Формирование представлений о времени у детей в старшей группе


Формирование представлений о времени у детей в старшей группе

Формирование представлений о времени у детей в старшей группе

  1. Особенности восприятия временных понятий детьми старшей группы.
  2. Содержание учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления», компонент «Время» в старшей группе. (работа с программой)
  3. Методика развития у детей представлений о понятиях «год», «пора года», «месяц», «неделя», «сутки», количественных характеристиках и отношениях между ними.
  4. Использование моделей в процессе ознакомления с временными отрезками.
  5. Ознакомление детей с календарем.
  1. Особенности восприятия временных понятий детьми старшей группы.

Восприятие времени

– отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.

В старшем дошкольном возрасте дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.

Причины трудностей восприятия времени:

1. необратимость времени: невозможно вернуть прошлое;

2. текучесть времени;

3. отсутствие наглядных форм времени.

  1. Методика развития у детей представлений о понятиях «год», «пора года», «месяц», «неделя», «сутки», количественных характеристиках и отношениях между ними.

В старшей группе

работа начинается с уточнения представлений и умений, которые сформировались в предыдущей группе (о частях суток и их смене, о понятиях сегодня, завтра, вчера, о порах года).

В старшем дошкольном возрасте детей формируют умения определять количественные отношения между временными отрезками

: дни недели и неделя (1 неделя – 7 дней), недели и месяц (4-5 недель – 1 месяц), месяцы и пора года (3 месяца – 1 пора года), пора года, месяцы и год (12 месяцев — год)

Методика формирования представлений о сутках

Совершенствуются представления о понятии «сутки». В старшей группе у детей формируется умение определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что положение солнца на небе утром и вечером разное, что солнце на протяжении дня движется по небосводу. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».

Для формирования представлений о смене суток используются беседы, задаются вопросы:

— Что ты делал вчера (сегодня, завтра)? (в ответ — характерные действия).

— Когда ты ходил в парк (делал названные действия)? (в ответ — вчера, или сегодня, или завтра).

После того, как дети хорошо усвоили последовательность дней недели, ежедневно проводится беседа: какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Как и в средней группе используется метод «3-х дней».

Проводятся упражнения о сменяемости 3-х суток: детям дается 3 набора карточек частей суток и предлагается разложить эти карточки, чтобы получились трое суток. Поясняется: как только заканчивается ночь 1-х суток начинается утро вторых суток, те сутки, что прошли – называются «вчера», а те сутки, которые наступают – «сегодня». После ночи сегодняшних суток – наступают сутки, которые называются «завтра».

Упражнения с тремя картинками, на одной из которых изображено некоторое событие. Карточка с событием кладется в определенное место («сегодня» – в середину, «завтра» — справа, «вчера» — слева) и выясняется «Когда это происходит?» или дается задание «Положи карточку так, чтобы событие произошло «завтра».

Закреплять представления о настоящем, прошедшем, будущем времени можно в процессе чтения литературных произведений («Сказка про вчерашний день» Е.Я. Ильин, «Хороший день» С.Я. Маршак), проведения дидактических игр «Было-будет», «Когда это было?», «Дополни предложение», «Вчера – сегодня» и др.

Формирование у детей в старшей группе представлений о днях недели и их последовательности

Детей, когда они овладели счетом в пределах семи, знакомят с тем, что сутки имеют свои названия, что семь суток, или дней, составляют неделю, а последовательность каждых семи дней одна и та же: понедельник, вторник, среда и т. д.

Формируя представления о последовательности дней недели, обращают внимание детей на чередование труда и отдыха: пять дней рабочих, а два – выходных, уточняют название каждого дня недели, их последовательность, связав с деятельностью детей, порядковым счетом. Например, понедельник – первый день недели, первый день после отдыха, в понедельник мы с вами ходим в бассейн; вторник – второй день недели, во вторник у нас занятие по математике и т.д.

При знакомстве с днями недели используются различные календари, модели.

Можно при знакомстве с неделей использовать цифры, числовые карточки, цветные круги, геометрические фигуры, с помощью которых дети выполняют упражнения по составлению одной, двух недель, начиная с любого дня.

