Образовательная программа кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей старшего дошкольного возраста


Перспективный план кружка «Пластилиновое чудо»

Автор: Бобрецова Валентина Станиславовна

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Цели:

· развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

· формирование и раз­витие художественно-твор­ческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необ­ходимых условий для самооп­ределения и самореализации личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

· Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

· Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

· Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

· Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышле­ния, воображения, фантазии.

· Способствовать развитию пространственного представ­ления и цветового восприятия.

· Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

· Развивать мелкую мотори­ку пальцев рук.

Воспитывающие:

· Содействовать воспита­нию у обучающихся интереса к художественно-творческой де­ятельности, стремлению к ов­ладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

· Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

· Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

· Воспитывать у детей ин­терес к изобразительной де­ятельности друг друга, доб­рожелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Материалы:

— наборы пластилина;

— стеки, доски, влажные салфетки;

— наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;

— фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;

— различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).

Занятие по пластилинографии проводится один раз в неделю, во вторник. Длительность занятия составляет 20 минут.

Примерная таблица занятий.

Октябрь.

Неделя Тема занятия Задачи
1,2. «Воздушные шары» 1.

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2.

Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

3.

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

4.

Развивать эстетическое и образное восприятие.

3, 4. «Созрели яблочки в саду» 1.

Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.

2.

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

3.

Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

4.

Развивать образное восприятие.

Ноябрь.

Неделя Тема занятия Задачи
1,2. «Звездное небо» 1.

Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

2.

Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

3.

Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

4.

Развивать композиционное и пространственное восприятие.

3,4. «Бусы для Люси» 1.

Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету.

2.

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помоши стеки.

3.

Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

4.

Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.

Декабрь.

Неделя Тема занятия Задачи
1,2. «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» 1.

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь.

2.

Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

3.

Упражнять в раскатывании комочков пластилина прямыми движениями обеих рук.

4.

Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

3,4. «Мы делили апельсин» 1.

Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.

2.

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов.

3.

Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

4.

Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Январь.

Неделя Тема занятия Задачи
3,4 «Черепаха» 1.

Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

2.

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

3.

Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

4.

Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Февраль.

Неделя Тема занятия Задачи
1,2. «Клубочки для котенка» 1.

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

2.

Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

3.

Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.

4.

Развивать мелкую моторику рук.

3,4. «Улитка, улитка, выпусти рога» 1.

Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

2.

Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.

Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.

4.

Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

Март.

Неделя Тема занятия Задачи
1,2. «Самолет летит» 1.

Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.

Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

3.

Дополнять изображение характерными детелями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы лепки: раскатывание, сплющивание.

4.

Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии.

3,4. «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» 1.

Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине.

2.

Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.

Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).

4.

Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.

Апрель.

Неделя Тема занятия Задачи
1,2. «Мышка-норушка и золотое яичко» 1.

Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев.

2.

Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.

Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.

Развивать сюжетно-игровой замысел.

3,4. «Уточка с утятами» 1.

Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2.

Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3.

Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост утенка).

4.

Развивать чувство формы и композиции.

Май.

Неделя Тема занятия Задачи
1,2. «Радуга-дуга» 1.

Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

2.

Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

3.

Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4.

Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

3,4. «Бабочки» 1.

Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

2.

Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

3.

Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

4.

Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

Для составления перспективного плана были использованы пособия Давыдовой Г.Н. «Пластилинография».
comments powered by HyperComments

Ход занятия

Звучит песня «В мире много сказок»

Дети собираются в кружок на ковре.

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Отгадка к загадке поможет вам понять, о чем мы будем говорить сегодня.

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца.

Слышны их песенки с деревьев.

Вы правильно отгадали! Это птицы. Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнаете? (1 слайд Птицы— сорока, снегирь, сойка,ворона, попугай, петух, павлин.)

Где мы встречаем этих птиц?

Ответы детей

Воспитатель: А вот павлина мы встречаем на улице? (нет)

. Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Павлин необычная птица, которую можно видеть на улицах города. Мы встретим ее только в зоопарке. Это очень красивая птица, с большим и ярким хвостом «Шлейф»

павлина, называемый хвостом, известен во всем мире. Его образуют перья надхвостья, а не хвоста. Хвостовые перья помогают птице поднимать
«шлейф»
и распускать его веером. Что главное украшение павлина?
(хвост)
. Она как будто пришла к нам из сказки.
(слайд – павлин, перо павлина)
Ребята кто видел павлина? А скажите, какую сказочную птицу напоминает павлин?

