Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста
Александра Алексеева
Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста
Картотека трудовых поручений
для детей старшего дошкольного возраста
Задание №1
«Полив комнатных растений»
.
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
«Мытьё комнатных растений»
.
Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья)
и правилах
(не заливать, поливать равномерно)
; воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать
детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора»
.
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения, напомнить технику полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка)
.
Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка, правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Задание №5
«Ухаживаем за растениями»
.
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений»
.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Задание №7
«Подкормка растений»
.
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.
Задание №8
«Мытье поддонов»
.
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений»
.
Цель: расширить представления детей о трудовыхдействиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука»
.
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха»
.
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей»
.
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий,требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней»
.
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями)
; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать
трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой»
.
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №15
«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель:самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности»
.
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели»
.
Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец»
.
Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель: учить детейподдерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Задание №21
«Мытьё стульчиков»
.
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю,поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала»
.
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №23
Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек»
.
Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры»
.
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
Задание №27
«Мытьё кукол»
.
Цель: учить детейпомогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание № 28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.
Задание № 29
«Стирка кукольного белья»
.
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности»
.
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности)
.
Задание №31
«Поддержание порядка в шкафу с пособиями»
.
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.
Задание №32
«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне»
.
Цель: учить детейпри работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.
Задание №33
«Уборка строительного материала»
.
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №34
«Уборка в игровом уголке»
.
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке»
.
Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.
Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала»
.
Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке»
.
(реставрация книг)
.
Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками)
. Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление
трудиться, поддерживать порядок.
Задание №38
«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.
Задание №39
«У нас в шкафу порядок»
.
Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате»
.
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.
Карточка № 1.
«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»
Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Карточка № 2.
«Чистые подоконники»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 3.
«Помогаем няне»
Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Карточка № 4.
«Дежурство по столовой»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 5.
«Дежурство по занятиям»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 6.
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 7.
«Стираем салфетки»
Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда
(опрятность в процессе деятельности)
Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 8.
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя) »
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Организация трудовой деятельности детей в летний период согласно с ФГОС.
Козлитина Марина Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающеего вида «Рябинушка» с.Гостищево» Белгородская область Яковлевский район.
Характеризуя организацию трудовой деятельности в летний период, можно выделить общие закономерности и специфику решения программных задач, связанные с погодными условиями, особыми возможностями лета.
Запорожец А.В. рассматривал труд как деятельность, которая позволяет ребенку отделиться от взрослого. В процессе организации трудовой деятельности в семье и в ДОО решается множество важных задач воспитания и, обучения, развития детей:
-формирование интереса к труду, сознательного ответственного отношения к выполнению трудовых действий;
– становление практических, трудовых навыков, умений самостоятельного и коллективного выполнения трудовых действий;
– формирование культуры трудовой деятельности, включающей культуру безопасности труда;
– приобретение и расширение сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта, системы представлений о предметном мире и объектах природы, о профессиях, о труде взрослых;
Рекламное сообщение
– развитие наблюдательности, познавательного интереса, интеллектуальных умений (понимать и ли самостоятельно ставить цель работы, планировать ее выполнение, подбирать материалы, инвентарь, согласовывать действия с партнерами, оценивать результат);
– становление нравственных и волевых качеств, чувства долга, справедливости, повышение уровня развития самосознания личности;
– воспитание уважения к труду, к его результатам, становление бережного отношения к продуктам человеческого труда;
– воспитание любви к природе, заботливого и ответственного отношения к ней.
Трудовая деятельность тесно связана с другими видами детской деятельности.
Взаимосвязь трудовой и игровой деятельности. Трудовая деятельность дошкольника зачастую связана с игровой. Труд осуществляется в ходе сюжетно-ролевой игры.
Взаимосвязь трудовой деятельности и познавательно-исследовательской деятельности. Выполняя трудовые действия, дети знакомятся со свойствами веществ, материалов, предметов. В свою очередь знание о качествах различных объектов определяет выбор и особенности выполнения трудовых действий.
Взаимосвязь трудовой деятельности и физического развития. Труд создает благоприятные условия для развития культуры движений. Вместе с этим, для осуществления трудовых действий требуется определенный уровень физического развития.
Взаимосвязь трудовой деятельности и речевого развития.
В ходе показа взрослым трудовых действий, разъяснений их сути и назначения обогащается словарный запас детей. Общение при выполнении коллективных поручений требует определенного уровня развития диалогической речи, коммуникативных умений.
