Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ — Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации


Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.

Основные задачи музыкального воспитания:

  • Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: Образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках и музыка в семье.

Образовательная деятельность — основная форма работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Образовательная деятельность включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

Объединяет детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учит культуре поведения, требует определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на непосредственно образовательной деятельности.

Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. В старших группах программой воспитания в детском саду предусматривается еще одно средство — игра на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне.

Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность. Слушание музыки выступает в разных формах:

♦ как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;

♦ как специальное занятие;

♦ как методический прием обучения.

Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ее детям, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, плясок, упражнений-композиций. Музыкальный руководитель играет произведение, вместе с детьми определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности.

В форме специального занятия слушание дается с целью обогащения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расширения их музыкального опыта.

Как методический прием слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.

Пение — деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-дидактические игры — музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах — металлофоне и ударных — полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. Например, если педагог исполнит песню перед началом пения детей, то они будут стремиться к подражанию, воспримут произведение в целом, в результате лучше его исполнят.

Предварительное слушание песни, ее мелодии создает общее настроение, восстанавливает образованные ранее временные связи в слуховом анализаторе коры головного мозга и помогает ребенку правильно взять первый звук. И.М. Сеченов указывал, что память к яркому ощущению тем сильнее, чем недавнее, реальнее ощущение, чем свежее впечатления.

Предварительное слушание музыки к пляске, игре восстанавливает музыкальный образ в целом, воздействует на слуховой и двигательный анализаторы, настраивает ребенка на соответствующий темп, ритм движения. Сам процесс движения под музыку — это активный процесс восприятия музыки.

Специфика каждого средства музыкального воспитания определяется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства. Так, пение относится к области хорового искусства. Поэтому содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания — ритмики.

Слушание музыки связано со семи видами искусства. В его основе — концертно-исполнительская деятельность.

В музыкальном воспитании детей все указанные средства находятся во взаимосвязи. Например, пение, как уже говорилось выше, предполагает как предварительное прослушивание песни, так и слушание ее в процессе разучивания и исполнения. В то же время пение в играх и хороводах сопровождается движениями.

Каждое средство музыкального воспитания оказывает влияние на другие, и все вместе они служат развитию музыкальных способностей.

Слушание музыки воспитывает музыкальное восприятие ребенка, помогает ему различать музыкальные произведения. Поскольку слушание предполагает узнавание музыкального произведения, оно способствует развитию у детей музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

Пение — воспроизведение мелодии голосом — также содействует активному развитию музыкально-слуховых представлений. Оно развивает и ладовое чувство (ощущение тоники, правильной настройки), и музыкально-ритмическое, поскольку не существует мелодии без ритма. Движение требует от ребенка главным образом согласованности действий с характером музыки, с ее темпом и ритмом, т. е. он одновременно должен слушать музыку. То же самое происходит и в процессе игры детей на музыкальных инструментах.

Таким образом, пение влияет на успешность движения, движения — на успешность пения, а слушание — на то и другое. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении — развития музыкальных способностей. На музыкальных занятиях обязательно используются они все, так как разнообразные формы деятельности способствуют лучшему усвоению программных умений и навыков.

Содержание музыкального воспитания в детском саду включает в себя:

♦ задачи музыкального воспитания по каждой возрастной группе по всем видам деятельности;

♦ программный репертуар по всем видам деятельности;

♦ программные требования по всем видам деятельности;

♦ организационные формы музыкальной деятельности;

♦ методические приемы работы с детьми по каждой возрастной группе.

Цель и задача образовательной деятельности

Цель и задача образовательной деятельности заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса.

Образовательная деятельность, является основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения. В быту же, приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей.

Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности: праздники, развлечения, утренняя гимнастика.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя,родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого.

Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. Взаимодействие всего педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно – образовательного процесса.

Музыкальный руководитель создаёт условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, а воспитатель способствует их закреплению.

Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с коллективом педагогов, но и родителями. Для этого с родителями проводится определённая работа, в процессе которой необходимо добиться, чтобы они стали проводниками культурного становления ребёнка. Дети и взрослые любят общие формы взаимодействия, а это праздники, развлечения, конкурсы, викторины.

