Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека).

Здесь представлены большое разнообразие игр-экспериментов для детей — дошколят разных возрастных категорий. Необычные, очень занимательные игры помогут детям в ознакомлении с природой, окружающего мир.

Дети очень любят экспериментировать. Экспериментальная деятельность развивает наблюдательность детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и д.

Предоставляю Вашему вниманию карточки- схемы проведения опытов и экспериментов. Огромное количество разных иллюстраций на страницах интернета, но сделанные своими руками карточки-схемы на компью.

Здесь преставлены подробные схемы проведения опытов.

Источник

Эксперименты в средней группе картотека с целями

Свободное экспериментирование, которое проводилось в младшей группе, предусматривало действие ребят по интуитивному пути, в среднем возрасте эксперименты планируют по определенному плану:

  • постановка конкретной задачи;
  • выдвижение предположений детьми;
  • совместная проверка гипотез;
  • фиксация результата и подведение итогов.

Важно! Экспериментальная картотека для средней группы постоянно обновляется и формируется строго по разделам.

Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на среднюю группу:

  • Космос – 3 занятия;
  • Вода – 7 занятий;
  • Воздух – 4 занятия;
  • Песок – 6 занятий;
  • Растения – 12 занятий;
  • Температура- 3 занятия;
  • Животные – 3 занятия.
Тематика Цель Содержание эксперимента
«Песок»Закрепить знания о свойствах влажного и сухого песка.
  • Отпечатывание ладошек на мокром песке
  • Просеивание сухого песка через сито
  • Формирование из влажного песка персонажей сказки «Колобок»
«Вода: разные формы»Дать представление о свойствах воды.
  • Замораживание воды в формочках
  • Цветные ледяные бусы
  • Рисование на мокром листе
« Животные»Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
  • Найти в песке спрятанные игрушки сказочных животных
  • Сложить пазл с картинкой животного
  • Игра «Что объединяет этих зверей?»
«Температура»Формировать у детей умение определять температуру воды.
  • Купание куклы в тазу с теплой и холодной водой
  • Слепить снежки из снега в помещении
  • Свойства солнечных лучей

Сборник опытов для детей старшего дошкольного опыта

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник

проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Разработала:

Сидорова О.И.

Камышлов, 2020

Сборник схем проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста/сост. Сидорова О.И. — Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.

В данном сборнике представлены различные схемы, которые необходимы для проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста. Данный сборник адресован педагогом ДОО для проведения опытов в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, может быть рекомендован родителям, а так же будет полезен студентам педагогических специальностей.

©ГАПОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2021 год

  • Вода не имеет вкуса;
  • Мокрый песок принимает любую нужную форму;
  • Откуда берется песок;
  • Рисование сухим песком;
  • Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели;
  • Воздух легче воды;
  • У воды нет запаха;
  • Обследование камней: размер, вес, цвет;
  • Воздух в человеке;
  • Делаем льдинки;
  1. Заключение.

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. Ребенок в день задает много вопросов.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – это развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Одним из ведущих видов деятельности является детское экспериментирование

.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

У детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Схема опыта определяется его темой. Варианты схемы нужно подобрать так, чтобы полученные в опыте результаты дали четкий ответ на изучаемый в нем вопрос, т.е. подтвердили бы или опровергли разработанную предварительно рабочую гипотезу.

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей
старшего дошкольного возраста
1. Вода не имеет вкуса.

Цель:

уточнить представления детей о свойствах воды.

Вам понадобится

стакан с водой, соль, сахар.

Воспитатель наливает в стаканчики кипяченую воду и дает ее попробовать детям. Имеет ли вода вкус?

Затем растворяет в воде соль, размешивает ее и дает попробовать детям.

Спрашивает у детей, поменялся ли вкус у воды.

Затем воспитатель наливает воду в другие стаканчики и кладет в нее сахар и снова предлагает попробовать детям.

Вывод:

сама по себе вода безвкусная, она приобретает вкус того, что в нее добавляют.

2. Мокрый песок принимает любую нужную форму.

Цель:

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Вам понадобится

поднос с мокрым песком, различные формочки.

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Вывод:

Мокрый песок принимает любую форму.

3

.
Откуда берётся песок.
Цель:

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

Вам понадобится

камни, листы белой бумаги, лупа.

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод:

Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

4.
Рисование сухим песком.
Цель:
Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Вам потребуется

сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

5. Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели

Цель:

продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.

Вам потребуется

шишки ели и сосны, лупа.

Описание. Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки.

Ему стало интересно, с какого дерева они.

Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель.

— Попробуй тут разберись, с какого дерева шишки, — подумал щенок.

Дети с помощью лупы рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются.

Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.

