Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Для того, чтобы ребенок рос самостоятельным, очень важно вовремя формировать у него навыки самообслуживания. Это и умение самостоятельно пить и кушать, и гигиенические навыки, и уборка игрушек и многое другое. В каком возрасте можно начитать учить ребенка обслуживать себя самостоятельно? Какие навыки малышу следует освоить в первую очередь? Как правильно развивать навыки самообслуживания? Что делать, если ребенок противится самостоятельности? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Как развить в ребенке самостоятельность: основные принципы

Несмотря на маленький возраст, дети многое могут делать самостоятельно, если предоставить им такую возможность. Но для того, чтоб развить у ребенка навыки самообслуживания, придется набраться терпения. Первое время, когда малыш только начинает осваивать какой-либо навык, будьте готовы к тому, что на действия, которые раньше с вашей помощью совершались легко и быстро, потребуется гораздо больше времени. А ребенок, который учится самостоятельно пользоваться ложкой, вероятнее всего, испачкает себя и все вокруг. Но, поверьте, затраченные силы и нервы, обязательно окупятся Вам сторицей. Постепенно у малыша будет получаться все лучше и лучше, и, в конце концов, он полностью откажется от Вашей помощи. Итак, если Вы хотите развить в ребенке самостоятельность, придерживайтесь следующих правил:

  • Позволяйте малышу действовать самостоятельно;
  • Хвалите ребенка за его стремление сделать что-либо самому;
  • Не ругайте его, если он делает что-то долго и неуклюже;
  • Если малыш просит помощи, не отказывайте ему.

«Помоги мне сделать это самому» — это основополагающий принцип системы Марии Монтессори. А наша задача, как взрослых – создать для малыша пространство, которое соответствует его потребностям.

Чтобы ребенок имел возможность проявить свою самостоятельно, дома необходимо создать соответствующие условия. Вещи, которые не представляют для малыша опасности, должны находиться в свободном доступе. Можно выделить несколько видов самостоятельной активности ребенка, реализацию которых взрослые могут обеспечить через организацию пространства:

  1. Утоление жажды (кувшин и стакан с водой должен быть в свободном доступе малыша);
  2. Уборка (пусть у малыша будет свой веник, совок, ведро, щетка, тряпочка, губка);
  3. Уход за растениями (для этого нужна лишь небольшая лейка и пульверизатор);
  4. Переодевание (желательно, чтобы малыш имел доступ к части своей одежды и обуви);
  5. Соблюдение гигиены (чтобы ребенок мог самостоятельно помыть руки или умыться, поставьте под раковину специальный приступок);
  6. Накрывание на стол (ребенку нужно знать, где хранятся его посуда);
  7. Готовка (малыш с радостью поможет Вам в приготовлении пищи);

Помните, что организуя развивающее пространство для малыша, вы открываете перед ним множество возможностей для проявления самостоятельности, но не обязываете его что-либо делать.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки)
  • раздевания и одевания (снимать и надевать трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки, обуваться и снимать обувь)
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
  • опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:

  • общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам)
  • мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры)
  • зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом)
  • мышление (умение узнавать предметы, выполнять простые указания, поручения; умение имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения. Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать для развития ручек малыша:

  • предложить ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета
  • позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках
  • давайте ему проталкивать предметы в отверстия, например, монеты в копилку
  • нанизывать предметы на шнурок, например, бусы для мамы и бабушки из крупных макарон с отверстиями
  • переливать воду пипеткой или спринцовкой, например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство
  • пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной
  • создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому
  • ловить мыло в воде.
  • поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин», используя кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках; «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

В дошкольном учреждении самообслуживание у детей раннего возраста можно формировать различными методами: словесный, наглядный, практический. Далее раскроем эти методы.

Словесный метод, прием общего напоминания. Необходимо применять для выполнения какой-либо задачи, в то время когда определенные навыки самообслуживания уже сформированы. Данный метод требует особенного контроля за деятельностью детей и каждым изменением в ней. Важно не только тренировать детей раннего дошкольного возраста в выполнении действий по самообслуживанию, но и проверять качество выполненного действия. Важно также приучать детей к взаимопомощи: чтобы в дошкольном учреждении они трудились не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Еще один словесный метод это использование художественной литературы, которая стимулирует активность детей в овладении навыками самообслуживания. Для того чтобы вызвать у детей желание проявить самостоятельность в одевании и умывании, необходимо использовать детские песенки, стихи, потешки. Для ознакомления детей с необходимыми культурно-гигиеническими навыками необходимо использовать специальные занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, фольклора. Положительное воздействие на детей в формировании навыков самообслуживания оказывают такие художественные произведения как: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша-растеряша», потешки: «Водичка, водичка…» и т.д.

Существенную роль в формировании навыков самообслуживания играют потешки. Для того чтобы у детей раннего возраста появилось желание самостоятельно умываться, а также для того, чтобы этот процесс стал для них легким и приятным, мы разучиваем потешки, в соответствии с выполняемыми действиями, называя имя ребенка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки у Маши. Чистые Машины ладошки, вот вам хлеб да ложки!».