Кружковая работа также способствует возникновению самостоятельной музыкальной деятельности детей как в группе, так и дома вместе с родителями. Накопленный музыкальный опыт ребёнок переносит в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь.

Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Чем хороша музыка как инструмент воспитания?

Песни и мелодии – это практически единственный вид искусства, который дети могут оценить надлежащим образом в столь юном возрасте. Даже в первые месяцы жизни младенцы реагируют на мелодии, могут своими эмоциями выражать отношение к услышанному. Через колыбельную формируется отношение к близким людям и искусству.

Важно

Важно сделать музыкальные произведения доступными для столь юного возраста. Для дошкольников очень сложно прослушать, понять и оценить музыкальное произведение с продолжительностью более 5-7 минут. Дети просто не смогут просидеть больше времени во внимании, это нужно обязательно учитывать при планировании уроков.

Для решения проблемы нужно выбрать для прослушивания короткие фрагменты с максимальной легкостью для восприятия. Лучше взять те части и отрывки, которые используются на телевидении для заставок к передачам, в фильмах, в театральных постановках. Их воздействие на подсознание уже проверено годами и с высокой вероятностью вызовет яркий эмоциональный отклик, а также максимальный результат в музыкальном воспитании дошкольников.


Еще схемы по теме «Музыка в детском саду».

Виды музыкальной деятельности

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год — 3 года) — это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно — исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литерату ры и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Исходя из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предложенные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.

Роль родителей в музыкальном воспитании детей

Родители – жизненный ориентир для каждого ребенка. Как вы относитесь к этому миру, так и ваш сын или дочь будут к нему относиться. Это маленькие губки, впитывающие абсолютно все и фиксирующие буквально каждое движение мамы и папы. Они настроены на родителей на каком-то инстинктивном, интуитивном уровне. Обмануть ребенка невозможно, он сразу же почувствует фальшь и неискренность. А значит, разочаруется в вас.

Именно поэтому интерес к музыке должен прививаться в семье. И он должен быть искренним, идущим от сердца. Не стоит ждать какого-то определенного возраста. Учеными доказано, что, еще не родившись, ребенок уже активно реагирует на гармонию. Он приходит в возбуждение, слыша музыкальные композиции извне. Особенно, если речь идет о классических произведениях.

Вот почему воспитывать любовь к музыке нужно еще до рождения малыша. Ставить соответствующие записи, напевать детские песенки, смотреть мюзиклы и оперы. Все это благотворно повлияет на развитие ребенка и в дальнейшем послужит отличной базой для формирования цельной, уверенной в себе и высокоразвитой личности.

Чтобы малыш понимал и слушал музыку, его родители должны сами понимать и слушать музыку. По-другому тут не работает. Первые свои знания и представления маленький человек получает от близкого окружения. А кто это? Мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. Но так устроено природой, что центром жизни малыша становятся родители. Он ориентирован только на них очень долгое время. Поэтому важно быть примером – пожалуй, иных рецептов нет.

Музыка помогает справиться с тревожными состояниями, выводит из депрессий, настраивает на позитивный лад. Она отвлекает от повседневности, унося в волшебные страны, где нет ограничения фантазиям и мечтам. Уже давно известна целительная сила музыкальных композиций, выбранных со вкусом и под настроение. Но если родители не научат этому своего ребенка, не возьмут его за руку и не проведут в удивительный мир чарующих звуков, потом будет намного сложнее. Конечно, садик и школа откорректируют ситуацию, но не забывайте: все идет из семьи. Именно в ней закладываются основы. Хотите научить ребенка прекрасному – откройте для него музыку.

Музыкальные игры родителей с детьми

На самом деле, музыкальные игры родителей с детьми могут проходить в любой остановке. Даже в машине можно поиграть в «Угадай мелодию». По первым вступительным нотам начинающейся композиции следует угадать, что это играет. А можно выбрать какую-то тему и постараться вспомнить и даже исполнить произведения, так или иначе связанные с ней. Кто назовет больше – тот молодец.

