Картотека на тему «Подвижные игры летом»картотека (старшая группа)


Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Елена Цыганок

Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!»

, дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче
«Хитрая лиса, где ты?»
. При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит
«Я здесь»
. Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

Подвижная игра «Передай – встань»

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть»

все садятся, скрестив ноги. По сигналу
«передай»
первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т. д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

Подвижная игра «Найди мяч»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки»

. Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих.Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т. п.

Подвижная игра «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову)

. Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте»

,оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?»Все играющие отвечают:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы
стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз»

. Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие»

, бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур,поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут.Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли»

. Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения,говоря:
«Поворот»
. Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону.Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах
«вот и кончилась игра»
дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку»

, остальные
«мыши»
— они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу,приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее.По слову воспитателя:
«хлоп»
, дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп»

. После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

Подвижная игра «Угадай, кого поймали»

Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»

— говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из
детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.
Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой»

.

Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес)

.

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем.Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови»

, дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка.Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова
«лови»
. Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

Подвижная игра «Стадо и волк»

Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.

Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты.Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом»

. В одном из углов на противоположной стороне находится
«логово волка»(в кружке)
. Воспитатель назначает одного из играющих
«пастухом»
, другого-
«волком»
, который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя
«пастух»
по очереди подходит к
«дверям»
телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка.
«Волк»
— говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.

Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк»

. Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.

Варианты: В игру включить «водопой»

, нагибаются и как бы пьют воду.

Подвижная игра «Гуси – Лебеди»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом»

, где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома-
«логово волка»
. Остальное место-
«луг»
. Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их
«Гуси, гуси»
.Гуси отвечают:
«Га-га-га»
.
«Есть хотите?»
.
«Да-да-да»
.
«Так летите»
.
«Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой»
.
«Так летите как хотите, только крылья берегите»
. Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу,
стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой)
. Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите»

. Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.

Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги»

все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные
подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т. д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.Правила: Бежать можно только после слова «беги»
. Сдергивать ленту только напротив своей колонны.Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.

Подвижная игра «Быстрей по местам»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите»

, дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов
«по местам»
, все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят
«Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»
Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам»

. Нельзя оставаться на месте после слова
«бегите»
.

Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги»

дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу
«Раз, два, три, в круг скорей беги»
, дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке»

,
«мостику»
, перепрыгивая через
«кочки»
.

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Цель: Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Зайцы сидят в своих «норках»

, расположенных с противоположной стороны площадки.
«Охотники»
обходят площадку и делают вид, что ищут
«зайцев»
, потом идут на свои места, прячутся за
«деревьями»(стульями, скамья)
.

На слова воспитателя:

Зайчик прыг-скок. прыг-скок

В зеленый лесок

«Зайцы»

выходят на площадку и прыгают. На слово
«Охотник!»«зайцы»
бегут к своим
«норкам»
, один из
«охотников»
целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой.
«Зайцы»
вновь выходят в лес и
«охотник»
еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых
«охотников»
.

Указания к игре. Следить, чтобы «охотник»

бросал мяч как правой, так и левой рукой.
«Охотники»
бросают мяч только под ноги
«зайцам»
. Мяч поднимает тот, кто его бросил.

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель: Учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. развивать ловкость, быстроту.

Улей (гимнастическая стенка или вышка)

находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные
группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки, летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку)
и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал
«медведи»
, пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят
(дотрагиваются рукой)
. Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

Подвижная игра «Свободное место»

Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги»

бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других
детей. Игра продолжается.
Указания. Можно вызвать для бега и детей, сидящих в разных местах круга.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Поперек площадки (зала)

двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий — волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме
(стоят за чертой вдоль границы зала)
. На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова
«Козы, в поле, волк во рву!»
дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву,
стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону.Воспитатель говорит: «Козы, домой!»
Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.

Подвижная игра «Лягушки и цапли»

Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.

Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг, где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см, между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий)

стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом.
(Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.)
Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.

Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки)

должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре могут быть и 2 цапли.

Подвижная игра «Космонавты»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу,приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!

Для прогулок по планетам.Но в игре один секрет:

На какую захотим, Опоздавшим места нет.

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

Подвижная игра «Сокол и голуби»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий)

. Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки.Сокол кричит:
«Голуби, летите!»
голуби перелетают
(перебегают)
из одного домика в другой,
стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.
Подвижная игра «Птички и клетка»

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки)

– это клетка. Другая
подгруппа – птички.Воспитатель говорит: «Открыть клетку!»
Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку
(в круг)
и тут же вылетают из нее.Воспитатель говорит:
«Закрыть клетку!»
дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.

Подвижная игра «У кого мяч»

Цель: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.

Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга, остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!»

и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.

Удмурдская подвижная игра «Водяной»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка Водяной,

Что сидишь под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.

Игры на прогулке летом в детском саду. Старшая группа

Сборник летних игр с дошкольниками на прогулке
Лето — благоприятная пора для обогащения детей новыми впечатлениями об окружающем. Появляется возможность увидеть леса, луга, водоемы и их обитателей. Представления о природе, о труде людей ребята получают на экскурсиях, в процессе наблюдений, чтения художественной литературы, рассказов воспитателя, а затем воплощают в своих играх. На прогулке ребята знакомятся с растениями, деревьями, насекомыми в игровой форме. Детям предлагается игры «К дереву беги», «Угадай, от какого дерева листочек?», «Угадай по описанию», «Узнай и назови» и т.д., любят играть с игрушками, приводящими в движение ветром «Вертушки», «Ленточки», с помощью этой игрушки определяется сила и направление ветра. Так же после рассказа и знакомства с цветками, насекомыми мы с детьми на прогулке ищем и наблюдаем за ними. После прогулки детям нравится рисовать то, что они увидели. В технике аппликации коллективной работой мы создаем цветочные поляны, рыбы водоемов и др. интересные работы. Совместно с родителями детям предлагается подготовить альбомы о растениях, насекомых, деревьях. Дети с большим удовольствием рассказывают о своих работах. Лето — это не только знакомство, наблюдение и исследования на природе, но и игры на улице, так как в летний период дети большую часть дня могут проводить на улице, детских площадках. Ребята с удовольствием играют с песком, водой, строят постройки из песка, лепят куличики. Проводя опрос у детей: какое любимое время года? дети с радостью отмечают – это лето! В своей работе я подготовила сборник игр для детей дошкольного возраста на прогулке.
Подвижные игры

