Картотека «Культурно-гигиенические навыки «
КАРТОТЕКА КГН
1. «Я сам».
Цель:
закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.
Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.
2. «Чистый нос».
Цель:
побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.
3. «Мыло душистое».
Цель: побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.
4.
«Сухие рукава».
Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.
5. «Любим умываться».
Цель:
формировать у детей культурно — гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.
6. «Поведение за столом».
Цель:
формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
7.
«Одевание–раздевание».
Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.
8. «Мы правильно моем ручки».
Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.
9. «Водичка, водичка».
Цель:
развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.
10.
«Мы едим».
Цель:
воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.
11. «Моем с мылом ладушки».
Цель:
помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.
12. «Где моё полотенце?».
Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.
13. «Башмачки по местам».
Цель:
формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.
14.
«Чистые ручки».
Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей , приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.
15. «Учусь всё делать сам!».
Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
16. «Аккуратная причёска».
Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
17. «Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»
Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
18. «Стульчик на место».
Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.
19. «Моем, моем ладушки».
Цель:
приучать детей , перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.
20.
«Башмачки».
Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.
21. «Я уже большой!».
Цель:
закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.
22.
«Чистюли!».
Цель:
приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.
23.
«Где мой стульчик?».
Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.
24. «Вещи по местам».
Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её наместо после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.
25. «Вот какие мы!».
Цель:
приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.
26. «Я умею!»
Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.
27. «Мы большие».
Цель:
приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.
28. «Умываться!»
Цель: во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.
29. «Мы за столом!».
Цель:
упражнять детей в умении правильно держать ложку, сть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.
30. «Полотенце пушистое!»
Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.
31. «Мы не чумазые».
Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.
32. «Я учусь одеваться и раздеваться сам!»
Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.
33. «Вспомним, как правильно надо кушать».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.
Д/И: «Столик, накройся!».
34. «Каждой вещи – свое место».
Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.
Д/И: «Найди место для игрушки».
35. «Советы Мойдодыра».
Цель:Учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом, следить за чистотой своей одежды.Д/И: «Правила гигиены».
36.
«Кто такой дежурный».
Цель: Закреплять знания детей об обязанностях дежурных по столовой, занятиям, уголку природы.
Д/И: «Хорошо или плохо».
37. «Вежливые слова».
Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.). Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.Д/И: «Хорошо или плохо».
38. «Как мы наводим порядок в шкафу».
Цель: Формировать у детей привычку аккуратно складывать одежду и убирать ее в шкаф; поддерживать порядок в шкафу.
Д/И: «Хорошо или плохо».
39. «Советы Мойдодыра».
Цель: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.
Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.
Д/И: «Правила гигиены».
40. «Как надо заправлять кровать».
Цель: Учить детей заправлять кровать: расправлять простынь, складывать одеяло, заправлять покрывалом, разглаживая складки. Формировать привычку делать все аккуратно.
Д/И: «Уложим куклу спать».
41. «Вспомним правила поведения за столом».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.
Д/И: «Кормление куклы».
42. «Каждой вещи- свое место».
Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.
Д/И: «Подбери пару».
43. «Зачем надо полоскать рот после еды».
Цель: продолжать формировать понятие «здоровый образ жизни»;объяснить, зачем нам нужно полоскать рот после еды.
Д/И: «Правила гигиены».
44. «Как просушивают мокрую одежду».
Цель: Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Д/И: «Подбери пару».
45. «Вспомним правила вежливости».
Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.) Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.
Д/И: «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой».
46. «Как ведут себя воспитанные дети».
Цель: Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.
Д/И: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей».
47. Беседа «Хорошо и плохо»
Цель:
Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.
Д/И: «Хорошо или плохо».
48. «К нам идут гости».
Цель: Вспомнить правила сервировки стола, правила поведения за столом.
Д/И: «Столик, накройся».
49. «Культура поведения во время еды».
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом).
Д/И: «Принимайся за обед».
50. «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».
Цель: Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды; воспитывать бережное отношение к вещам.
Д/И: «Крокодил- чистюля».
51. «Как заботиться о своей одежде».
Цель: Воспитывать бережное отношение к своей одежде; формировать привычку аккуратно складывать одежду.
Д/И: «Хорошо или плохо».
52. «Терпение и труд все перетрут».
Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.
Д/И: «Поможем Мишке».
53. «Вежливость в разговоре».
Цель: Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству. Закреплять умение благодарить за еду, помощь. Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.
Д/И: «Хорошо или плохо».
54. Беседа «Как играют воспитанные дети».
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.
Д/И: «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней».
55. «К нам идут гости».
Цель: Знакомить детей с названиями предметов чайного сервиза, обговорить правила сервировки стола к чаю. Д/И: «Напоим куклу чаем».
56. «Хороший человек- это кто?»
Цель: Формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, жадности, трусости, лживости, лени, предательства, тщеславия и т.д. Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Д/И: «Хорошо или плохо».
57. «Культура еды – серьёзное дело».
Цель: Знакомить детей с культурой приготовления пищи.
Д/И: «Кто больше назовет блюд».
58. «Чистота – залог здоровья».
Цель: Воспитывать желание вести здоровый образ жизни; формировать привычку быть чистым, опрятным.
Д/И: «Правила гигиены».
59. «Мы- дружные ребята».
Цель:Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: благодарить за оказанную помощь и заботу, вежливо прощаться, оказывать поддержку товарищам в трудную минуту. Продолжать формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.
Д/И: «Хорошо или плохо».
60. «Как мы разговариваем друг с другом».
Цель:Приучать детей общаться спокойно, без крика.
Д/И: «Можно — нельзя».
61.
«К нам идут гости».
Цель:Учить встречать гостей, воспитывать доброжелательное отношение к гостям.
Д/И: «Этикет- школа изящных манер».
62. «Столовые приборы»
Цель:Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.
Д/И: «Покормим зверей салатом».
63. «Каждой вещи – свое место».
Цель:Воспитывать привычку быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте.
Д/И: «Хорошо или плохо».
64. «Мы- вежливые дети».
Цель:Закреплять навыки поведения в общественных местах.
Д/И: «Можно- нельзя».
65. «Мы умеем себя вести правильно за столом».
Цель:Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.
Д/И: «Этикет- школа изящных манер».
66. «Мы вежливы».
Цель:Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, говорить тихо, вежливо прощаться, не мешать другим.
Д/И: «Можно- нельзя».
67.
«Мы аккуратны».
Цель:Продолжать воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом; быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
Д/И: «Крокодил- чистюля».
68. «Мы- друзья».
Цель:Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе.
Продолжать учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам.
Д/И: «Хорошо или плохо».
69. «Столик, накройся!».
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.
Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
70. «Найди место для игрушки».
Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.
Игровые задания. 1. Обыгрывание игрушек (2— 3 новые игрушки) — рассказать стихотворение, загадать загадку, узнать по описанию и др. 2. Ставить игрушки на место. Оценивать совместно правильность выполнения задания: где лучшее место для игрушек. Роль ведущего может выполнять воспитатель или ребенок.
Оборудование. Игрушки.
71. «Правила гигиены».
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
72.
«Хорошо или плохо?»
Цель: формировать умении правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.
73. «Кормление куклы».
Цель: научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки; вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.
74.
«Подбери пару».
Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания. Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка- зубы, мыло- руки, игрушки -корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.
75. «Принимайся за обед».
Цель: закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой; учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом; формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.
Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой, обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.
заметят, надо привлечь их внимание.
76.
«Крокодил-чистюля».
Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.
Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.
77. «Напоим куклу чаем».
Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).
Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.
78. «Кто больше назовет блюд».
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.
79. «Этикет – школа изящных манер».
Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование: предметные картинки.
80. «Покормим зверей салатом».
Цель: закреплять навык правильной еды — держать правильно ложку (тремя пальцами — указательным, средним, большим);нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом; перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.
ДЕТСТВО-ГИД
Мосиенко Елена Юрьевна, воспитатель МКДОУ №16, г. Новосибирск
Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Предлагаемая модель формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье. Задачи: • приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком; • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.; • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома; • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома; • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: • прямое обучение; • показ; • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр; • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
Сентябрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Наша группа». Задачи: – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; – побуждать детей бережно относиться к своей одежде; – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: — Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. — Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. — Празднование дней рождения в группе. 3. Самостоятельная деятельность детей: Игровая ситуация для сюжетной игры: – кукла Таня у нас в гостях; Ситуация для обсуждения: – как шапка поссорилась с курткой в шкафу. 4. Работа с родителями Анкетирование родителей
Октябрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Празднование дней рождения в группе (регулярно). 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – игровая ситуация (куклы Таня и Маша собираются на праздник). 4. Работа с родителями: Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
Ноябрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» Цель: – формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; – воспитывать культуру поведения за столом. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе». 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». 4. Работа с родителями: Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Декабрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Умывание каждый день» Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; – воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Просмотр м/ф «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: –игровая ситуация «К нам пришла Замарашка». Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. 4. Работа с родителями: Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Январь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать детей к постоянному их соблюдению. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». 3. Самостоятельная деятельность детей: Игровая ситуация «Купаем куклу Катю» 4. Работа с родителями: Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Февраль 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Приглашаем куклу на чай» Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – игровая ситуация «Идём друг к другу в гости». 4. Работа с родителями: Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Март 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Вместе с куклой на прогулку» Цель: – закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; – формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). 3. Самостоятельная деятельность детей: Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». 4. Работа с родителями: Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Апрель 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Цель: – развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – игровая ситуация «Кукла Катя хочет спать». 4. Работа с родителями: Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Май 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – игровая ситуация «Кукла Маша у нас в гостях» 4. Работа с родителями: Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Планируемые результаты Дети у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту: – ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома; – самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; – имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома; – умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; – ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители – родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков; – принимают активное, живое участие в жизни группы; – проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса; – проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков; – осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Способы и формы оценки результата: Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей. Методы изучения результативности: • Наблюдение за детьми. • Анкетирование родителей. • Беседы. Способы фиксации данных обследования: • Протоколы наблюдений. Способы обработки результатов • Обобщение результатов в таблицы. Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей (оформить в таблицу): Имя, фамилия ребёнка Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены (в баллах) Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 1. Мыть лицо, уши, руки. 2. Закатать рукава. 3. Смочить руки. 4. Взять мыло, намыливать до появления пены. 5. Смыть мыло. 6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку. 7. Пользоваться расческой. Навыки опрятной еды включают умение: 1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. 2. Не крошить хлеб. 3. Пережевывать пищу с закрытым ртом. 4. Не разговаривать с полным ртом. 5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола. 6. Благодарить. 7. Пользоваться только своим прибором. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 1. Расстегнуть пуговицы. 2. Снять платье (брюки). 3. Аккуратно повесить. 4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки. 5. Снять обувь. 6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье). 7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки: 3 балла – правильно выполненное действие; 2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями; 1 балл – неумение выполнять действие. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков: Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно. Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления. Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Список используемой литературы: 1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. 2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008. 3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. 5. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков Значение культурно-гигиенических навыков в развитии ребёнка Влияние игры на формирование устной речи и навыков общения у дошкольников Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения посредством ситуативно-имитационного моделирования >