Задачи сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста


Что такое сенсорное развитие детей

Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.

Начало сенсорного восприятия

Что это такое в педагогике, определение

В педагогике сенсорное воспитание — это развитие ощущений, представлений и восприятий. Это не только знакомство малыша со всеми функциями, но и их целенаправленное совершенствование.

Почему оно так важно для детей

Сенсорное развитие детей раннего возраста — это занятия, которые основаны на усвоении свойств предмета. Именно оно лежит в основе развития умственных способностей. От того, как правильно будет построено сенсорное воспитание на раннем этапе, зависит дальнейшее обучение.

На заметку! Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у малышей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.

Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов.

Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Задача процесса обучения — сформировать у детей определенные эталоны. Важно сделать все правильно, так как это необходимо для дальнейшей педагогической деятельности и грамотного восприятия детьми новой информации.

Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры.

Освоение свойств предметов

Что лежит в основе сенсорного воспитания

Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания. Практическая деятельность включает в себя следующее:

  • работу с разнообразными материалами;
  • рисование красками, мелками, карандашами;
  • лепку;
  • чтение рассказов и сказок;
  • изучение живописи;
  • конструирование;
  • двигательную активность.

Для дошкольников важную роль играет трудовой вид деятельности. Во время труда у ребенка формируется система знаний об инструментах, формах труда, способов выполнения.

Конструирование, как средство сенсорного воспитания

Задачи сенсорного развития

Целью сенсорного воспитания детей является обогащение их чувственного восприятия. На этой основе ставятся следующие задачи:

  • формирование различных действий на обследование;
  • создание сенсорных эталонов, умение обобщать представления о свойствах;
  • научить детей обозначать предметы одним словом.

На заметку! Для каждой деятельности должна существовать целостность восприятия и представления.

Особенности сенсорного воспитания, в зависимости от возраста ребенка

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сенсорное воспитание детей 470 ₽ Реферат Сенсорное воспитание детей 270 ₽ Контрольная работа Сенсорное воспитание детей 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности сенсорного воспитания в каждом возрасте зависят от того, что дети разных возрастов чувствительны к тем или иным воздействиям. Именно поэтому каждая возрастная ступень является благоприятной для определенной стороны развития.

Для детей младшего возраста чувственный опыт имеет большое значение в развитии и ознакомлении с окружающими предметами и явлениями. Ребенка, в процессе сенсорного воспитания, необходимо знакомить не только с формой, величиной и цветом, но и параллельно осуществлять совершенствование речи, слуха и т.д.

В среднем дошкольном возрасте процесс сенсорного воспитания должен быть направлен на выяснение свойств предметов и явлений, а также на определение их «сигнального значения». Для этого необходимо организовывать занятия, предусматривающие обследование формы, цвета и величины предметов.

В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание направлено уже не только на ознакомление со свойствами предметов и явлений, но и на осуществление сравнения свойств предметов между собой. Для этого организуются занятия, на которых дети исследуют, анализируют и сравнивают между собой свойства двух и более предметов или явлений.

Замечание 2

Таким образом, сенсорное воспитание имеет большое значение для физического, психического и интеллектуального развития детей на всех возрастных ступенях.

Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание ориентировано на развитие у детей представлений об окружающем мире и предметах. Все рождаются с готовыми органами чувств, обладают зрением, слухом, возможностью осязать предметы. Но это только предпосылки правильного развития. Задачей сенсорного воспитания является обучение восприятию предметов, а также изучению многообразия признаков.

Сенсорное развитие детей 2-4 лет

С самого раннего развития в детском саду проводится диагностика сенсорного развития малышей от 2 до 3 лет. Все исследования проводятся в игровой форме с использованием эталонов. Например, чтобы понять, различает ли малыш понятие величин, ему предлагают простейшую пирамидку.

Диагностика креативного развития детей дошкольного возраста

Узнать, есть ли у ребенка представление о формах, можно с помощью вкладышей Монтессори. Они представляют собой игрушку с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры такой же формы. Эта техника очень популярна. Многие детские сады полностью проводят обучение по этой методике.

В младшей группе основа программы сенсорного развития направлена на определение основных направлений, таких как:

  • цвет;
  • форма;
  • величина.

В расписании занятий выделяется отдельный урок по сенсорному воспитанию. Он строится на играх, основанных на эталонах. В процессе игры дети должны научиться взаимодействовать с предметами. Только в ежедневном игровом подходе формируются устойчивые представления.