1.
«Перелет птиц» Описание игры: на одной стороне площадки находятся дети – птицы. На другой стороне скамейка или гимнастическая стенка – это деревья, на которые взлетают птицы. По сигналу воспитателя «Птицы полетели!» дети размахивают руками, как крыльями, разбегаются по площадке; на следующий сигнал «Буря!» все бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесет: «Буря прекратилась!» дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по площадке – птицы продолжают свой полет. Страховка детей обязательна, особенно с возвышений. 2. «Совушка» Описание игры: на площадке обозначается гнездо Совушки (круг), в котором она находится. Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки – располагаются по всей площадке. По сигналу «День!» все ходят бегают по площадке, передавая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелился, уводит в свое гнездо. По сигналу «День!» игра продолжается, Совушка улетает в гнездо. Игра продолжается с другим водящим (из числа не разу не пойманных) 3. «Гуси — лебеди» Описание игры: на одной стороне площадки обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне – пастух. Сбоку от дома логово волка, остальное –луг. Выбирают детей на роль волка и пастуха, остальные гуси. Пастух выгоняет гусей на луг: Пастух: Гуси, гуси! Гуси: Га! Га! Га! Пастух: Есть хотите? Гуси: Да! Да! Да! Пастух: Так летите! Гуси: Нам нельзя: Серый волк под горой не пускает нас домой. Пастух: Так летите, как хотите, Только крылья берегите! Гуси расправляют крылья (руки в стороны), летят через луг домой, а волк выбежав из логово, старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных гусей. Затем выбирается другой волк и пастух. Игра повторяется. 4. «Успей выбежать!» Описание игры: играющие образуют круг. В центре круга находятся примерно одна треть детей. Дети стоящие по кругу, берутся за руки, идут в право, по сигналу педагога бегут. Стоящие в центре ребята, ритмично хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Воспитатель считает до трех. За это время дети стоящие в центре, должны успеть выбежать из круга. После счета три дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими. При повторной игре на середину выходят другие дети. 5. «Хитрая лиса» Описание игры: играющие становятся по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, в не круга, обозначается дом лисы. По сигналу педагога дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и незаметно дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Дети открываю глаза, и хором три раза спрашивают: (сначала тихо, а затем громче) «Хитрая лиса, ты где?». После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руки говорит: «Я здесь!». Все разбегаются по площадке, а лиса их ловит и уводит к себе. Подсчитывается количество пойманных лисой. Игра повторяется с другим водящим. 6. «Караси и щука» Описание игры: один водящий — щука, остальные играющие делятся на две подгруппы. Одна из них образует круг- это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу педагога «Щука!» быстро вбегает в круг щука и старается поймать (дотронуться) карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть спрятаться за камешками. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой. 7. «Не оставайся на земле» Описание игры: выбирается ловишка. Дети бегают по площадке. По сигналу «Лови!», все должны быстро подняться на возвышение. Ловишка ловит тех кто остался на земле. При повторении выбирается новый ловишка. 8. «Медведи и пчелы» Описание игры: дети распределяются на две равные группы, одна- медведи остальные – пчелы. На расстоянии 3 м от дома пчел очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне – луг. Пчелы располагаются в своем доме – на возвышении. По сигналу педагога они летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей лакомится медом. По сигналу педагога «Медведи!», пчелы летят к своим ульям и жалят тех медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей и игра возобновляется. 9. «Ловля бабочек» Описание игры: воспитатель определяет по две пары водящих – дети с сочками. Остальные бабочки. По сигналу «Летите!» бабочки разлетаются по всей площадке. По сигналу «Лови!» дети с сочками (двое детей держаться за руки) ловят бабочек – соединяют руки вокруг бабочки и отводят их в условленное место. В то время, когда пойманных уводят, педагог говорит: «бабочки отдыхают, сели на цветок», дети приседают (пауза). По сигналу «Летите!» бабочки снова разлетаются. Через некоторое время подсчитывают пойманных бабочек, и выбираются другие водящие. 10. «Пустое место» Описание игры: играющие образуют круг. Водящий идет по кругу с внешней стороны и дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в противоположную сторону. Тот до кого он дотронулся, догоняет ведущего. Каждый старается добежать первым до образовавшегося пустого места. Кто прибежал раньше становится в круг, опоздавший становится водящим.
Дидактические игры на прогулке