Для закрепления знаний о последовательности дней недели используются дидактические игры «Неделька», «Чья неделька быстрее соберется», «Живые деньки», «Кто знает, пусть называет», «Назови соседей» и др.

В старшей группе дети ежедневно определяют текущий день, называют прошедший и будущий. Овладение представлениями о смене дней недели, а затем о смене одной недели другой подводит детей к представлению о периодичности времени. Дети начинают понимать, что на неделе был понедельник, прошел, а через семь дней опять будет понедельник.

Формирование у детей в старшей группе представлений о месяцах года, их последовательности

На протяжении всего дошкольного возраста ведется работа по ознакомлению детей с сезонами

. На начальных этапах формирование представлений о зиме, лете, весне, осени идет с опорой на наиболее яркие, характерные проявления сезонов. Из отдельных признаков постепенно возникает общая картина сезона: погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т.д.

В работе с детьми старшего возраста используются произведения художников, репродукции картин: «Золотая осень» И. Остроухова, «Осень в парке» Н. Дубровского, «Зимний день», «Лето», «Май», Т Яблонской, «Вясновы краявід» А.Астаповіча, Раніца вясны” У Кудрэвіча “Блакітная капліца” – В. Бялыніцкага-Бірулі, “Блакітны дзень” В. Цвіркі, “Ліставей” І. Шчамялева, работы И. Левитана, Н.Рериха и др.

В процессе ознакомления с сезонами детям даются представления, что каждый сезон проходит не сразу, а продолжается определенное, примерно одинаковое время, включает в себя три месяца. Чтение стихов, сказок содействует запоминанию детьми последовательности месяцев, беседы по прочитанному помогают им установить зависимость между временными эталонами: год, месяц, сезон, неделя, сутки.

Дети сами начинают говорить о том, что «год вертится»: было лето, прошло, и вновь приходит лето.

Чтение произведений художественной литературы. Сказка «12 месяцев», стихотворения, мультфильмы, в которых идет речь о последовательности временных единиц.

В группе должен постоянно висеть иллюстрированный календарь года. Детей учат запоминать последовательность месяцев в каждом сезоне. Название месяцев по-русски дети запоминают труднее, а белорусские названия месяцев — легче, т.к. они связаны с конкретными явлениями природы и деятельностью людей.

Игры:

— «Продолжай». Ведущий называет временную единицу, а дети – следующую или предыдущую. Варианты: с мячом, без ведущего (мяч передается по кругу), дети стоят в шеренге – кто быстрее дойдет до ведущего.

— «Назови соседей» (с мячом, с карточками, с круговой моделью) – ведущий называет временную единицу, а дети называют предыдущую и последующую единицу времени.

Для того, чтобы дети ненавязчиво запомнили последовательность временных единиц, в группе должна использоваться постоянная наглядность.

Методика ознакомления с обобщающими понятиями «сутки», «неделя», «год»
(на примере суток)
Чтобы ввести обобщающее слово «сутки», проводится дидактическая игра «Назови одним словом». Сначала предлагается провести обобщение других, знакомых детям понятий (мебель, посуда). Затем дается карточка, на которой изображены характерные признаки четырех частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Вопросы: Какое время суток изображено на 1-ой (2-ой, 3-ей, 4-ой) картинке? Как можно назвать все 4 картинки одним словом?

Вывод: когда проходит утро, день, вечер, ночь, мы говорим, что прошли целые сутки.

В дальнейшем необходимо детям показать, что сутки состоят из 4-х частей, идущих друг за другом в определенной последовательности. Вначале говорят, что сутки начинаются с утра (неделя – с понедельника, год – с весны). А затем поясняют, что сутки (неделя, год) может начинаться с любой своей части (Например, если неделя начинается с понедельника, то заканчивается она в воскресенье, а если с четверга, то заканчивается в среду). Например, сказку мы будем дочитывать через сутки. (Надо ли ждать утро, чтобы отсчитать сутки?).

Игры:

— «Продолжай». Ведущий называет временную единицу, а тот, кому бросили мяч, должен по порядку назвать все остальные части, чтобы получилось целое (сутки, неделя, год).

— «Сутки стройся», «Неделька», «Год стройся».