Дети: Жар-птицу.

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (2 Слайд иллюстрации Жар-птицы.)

Воспитатель: Ребята, а в каких сказках встречается жар-птица или ее красивое перо.

Ответы детей (Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк»

, Ершов
«Конек- горбунок»
,
«Жар – птица и Василиса- царевна»
).

Воспитатель: Многие художники делали иллюстрации к сказке, одним из них был Иван Билибин. Иллюстрация к сказке о Жар птице –была его первая работа. (слайд)

Кто расскажет стихотворение о Жар-птице?

Ребенок 1. Жар-птица недаром зовется Жар-птицей,

Иван от Конька по секрету узнал.

Чтоб рук не обжечь, он надел рукавицы

И вмиг на охоте Жар-птицу поймал.

Ребенок 2. Не на море, на земле, где-то в сказочной стране,

Есть пернатая царица по прозванию… жар-птица,

Крылья золотом пылают, и рубинами сверкают,

От пера струится свет, краше птицы в мире нет! (Г. Долженко)

Ребенок 3. Светится она, искрится.

Отвернёшь невольно взгляд.

Прилетела в сад жар-птица.

Озарился светом сад.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, а Жар-птица существует на самом деле?

Ответы детей

Воспитатель: Жар-птица – это вымышленная птица, такое чудо упоминается лишь в русских народных сказках Приставка «жар»

подсказывает нам, что эта птица настолько красива, что ослепляет своей красотой, ее перья будто дышат жаром, переливаются и сверкают. Перечитывая интересные сказки, можно непрерывно фантазировать,

Людям казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой и от нее исходит яркий и теплый свет, который может вех согреть своим теплом. Каждый мечтал встретить эту птицу, чтобы она принесла радость, добро и красоту в дом.

Ответы детей

Воспитатель: Давайте представим, что мы превратились в волшебных птиц. Я вам буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Физкуль
(движения выполнять в соответствии с текстом)
.

Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это же птицы летят!

Как они сядут, мы тоже

Крылышки сложим назад.

Воспитатель:. Эта птица в русских сказках обладала особой силой. Как вы думаете, с чем в реальной жизни сравнивали волшебную птицу.

Воспитатель:. Его люди почитали, но, и зная его силу боялись. Огонь может быть другом и врагом. Правила поведения с огнем. (слайд)

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем создавать Жар- птицу в технике пластилинография. Мы будем рисовать пластилином. Какие цвета мы будем использовать?

Дети : теплые — желтый, оранжевый, красный, (слайд цветик- семицветик)

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики.

Птички прилетели, сели посидели.

Крыльями взмахнули, вдаль улетели.

— Давайте вспомним правила работы с пластилином и стеками

— не брать пластилин в рот;

— не вытирать грязные руки об одежду;

— после работы вымыть руки с мылом.

.-не размахивать руками со стеками.

Работа детей под музыку из балета «Жар- птица»

И. Стравинского

.Итог. Организация выставки.

Воспитатель: Полюбуйтесь, какие птицы получились! Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель: Птицы просто загляденье! Вы молодцы, ребята! Мы желаем нашим гостям счастья, здоровья и добра!

«Мухомор». Конспект НОД по пластилинографии для детей группы раннего возраста Тема: «Мухомор» Цель занятия: • Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска, надавливать указательным пальцем на кусочек.

«Веселые снеговики». Творчество детей подготовительной группы в технике пластилинографии «Красный нос, в руках метелка. Проживает рядом с елкой. К холодам давно привык Наш веселый. Снеговик!» Это работа детей подготовительной. Творчество детей подготовительной группы в технике пластилинографии «Зимние мотивы» «Всюду снег, в снегу дома — Привезла его зима». А. Бродский Назначение: украшение интерьера, подарок, работы на выставке. Цель: учить передавать. Коллективная работа детей подготовительной группы в технике пластилинографии «Зимняя сказка» Создание коллективной работы дает возможность ребенку увидеть, как его деятельность дополняет творчество других детей. В возрасте 6-7 лет. Пошаговый мастер-класс по конструированию из бумаги для подготовительной группы «Синяя птица» Предлагаю сделать птицу из синей бумаги, можно использовать для чтения отрывки из сказки Мориса Метерлинка «Синяя птица». Для нашего народа.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]