1.
«Кто быстрее найдет березу, ель, лиственницу» Дидактическая задача: найти дерево по названию. Описание игры: воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки и просит найти его: например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» 2. «Найди дерево по описанию» Дидактические задачи: найти предмет по описанию Описание игры: воспитатель описывает знакомое детям дерево, выбирая из них те, которые имеют малозаметные Отличительные признаки (ель, рябина, береза и т.д.) дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. 3. «Слова на букву…» Дидактические задачи: как можно больше слов назвать на заданную букву Описание игры: выберете любую букву и по очереди называйте слова на эту букву. Если ребенку трудно, помогите ему используя подсказку, например если вы выбрали букву «В», то можно подсказать: «Человек, который управляет машиной». 4. «Какое это животное?» Дидактические задачи: закреплять название животных, распределять на дикие и домашние. Описание игры: загадать животное и с помощью мимики изобразить его, кто угадал, тот продолжает игру. Когда все животные отгаданы, поговорите о том, какие из этих животных домашние какие дикие, чем они питаются, где живут. 5. «Кто как голос подает?» Дидактические задачи: закреплять названия различных живых существ, предметов, природных явлений. Описание игры: назвать самые разные живые существа предметы, природные явления. Задача игроков – быстро сказать, как это существо или предмет звучит. Например: змея-шипит, ветер – воет и т.д. 6. «Что вокруг нас?» Дидактическая задача: закреплять умение делить слова на слоги Описание игры: дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (слог): шар, куб, мяч, мак и т.д., две части (слога): забор, цветы, песок, кусты, и т.д., три части (слога): качели, кусты, кусты, береза, рябина, машина и т.д. за правильный ответ ребенку дается жетон, по количеству жетонов определяется победитель. 7. «Найди, о чем расскажу» Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам. Описание игры: воспитатель описывает дерево (велечину, окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен побежать после слов воспитателя: «Раз, два, три – беги!» 8. «Загадай, мы отгадаем» Дидактическая задача: описать предметы и найти по описанию. Описание игры: один ребенок загадывает предмет или живое существо. Дети наводящими вопросами угадывают. 9. «Назови ласково» Дидактическая задача: учится называть друг друга ласковыми именами, расширить словарь. Описание игры: воспитатель спрашивает у детей, знают ли они ласковые имена друг друга. 10. «Да-нет» Дидактическая задача: Описание игры: педагог загадывает предмет, а дети задают наводящие вопросы («Какого он размера? Он зеленого цвета? Круглый?»), на которые педагог может отвечать: «да», «нет».
Национальные народные подвижные игры

