Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился ко взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.
Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.
Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.
Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.
Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Коммуникативная функция
– объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция –
снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция
– создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Психотехническая функция
– формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Обучающая функция
– развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция
– создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Функция самовыражения
– стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Методика организации дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил;
- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игры
направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Руководство дидактическими играми.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Педагог намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.
Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.
Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет ещё интереснее». Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.
Педагогическая ценность дидактических игр.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:
- сюжетно-ролевые;
- подвижные;
- настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания и правил;
- игровых действий.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:
- для развития звуковысотного слуха;
- на развитие чувства ритма;
- на развитие тембрового слуха;
- на развитие памяти и слуха;
- на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:
- в процессе пения;
- в процессе слушания музыки;
- в процессе ритмических движений;
- в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазий, выдумки у детей связан с игрой
. Во все исторические времена дети разных народов играли, и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.
Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие, познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.
Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Задача педагогов, музыкальных
руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические
технологии
.
Что такое педагогическая (образовательная) технология?
Под образовательной технологией
понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Таким образом,
технология
отражает последовательность педагогической деятельности, её логику и поэтому всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит переход к следующему этапу деятельности.
При этом первый этап любой технологии — диагностический
, и в этом отличительная особенность
технологии
от традиционной методики обучения. Для реализации
технологического
подхода нужна детальная информация об исходном состоянии каждого ребёнка. Исходным же объектом методики обучения является «усреднённый» дошкольник (воспитанник, начальное состояние которого для построения методической системы не имеет значения.
Виды педагогических технологий
• «Здоровьесберегающая»
технология
• Технология «ТРИЗ»
• Технология «Проблемного обучения»
• Технология «Марии Монтессори»
.
• «Игровая»
технология и др
.
Игровая педагогическая технология
— организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
• отбору, разработке, подготовке игр;
• включению детей в игровую деятельность
;
• осуществлению самой игры;
• подведению итогов, результатов игровой деятельности
.
Педагогическая технология музыкального
воспитания – это инструмент, позволяющий
музыкальному
руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.
В отличие от методов, способов и приёмов педагогическая технология позволяет музыкальному
руководителю не только утверждать:
«Знаю как»
, но и ответить на вопрос
«Почему я так делаю»
. Кроме того, применение педагогических
технологий
делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как
технологичность
– одна из характеристик деятельности педагога 21 века.
Игровые технологии на музыкальных занятиях
:
• технология
элементарного музицирования — использование
технологии Т
. Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками»
содействует развитию их творческих способностей, природной
музыкальности
, создает условия для широкой ориентации в
музыке
и накоплению запаса
музыкальных впечатлений
, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Данная технология
включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами,с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
• Игроритмика
– является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под
музыку
соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с
музыкой
,
музыкальные задания и игры
. Цель:развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под
музыку красиво
, свободно, координационно.
• Игрогимнастика
– служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения
(игромассаж, пальчиковые игры)
• Технология
практического освоения
музыкальной
информации основана на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного
музыкального мышления
. На начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ученика ведет к развитию творческих способностей. К данной
технологии относятся
: слушание
музыки
, размышление о
музыке
, пение хором,игры:
«угадай мелодию»
,
«на чем играю»
,
«На что похожа музыка»
, «
Музыкальная викторина и т
. д.
• театрально-игровая технология
.
Театрально – игровой технологии
отведено особое место в работе
музыкального руководителя
. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды
музыкальной деятельности
.
В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально
-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.
Песни — инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры
,
музыкально
– ритмические игры и упражнения, декламация под
музыку
.
Классификация песен для инсценировки:
Фольклорные песни – хороводы
Детская эстрадная песня
Псни-попевки
Песенки – шумелки.
Песенки – инсценировки, такие, как «Два весёлых гуся»
,
«Маленький ёжик»
,
«Антошка»
и другие, позволяют на
музыкальных занятиях
развивать в детях творческие способности, коммуникативные качества, эмоции ребенка, помогают снять комплексы: зажатость, стеснительность.
• танцевально – игровая технология
.
Игротанец
— новый термин в области хореографии. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто то скажет, что – получение удовольствия, кто то вспомнит про радость. Что главное в танце? Во-первых – движение, во вторых – ритм, в третьих
музыка
. То есть танец – это ритмическое движение под
музыку
, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.