При применении наглядного метода используется пошаговый показ и подробное разъяснение правильного выполнения того или иного действия. Он способствует результативности обучения навыкам самообслуживания, так как учит детей точности и исполнительности в выполнении определенных действий. При обучении одеванию, умыванию, важно неукоснительно соблюдать определенный способ и алгоритм целенаправленных действий. Особенно действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как Зайчик умывается», «Ежик учит белочку, есть красиво и правильно», а так же игровые приемы с куклами. Так, например, при обучении самостоятельному раздеванию, раздеваем куклу Олю, которая ходила на прогулку вместе с детьми, и сопровождаем свои действия подробным описанием последовательности выполняемых действий (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления навыка также можно эффективно применить алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приемной). Вместе с этим дети повторяют и запоминают названия частей одежды. Данный прием всегда вызывает положительные эмоции у малышей. Это позволяет предъявлять всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию, а также способствует быстрому формированию прочного навыка.

Практический метод действия (упражнения) необходим для освоения навыков самообслуживания, так они формируются не сразу, в течение определенного времени. Для того чтобы обучить малышей правильному и качественному умыванию, одеванию и т.д., важно, чтобы они усвоили, как это необходимо делать. С целью закрепления изученного способа действий нужно постоянно тренировать воспитанников, предлагая им различные варианты его использования. Через некоторое время необходимый навык будет успешно образован.

Игровой прием, который тоже относится к практическому методу способствует повышению интереса детей к самостоятельности в использовании игрушек, организации игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей это длительный процесс, требующий большого терпения и времени не только от воспитателей, но и от родителей. В последние годы многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Это происходит в такие моменты: утром родители спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в некоторых семьях молодые родители, которые живут одни, работают и к тому же учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.

Скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, так как именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

А главное необходимо не забывать давать положительную оценку действиям ребёнка! Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.

Следующая >

Как научить ребенка пользоваться ложкой?

Одним из первых навыков самообслуживания, который малыш может освоить – это умение самостоятельно пользоваться ложкой. Примерно в возрасте 1 года у ребенка появляется желание совершать орудийные действия (например, копать песок лопаткой). Этот момент отлично подходит для того, чтобы дать в руки малышу ложку. Вот несколько советов, как научить ребенка есть самостоятельно:

  • Ешьте вместе с малышом. Сядьте рядом и покажите, как пользоваться ложкой. В скором времени ребенок начнет повторять за Вами.
  • Наверняка, у крохи сначала не будет получаться донести ложку до рта. Если ребенок не будет против, придерживайте руку малыша, направляя ее.
  • Чтобы ребенку было проще, используйте специальную детскую ложку изогнутой формы.
  • Если малыш попробовал держать ложку, но быстро потерял к этому интерес, не настаивайте. Со временем количество «самостоятельных ложек» будет расти.

Главными условиями успешного обучения малыша пользоваться ложкой – позитивный настрой и терпение родителей. Не стоит давить на ребенка, если он отказывается есть самостоятельно. Придет время, и он сам будет пытаться отнять у Вас ложку.

Нужны ли ясли вообще?


Каждый родитель вправе самостоятельно решать, когда отводить ребёнка в садик и делать ли это в принципе.
Ранняя адаптация протекает куда сложнее, непонимание всей серьёзности происходящего может привести ко всевозможным негативным последствиям.

С другой стороны, раннее посещение детского сада, при чётком соблюдении всех рекомендаций, поможет облегчить дальнейший переход в школу, стать ребёнку более самостоятельным. В детском саду созданы все условия для полноценного, всестороннего развития, схожих показателей которого сложно добиться в домашних условиях.

Маленькие дети закономерно вызывают особое беспокойство у родителей, поэтому многие из них попросту отказываются от посещения яслей в целях сохранения психического благополучия.

Если хотя бы один из родителей имеет возможность уделять ребёнку внимание дома – организовывать полезный досуг, прививать навыки самообслуживания, заниматься обучением и воспитанием, обеспечивать условия для взаимодействия малыша со сверстниками, отказ от яслей может быть оправдан.

Во всех остальных случаях посещение детского сада – это полезный, жизненно ценный опыт, который нужен каждому ребёнку.

Учим ребенка самостоятельно мыть руки

После года можно приучать малыша самостоятельно мыть руки. Обычно дети любят водные процедуры, поэтому этот навык формируется довольно быстро. Покажите ребенку, как нужно намыливать руки, как их споласкивать. При необходимости помогите ребенку сделать это более тщательно. Пусть в доступе малыша будет его личное полотенце, которым он сможет сам вытирать руки.

Как научить малыша убирать за собой?

Возраст от 2 до 4 лет — это идеальное время для приучения ребенка к аккуратности и порядку. В этот период дети обычно являются настоящими консерваторами: у малышей как никогда обостряется необходимость в постоянстве и предсказуемости мира.

Раннее приучение малыша к порядку позволит избежать проблем с развитием самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте.

Введите в обиход правило: брать новую игрушку только после того, как ребенок уберет вещи, с которыми он уже наигрался. Уборка не должна быть для малыша наказание, пусть она станет для него естественным завершением игры. Не заставляйте малыша убирать, если он капризничает. Предложите свою помощь или даже сделайте это за него. Рано или поздно кроха обязательно начнет подражать Вам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]