Варианты:

1) разложить картинки так, чтобы получились сутки (неделя, год),

2) необходимо построиться в порядке следования временных единиц (дети играют роль частей суток (дней недели, времен года)). Обязательно дети должны сделать словесный отсчет: «Я – среда, стою за вторником, перед четвергом».

  1. Использование моделей в процессе ознакомления с временными отрезками

Цель применения моделей временных отрезков

— познакомить детей с непрерывностью и текучестью времени.

Модель и календарь – это своеобразный способ «материализации времени», отражение его в наглядной, условно-схематической форме. Они помогают детям легче освоить последовательность частей суток, недели, года, глубже осмыслить зависимость между временными категориями. Действуя с моделью, ребенок решает познавательные задачи, отражает свои представления о времени в речи.

Виды моделей временных отрезков

  1. Плоскостные модели

Плоскостная модель недели

1 вариант – листочки разного цвета с цифрами от 1 до 7, на них еще может быть изображена деятельность присущая этому дню недели. Детям показывается связь между названием дней недели и порядковыми числительными (1-й понедельник, 2-й вторник и т.д.).

2 вариант Р. Чуднова предлагает использовать в качестве демонстрационного материала большой круг (диаметром 35 см), на котором по порядку расположены разноцветные круги (диаметр 8 см), а на них маленькие белые кружки числом от 1 до 7 соответственно порядковым номерам дней недели. Разноцветные круги размещаются следующим образом: черный, серый, синий, зеленый, желтый, розовый, красный. В середине большого круга установлена подвижная стрелка, с помощью которой можно показать сегодняшний день, определить какой день недели был вчера, какой день будет завтра, сколько дней осталось до выходных.

Плоскостная (круговая) модель года

.

Символом года может быть круг, разделенный на 4 равные части и окрашенные в определенные цвета: белая часть обозначает зиму (зимой все покрыто белым снегом), красная – лето (летом ярко светит красное солнышко), зеленая часть круга — весну (весной появляется зеленая трава, на деревьях распускаются зеленые листья), осень – желтая (осенью листья желтеют).

Каждая из 4 частей круга делится на 3 части (по числу месяцев в сезоне). В центре помещается стрелка. Это пособие может использоваться разным образом: воспитатель показывает стрелкой сезон, а дети называют его, устанавливают «соседей», переменяют месяцы, входящие в этот сезон и т.д.

  1. Объемные модели

Модели суток

Для её изготовления нужно взять 4—5 плоских круговых моделей суток одинакового диаметра из картона или плотной бумаги. Круги разделены на четыре равных сектора, раскрашенных в разные цвета (жёлтый — «утро», красный — «день», синий — «вечер», чёрный — «ночь»). Три из них разрезаются по радиусу, отделяющему «утро» от «ночи». Для простоты изготовления в центре вырезается круг малого диаметра.

Отмеченные радиусы и края разрезов пронумеруем: 1,2,3,4,5,6,7,8, а затем соединим край 2 с радиусом 1, край 3 с краем 4, край 5 с краем 6, край 7 с радиусом 8. для соединения можно использовать бесцветную липкую ленту. Подобный принцип конструктивной деятельности из бумаги по типу «гирлянда» (описан у 3. Лиштван). Соединять круги можно вместе с детьми, тогда им будет более понятен процесс сменяемости одних суток другими и временных промежутков «вчера», «сегодня», «завтра».

Для того, чтобы модель была удобна в работе, можно скрепить верхнее и нижнее основания металлическим стержнем либо, сделав нижнее основание более массивным, подвесить модель подобно фонарику.

Предлагаемая модель создаёт наглядный образ «перехода» ночи вчерашних суток в утро сегодняшних суток, а ночи текущих суток в утро завтрашних.

Модель можно включить в дидактическую игру «Путешествие во времени»:

Цель: закрепить у детей понятие «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представления о сменяемости суток и частей суток.

Дидактический материал: объёмная модель суток, маленькая кукла «Незнайка».

Р екомендации по проведению: целесообразно проводить игру с группой детей старшего дошкольного возраста после ознакомления с объёмной моделью суток и её изготовления.

Аналогичным образом можно изготовить объёмные модели недели, года, взяв за основу плоские круговые модели недели и года.