Для таких игр даже не нужно специального оборудования. Попробуйте повыстукивать ритм ладошками. Задайте бит сначала вы, а потом предложите то же самое сделать ребенку. Можно использовать не только ладони, но и коленки или плечи. В такой деятельности происходит еще и непосредственное взаимодействие, которое так важно для малыша, – тактильный контакт.

Играйте с детьми, как это издавна повелось у нашего народа. Например, «сорока-ворона кашку варила» – очень интересный вариант, воспринимаемый детьми с восторгом. Пойте песенки, укладывайте спать с помощью колыбельных.

Включайте музыку и рисуйте или танцуйте под нее. Устраивайте домашние импровизированные концерты и просто не бойтесь фантазировать. Поверьте, дети очень любят, когда с ними играют!

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

Для формирования музыкальной культуры применяются следующие методы:

  1. Контрастное сопоставление – разработана система заданий, которые строятся на прослушивании разных вариантов интерпретации одного и того же произведения. На контрасте воспитанники учатся понимать смысл произведения, разбивать его на составляющие части.
  2. Уподобление характеру звучания – заключается в эмоциональной подстройке к звучанию и в выражении своего отношения к прослушиваемым произведениям. Уподобление может проявляться в самых разных формах: подпевании, танце, в подборе одежды и т. д.
  3. Тактильное уподобление – педагог прикасается к руке ребенка, чтобы настроить его на прослушивание музыкального воспроизведения для максимального проникновения в его суть.
  4. Мимическое уподобление – при прослушивании произведений дети смотрят на воспитателя, ждут от него оценки происходящего. Для формирования музыкального вкуса потребуется проявлять эмоции, соответствующие характеру произведения. Например, уместно улыбнуться, сделать серьезное лицо, показать увлеченность. Дети в дошкольном возрасте подсознательно тянутся к взрослым, копируют их поведение и эмоции.
  5. Интонационное уподобление – при прослушивании композиций нужно выражать свое отношение словами и репликами. В дошкольном возрасте детям сложно уловить смысл слов, фраз или предложений, если они трудным для восприятия языком поясняют суть композиции. Поэтому лучше выразить свое отношение к музыке простыми словами, понятными для детей, но насыщенными яркой эмоциональной окраской. Они воздействуют прямо на подсознание, минуя этап умственного осмысливания услышанного.
  6. Цветовой уподобление – при прослушивании композиции нужно показывать воспитанникам карточки с цветами и связывать определенный цвет с общим настроением произведения. Например, при прослушивании спокойной композиции показывают голубой цвет, для активной и насыщенной звуками песни нужно демонстрировать красный цвет. При прослушивании последующих мелодий следует спрашивать у детей, с каким именно цветом ассоциируется та или иная песня.

Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Принципы воспитания музыкальными произведениями

Нужно отобрать те классические и народные мелодии, которые станут для детей эталонами красоты. В программе воспитания руководствуются следующими принципами:

  1. Тематический – используются шесть тем, которые повторяются с периодической цикличностью. Это следующие темы: сказка, природа, музыкальные инструменты, танцы, характеры людей, изобразительное искусство.
  2. Циклический – все указанные выше темы повторяются с определенной периодичностью, это обеспечит формирование стойкого музыкального вкуса.
  3. Контрастное сопоставление репертуара – воспитатели дают прослушивать несколько разных по своему жанру произведений. После этого дети выражают свои чувства и эмоции относительно услышанного, учатся различать самые разнообразные жанры.
  4. Адаптивность – воспитатель не должен использовать технологии музыкального воспитания дошкольников в роли обязательного шаблона. Нужно ориентироваться на уровень развития группы детей, подбирать произведения по сугубо индивидуальным вкусам. Если большинству понравилась определенная песня или мелодия, то ее нужно давать для прослушивания как можно чаще.
  5. Синкретизм – прослушиваемые произведения должны побуждать детей к двигательной активности, импровизации, ритмопластике и т. д. Все это обеспечивает комплексное развитие. В будущем на основе прослушанных произведений можно ставить спектакли, разыгрывать мини-сценки.

Пошаговая методика рисования портрета мамы для детей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]