Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания
Определение 1
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Основные направления духовно-нравственного воспитания:
- Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
- Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
- Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
- Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
- Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
- Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Принципы духовно-нравственного воспитания:
- принцип личного нравственного примера;
- принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
- принцип индивидуальности воспитания;
- принцип интеграции программ воспитания;
- принцип актуальности и востребованности воспитания.
Особенности нравственного развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:
- когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
- эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.
Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.
В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия “плохо” и “хорошо” первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.
Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.
Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.
Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:
- послушание ребенка для избегания наказания;
- обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
- обусловленность поступков желанием одобрения со стороны “значимых других” и стыдом перед их осуждением.
Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.
Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.
Практический пример
Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу”, – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: “Незя, папа пит”.
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.
Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.
Исторические аспекты духовно-нравственной педагогики
Развитие и становление системы образования в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды в развитии государств характеризуются определенными взглядами на образование и воспитание детей, возможностями образовательного процесса, потребностями общества в образованных и подготовленных людях и, наконец, состоянием государственной системы образования.
Анализ историко-архивных документов, правовых документов в области образования, нормативных, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем образовании как о сложном образовательном процессе, обусловленном меняющейся социальной, социокультурной и экономической ситуацией в стране.
С древних времен люди создавали свою педагогику, готовили детей к практической деятельности, к борьбе жизни с помощью разнообразных воспитательных средств.
С появлением семьи семейное воспитание стало практически единственной формой образования детей в обществе на протяжении многих тысячелетий; школы и другие учебные заведения были немногочисленны и обслуживали небольшую часть детей, в основном из привилегированных сословий. Классовый характер общества обусловил различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.
В системе образования, разработанной в Афинах в VII-V вв. Век до н.э. доминирующее положение заняли семейное воспитание и образование. В отличие от спартанской системы образования, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейного воспитания. Для девочек, в соответствии с положением женщин в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего образования. Помимо традиционных основ грамотности (чтение, письмо, счет), их обучали игре на музыкальных инструментах, домоводству, рукоделию и шитью.
Многие принципы спартанской и афинской систем воспитания получили дальнейшее развитие в Риме (6 век до н.э.). Как и в Афинах, мальчиков воспитывали и обучали до 7 лет, а девочек и того позже, под присмотром матери или старших родственниц, на которых возлагалась ответственность за их образование. С 7 лет мальчики начинали учиться, обычно под присмотром своих отцов. Образование имело чисто практическую цель — подготовить ребенка к социальной, военной и экономической деятельности в тех формах, которые диктовались социальным статусом семьи. Так, помимо чтения, письма и арифметики, которым обучали всех, сын ремесленника или крестьянина готовился к работе в хозяйстве отца; сын аристократа учился владеть оружием, плавать, ездить верхом, узнавал кое-что об управлении Древним Римом и приучался руководить сельскохозяйственными работами в имении отца. Главной особенностью римского образования и воспитания был его ярко выраженный гражданский характер. Главной целью было воспитание активного члена общества, способного пожертвовать собой ради семьи и государства, храброго солдата, презирающего все иностранное, искусного политика и расчетливого землевладельца. В последующие века эта система в основном сохранилась, были внесены лишь некоторые изменения: Обучение детей стали поручать рабам, их воспитанием занимались специально приглашенные учителя.
Семья — одна из главных тем древнерусских литературно-педагогических памятников XIV в. и отечественных сборников XIV в. Педагогическая мысль Древней Руси ярко проявилась в «Поучении детям» князя Владимира Мономаха, в таких литературно-письменных памятниках, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.