Модели недели

При изготовлении объемных
моделей недели
каждый круг делят на семь равных частей, раскрашивают их в различные цвета спектра, наклеив в секторе определённое число маленьких белых кружков (от 1 до 7), учитывая знания детей о связи названий дня недели с порядковым счётом: понедельник — первый день недели, вторник — второй и т.д. Разрез делают по радиусу, отделяющему «воскресенье» от «понедельника». В остальном изготовление аналогично описанной модели суток. С помощью этой модели можно иллюстрировать текучесть и сменяемость временных промежутков, показать, что после одной недели наступает другая, за ней — следующая и т.д. Плоская круговая модель не даёт такой возможности, у ребёнка создаётся впечатление, что понедельник, наступающий после воскресенья тот же самый, что был в начале прошлой недели.

Модели года

Выполняя объемную (спиралевидную) модель года

, круги делят на 12 равных частей, причём при закрашивании сезонов года берут основные цвета и их оттенки, например: осень — оттенки жёлтого цвета (сентябрь — светло—жёлтый, октябрь—жёлтый, ноябрь—оранжевый), зима—оттенки голубого цвета, весна — зелёного, лето—красного. Разрез на круге делают по радиусу, отделяющему «декабрь» от «января». Такая модель года позволяет не только сформировать представления о месяцах года и годе, но и о сменяемости одного года другим. При проведении дидактической игры «Путешествие во времени» аналогично можно показать, что персонаж игры становится на год старше.

Модель времени Монтессори.

Представляет собой круг (картонный или из проволоки) с ленточками по границе (365 ленточек), после 7 дней ленточки сплетаются в косичку; через 1 месяц — в пучок; через сезон – в пучок одинакового цвета для одного сезона.

Такие модели имеют свои преимущества в использовании: отражают динамичную смену временных циклов; многофункциональны в работе, так как с их помощью можно закреплять не только понятия временных эталонов, но и иллюстрировать свойства времени (текучесть, сменяемость); достаточно просты в изготовлении, более понятны детям дошкольного возраста, потому что в качестве составных частей используются знакомые детям плоские модели в виде кругов.

  1. Ознакомление детей с календарем.

Для того, чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее представляют в виде календаря, отражающего в материальной форме отношения между единицами времени. Календарь (отрывной, настенный, перекидной и др.) помогает детям представить сравнительно длительные промежутки времени.

В свое время Ф.Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», события приближаются; прошел месяц – наступил новый.

Материалы отрывного календаря:

Листки календаря размером 9X6 см надо закрепляются так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить («прочитать») каждый день недели на календаре. Обратная сторона листка остается чистой.

Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделениями по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего отделения складывают последовательно листки — дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков — семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду — дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования.

Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель — месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывается год. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам — сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старших групп (6-й г.ж., 7-й г.ж.), на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

1 занятие в январе. Беседа о начале года, месяцах, днях недели, показ способов действия с календарем

2 занятие — через неделю после первого было проведено второе занятие, на котором уточняются представления о днях недели, формируют умения связывать названия дней в неделе с порядковым местом. На этом занятии дети как бы видят всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря.

3 занятие — в первых числах февраля, было уточняются представления о неделе, о названии дней недели, их последовательности.

Ежедневно дети работают с календарем, называют месяц, число, день.

В конце каждого месяца с детьми проводится небольшая беседа о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивается с предыдущим месяцем. Определяется количество прошедших месяцев с начала года и уточняется название и порядковый номер нового месяца.

В старшей группе (6-7 лет), дети продолжают работать с тем же календарем, в первые дни нового года было проводится последнее обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняются представления о календарном годе (сколько в году месяцев, какие). Наглядным материалом для занятия служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Вопросы были те же, что и на первом занятии. «Какой праздник на днях мы все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? Когда начался новый год? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года?» И т. д.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006.
  2. Леушина, А.М.Формирование элементарных математических представлений у детей дошк. возраста. – М.,Просвещение 1974
  3. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение 1982
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988
  5. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. — М., Изд. , 1998

5

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

1. Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

2. Содержание работы по развитию временных представлений у детей в ДОУ

3. Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию

Список используемой литературы

1. Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его»

Как же ребенку показать время?

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Статья «Как познакомить детей с временными понятиями»

Автор: Белкина Наталья Михайловна

Воспитатель: Белкина Н.М.

