Картотека по культурно-гигиеническим навыкам для детей первой младшей группы
Марина Махорина
Картотека по культурно-гигиеническим навыкам для детей первой младшей группы
Картотека по культурно-гигиеническим навыкам,
для детей 1 младшей группы.
Карточка №1 «Я сам»
.
Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть, и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать. Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умеет самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.
Карточка №2 «Чистый нос»
.
Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.
Карточка №3 «Мыло душистое»
.
Цель: побуждать самостоятельно, брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.
Карточка №4 «Любим умываться»
.
Цель: формировать у детей культурно — гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, расчёски, носового платка, у детей культурно — гигиенические навыки, закреплять умение вешать полотенце на место, расчёску, носовой платок, убирать в свой шкафчик.
Карточка №5 «Поведение за столом»
.
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Карточка №6 «Одевание–раздевание»
.
Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.
Карточка №7 «Мы правильно моем, ручки»
.
Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно, мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.
Карточка №8 «Водичка, водичка»
.
Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.
Карточка №9 «Мы кушаем»
.
Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно кушать, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.
Карточка №10 «Где, моё полотенце?»
.
Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.
Карточка №11 «Башмачки по местам»
.
Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна
Карточка №12 «Чистые ручки»
.
Цель:закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей, приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.
Карточка №13 «Учусь всё делать сам!»
.
Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка №14 «Штанишки на девайтесь, ножки обувайтесь!»
.
Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка №15 «Стульчик на место»
.
Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.
Карточка №16 «Башмачки»
.
Цель: приучать самостоятельно, расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.
Карточка №17 «Я уже большой!»
.
Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.
Карточка №18 «Чистюли!»
.
Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.
Карточка №19 «Где мой стульчик?»
.
Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.
Карточка №20 «Вещи по местам»
.
Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её на место после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Карточка №21 «Вот какие, — мы!»
.
Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.
Карточка №22 «Мы большие!»
.
Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания
Карточка №23 «Мы за столом!»
.
Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.
Картотека по воспитанию культурно — гигиенических навыков
Картотека по воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе.
Карточка № 1
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Учить детей держать ложку в правой руке.
Методические приемы. Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать»
.
2. Режимный процесс: Одевание — раздевание.
Содержание навыков
: Учить доставать уличную обувь. Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились-подружились»
.
3. Режимный процесс: Умывание.
Содержание навыков
: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
.
Карточка № 2
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Учить брать пищу губами.
Методические приемы. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки»
.
2. Режимный процесс: Одевание-Раздевание.
Содержание навыков
: Побуждать надевать носки, кофту или свитер, куртку, шапку.
Методические приемы. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
3. Режимный процесс: Умывание.
Содержание навыков
: Учить детей, тереть ладони друг о друга, класть мыло на место.
Методические приемы. Рассматривание картинок
:
«Дети моют руки»
. Беседа по ним.
Карточка №3
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Продолжать учить держать ложку в правой руке.
Методические приемы. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Учить детей снимать колготки с верхней части туловища. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Чтение потешки: «Наша Маша маленька»
.
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Учить детей смывать мыло, знать ме-стонахождение своего полотенца.
Методические приемы. Рассматривание картинок
:
«Мама моет дочку»
. Беседа по ним. Чтение потешки:
«Гуси лебеди летели»
.
Карточка №4
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Продолжать учить детей брать пищу губами, есть с помощью взрослых.
Методические приемы. Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать»
.
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Разденем куклу после прогулки»
. Чтение потешки З. Александрова
«Катя в яслях»
.
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Учить детей с помощью взрослого вытирать руки.
Методические приемы. Рассматривание картинок
: Дети моют руки». Чтение потешки:
«Водичка-водичка…»
.
Карточка №5
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: «Закреплять умение держать ложку в правой руке.
Методические приемы. Чтение потешки: «Пошел котик на торжок»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Побуждать детей перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Чтение З. Александрова «Мой Мишка»
, Н. Павлова
«Чьи башмачки»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями.
Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки»
и беседа по ней.
Карточка №6
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Закреплять умение детей брать пищу губами.
Методические приемы. Чтение потешки: «Идет коза рогатая»
.
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Учить детей правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
Методические приемы. Чтение Н. Павлова «Чьи Башмачки»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Учить отжимать руки после мытья.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Карточка №7
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Учить детей откусывать пищу небольшими кусочками.
Методические приемы. Чтение потешек: «Пошел котик на торжок….»
,
«Кисонька — мурлысонька»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Учить застегивать липучки, упражнять в использовании других видов застежек. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
Методические приемы. Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей»
.
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Закреплять умение намыливать руки и мыть их прямыми движениями.
Методические приемы. Чтение потешки: «Водичка, водичка…»
Карточка №8
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Закреплять умение детей жевать коренными, а не передними зубами»
Методические приемы. Чтение потешки З. Александрова», «Вкусная каша»
.