Вывод:

шишка – это семя, из которого вырастает дерево.

6. Воздух легче воды

Цель:

доказать, что воздух легче воды

Вам понадобится:

воздушный шарик, таз с водой.

Детям предлагается «утопить» воздушный шарик, наполненный воздухом. Почему он не тонет?

Вывод:

Воздух легче воды.

7. У воды нет запаха

Цель:

познакомить детей со свойствами воды

Вам понадобится:

стаканы с водопроводной водой, чеснок.

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть ню­хают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. А потом добавьте в стакан мелко нарезанный чеснок и предложите детям понюхать воду опять.

Вывод:

вода сама без запаха, но начинает пахнут теми веществами, которые в нее добавляют.

8. Обследование камней: размер, вес, цвет

Цель:

рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.

Вам потребуются

камни разной формы, цвета, размера, лупа.

Описание.

Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. Он захотел поделиться своим секретом со своим другом щенком Шариком.

Дети рассматривают все камни (Васькин клад), определяют, какого они цвета, размера и формы.

Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные.

Воспитатель предлагает погладить каждый камушек.

— Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями)

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть

поверхность камней нужно воспользоваться лупами.

(Дети рассматривают все свои камни)

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.

Вывод:

камни различаются по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые.

9. Воздух в человеке

Цель:

познакомить детей со свойствами воздуха.

Вам понадобится

стакан с водой, трубочки для коктейля.

Воспитатель:
«Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берём стакан с водой и опускаем в него соломинку. Давайте подуем в соломинку, что у вас получилось? Ребята, а откуда же они взялись?»
Вывод:

Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки, значит внутри нас есть воздух.

10. Делаем льдинки

Цель:

познакомить с тем, что вода замерзает на холоде.

Вам потребуется

вода, формочки для льда, холод.

Дети берут стакан с водой и аккуратно переливают ее в формочки, затем относят на холод или в холодильник. Через время рассматривают льдинки.

Вывод:

лед — это замершая вода.

Заключение

В ФГОС ДО в целевых ориентирах, говорится о том, что ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать. Экспериментальная деятельность развивает у старших дошкольников мотивацию к познанию мира через исследование, развивает такие качества умственной работы, как анализ, синтез. Учит правильной постановке вопросов и умению делать выводы из наблюдения результатов опыта, тем самым повышая его подготовленность к активному обучению в школе и мотивируя ребенка на активное обретение знаний.

С помощью занимательных экспериментов вы познакомите ребенка с четырьмя главными стихиями: водой, воздухом, огнем и землей (ее дарами). Подарите вашему ребенку массу положительных эмоций. Научите малыша наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. У нас не стоит задача взрастить юного химика или физика. Мы хотим сделать детство вашего ребенка интересным, счастливым, веселым, максимум познавательным. Подготовить его к дальнейшему обучению в школе. Сделать так, чтобы это обучение давалось ему легко. Пробудить интерес к учебе, развить любознательность, усидчивость. Интересно ответить на миллион самых разных вопросов, которые тысячами всплывают в голове “ПочеМук” каждый день.

Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории— способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста сформулированы в таблице 1. Таблица 1. Задачи Младший дошкольный возраст 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук • Развитие у детей представления о химических свойствах веществ • Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях • Развитие представлений о свойствах растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияния на свойства других предметов магнетизм, отражение света, звук, теплота, замерзание и таяния воды воды, песка, глины, воздуха, камня 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов увеличительное стекло 3. Развитие у детей умственных способностей: * развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение * формирование способов познания путем сенсорного анализа 4. Социально — личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммутативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий План работы в детской лаборатории с детьми младшего дошкольного возраста ( табл.2) Таблица 1. Темы игр — экспериментирований Месяц первая неделя вторая неделя третья неделя четвертая неделя Октябрь Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Почему все звучит? Прозрачная вода Вода принимает форму Ноябрь Какие предметы могут плавать? Делаем мыльные пузыри Подушка из пены Воздух повсюду Декабрь Воздух работает Каждому камешку свой домик Можно ли менять форму камня и глины Свет повсюду Январь Свет и тень Замершая вода Тающий лед Разноцветные шарики Февраль Таинственные картинки Все увидим, все узнаем Песочная страна Где вода? Март Водяная мельница Звенящая вода Угадайка Ловись, рыбка, и мала и велика Апрель Фокусы с магнитами Солнечные зайчики Что растворяется в воде? Что отражается в зеркале? Май Волшебное сито Цветной песок Игры с песком Фонтанчики Игры — экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Задача: Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении. Развивать умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус. Воспитывать познавательный интерес к человеку. Материалы: колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар. Описание игры — эксперимента: На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы: 1. Как звучат эти предметы? 2. С помощью чего вы услышали эти звуки? 3. Пахнут ли эти предметы? Задания: 1. «Угадай, что звучит» 2. « Отгадай по запаху» 3. « Отгадай на вкус» 4. «Отгадай на ощупь» Вывод: Что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев и языка? Почему все звучит? Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. Материалы: Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, металлофон, деревянная линейка. Описание игры — эксперимента: Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха?(Ж-ж-ж.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? ( дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? Прозрачная вода Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. Описание игры — эксперимента: На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Какой слышим звук? Вода принимает форму Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита. Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы. Описание игры — эксперимента: Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Какие предметы могут плавать? Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы. Описание игры — эксперимента: Перед детьми разложены все предметы. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.) «Волшебная пирамидка» 1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит. 2. Собираем пирамидку, наоборот, от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему? Делаем мыльные пузыри? Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Материалы:жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы. Описание игры — эксперимента: Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них) . — Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить. Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют) . — Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют) . — Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет) . — А сейчас берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют) .Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь. — Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей? », «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? » (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета) Подушка из пены Задача: развить у детей представление о плавучести пред¬метов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. Описание игры — эксперимента: Медвежонок Миша рассказывает, что он на¬учился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену? Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по разме¬ру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.) «Имеет ли воздух вес? » 1. Делаем самодельные весы. 2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика. 3. Вес одинаковый. 4. Один из шариков надуваем. 5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. 6. Проткнем надутый шар. Что произошло? Воздух повсюду Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость. Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Описание игры — эксперимента: Галчонок Любознайка рассказывает, для чего нужен нам воздух, можем ли мы его увидеть? Как узнать есть ли воздух вокруг? Дети выполняют игровое упражнение « Почувствуй воздух»- дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, на он везде окружает нас. Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Галчонок Любознайка дарит детям воздушные шарики и предлагает детям их надуть. Чем мы заполнили шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Воздух работает Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. Описание игры — эксперимента: Галчонок Любознайка предлагает детям рассмотреть воздуш¬ные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, по-этому ванночка движется быстрее. Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики наду¬ваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. По¬чему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться. Каждому камешку свой домик Задача: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков Описание игры — эксперимента: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют, в соответствии со схемой надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую- гладкие и округлые; во вторую- маленькие и шероховатые; в третью- большие и не круглые; в четвертую- красноватые. Дети работают парами. Затем все рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков. Можно ли менять форму камня и глины Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. Описание игры — эксперимента: По модели обследования предмета галчонок предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла¬гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка¬мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто¬роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича¬ется глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.) Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину? Свет повсюду Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. Описание игры — эксперимента: Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? ( Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет. Свет и тень Задача: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь. Описание игры — эксперимента: Приходит медвежонок Миша с фонариком. Вос¬питатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключа¬ется, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. По-чему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок. • Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра.Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени. • Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой. Замерзшая вода Задача: выявить, что лед- это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Описание игры — эксперимента: Перед детьми- миска с водой. Они обсуждают какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? ( В комнате тепло.) Во что превратился лед? «Играем с льдинками»- свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками «Растения пьют воду» 1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения. 2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета. 3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду. Тающий лед Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавли¬вания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко¬торой находится. Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание игры — эксперимента: Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее рас¬тет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящи¬ми изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед?Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.) • Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод Разноцветные шарики Задача:получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый голубой. Материалы: палитра гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображнием (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели- цветные круги и половинки кругов ( соответствуют цветам красок), рабочие листы. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравится. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить? Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски и делают вывод, что смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей – фиолетовый, синюю с белой- голубой. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меня¬ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные ка¬рандаши. Описание игры — эксперимента: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стек¬ла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем на¬ложения стекол — одно на другое. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе Все увидим, все узнаем Задача: познакомить с прибором — помощником — лупой и ее назначением. Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. Описание игры — эксперимента: Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу. Как лучше видно- глазами или с помощью этого стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор- помощник называется «лупа» Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу. Песочная страна Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовле¬ния рисунка из песка. Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. Описание игры — эксперимента: Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисо¬вать? • На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлага¬ ется что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки «Растворение веществ в воде» 1. Берем стакан воды и кусок сахара. 2. Кладем сахар в стакан. 3. Размешиваем. Что произошло? 4. А что будет, если положить еще больше сахара?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игрового занятия – экспериментирования в старшей группе Развлечение с элементами экспериментирования для детей 5-7 лет Игры — эксперименты с мылом для детей в детском саду Опыты с воздушными шариками в детском саду

Похожие статьи:

Опыты по теме «Воздух» в старшей группе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен.

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА «ВОДА+Я=друзья» КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел.

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет.

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]