«Как познакомить детей с временными понятиями»

Понятие времени для детей наиболее сложно. Это связано с его специфическими особенностями: текучесть, непрерывность, а главное отсутствие наглядных форм. Знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой последовательности, начиная с младшего возраста.

Первые временные понятия, с которыми педагоги родители могут познакомить малыша — это день, ночь, утро, вечер, зима, весна, лето, осень.

Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.

Ознакомление с частями суток мы начинаем с беседы о личном, конкретном опыте детей (приводим краткую запись).

Воспитатель: Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» Что вы делаете утром?

Ребёнок: Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.

Воспитатель: Когда вы приходите в детский сад?

Ребёнок: Когда мама приведет, утром. Когда все идут на работу.

Воспитатель: Что вы делаете утром в детском саду?

Дети: Играем. Зарядку делаем. Завтракаем.

Воспитатель: в детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

Такие беседы мы проводим на занятиях по математике, уделяя при этом особое внимание упражнению детей в правильном назывании частей суток. В повседневной деятельности мы также упражняем детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток.

Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность — «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни». Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Какие же виды деятельности следует использовать как показатели разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.

В работе с детьми младших групп мы применяем и наиболее простые словесные игры, в которых активизируется их словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —…?», и дети дополняют пропущенное слово. Одновременно воспитатель связывает названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).

Для закрепления знаний детей используем чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия, например,

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать…

(А. Б а р т о.)

В конце года в средней группе, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Мы еще не раскрываем количественную характеристику суток — 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.

С понятием «Год», «Времена года», воспитатели знакомят детей в старшей группе. Для этого мы сделали макет года. Это четырёхстороннее дерево. С каждой стороны у дерева, свойственная определённому времени года, раскраска кроны и полянка. Благодаря этому макету, дети запоминают названия времён года, их последовательность. Макет, в форме паровозика, у которого четыре вагончика позволяет зрительно показать детям не только количество времён года, но и благодаря количеству окошечек в каждом вагоне, а их три, познакомить с месяцами. Этот макет мы используем в подготовительной к школе группе. Знакомим и показываем детям разные виды календарей.

Начиная с младшего возраста, во время прогулок обращаем внимание детей на изменения в природе, в жизни и в труде людей.

Читаем художественную литературу, заучиваем с детьми стихи, пословицы, загадки о временах года.

Когда ребенок четко усвоит понятие «год», «времена года», знакомим с понятием «месяц», с названием текущего месяца.

Большую работу проводим с родителями. Советуем рассказать, в каком месяце малыш родился, когда дни рождения у его родных. Прочитать ему сказку С.Я. Маршака «12 месяцев», просмотреть мультфильм.

С большим интересом дети воспринимают народные названия месяцев.

При ознакомлении детей с днями недели нам помогают маленькие стихотворения. Каждое утро, перед утренней гимнастикой, мы уточняем с детьми какой день недели сегодня, какой был вчера, будет завтра. Проводим игру «назови соседей».

Начиная со старшей группы, мы знакомим детей с часами. Рассказываем и показываем им какие часы могут быть. Рассказываем историю возникновения часов, наблюдаем с детьми за расположением солнца в разное время. Для занятий используем макеты часов на каждого ребёнка с движущимися стрелками и циферблатом. Дети видят разницу в величине стрелок и в скорости их движения. Поясняем, что счет минутам идет от цифры 12. Когда минутная стрелка доходит до 12, начинается новый час.

А чтобы окончательно систематизировать знания детей об этих единицах измерения времени целесообразно прочитать детям произведение Ушинского «Старик — годовик»

После такой системы занятий у ребенка сформируется четкое осознание понятия о всех единицах измерения времени.
Прикрепленные файлы: comments powered by HyperComments

Методика развития временных представлений у дошкольников


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика ознакомления с частями суток (задача 1)

Предварительная работа

В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Наглядный материал

Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.

Методика обучения

Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.

Фрагмент 1:

Наглядный материал:

картинки с изображением мальчика в разное время суток.

Ход

:

– Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)

– Когда мы делаем зарядку? (Утром.)

– А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад…)

– А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)

– Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим “Спокойной ночи, малыши”…)

– Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)

После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Фрагмент 2:

Наглядный материал:

игрушка – заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).