1.
«Солнышко» Описание игры: выбирается водящий – «Солнышко», который стоит за границей площадки и громко говорит: «День! День! День!». Все играют на площадке. И когда «Солнышко» говорит: «Ночь!» — все замирают, «засыпают». «Солнышко» ходит между «спящими» и смотрит. Того кто зашевелился, забирает к себе. Выигрывает тот, кто остался последним и ни разу не шелохнулся. 2. «Леший» Описание игры: играющие выбирают себе «лешего», которого сажают в медвежий кустарник (опасная зона – круг). Играющие бегают вокруг медвежьего кустарника и произносят слова: «Лешего нет, а людей то много». «Леший» выбегает из кустарника, бегает по кругу и ловит игроков, которые близко подходят к кустарнику. Те, кого поймали, становятся в круг. Игра продолжается до тех пор пока не будет поймано большинство игроков. 3. «Баба-яга» Описание игры: играет 8-10 человек. Все держатся друг за друга. Впереди стоит «мать», которую они выбрали себе в начале игры, а за ней – «дети». Все они прячутся друг за друга. Приходит «ведьма» и говорит «матери»: «Где твои дети?» — «Гуляют», — отвечает мать. «А где?» — «в лесу». «Ведьма» уходит в лес искать «детей», но никого не находит, возвращается в дом и говорит, что никого не нашла. Тогда «мать» повторяет, что не знает где «дети». «Ведьма» спрашивает, что у неё за спиной. Увидев опасность, «дети» убегают. «Ведьма» ловит их. Кого поймает, заставляет полы мыть, работать на кухне и т.д. поймав всех детей, «Ведьма» спрашивает: «Дети, вам нужна мама?» «Дети» отвечают: «Нужна!» «Ведьма» ставит палочку перед ногами «матери», и та должна, перепрыгивая дойти до «детей». «Мать» побеждает «Ведьму», дети бросаются на «ведьму» и догоняют её. Игра продолжается уже с другими игроками. 4. «Волк и олени» Описание игры: все играющие размещаются на площадке. Из этого числа игроков выбирается «волк». Ему чертится круг на одной стороне площадки, где он и находится. Все остальные ребята – «олени». Они «пасутся» не другой стороне площадки. По сигналу «волк!» выходит из логова и ловит «оленей». Пойманного «оленя» «волк» отводит к себе в «логово». 5. «Охота на куропаток» Описание игры: выбираются 3-4 охотника. Игроки «куропатки» располагаются со стороны возвышенностей на площадки (скамейки, лестницы, перила). На противоположной стороне располагаются «охотники». «Куропатки» «летают» прыгают по площадке (тундре). По сигналу: «Охотники!» они «улетают», прячутся от «выстрелов», «садятся на ветки». «Охотники» мячом должны попасть в «куропатку». Пойманные «куропатки» выбывают из игры. Потом происходит смена «охотников». 6. «Косолапый медвежонок» Описание игры: выбирается «косолапый медвежонок». «Медвежонок» находится в «берлоге — ест ягоды». Все дети потихоньку подкрадывается к его «берлоге», собирают ягоды. Это не нравится «косолапому медвежонку», он выскакивает из «берлоги», и все игроки начинают убегать. «Медвежонок» бросается в погоню, ловит одного и ведет к себе. Игра продолжается до тех пор, пока большинство не будет поймано. Побеждает тот, кто не был схвачен «медвежонком». 7. «Бездомный заяц» Описание игры: делим ребят на группы из 3-4 человек. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок – домик. Кружки размещаются в разных местах площадки. Внутри каждого домика стоит «заяц». Один бездомный заяц бегает между кружками, а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит «зайца» и запятнает его, то они меняются ролями. «Заяц» становится «охотником», а «охотник» — «зайцем». Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой кружок, тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. Надо следить, чтобы один и тот же «заяц» и «охотник» не бегали долго и чтобы «зайцы» менялись чаще. 8. «Цепи кованые» Описание игры: играющие делятся на две команды: мальчиков и девочек. Девочки крепко взявшись за руки, ждут сигнала от мальчиков. Мальчики стоят на противоположной стороне площадки. Мальчики кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Девочки спрашивают: «Над кем?» Мальчики: «Над братом девочки!» Девочки: «Как звать?» мальчики называют его имя, и этот мальчик бежит к девочкам, пытаясь разорвать цепь. Девочка которая отпустила руки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в цепи останется одна девочка. 9. «Отбивка оленей» Описание игры: чертится круг. Все играющие «олени» находятся в круге. Выбираются 2-3 «пастуха», которые находятся за кругом. По сигналу: «Раз, два, три отбивку начни!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей». «Олень», в которого попал мяч, считается «пойманным», «отбитым от стада». Каждый «пастух» выбивает 5-6 раз, потом подсчитывает отбитых «оленей». Бросают мяч только в ноги и по сигналу. Отбивать нужно с места в подвижную цель. 10. «Липкие пеньки» Описание игры: группа играющих из 3-4 человек садится на корточки, как можно дальше друг от друга. Они изображают «липкие пеньки». «Пеньки» не должны ставать с места. Остальные ребята бегают, прыгают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пеньки» же должны постараться коснуться пробегающих мимо ребят. Кого запятнали, тот становится «пеньком». Библиография 1. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В. и др.; Игра дошкольника / Под ред. Новоселовой С.Л. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил. 2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с ( Программа развития) 3. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещения», 2004.- 95 с.:ил. 4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с. 5. Дрязгунов В.А. Дидактические игры для ознакомление дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил. 6. Лучшие игры для детей 2 до 7/ Сост. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. – СПб.: ИД «Весь», 2002. – 192 с., ил 7. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983.- 144 с., ил. 8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.

Рекомендуем посмотреть:

Игры летом с детьми на прогулке в детском саду Игры с песком в подготовительной группе детского сада Игры детом для детей 5-7 лет Игры с детьми дошкольниками летом

Похожие статьи:

Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду

Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры с водой для детей старшего дошкольного возраста летом в детском саду

Летняя игровая программа для детей подготовительной группы детского сада на улице

Игры летом для детей 5-7 лет на участке детского сада

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]