что наивысшей ценностью является сам человек, принадлежащие ему права и свободы. При этом индивидуум несет одинаковые с другими обязанности.
Не следует забывать о том, как важна взаимосвязь физического и духовного развития личности. Виды активности, выбор занятий для ее реализации, мотивация, спорт формируют уверенность, самооценку. Гармоническое соответствие двух видов воспитания помогают человеку приобрести иммунитет к стрессам, решительность.
Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности
Развитие духовности и нравственности для системы образования — цель первоочередной важности. В данном многоплановом процессе ресурсы общества направляются на воспитание:
- гражданственности;
- активности;
- ответственности;
- умения создавать отношения с различными социальными институтами.
Образование выполняет ключевую функцию при формировании духовности и нравственности. Задачей является создание сплоченного общества, способного ответить на вызовы при реализации данной концепции. При упрочнении солидарности устанавливается значительный уровень доверия к согражданам, стране и ее будущей жизни. Личностные ценности развиваются также в семье, коллективах.
Какие проблемы существуют?
На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.
Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе
Причин этому много:
- Отсутствие достаточного внимания детям.
- Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
- Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
- Отсутствие авторитетных положительных примеров.
- Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
- Недостаточное физическое воспитание (спорт).
- Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
- Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.
Приоритеты нравственности – совесть и патриотизм
Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.
Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.
Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.
Воспитание в семье нравственных качеств
Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.
Духовная составляющая
История доказывает большое значение воспитания в социальном развитии. При этом нравственность и духовность являются частью мировоззрения. Появляется ответственность, формируется благородство личности. Полученные ценности объединяют людей, что становится основой стабильности отдельной жизни и государства. С чего начать духовное преобразование? Необходимо учесть, что состояние внутренней жизни людей не менее важно, чем прогресс и совершенствование всего общества, темпы которого зависят от:
- гражданской позиции каждого члена;
- воли и мотиваций;
- жизненных ценностей;
- убеждений относительно нравственности, норм и морали.
Духовные ценности — важное условие, при наличии которого может успешно осуществляться нравственное развитие и воспитание личности. В ходе этого процесса взаимодействие учителей и воспитанников формирует гармоничного человека.
С чего начать духовное развитие: главные направления
При становлении личности требуется осознание системы ценностей как нравственного, так и национального порядка. К ним относятся основные нормы, стандарты, действующие в отношениях между людьми, внутри семьи, общества. А также принципы, критерии понимания добра и зла, умение отличать истину от лжи. С чего начать духовное и нравственное воспитание? Ученым В. И. Павловым были указаны следующие направления.
- Формирование чувства долга, ответственности.
- Нравственный облик: терпение, милосердие.
- Позиция, способность различать добро и зло, готовность преодолевать жизненные проблемы.
- Поведение: умение рассуждать, воля.
Социальная среда, как условие развития гармоничной личности, имеет важное значение. Поэтому ее обеспечение является ключевой целью государственной политики РФ. Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс. Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию.
Главная цель духовного саморазвития
Те, кто хочет заняться самосовершенствованием, зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Кому-то не хватает денежных средств, у других наблюдаются разлады в отношениях. Третьи не имеют достаточного здоровья. Но трудности толкают человека к улучшению организации своей жизни. Духовно-нравственное развитие людей и воспитание личности имеют главной целью осознание природы индивидуума. А также налаживание или восстановление взаимосвязей со средой, в которой он обитает. Обычно это долгий, но важный процесс, дающий смысл всей деятельности.
Духовная практика – основа самосознания
Развитие духовности и нравственности человека становится полным, приобретает актуальность при реализации в жизни. Социальная среда, как окружение, наполнена проблемами, требующими морального выбора при их решении. Ежедневная духовная практика освобождает сознание от материальных зависимостей, ложных ценностей. Результатом является усовершенствование и прогресс.