Ход:

Воспитатель рассказывает сказку про зайца:

– Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

“ Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер.

Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача “Спокойной ночи, малыши”. Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать”.

Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на “фотографиях”.

Фрагмент 3:

Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:

– Найдите и покажите картинку с изображением утра?

– Что ты видишь на своей картинке?

– Когда это бывает?

Замечание:

перед дневным сном не говорить: “Спокойной ночи”, а желать “Спокойного сна”.

Можно предложить детям стихи или загадки:

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День)

За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер)

Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)

В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Фрагмент 4:

Наглядный материал:

игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.

Ход

:

– К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.

– Давайте ему поможем!

Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:

После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.

Методика ознакомления с понятиями “сутки, вчера, сегодня, завтра” (задача 2)

Предварительная работа

Повторение частей суток и их последовательности.

Методика обучения

У детей средней группы продолжаем формировать понятие “сутки”. Знакомим с понятиями “вчера, сегодня, завтра”, связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.

Фрагмент 1.

– Что наступает, когда кончается утро?

– После чего начинается утро?

– Назовите части суток по порядку.

– Сколько частей суток вы знаете?

Вывод:

– Утро, день, вечер, ночь – это сутки

. В сутках всегда 4 части.

Дидактические игры

“ Дополни сутки”;

“ Назови соседей” (Назови соседей утра: ночь и день) и др.

Фрагмент 2:

– Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.

– Сутки, которые прошли, называют “вчера”.

Вчера у нас было музыкальное занятие.

– Сутки, которые идут сейчас, называют “сегодня”.

Сегодня у нас занятие по математике.

– Сутки, которые еще не наступили, называют “завтра”.

Завтра у нас будет рисование.

Замечание:

необходимо ежедневно обсуждать:

– Что было вчера?

– Какое у нас сегодня занятие?

– Что будет завтра?

Методика ознакомления с днями недели (задача 3)

Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: “Сутки часто называют словом “день”. Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку”.

Замечание:

слово “день” дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

1.

Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.

2.

Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3.

После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:

Понедельник – первый; Вторник – второй; Среда – третья (средняя); Четверг – четвертый; Пятница – пятая; Суббота – шестая; Воскресенье – восьмое.

Можно рассказать детям о происхождении этих названий.

4.

Ежедневно на специальном календаре (рис. 45) выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: “Сегодня – вторник”.

Дидактические игры


Неделя, стройся!”
(У каждого из семи детей символ одного из дней недели – цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.

Усложнения

Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:

“ Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?”.

Методика ознакомления с месяцами и временами года (задача 4)

Предварительная работа

На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.

Методика обучения

На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:

• количество и порядок времен года;

• количество месяцев в году;

• порядок месяцев;

• классификация месяцев по сезонам.

Методика развития “чувства времени” (задача 5)

Предварительная работа

В словаре дошкольников уже присутствуют термины “быстро – медленно”, “быстрее – медленнее”, дети понимают просьбы: “Не торопись!”, “Поспеши!”. В средней группе отрабатываем эти понятия:

– Кто быстрее оденет куклу!

– Какой зверь бегает быстрее?

Методика обучения

В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.

“ Чувство времени” формируется на основе:

• знания временных эталонов (час, минута, секунда);

• чувствования длительности временных интервалов;

• умения оценивать временные интервалы без часов.

Последовательность обучения:

1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. (“Закрась узор за 1 минуту!”)

2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. (“Сколько истратил времени?”)

3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. (“Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.”)

4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).

Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.

Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные различения. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, научиться не опаздывать на уроки, начинать во время приготовление уроков дома и т.д.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Таким образом, формировать временные представления следует начинать уже в дошкольном возрасте.

Исходя из вышесказанного, мы определили:

Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему приемов, способствующих эффективному формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.

Объектом выступилпроцесс предматематической подготовки детей

дошкольного возраста.

Предметнойобластью были задачи, содержание, методы, приемы и формы организации работы по формированию временных понятий и представлений детей дошкольного возраста.

Гипотеза определяется следующим образом: считаем, что процесс формирования представлений о времени у дошкольников будет успешным в том случае, если работа с детьми будет осуществляется в строгой последовательности с использованием разнообразных методов и приемов, различных форм учебно-познавательного процесс.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы познакомиться с содержанием, сущностью и спецификой работы по формированию временных представлений.