Взаимосвязь трудовой деятельности и художественно-эстетического развития.
Взрослому необходимо делать акцент на аспектах труда, дающих возможность удовлетворять эстетические потребности детей.
Различные формы организации труда являются необходимой составляющей образовательной деятельности, осуществляемых в различных режимных моментах. В утренние часы педагог организует дежурства, выполнение детьми индивидуальных поручений.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
В летний период существенно возрастает значение данного направления работы.
Лето – период активного роста растений, поэтому за короткий промежуток времени можно достигнуть определенной целям, получить результат.
В процессе работы под контролем педагога происходит выявление детьми закономерностей, взаимосвязей, взаимозависимостей в природе. Также становится наглядной роль труда по уходу за растениями.
Летом меняются объем и смысловые основы трудовой деятельности. (от выполнения отдельных заданий к осуществлению законченных трудовых циклов). Это дает возможность ребенку увидеть цели, способы их достижения, оценить результаты труда, что обеспечивает осознанность отдельных трудовых действий и всех трудовых операций.
Разнообразие по содержанию и масштаб решаемых в летний период трудовых задач являются объективными предпосылками организации коллективного труда. По структуре коллективный труд может быть организован как общий труд. В общем труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех объединяются в общий результат. Также может быть организован и совместный труд, в котором участвуют несколько детей. Трудовой процесс разделен на несколько операций, каждую их которых осуществляет один из участников или группа дошкольников. Каждый выполняет свою операцию и передает объект дальше.
Коллективная работа объединяет детей, формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, распределять фронт работ, помогать друг другу, оценивать результат.
Длительное пребывание на воздухе, разнообразие контактов с различными природными объектами определяет необходимость и дает возможность формировать навыки безопасные для человека и природы поведения. Знакомить детей с задачами охраны природы и соответствующими трудовыми действиями.
Специфика организации трудовой деятельности в различных возрастных группах сопряжена с необходимостью учета особенностей младших и старших дошкольников, закономерностей их развития.
На этапе приобщения к труду дети выполняют элементарные индивидуальные поручения, включающие 1-2 последовательные трудовые операции.
При формировании умений в первой младшей группе характерна дробность показа трудовых операций с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснениями , и малыши параллельно поэтапно выполняют трудовой процесс.
Во второй младшей группе, в период, когда у детей может значительно различаться уровень овладения навыками, организуется «труд рядом». Каждый ребенок действует в своем темпе, независимо от других, но все же вместе. Может быть организован труд подгруппами.
В средней группе у детей начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется понимание того, какие действия необходимо выполнять, критическое отношение к результатам своей деятельности. Происходит изменение в оценке труда. Педагогу необходимо научить детей оценивать правильность выполнения отдельных действий, качество выполнения трудовой операции в целом. Поощряется проявление положительных качеств : старание, усердие, стремление довести начатое дело до конца, помочь товарищу.
В старшей и подготовительной к школе группах формируется умение принимать и самостоятельно ставить трудовую задачу, определять последовательность трудовых операций, подбирать необходимый материал и инвентарь, самостоятельно или при небольшой помощи взрослых осуществлять трудовой процесс, оценивать результаты. Впроцессе организации трудовой деятельности детей ставиться также задача развития самоконтроля. При формировании навыков трудовой и оценочной деятельности у старших дошкольников новь меняется арсенал методов педагога Ведущим приемом обучения детей новым трудовым действиям становиться объяснение, вводиться практика обсуждения того, что и как необходимо выполнить, почему именно так, как выбрать оптимальные способы и материалы. При необходимости используется и показ способов действий.
Для возрастных групп необходимо соблюдать единые требования к организации трудовой деятельности.
1. Труд детей в природе должен быть посильными не вызывать переутомления.
2.Продолжительность труда зависит от его характера, возраста детей, погодных условий (во второй младшей группе 5-7 минут, в средней- от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом, в старшем дошкольном возрасте 20-25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда).
3 Физическая нагрузка в процессе выполнения трудовых действий не должна оказывать негативного влияния на позвоночник, мышцы тела. Так детские лейки или ведра нужно переносить в обеих руках, при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным.
4. Необходимо чередовать виды трудовых операций, труд и отдых.
5.Орудия труда должны быть настоящими, но приспособленными для использования дошкольниками – быть безопасными, соответствовать росту и физическим возможностям ребенка, обладать эстетическими качествами.