Трудовое воспитание в старшей группе
Татьяна Оськина
Трудовое воспитание в старшей группе
Преспективное планирование трудовой деятельности в старшей группе
2018-2019 гг.
Преспективное планирование трудовой деятельности в старшей группе «Город Мастеров»
месяц
Трудовая деятельность
Дата проведени
сентябрь
1.Работа в уголке природы: полив комнатных растений.
Задача: закрепляем знания о необходимости ежедневного полива цветов.
2. Труд в природе: уборка на групповом участке.
Задача: продолжать воспитывать детей желание участвовать в совместной деятельности.
3.Работа в уголке природы : уход за комнатными растениями
Задача: закрепляем знания о комнатных растений и особенности ухода за ними.
4. Игра – соревнование «Самый лучший дежурный по столовой»
Задача: самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре.
5.Работа в уголке книг: подклеиваем порванные книги.
Задача: продолжать воспитывать бережное отношение к книгам.
октябрь
1. Дежурство в уголке природы.
Задача: закрепляем умения детей обращать внимание на последовательность действий при проведении ухода за растениями.
2. Дежурство по столовой.
Задача: закрепляем умения самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности.
3. Сюжетно- ролевая игра «Детский сад»
Задача: воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
4. Трудовое поручение: наводим порядок на групповом участке.
Задача: продолжаем прививать детям стремление к порядку.
5.Самообслуживание: упражнение «Поможем Буратино одеться»
.
Задача: закрепляем умения детей самостоятельно одеваться и раздеваться.
ноябрь
1. Хозяйственно –бытовой труд: Игра — соревнование «Все держим в чистоте»
Задача: закреплять умение замечать непорядок, устранять его; продолжать учить использовать отделения шкафчика по назначению; воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.
2. Хозяйственно –бытовой труд: моем игрушки.
Задача: формируем знания детей о назначении этой работы, закрепляем умения намечать план работы.
3. Труд в природе: подготовка кустарников к зиме.
Задача: закрепить знания о необходимости сгребания листьев к корню куста.
4.Самообслуживание: упражнение «Раздевалочка»
.
Задача: Предложить детям провести очередной этап конкурса на самый аккуратный шкафчик.
5. Хозяйственно –бытовой труд: протираем полки шкафов.
Задача: продолжаем закреплять умение выполнять работу самостоятельно.
декабрь
1. Трудовое поручение: расчистка дорожек к кормушке, утепление ствола деревьев снегом.
Задача: предложить детям придумать, как можно выполнить два поручения одновременно.
2. Труд в природе: уборка снега с построек
Задача: предложить детям осмотреться и сказать, где снег необходим.
3. Хозяйственно –бытовой труд: купаем кукол.
Задача: предложить детям включить данную трудовую операцию в одну из с/р игр.
4. Хозяйственно –бытовой труд: стираем кукольную одежду.
Задача: расширять опыт трудовых действий.
5. Дежурство по столовой.
Задача: закрепляем знания по сервировке стола.
январь
1.Дежурство в уголке природы: упражнение «Цветочный остров»
.
Задача: закрепляем умение наблюдать за растениями, соблюдать правила ухода за ними.
2.Самообслуживание: упражнение «Обувная полка»
.
Задача: углубить представление детей о правилах ухода за обувью.
3. Хозяйственно –бытовой труд: уборка в уголке музыкального воспитания.
Задача: закрепляем умении детей выполнять трудовые поручения, протяженные во времени.
4. Труд в природе: устройство кормушки для зимующих птиц.
Задача: предложить детям рассказать, что они знают о вывешивании кормушек, найти для нее подходящее место.
5. Трудовое поручение: кормление птиц на участке.
Задача: закрепляем знания о выборе корма в соответствии с птицами.
февраль
1. Дежурство по столовой.
Задача: повышение самостоятельности детей на каждом этапе дежурства.
2.Самообслуживание: игровая ситуация «Раздевалочка»
.
Задача: закреплять умение одеваться самостоятельно в определенном порядке.
3. Труд в природе: освободим от снега кустарник и молодые деревья.
Задача: закрепляем умение детей аккуратно освобождать от снега ветви.
4.Дежурство в уголке природы: рыхление почвы комнатных растений.
Задача: расширить представление о трудовых действиях по уходу за растениями.
5. Хозяйственно –бытовой труд: протираем стульчики.
Задача: продолжаем формировать осознанное отношение к порядку, действовать сообща.
март
1.Самообслуживание: вид деятельности «Я делаю сам»
.
Задача:совершенствовать у детей навыки самообслуживания: просушивать одежду, чистить обувь.
2. Дежурство в уголке природы.
Задача: обобщить и дополнить знания об условиях, необходимых для жизни растений.
3.Работа в уголке природы: опыт «Очистка воды»
.
Задача: закрепляем знания детей о различных способах очистки воды.
4. Труд в природе: расчистка дорожек к групповому участку.
Задача: совершенствовать трудовые навыки детей в работе с различным инвентарем.
5.Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам»
.
Задача: продолжаем формировать полезные привычки.
апрель
1. Труд в природе: Сбор поломанных веток на участке.
Задача: формировать желание трудиться сообща.
2. Труд в природе.
Задача: закрепляем знания детей выбирать трудовые поручения по интересам.
3. Хозяйственно –бытовой труд: клеим коробки.