В дальнейшем от того, как малыш научился видеть, чувствовать и представлять, зависит умственное развитие. Самым подходящим возрастом для начала сенсорного воспитания считается именно возраст от двух до тех лет. В этом возрасте ребенок очень интересуется игрушками, у него просыпается интерес ко всему новому. Чтобы процесс обучения проходил правильно, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Надо как можно чаще предлагать ребенку для ознакомления новую игрушку. У детей с двух лет еще очень непроизвольное внимание, им тяжело долгое время сосредоточится на одном предмете.
  • Игры должны быть занимательного содержания. Детям интересны те игрушки или дидактические материалы, с которыми можно совершать какое-либо действие. Например, разбирать на части.
  • Во время продумывания занятий важно обращать внимание, чтобы было соответствие возрастам, возможностям психологии ребенка.
  • Сенсорное обследование должно проходить поэтапно, с постепенным усложнением материала.

Важно! В каждой игре должен быть элемент научности. Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!

Знакомство с цветом

План-конспект на тему «Сенсорное воспитание дошкольников»

«Сенсорное воспитание дошкольников»

План

1. Сущность и задачи сенсорного воспитания детей

2. Содержание сенсорного воспитания дошкольников

3. Методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Основная часть:

Обеспечивающий этап

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. Они узнают, что такое длина, ширина, вес, цвет. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Значение такого сенсорного воспитания очень важно — ведь оно является основой для интеллектуального развития, помогает развить наблюдательность, воображение, способствует улучшению зрительной, слуховой, моторной и образной памяти. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Особенно важно сенсорное воспитание для детей с нарушениями в развитии, например, с различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднению познания аномальными детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации.

Формирующий этап

1. Сущность и задачи сенсорного воспитания

Одна из задач дошкольного воспитания — сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Вопрос к студентам:

как вы понимаете понятие «сенсорное воспитание»?

(Ответы учащихся)

В психолого-педагогическом словаре
сенсорное воспитание
(от лат. sensus — чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др
. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять соотношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и другие.
Фребель

предложил особый дидактический материал, так называемые
«Дары Фребеля»
для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа. Он предлагал 6 даров:

1 дар – мяч, постепенно к первому мячу прибавляются другие разного цвета.

2 дар – шары двух цветов: белого и черного.

3 дар – это куб, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними.

4 дар – это куб, разделенный на 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость, тяжесть.

5 дар – куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разрезаны по диагонали, 3 на четыре части. Этот дар для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ним происходит усвоение математических представлений, понятия углов, многоугольника.

6 дар – куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разделены пополам вдоль и 12 разделены пополам поперек.

Кроме даров Фребель вводил занятия – игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Декроли

разработал свой метод, комплексы – «центры интересов». Сущность метода состоит в том, что работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии с признанными им детскими потребностями. Также Декроли – автор широко известной серии дидактических игр, куда входят:

1. сенсорные игры, зрительно-моторные и слухо-моторные;

2.

арифметические;

3.

игры, связанные с понятием времени;

4.

игры, связанные с чтением;

5.

игры грамматические и для развития речи.

Заслугой Монтессори

явилось то, что она впервые ввела в практику работы дошкольных учреждений систематические антропологические измерения, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей. Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия, притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры – все было подчинено одной цели – развитию органов чувств.

Тихеева создала

свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. Д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). В свое время ее материал и методика его использования явились ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику.
Система сенсорного воспитания разрабатывалось на основе современных дидактических принципов.
В основу
первого принципа
положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении.
Второй принцип
предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. Тем самым совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом
предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.
Четвертый принцип
предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны, которые в свою очередь выступают
задачами сенсорного воспитания:
1. Формирование у детей систем перцептивных действий (перцептивный — это способы обследования или восприятия, выраженные через действия: поглаживание, ощупывание, сжимание, осматривание и т.д.).

2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов

Вопрос к студентам:

Что такое эталон?

Ответ учащихся:

эталон — образец или обобщение представлений о свойствах, качествах, отношениях предмета (форма, цвет, величина, пространство и время). Ознакомление с ними осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и т.д.

3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.

Основная задача

сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Задачи сенсорного воспитания:

1. Формирование у детей систем перцептивных действий (перцептивный — это способы обследования или восприятия, выраженные через действия: поглаживание, ощупывание, сжимание, осматривание и т.д.).

2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов (эталон — образец или обобщение представлений о свойствах, качествах, отношениях предмета).

3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности. Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

2. Содержание сенсорного воспитания

Содержание сенсорного воспитания

включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось
традиционное содержание
. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу — сверху, близко — далеко, справа — слева). Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и т.д.
Усвоение сенсорных эталонов
— длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на старший дошкольный и школьный возраст. В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые
сенсомоторные предэталоны
. В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми
предметными эталонами
: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. На первом году жизни задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатые возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности — своя сенсорная основа.

Обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то у ребенка должны складываться в первую очередь представления об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить вышеперечисленные цвета (8 при рассмотрении голубого цвета как оттенка синего), 5 фигур и две величины (большой, маленький). Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни
— это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. На стыке содержания и методов сенсорного воспитания следует подчеркнуть способы сенсорного развития:
— практический способ (наложение, приложение, примеривание); — зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).

А.В. Запорожец выделяет этапы сенсорного развития:

1. Переход к внешне ориентированному действию. 2. Развернутая перспектива действия. 2. Этап соединения перспективных действий.

1.
Методика сенсорного воспитания
Сегодня многие дошкольные учреждения используют различные методики сенсорного воспитания. Наиболее популярная – это методика Марии Монтессори для воспитания и обучения подрастающего поколения.

Вопрос к студентам:

Вы слышали о Марии Монтессори раньше?
(Ответы студентов)
Основа метода состоит в том, чтобы максимально включить ребенка в интересную для него деятельность. Для этого необходимо тщательно разрабатывать дидактические материалы, также необходимо при этом учитывать их соответствие естественным потребностям ребенка. Сама Мария Монтессори назвала свой метод как «помощь жизни». Она доказала, что у каждого из детей есть свой темп развития и в данном случае педагог должен всячески устранять препятствия, которые возникают на пути естественного развития ребенка. То есть, задача воспитания и обучения объединяются в одно целое – целенаправленное создание условий для полноценного своевременного развития личности.

Метод воспитания Монтессори предполагает, что путь воспитания ребенка будет целостный и логичный. Ребенок будет свободен в среде, которая будет специально для него подготовлена. А педагог будет всячески стимулировать его к саморазвитию. Он будет подталкивать его к тому, чтобы малыш научился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Для этого выбирается игровая форма воспитания как основная. Специально оборудуется комната, там имеется большое количество различных специальных игровых пособий, которые должны полностью соответствовать возрасту детей.

Методика Марии Монтессори предполагает, что между взрослыми и детьми будут равноправные отношения. Главная и ведущая роль отводится семье, от которой и будет напрямую зависеть адаптация ребенка к данной системе. Если родители согласны на условия методики, то ребенок быстрее адаптируется и будет чувствовать себя комфортно в детском саду или школе.

Считается, что с ребенком, занимающимся по системе Монтессори, произойдут следующие изменения:

1. Он полюбит порядок и работу

2. Будет способен к спонтанной концентрации

3. Сможет полюбить и оценить тишину и индивидуальную работу

4. Будет иметь возможность действовать по своему собственному выбору.

5. В нем будет вырабатываться дисциплина и послушание, к которым постепенно будут присоединяться независимость и инициатива.

В основе методики Монтессори лежат три кита:

Учитель, подготовленная среда и непосредственно ребенок. Главное отличие от традиционной школы – в центре ребенок, а не педагог. В такой школе используется исключительно индивидуальный подход к каждому малышу. Педагоги предоставляют детям абсолютную свободу в выборе занятий и материала, с которым ему хотелось бы поработать. Ребенок сам решает, что он будет делать из этого материала. Времени также будет потрачено столько, сколько малыш захочет заниматья. Даже трех или двухминутное обучение педагог проводит с каждым из обучающихся только в индивидуальном порядке. Постепенно ребенок начнет совершенствовать свои умения и приобретет чувство уверенности в себе и независимости. Со временем дети научатся сами находить свои ошибки и затем исправлять их. Такая методика будет постепенно приучать ребенка к точности с малых лет, а это будет очень полезно для внутренней организации развивающейся личности.

В методике Монтессори большое внимание уделяется развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который самостоятельно сможет зашнуровать ботинки или застегнуть куртку, сможет не только получить опыт самостоятельности, но и разовьет мышцы, которые нужны для того, чтобы овладеть навыками письменной речи.

А теперь давайте рассмотрим преимущества методики Монтессори для родителей:

1. Возможность раскрыть имеющиеся в ребенке личностные качества и таланты

2. Ребенок будет способен концентрировать свое внимание

3. У ребенка появится чувство собственного достоинства и самодостаточности

4. У ребенка появится привычка к порядку и к самостоятельной работе

5. Дети становятся послушными и само дисциплинированными

6. Появляется любовь к познанию

Приведем примеры игр и упражнений для сенсорного воспитания:

«Что слышно

», проводится с целью развития умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение. В ходе этого упражнения педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

«Определи, что слышится»

на развитие умения прислушиваться и определять источник звука, где педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Органом осязания служит рука, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений: лепка, аппликация, конструирование из бумаги, конструктора, рисование, сортировка мелких предметов. Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Игра «Что это?».