2. В ходе опытно — экспериментальной работы с детьми организовать работу по усвоению временных представлений с использованием различных методов и приемов обучения, сделать выводы об их эффективности, в том числе моделирование.

3. Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей, оформить приложение с практическим материалом для работы с детьми.

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В 17 — 18 в. вопросы содержания методов формирования представлений о времени нашли отражения в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А.Каменским, И. Г. Песталоци, К. Д. Ушинским, Л. И. Толстым и др.

В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К.А. Абульханова – Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О.Фунтикова Р.Л. Непомнящая.Ими определена достаточно разнообразная программа развития у детей знаний о времени.

В своих исследованиях С.А. Рубинштейн затрагивает вопросы восприятия времени детьми дошкольного возраста. Так в работе «Основы общей психологии» он акцентировал внимание на различии двух понятий: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Данные о времени он обобщил в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется для ребенка.

А. Люблинская в своей работе «Восприятие времени» раскрывает природу времени как объект познания и его роль в жизни детей. И указывает на то, что ребенок дошкольного возраста ориентируется во времени на основе чисто бытовых показателей.

Согласно содержанию обучения, разработанного Ф.Н. Блехер, детей вводили в мир временных отношений. В играх они усваивали способы оценки временной деятельности.

В реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать два сюжета: формировать временные представления попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни и проводить специальных игры. По ее мнению дети должны активно участвовать в практических, жизненных ситуациях (например, определить самостоятельно путем подсчета по календарю, количество дней до праздника), выполнять поручения взрослого.

Под руководством A.M. Леушиной разработаны содержания и методы формирования у детей временных представлений.

Время для своего точного определения требует количественных и числовых знаний, оно неразрывно связано с определением величины, а не редко и пространства. Поэтому работу по формированию у детей умения ориентироваться во времени необходимо проводить, как указывает A.M. Леушина, в единстве с работой над числом, количеством, величиной и пространственным ориентирам.

Р. Чуднова и И. Кононенко знакомят нас с методами работы по обучению детей ориентировке во времени. Смысл их работ сводится к тому, что формирование представлений о времени формируется как на занятиях, так и в повседневной деятельности детей. Обучение проводится в форме разнообразных игр, упражнений на определение временных отрезков, их последовательности. При этом постепенно усложняется иллюстративный материал, методы и приемы обучения. В целом их методики схожи, однако Р. Чуднова уделяет больше внимания использованию моделей и наглядных пособий.

В своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Т.Д. Рихтермандает рекомендации по формированию у детей представлений о времени, а также предлагает приемы и этапы работы по воспитанию у них чувства времени.

Вопросы формирования представлений о времени нашли свое отражение в ряде исследовательских работ современных авторов.

Е. Щербакова и О. Фунтикова четко сформулировалас основные задачи ознакомления с временными эталонами с помощью объемной модели.

Р.Л. Непомнящая раскрывает особенности восприятия и методику развития представлений о времени у детей.

Дальнейшее совершенствование методики формирования временных представленное направлено на уточнение содержания, поиск наиболее эффективных методов, разработку и внедрение в практику работы данных учреждений новых дидактических средств.

Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, конкретно определили, через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Формирование математических понятий через объективные явления.

В работе по формированию временных представлений у дошкольников использую проектно-технологический подход В.Э. Штейнберга, который считает целесообразным использовать следующие унифицированные компоненты сценария занятия:

1. Этап познавательной деятельности:

— ознакомление с изучаемым объектом;

— формирование развёрнутой систематизированной характеристики объекта;

— дополнение характеристики объекта специальными сведениями;

— теоретическое обобщение темы, состоящее в том, чтобы построить модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных и предметных ключей.

2. Этап переживательной деятельности:

— поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемой темой;

— оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств.

3. Этап оценочной деятельности:

— чтобы разносторонне оценить изучаемое знание, определяются опорные объекты, к которым привязываются качественные и количественные оценки;

— вид оценки выбирается в зависимости от аспекта изучения объекта,

— результатами этапа оценивания изучаемого знания служат развитие третьей базовой способности учащихся и освоение оценочной деятельности, усиление фиксации изучаемого знания и подготовка к изучению таких тем, как экология, самоопределение человека и т.п.

Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, выделяю следующие этапы этого процесса:

1. Знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);

2. Формирование представления об изучаемом объекте по его признакам;

3. Выведение “формулы” изучаемого объекта;

4. Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;

5. Определение важности полученного знания;

6. Подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.

Последовательность этапов может варьироваться в зависимости от сюжета занятия.

Развитие представлений о времени у детей осу­ществляется двумя путями: на заня­тиях и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагоги­ческой работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров ис­пользуются примеры из жизни других людей, а также природные яв­ления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию ча­стей суток, сезонов. При этом обязательно учитываются семейные обстоятельства и местные условия: работа в ночное время родителей (не все люди ночью спят), географическое расположение места (бе­лые ночи на севере) и т.д.

Круг знаний и умений детей в данной области в каждой возрастной группе усложняется, уточняется. На их основе базируются новые знания, их практическое применение в разнообразной деятельности. На занятиях и вне, во время игр, наблюдений, бесед, чтения, мы использовали вербальные, практические, наглядные методы и приемы, широко применяли различные модели, дидактические игры, которые по характеру своей выразительности и обобщенности позволяли успешно решать поставленные задачи. Такая методика обеспечивала необходимую логическую последовательность поэтапность в работе.

Знания полученные на занятиях дополняются и закрепляются не только на занятиях по математике, но и на протяжении всего дня. Например: во время приема пищи на протяжении всего дня закрепляется последовательность частей суток (утром – завтракаем, вечером – ужинаем); на прогулке – признаки времен года и т.д.; при проведении закаливания и дыхательной гимнастики; на других занятиях – рисование, ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д.

Следует отметить и то, что при планирование работы по формированию временных представлений учитываются и индивидуальные особенности детей такие как: здоровье (ЧДБ), их уровень, выявленный при диагностике. С находящимися на низком уровне проводятся дополнительные занятия и игры.

Учитывая, что для часто и длительно болеющих детей для повышения качества обучения детей в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии, используя при этом различные виды гимнастики (пальчиковую, артикуляционную, психогимнастику, гимнастику для глаз, элементы дыхательной гимнастики, музыкотерапию, самомассаж).

Для эффективного решения поставленных задач не только по формированию временных представлений, но и по развитию и воспитанию детей в целом, большое внимание уделяю преобразованию среды развития ребенка.

В группе создан уголок времени, куда входят:

— модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;

— приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);

— настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.);

— репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);

— художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е.Я. Ильина и др.);

— альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

— плакаты (времена года, часы – определяем время и т.д.).

Уголок расположен в доступном для детей месте и используется не только на занятиях, но и свободное время.

В процессе формирования временных представлений у детей одна из главных ролей принадлежит родителям. Для них организовывались консультации как на собраниях («Содержание и объем ориентировок во времени у детей дошкольного возраста», «Формирование временных представлений в повседневной жизни» и т.д.) так и в индивидуальном порядке; изготовлялись папки передвижки с рекомендациями («Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста», «Как разгрузить детское время» и т,д.). Кроме того, родители вместе с детьми привлекались к изготовлению моделей: частей суток, времен года, недели и т.д..

Знакомство детей с единицами времени должно осуществляться в строгой последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служат основанием для ознакомления со следующими и раскрывает детям существенные временные характеристики времени.

В ходе организации процесса формирования временных представлений мы столкнулись с трудностями, которые как со специфическими особенностями времени, так и с индивидуальными особенностями детей:

1. Время текуче и не может быть воспринято сразу;

2. Время – необратимо; нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами;

3. Время недоступно непосредственному созерцанию:его «не вид­но», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм;

4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.

5. Словесные обозначения времени условны, относительны, не­стабильны и носят переходный характер (утро становится днем, а день, в свою очередь, вечером).

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:

  • наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);
  • словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
  • практические (игры, упражнения, опыты).

В ходе работы предпочтения следует отдавать практическим методам, в частности методу моделирования. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени(одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость). Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

Литература:

  1. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
  3. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка — ступенька к школе», Ювента, М.,2011
  4. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.
  5. Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]