Игротанец включает в себя
: танцевальные
игровые песенки
, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы. Каждый
игротанец
направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.
В условиях музыкального занятия
игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
В музыкальной игре
, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для
музыки и речи – ритм
, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Игры с
музыкальным
сопровождением нравятся всем детям.
Музыка
помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через
музыкальную
игру способности детей развиваются естественно и гармонично.
Использование музыкально — игровых технологий поможет музыкальному
руководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел
занятия – пение
, слушание, импровизирование.
Литература
1. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников»
, Ярославль
«Академия развития»
2007.
2. Давыдова М. А. «музыкальное воспитание в детском саду»
,М.
«Вако»
2006.
3. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии»
, М. 2006.
4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
5. Касаткина Е. И. Игровые технологии
в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
6. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.
7. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой
активности дошкольников. Шмаков С. А.
«Игры учащихся – феномен культуры»
, – М.: Новая школа, 1999.
8. Щуркова Н. Е. «Практикум по педагогической технологии»
, М. 2001.
8
«Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников»
Автор: Кучер Людмила Петровна
Музыкальный руководитель МБДОУ «ДС» Солнышко»
«Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников»
Инновационные подходы в музыкальном воспитании и развитии дошкольников.
«Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями, способствует
полёту воображения; музыка придаёт жизнь
и веселье всему существующему…
её можно назвать воплощением
всего прекрасного и всего возвышенного»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. При проведении НОД у детей формируется способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, приобщаться к художественной и творческой жизни. Поэтому целью своей работы считаю – обеспечить каждому ребенку развитие музыкальных коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение инновационных методов, форм и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.
Цель реализую в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:
- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- создание условий для спонтанных творческих проявлений.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть и проявлять творческие способности.
- Дает право детям в выборе музыкального репертуара, знаний, умений, навыков,
- Ориентируется на индивидуальные возможности и способности детей.
Нормой музыкальной жизни в детском саду, как и в моей деятельности, становится интегрированная музыкальная деятельность. Цель этого вида – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыке, живописи, театре, хореографии, поэзии), выразительных особенностей их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранения здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе нашего ДОУ и многих других. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Игра на инструментах развивает чувство ритма, умение играть по одному и в ансамбле. Все виды НОД способствуют решению следующих задач:
- Сохранению и укреплению здоровья детей;
- Развитию сенсорных и моторных функций.
- Формирование потребности в двигательной активности;
- Приобретение навыка правильного дыхания;
5.Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве и др);
- Развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
- Формирование гармоничной личности.
Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии
расширяют возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.
С использованием ИКТ
в музыкально — образовательной деятельности, на мой взгляд, стал усиливаться познавательный интерес дошкольников к музыке, активизировалось детское внимание, так как появились новые мотивы к усвоению предложенного материала, дети стали активнее в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальная деятельность стала более содержательной, гармоничной и результативной.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
Коммуникативные танцы.
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
- развития коммуникативных навыков,
- работы над ощущением формы,
- развития двигательной координации,
- развития чувства ритма.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры:
- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- повышают общий уровень организации ребёнка;
- направляют на развитие чувства ритма, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Ритмодекламация под музыку
– синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст можно петь и ритмично декламировать. Например, стихотворение «Апрель» С. Маршака.
Методика Карла Орфа
открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосулек, снежинок. У детей развиваются навыки импровизации, фантазии, самостоятельному творчеству. Проведенные мною НОД на тему «Осеннее настроение», «Зимняя фантазия», «Путешествие в весенний лес», способствовали развитию чувства ритма, творчества в игре на музыкальных инструментах и свободной пляске, слышать «музыку природы» через восприятие музыки.
Метод проектирования
Современный метод интеграции деятельности, позволяет решить комплекс задач, подчиненных одной теме. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Тема патриотизма
актуальна и значима в работе нашего детского сада. Этой теме я уделяю особое внимание, ведь она учит детей доброте, великодушию, любви к своей Родине и родному краю, уважению к своим родителям и друг другу. Дети участвуют в праздничных и фольклорных мероприятиях, узнают много нового о народных традициях: «
Люди пожилые, сердцу молодые
»;
«Край мой северный Ямал»;
«В дружбе наров – единство России»;
«Тепло
сердец для любимых мам»;
«Цветик – семицветик» — День семьи и другие.
Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Анализ работы показывает, что методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей.