Картотека игр с коррекционной направленностью для детей старшего дошкольного возраста


Ход упражнения:

Педагог показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители»

— геометрические фигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках пустых мест. Педагог помогает складывать, показывая метод проб и ошибок, а также обращает внимание
детей на правильное расположение фигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка.
БАБОЧКА

дидактическая игра на развитие движений пальцев

Цель:

• Учить детей застегивать пуговицы.

• Развивать мелкие движения рук.

• Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.

• Развивать целенаправленность действий с предметами.

• Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.

• Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.

Оборудование: Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы)

.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Веселый карандаш»

и с его помощью дорисовать предметы, обвести рисунки, буквы, заштриховать изображения различных предметов и т. п.

ТЕТРИС

коррекционное упражнение на развитие логического мышления

Цель:

• Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами.

• Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

• Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.

Оборудование:

Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов.

Ход игры:

Педагог расставляет перед собой и ребенком один из орнаментов и набор цветных крышек, обращая внимание на их одинаковость. Затем объясняет, как нужно собрать орнамент, чтобы он получился красивым рисунком.При этом педагог проговаривает: «Беру красную крышечку, кладу на красный кружочек»

. Ребенок самостоятельно может пробовать собрать орнамент, накладывая крышечку на кружочек,проговаривает:
«Взял такой»
, или после примеривания
«Взял не такой»
. В ходе игры педагог обязательно должен хвалить ребенка за правильный выбор цвета.

Ход игры:

Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с детьми,обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать точно такую же бабочку, раздавая комплект частей. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками.

НАЙДИ МАМЕ ДЕТОК

дидактическая игра на развитие слухового восприятия

Цель:

• Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных.

• Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.

• Учить опознавать животных по рассказу педагога.

Оборудование: Большие карточки с изображением диких и домашних животных,птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т. п. ; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры:

Педагог показывает детям коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Работа проводится индивидуально, при этом возможно рисование по образцу, совместное рисование, свободное творчество.

МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК

коррекционная игра на развитие умения вступать в контакт с окружающими

Цель:

• Развитие кинестетических ощущений.

• Развитие умения сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт.

• Учить преодолевать брезгливость (к краскам)

Оборудование: Цветные краски с кисточкой, игрушечные цыплята.

Ход игры:

Педагог показывает и рассказывает о назначении каждого из предметов домашнего обихода. Учит пользоваться ими, отрабатывает навыки,дает четкие инструкции: «Выключи свет»

;
«Отключи утюг»
;
«Закрой форточку»
и т. п.

ОБВЕДИ, ДОРИСУЙ, ЗАШТРИХУЙ

коррекционное упражнение для подготовки руки к письму

Цель:

• Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изодеятельности.

• Учить дорисовывать, создавая образ.

• Развитие мелкой моторики руки.

• Формировать целенаправленность деятельности и усидчивость в работе.

Оборудование: Наборы карточек с недорисованными предметами, с заданием провести горизонтальные линии, дорисовать рисунок и обвести его по контуру и т. п.

Ход игры:

Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка (или другие животные)

.
«Ой, пошел дождик»
, — говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы
картона, и они с его помощью выполняют задание.После этого педагог переворачивает лист и говорит: «опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат (или других животных)
». Раздает фигурки зайчиков
(или других животных)
. Дети прячут их под грибками.

ПИРАМИДКА

коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий

Цель:

• Учить соотносить отверстия колец со стержнем.

• Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками.

• Формировать направленность действий и устойчивость внимания.

• Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.

Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.

Ход игры:

Педагог предлагает детям научиться завязывать бантики или ленточки, показывает, как это делать, каждому ребенку попробовать. Игра проводится поэтапно, пока ребенок не научится сначала завязывать у основания, затем складывать бантик или ленточку в двух руках и затем только делать основной узел.

ОДЕНЕМ КУКЛУ – НЕВАЛЯШКУ

дидактическая игра на развитие ручной моторики

Цель:

• Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.

• Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.

• Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии)

.

• Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.

• Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.

Оборудование:

Картонный лист с изображением и в форме куклы – неваляшки, на головке неваляшки проделаны отверстия и закреплен шнурок синего цвета; на фартуке и юбке куклы – неваляшки проделаны отверстия и в них закреплены шнурки красного и зеленого цвета.

Ход игры:

Педагог показывает фигурку куклы – неваляшки, рассматривает ее с детьми,обращает внимание на отдельные части одежды: платок, юбку и фартук. Педагог просит детей помочь одеть куклу – неваляшку. Педагог объясняет, как это сделать, кончик шнурка продевает в дырочку и прошнуровывает отдельно платочек, юбку, фартук. Дети выполняют данное задание по образцу, по подражанию, самостоятельно и по словесной инструкции.

НАРЯДНАЯ КУКОЛКА

дидактическая игра на отработку практических действий

Цель:

•Отрабатывать практические действия с предметами: ленточками, заколками, липучками, кнопками.

• Учить соотносить предметы в зависимости от их правильного местоположения.

• Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.

• Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, сделанная из пластмассовой бутылки; «гардероб»

куклы – юбка из ленточек, прикрепляемых к поясу липучками и кнопками, заколки различных цветов и форм, завязки – резинки для косичек, бантики.

Ход игры:

1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень.Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей)

берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест.При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.

2 вариант:Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.

3 вариант: Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

дидактическая игра на восприятие цвета

Цель:

• Формировать положительное отношение к игре и учить ориентироваться в игре на цвет, как на значимый признак.

• Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.

• Учить обозначать результат словами «такой»

,
«не такой»
, учить действовать по подражанию.

• Учить подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.

Оборудование:

На плотных листах бумаги изображены орнаменты, состоящие из кругов различного цвета; цветные пластмассовые крышки, соответствующие цветам орнамента.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]