В комплекте – деревянная основа (33×33×3,5 см) и набор деревянных элементов разных геометрических форм со скругленными углами (размер от 5 до 11 см), фигурки людей, животных, деревьев, ярко окрашенных в основные цвета; крышка из мягкого материала. Игра позволяет формировать тактильные навыки, способствует развитию и выразительности речи, обогащению словарного запаса детей. Как играть. Фигурки выкладываются на основу и прячутся под мягкую крышку, а дети по очереди пытаются их опознать – ощупывают фигурки одну за другой и отвечают на вопросы: что ты можешь сказать об этих фигурках; чем они различаются; есть ли среди них похожие? После того, как ребенок сумеет опознать все фигурки, можно усложнить задачу, добавив другие знакомые детям предметы: “Чудесный мешочек”,“Определи на ощупь”, “Узнай фигуру”, “Угадай, что внутри”.

Результативный этап

Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Сенсорное воспитание дошкольников», дали определение этому понятию, изучили задачи, содержание и рассмотрели методику. Что-то для вас было трудным сегодня? Что нового вы узнали для себя? (ответы студентов)

Заключительная часть:

Спасибо за внимание! До свидания!

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.

Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.

На заметку! Дети начинают самостоятельно рисовать фигуры, понимая их предназначение, осваивают навыки вырезания ножницами, склеивания деталей. Вводится понятие конструирования.

К основам сенсорного воспитания детей среднего возраста также можно отнести следующее:

  • Формирование навыков создания построек по своей задумке.
  • Развитие как крупной, так и мелкой моторики.
  • Особое внимание уделяется координации движений и ловкости ребенка. Он должен хорошо держать равновесие, перешагивать через преграды, уметь играть с мячом.
  • Восприятие становится более развитым. Дети должны уметь не только распознавать геометрические фигуры, но и понимать, какие предметы на них похожи.
  • Хорошо развито применение понятий величины, цвета, длины и ширины.
  • Более усовершенствована ориентация в пространстве.
  • У дошколят увеличивается объем памяти. Они могут запоминать по восемь наименований предметов. Формируется произвольное запоминание. Ребенок уже способен понять поставленную перед ним задачу, они запоминают поручения, которые дают им родители или воспитатели.
  • Происходит активное развитие образного мышления. Можно применять схематические изображения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
  • Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, рассказ. Развивается осознание взаимодействия событий.
  • Внимание становится более устойчивым. Ребенок в четыре года уже может сосредоточится на одном задании более 15 минут. Он может при выполнении действия запомнить условие, которое должно быть выполнено.
  • Улучшается дикция и произношение звуков. Речь у детей становится более развитой. В этом возрасте могут исправиться нарушения в речи, которые наблюдались ранее. Хорошо проходит развитие грамматической стороны.
  • Существенно меняется общение ребенка со взрослым. Оно больше становится познавательного характера. У малыша все больший интерес вызывает сложная для него информация.
  • Большую роль в возрасте с 4 до 5 лет для развития играет потребность в уважении со стороны взрослых. Очень важно, чтобы со стороны родителей и воспитателей звучала похвала.

Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Сенсорное развитие этого возраста отражается и во взаимоотношениях между сверстниками. Появляется избирательность, разделение детей на обособленные группы. Начинает проявляться лидерство. Для развития собственного образа у ребенка важна конкурентность.

Важно! Необходимо направить развитие детей среднего возраста в нужное русло. Помочь им сформировать правильное представление о своем образе, занять позицию среди сверстников в группе!

Развитие в рисовании

Сенсорное развитие детей от 5 лет и старше

С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям.

Задача воспитателей и родителей — закрепить имеющиеся знания. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Это нужно активно использовать в образовательной деятельности. Например, можно устраивать викторины после каждой пройденной темы.

Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.

На заметку! В качестве обучающих игры для дошкольников могут использоваться занятия по теме изучения правил дорожного движения. Здесь можно придумать как викторины, так и ролевые сценки. Такой способ поможет не только эффективно закрепить новый материал, но и натренировать сенсорику.

Отдельное внимание нужно уделить в возрасте после пяти лет коммуникативным способностям у детей. Это важный аспект воспитания для будущих школьников. Для этого чаще нужно применять работы в группах, коллективное творчество. Задача воспитателей помочь дошкольнику найти свое место среди сверстников.

Игры для дошкольников

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]