Задача: совершенствовать умение выполнять соответствующие трудовые операции.
4. Труд в природе: уборка на участке.
Задача: продолжаем формировать ответственное, хозяйское отношение к своему участку.
5.Дежурство в уголке природы: игровая ситуация «Цветочный остров»
.
Задача: продолжать совершенствовать у детей навыки ухода за растениями.
май
1. Труд в природе: Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора.
Задача: закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.
2. Дежурство по столовой.
Задача: закрепляем умение самостоятельно, сервировать стол.
3. Хозяйственно –бытовой труд: уборка в групповой комнате.
Задача: закрепляем умение договариваться о распределении обязанностей.
4. Трудовые поручения: прополка цветочной клумбы на участке.
Задача: продолжаем формировать у детей трудовые умения, учить готовить клумбу к посадке.
5.Работа в уголке книг: ремонт книг.
Задача: помочь детям разделиться на рабочие группы по интересам.
Несколько слов о трудовом воспитании
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» учат еще в стенах детского сада. Не потому, что эта пословица – часть народного фольклора, а потому, что это действительно так. Трудовая деятельность лежит в основе всей жизни человека, от момента рождения до последнего вздоха. Дать ребенку знания и не научить трудиться, все равно, что подарить машину и не научить ее водить. Но мы же хотим нашим детям добра, правда же? Мы хотим, чтобы наши дети уверено управляли своей жизнью, справлялись с трудностями и решали сложные задачи? Тогда помещаем трудовое воспитание в «красны угол».
Как мы понимаем воспитание трудом? Что это? Педагогика определяет сей процесс, как вовлечение детей в различную трудовую деятельность, организованную и системную. Занимаясь полезным для общества трудом, дети перенимают опыт производственного труда, трудовые умения и навыки. Кроме этого, у них развивается творческое мышление, трудолюбие и терпение
Цели трудового воспитания
?
Воспитание трудом – непременное условие комплексного полноценного развития личности. С одной стороны, физический труд стимулирует умственную деятельность, а с другой – нравственные качества личности.
В педагогике основной целью трудового воспитания указывается нравственно-психологическая (практическая) подготовка детей к труду. Цель достигается постепенно, учитывая возраст, возможности, а также заинтересованность детей. Глобальная цель – трудолюбивое общество, готовое к переменам, способное трудится на благо своих семей и общего дела.
Трудовое воспитание в школе – основные задачи их решение
Трудовое воспитание начинается в семье – об этом мы говорили уже ни раз. Но школа также имеет весомое влияние на воспитание юной личности. Для школьников труд – необходимое и важное средства развитие нравственных представлений и качеств личности. Цель трудового воспитания школьников – формирование естественной физиологической и интеллектуальной потребности в труде. В школе оно, тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, что обеспечивает уровень знания основ техники и организации производства.
В стенах общеобразовательной школы трудовое воспитание решает несколько основных и важных задач:
- Мотивация к труду, стимуляция интереса к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, стремление к практической деятельности;
- Формирование позитивного отношения к труду у школьников;
- Воспитание моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность;
- Развитие творческих способностей учащихся средствами ручного труда;
- Освоение школьниками разнообразных видов техник, трудовых навыков формирование внутренней культуры физического и умственного труда.
Задачи трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается семье и имеет огромное значение для развития маленького человека. Дошкольный возраст – период имитации. Дети копируют все, что видят. Им нравится трудиться. Этот уникальный момент нельзя упустить. Необходимо поощрять инициативу, стимулировать интерес, развивать трудовые навыки малышей.
По ФГОС термин «трудовое воспитание» это система формирования у детей трудолюбия, трудовых навыков и стремление обучаться труду.
Целью трудового воспитания в детском саду педагоги видят формирование все того же положительного отношения к труду, нравственных качеств. Воспитания уважения к труду взрослых – одна из основных его целей.
В трудовой деятельности дошкольников важная роль отведена воспитателю. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку приобрести свой собственный опыт и навыки в посильном для его возраста, труде. Вовлечение в трудовую деятельность позволяет им проявить свои способности, почувствовать себя частью взрослого мира, радость от созерцания итога своего труда. Воспитатель организовывает трудовую деятельность, объединяет коллектив, учит малышей работать вместе, помогать взрослым, друг другу.
Цели и задачи трудового воспитания дошкольников
Основные задачи трудового воспитания
В процессе труда не только создаются материальные предметы, но и совершенствуется сам человек. Поэтому целью трудового воспитания, в первую очередь, является воспитание гармоничной личности, а потом формируется психологическая и физическая готовность его к труду.
На фоне общественного и экономического развития, реальность предъявляет высокие требования, когда речь идет о личности производителя. Подчеркивается важность его отношения к труду, как к осознанной необходимости, а также жизненной потребности, позитивное отношение к работе, уважение к труду (в целом), к его результату. Коммуникабельность, инициативность, креативность – те качества, которые ждет от зрелой личности трудовой мир. И эти качества формируются в процессе трудового воспитания.
Готовность к труду – результат трудовой воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, решает задачи:
- Формирование навыков и умений в трудовой деятельности;
- Осознание целей и задач труда;
- Формирование автомотивации на труд.
Трудовое воспитание детей в семье
Учитывая, что экономическая, экологическая и социальная ситуации в стране кардинально меняются, меняется направление и смысл трудового воспитания. Требуются новые методики, мотивации и подходы.