Формирование навыков самообслуживания для детей в старшей группе


Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Предлагает рассмотреть конструкторы:

-Ребята, какой конструктор есть у нас в группе? (крупный, средний, мелкий). Чем они отличаются друг от друга? (отличается величиной).

-Ребята, а как мы будем мыть конструктор? Что мы будем делать сначала? Что будем делать потом?

Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает рассказать последовательность действий.

-Ребята. Давайте покажем и расскажем, как мы будем мыть наш конструктор.

Воспитатель предлагает проговорить и показать одному ребенку образец действия по мытью игрушек (1 ребенок — 1 деталь конструктора).

Ребята, а какими инструментами мы будем трудиться?

Воспитатель обращает внимание детей на стол.

Какие инструменты вы видите? (тряпочка, ёмкость с водой — тазик, моющее средство — мыло, лейка). Для чего они?

-Ребята, а все ли инструменты нам понадобятся для мытья игрушек?

-Что лишнее? Почему?

-Где мы можем использовать лейку?

-Правильно, лейку мы можем использовать в уходе за растениями, а в мытье игрушек она нам не пригодится, давайте уберем ее.

-А все остальные инструменты нам нужны? Мы их оставляем?

-Ребята, но, чтобы действовать с инструментами, мы должны вспомнить правила безопасности.

Тазик с водой- можно пролить воду, а что будет если мы прольем воду?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Мыло, мыльная тряпочка- что будет если мы будем кидаться ими?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, но все будет хорошо если мы будем соблюдать правила поведения и помогать друг другу.

-Ребята, но нам нужно помыть несколько видов конструктора, и чтобы это сделать быстрее, я предлагаю вам объединиться в команды. Посмотрите, к нашим конструкторам прикреплены разноцветные карточки и на столе у меня лежат разноцветные карточки, но перевернутые цветной стороной вниз. Я предлагаю вам по очереди выбрать карточку и подойти к тому конструктору, на котором обозначение такого же цвета, как и у вас. Воспитатель наблюдает за объединение детей с помощью жеребьевки.

Ребята, посмотрите внимательно у вас на карточках обозначен не только конструктор, но и инструмент, с которым вы будете работать, найдите и положите его рядом со своим рабочим местом.

-Ребята, мы рассмотрели, какие конструктора есть у нас в группе, вспомнили, как их мыть, выбрали инструменты, вспомнили технику безопасности, объединились в команды и распределили обязанности между собой, мы готовы трудиться, нам осталось только надеть фартуки.

Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания в старшей группе «Каждой вещи своё место»

Карасёва Ольга Ивановна

Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания в старшей группе «Каждой вещи своё место»

Цель: Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе.

Задачи: Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд. Воспитывать аккуратность, бережливость, опрятность, умение следить за своим внешним видом и своими вещами.

Оборудование: Предметы быта и предметные картинки, игрушка мишка.

Предварительная работа: Накануне читается детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводится беседа по его содержанию:

-О ком рассказ? Кто будил Машу в детском садике?

-Почему однажды Маша опоздала в детский сад?

-Почему она не смогла найти свои вещи сразу? Куда было заброшено платье? Кто виноват, что Маша опоздала?

Ход работы

Воспитатель:

-Ребята, а кто следит за порядком в доме?

Дети

: -Мама!

Воспитатель:

— А как вы помогает мама в этом?

Дети:

— Убираем за собой игрушки, когда поиграли; заправляем за собой постель.

Воспитатель:

— Кто следит за порядком в группе? — Вы помогаете в этом взрослым? Как?

Дети:

Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем посуду со стола после еды.

Воспитатель:

— Какие вы молодцы!

-Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.

Воспитатель:

(дети и воспитатель подходят к спортивному уголку).Ребята, скажите, пожалуйста, что в нашем спортивном уголке не хватает?

Дети:

Скакалки и мяча.

Воспитатель:

Подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает?

Дети:

Не хватает бубной гармошки и корзины с погремушками.

Воспитатель: Дети, смотрите, сколько игрушек от нас попрятались. Но я, кажется, знаю, кто сможет нам помочь отыскать игрушки.

Смотрите, кто к нам идет!

Дети:

Это мишка!

Воспитатель:

Дети, давайте попросим мишку нам помочь отыскать игрушки.

Дети:

Давайте! (начинают вместе с мишкой искать игрушки)

Мишка: Фух, ребята, все игрушки мы свами отыскали, убрали их на место. Какие мы молодцы, справились. Что-то я устал, а давайте отдохнем и поиграем в игру! Согласны?

Дети:

Даа, согласны!

Мишка: игра называется «Каждой вещи своё место» (Дидактическая игра). Вы когда-нибудь играли в такую игру?

Дети:

Нет

Мишка: Тогда сейчас поиграем.

На столе много мелких предметов (карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол, кубики, некоторые детали от конструктора) и шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики.

Воспитатель с Мишкой просят поочерёдно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры Мишка награждает детей звёздочками за помощь.

Воспитатель:

Почему каждая вещь должна лежать на своём месте?

Дети:

Чтобы не тратить время на поиски, и сразу можно было её взять.

Воспитатель:

Кто должен следить за порядком?

Дети:

Взрослые и дети.

Воспитатель:

Ребята, вы все большие молодцы, но без Мишкиной помощи мы бы с вами не справились! Правда?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Давайте тогда поблагодарим Мишку за помощь

Мишка:

Рад был вам помочь! До скорой встречи, ребята!

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

Во время практики я учила детей выполнять работу самообслуживанию. Но теперь уже я помогла им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. В детском саду детей я продолжала приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность.

Хозяйственно – бытовой труд.Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно — бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую — то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, я старалась обсуждать с детьми выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Я помогала всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.

Основная форма организации хозяйственно — бытового труда детей старшей группы — включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

Дежурства — более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, я предлагала дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением проводила специальное обучающее занятие. Оформила уголок дежурства вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми отмечала ежедневно кто, где и когда дежурил. Использовала фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства были халаты, косынки, колпачки, также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, обсуждали их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдали санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей.

Труд в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Я во время практики учила детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Дежурства по уголку природы начинается в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, мы сообща выполняли одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делила на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды) .

В начале учебного года дети старшего дошкольного возраста в ДОУ выполняли ежедневные поручения по уходу за растениями уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября — начале октября. Предварительно проводили беседы о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Дежурные назначались ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Я помогала дежурным распределить работу. Постоянное доброжелательное мое внимание к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы. Весной детей привлекали к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Осматривали все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет воспитатель сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка) .

Итак, основной формой работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, — такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, я заметила, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы я проводила утром, до завтрака, или после дневного сна.

Трудовую деятельность проводила регулярно. Старалась приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной и художественный трудпо своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]