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Учить надевать обувь, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем»
.
Карточка №9
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедая все до конца. Формировать
навыки аккуратности
.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Расскажем Винни-Пуху, как правильно вести себя за столом.
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Продолжать учить детей застегивать пуговицы. Учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке. Дидактическое упражнение «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Учить детей засучивать рукава перед умыванием. Закреплять умение пользоваться носовым платком.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Научим мишку (зайку, куклу)
правильно умываться»
Карточка №10
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Совершенствовать умение проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.
Методические приемы. Чтение потешки: «Уж я Танюшке пирог испеку…»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Учить детей надевать носки, гольфы, начиная с носка. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Сделаем из носочка гармошку»
.
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Учить детей мыть лицо, не разбрызгивая воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.
Методические приемы. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»
, Е. Благинина
«Аленушка»
.
Карточка №11
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Продолжать умение самостоятельно доедать все до конца. Учить пользоваться салфеткой
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Продолжать учить детей засучивать рукава перед умыванием. Учит детей расчесывать короткие волосы.
Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки»
и беседа по ней. Чтение потешек.
Карточка №12
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Продолжать умение детей проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Продолжать учить пользоваться салфеткой.
Методические приемы. Игровая ситуация «Как зайка учился кушать»
Чтение потешки Е. Благининой
«Аленушка»
.
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: При раздевании побуждать детей класть колготки, шорты на сидение. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Учить детей во время умывания не мочить одежду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.
Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки»
и беседа по ней. Чтение Потешек.
Карточка №13
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как, нужно складывать одежду перед сном.
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Закреплять умение детей отжимать руки после мытья.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Карточка №14
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Учить детей съедать бульон
первого
блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Продолжать формировать
навыки аккуратности
.
Методические приемы. Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьет, «Маша обедает»
.
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Закреплять умение детей размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Закреплять детей во время умывания не мочить одежду.
Методические приемы. Рассматривание картинок
:
«Девочка чумазая»
,
«Девочка аккуратная»
.
Карточка №15
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами. Продолжать учить пользоваться салфеткой.
Методические приемы. Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Продолжать учить детей пользоваться разными видами застежек.
Методические приемы. Чтение: И Муравейка «Я сама»
.
Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Закреплять
навыки
мытья рук и умывания.
Методические приемы. Рассматривание картинок
:
«Мама моет дочку»
Карточка №16
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков
: закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать
навыки культуры еды
.
Методические приемы. Чтение: С Капутикян «Кто скорее допьет»
,
«Маша обедает»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»
.
Содержание навыков
: Продолжать закреплять умение правильно одеваться и раздеваться.
Методические приемы. Чтение И. Муравейка «Я сама»
, Н. Павлова
«Чьи башмачки»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков
: Продолжать закреплять
навыки
мытья рук и умывания. Продолжать расчесывать короткие волосы.
Методические приемы. Чтение знакомых потешек («Водичка-водичка…»
и т. д.)
Картотека КГН в группе раннего возрастакартотека (младшая группа)
Картотека культурно-гигиенических навыков
для групп раннего возраста
Карточка №1
«Я сам».
Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.
Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.
Карточка №2
«Чистый нос».
Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.
Карточка №3
«Мыло душистое».
Цель: побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.
Карточка №4
«Сухие рукава».
Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.
Карточка №5
«Любим умываться».
Цель: формировать у детей культурно — гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.
Карточка №6
«Поведение за столом».
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Карточка №7
«Одевание–раздевание».
Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.
Карточка №8
«Мы правильно моем ручки».
Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.
Карточка №9
«Водичка, водичка».
Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.
Карточка №10
«Мы едим».
Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.
Карточка №11
«Моем с мылом ладушки».
Цель: помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.
Карточка №12
«Где моё полотенце?».
Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.
Карточка №13
«Башмачки по местам».
Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.
Карточка №14
«Чистые ручки».
Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей , приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.
Карточка №15
«Учусь всё делать сам!».
Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка №16
«Аккуратная причёска».
Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
Карточка №17
«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»
Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка №18
«Стульчик на место».
Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.
Карточка №19
«Моем, моем ладушки».
Цель: приучать детей , перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.
Карточка №20
«Башмачки».
Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.
Карточка №21
«Я уже большой!».
Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.
Карточка №22
«Чистюли!».
Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.
Карточка №23
«Где мой стульчик?».
Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.
Карточка №24
«Вещи по местам».
Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её наместо после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Карточка №25
«Вот какие мы!».
Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.
Карточка №26
«Я умею!»
Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.
Карточка №27
«Мы большие».
Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.
Карточка №28
«Умываться!»
Цель: во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.
Карточка №29
«Мы за столом!».
Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.
Карточка №30
«Полотенце пушистое!»
Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.
Карточка №31
«Мы не чумазые».
Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.
Карточка №32
«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»
Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.