Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе


Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

автор: Ганцева Марина Аркадьевна

Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568», г. Екатеринбург

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

Конспект составила:

Ганцева М. А. (учитель-логопед)

ФГБДОУ «Детский сад №568», г. Екатеринбург

Задачи:

  • уточнять понятие «гласные звуки»;
  • учить дифференцировать звуки [а], [у];
  • учить выделять первый звук в слове;
  • учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов (ау, уа);
  • закреплять графический образ букв А, У;
  • развивать память;
  • воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;
  • воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, колонки, презентация; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); магнитная доска, красные фишки (магниты); буквы А, У; указка; схема для определения места звука в слове, красная фишка;
  • для детей: индивидуальные зеркала; схемы для определения места звука в слове; звуковые пеналы (с фишками красного, зеленого и синего цвета); тетради; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); кассы букв; простые карандаши, счетные палочки (буквенный конструктор).

Ход НОД:

  1. Вводная часть. Игра «Запомни и повтори»
    :
арбуз – акула – апельсин
ананас – абрикос – Африка

альбом – аист – арка

утро – улица – ухо
Уля – ум – усики

уж – узел – умница

Артикуляционная гимнастика

. «Окошко», «Трубочка», «Окошко — трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».

СЛАЙД №2

  1. Основная часть:

1) «Звуки [у], [а], мы вас знаем!»:

— Какие звуки мы изучали? (А, У) Давайте вспомним о них, все, что мы знаем.

СЛАЙД №3

— Как плачет Аня? (А)

СЛАЙД №4

— Как воет волк? (У)

СЛАЙД №5

— А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или волк? (Логопед произносит звуки [а], [у] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально)

СЛАЙД №6

Уточнение артикуляции звуков [а], [у].

Дети улитке рассказывают об артикуляции звука [у], Айболиту — об артикуляции звука [а].

План анализа артикуляции появляется в презентации постепенно:

  1. губы
  2. зубы
  3. язык
  4. как выходит воздух изо рта (свободно) – вылетает «ветерок» (картинка)

Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.

СЛАЙД №7

— Каким цветом обозначаются звуки [а], [у]? В каком по цвету замке живут звуки [а], [у]? (Дети выбирают)

СЛАЙД №8

Характеристика звуков (гласные звуки). Дети рассказывают Незнайке.

— Звук [а] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта выходит свободно).

— Звук [у] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта тоже выходит свободно).

СЛАЙД №9

2) Игра «Назови первый звук в слове».

Логопед и дети берут схему для определения места звука в слове, кладут в первое окошко красную фишку (звук в начале слова)

На экране появляются картинки, дети их называют, выделяя первый звук и нажимая на фишку. Дети называют первый звук (все вместе и индивидуально).

Картинки: ананас, аист, утка, автобус, утюг, удочка, акула, апельсины, улитка, утенок, абрикос, улица.

3) Дидактическая игра «Угадай слово» (с опорой на картинки).

СЛАЙД №10

Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук – [а] или [у]. Отгадывать слова вам помогут картинки». Словарный материал: …пельсины, …тюг, …втобус, …тёнок, …брикос, …тка, …литка, …дочка, …кула, …лица, …нанас, …ист..

4) Физминутка «А или У?»

Логопед произ носит звуки [а], [у]. Дети, если услышат звук [а], изображают аиста, если услыщат звук [у] – Чебурашку с большими ушами.

СЛАЙД №11

— Ребята, поговорим о букве У.

СЛАЙД №12

5) Буква У.

  • Показ буквы.
  • Нахождение буквы в кассе.
  • «Сколько элементов у буквы У? Какие это элементы? На что похожа эта буква?»
  • Выкладывание буквы из палочек.
  • Игра «Правильно – неправильно» (Дети определяют, правильно ли написана буква У)

СЛАЙД №13

  • Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – улитка ползет, помогая правильно нарисовать в воздухе букву У).

СЛАЙД №14

  • Игра «Выдели звук У». Дети называют картинки, появляющиеся на букве У, выделяя звук [у]. Выполняют пальчиковую гимнастику:

— «Удочка» — показывают указательный палец правой руки (остальные пальцы сжаты) и вращают большим пальцем левой руки.

— «Улитка» — изображают улитку сначала одной рукой (показывают указательный и средний пальцы – «рожки»), проводят рукой по столу («улитка ползет»), потом – другой рукой.

— «Утюг» — изображают утюг (кладут одну руку ладонью вниз на стол, вторую руку – сверху, «гладят утюгом»).

— «Утка» — показывают руками «клювики».

СЛАЙД №15

6) Игра «Украсим букву У»

. Дети по очереди называют слова со звуком [у] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве У) появляются цветы.

СЛАЙД №16

— О букве У мы вспомнили всё, что знаем. А теперь поговорим о букве А.

Буква А – первая буква а

лфавита (Дети замечают, что слово «алфавит» начинается на звук [а].

7) Буква А.

  • Показ буквы.

— Ребята, найдите на этом слайде буквы А (логопед вызывает одного ребенка к доске, он показывает указкой буквы: А, а)

  • «Сколько элементов у буквы А? Какие это элементы?»

СЛАЙД №17

  • Выкладывание буквы из палочек.

СЛАЙД №18

  • Нахождение буквы в кассе.
  • На что похожа эта буква?

СЛАЙД №19

  • Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – арбузики перемещаются, помогая правильно нарисовать в воздухе букву А).

СЛАЙД №20

8) Игра «Украсим букву А»

. Дети по очереди называют слова со звуком [а] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве А) появляются цветы.

СЛАЙД №21

9)
Анализ и синтез слога АУ.
Логопед показывает картинку с изображением Ули (Ульяны).

— Уля зашла в лес. В лесу было много грибов. Собирая грибы, она зашла далеко в лес и не заметила, как потеряла дорогу. Страшно стало Уле. Вспомнила она слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услышат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)

Дети протяжно произносят «слово» АУ хором и по рядам.

— Назовите первый звук в слове Ау (А). Звук [а] какой? (гласный). Он обозначается фишкой красного цвета (Дети выкладывают красную фишку на стол, а логопед на магнитную доску).

— Назовите второй звук в слове Ау (У). Звук [у] какой? (гласный). Обозначьте его.

— Первый звук [а]. Второй звук [у]. Что получилось? (АУ) «Прочитаем» слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове (АУ).

— А теперь обозначим звуки буквами. Прочитаем слово (используется карточка для слитного чтения слога АУ).

СЛАЙД №22

10) Анализ и синтез слога УА

.

Логопед показывает картинку с изображением плачущего ребенка.

— Малыш плачет: «Уа!»

Дети протяжно произносят слово УА хором и по рядам.

Слог УА разбирается аналогично.

СЛАЙД №23

11) Печатание слогов

АУ, УА.

СЛАЙД №24 с надписью «Молодцы!»

  1. Итог НОД. Рефлексия.

— Назовите слова со звуком А. Назовите слова со звуком У.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»

НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейки»

  • 20 января 2016

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

НОД по подготовке детей к обучению грамоте (старшая группа) Тема: «Путешествие в страну Абвгдейки».

Цель: обучать детей звуковому анализу и синтезу слов.

Задачи:

  • формировать знания детей о гласных и согласных звуках;
  • учить определять количество слогов в слове;
  • учить соотносить звук и букву;
  • развивать фонематический слух детей, зрительное восприятие;
  • развивать речь детей;
  • закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;
  • закреплять графические образы букв;
  • воспитывать желание познавать родной язык.

Оборудование: Демонстрационный материал: «Замки для звуков», пособие «Елочка», магнитная доска, фланелеграф с силуэтом дерева, фигурками животных и птиц, игрушки, мяч. Раздаточный: картинки с изображениями: лук и люк, цветные квадратики для обозначения звуков в схеме слов, смайлики: грустный и веселый.

Словарь: люк, кроль, брасс.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня в нашу группу пришло письмо от Мудрой Совы. Она приглашает нас в сказочную страну «АБВГДЕЙКУ». Хотите? Чтобы попасть в эту страну нам надо пройти по волшебному мостику, но давайте сначала проверим можно ли вас всех взять туда. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите, и отвечайте на мой вопрос, кто ответит правильно, сможет перейти через волшебный мост.

Игра с мячом. «Поймай мяч, если услышишь в слове звук р» (звук а, звук к).

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием, значит, вы все сможете перейти через мост и попасть в страну звуков. (Все проходят через мост).

Воспитатель: В этой стране звуков есть два замка, в них живут звуки. Посмотрите внимательно и скажите, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Какие звуки живут в красном замке? Какие звуки живут в сине-зеленом замке? Почему второй замок сине-зеленого цвета? Почему дверь в красный замок открыт? Почему дверь в сине-зеленый замок закрыт? Молодцы.

Воспитатель: А из чего можно построить еще замки. Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: 1. – из соломы? – соломенный; 2. – из камня? – каменный 3. – из дерева? – деревянный 4. – из стекла? – стеклянный 5. – из железа? – железный 6. – из резины? – резиновый 7. – из пластмассы? – пластмассовый 8. – из кирпича? – кирпичный.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: А теперь попробуем построить дом с помощью нашего язычка Сначала ставим стены (заборчик). В стене сделаем большие светлые окна (окошко). На окна поставим ставни (парус). На крыше соорудим трубу (вытянуть губы в трубочку) А теперь покрасим потолок, окна (вкусное варенье, помоем полы (чистим зубы). Наш дом готов можно готовиться и к празднику.

Игра «Украсим ёлочку».

Воспитатель: Какой праздник приближается? Как мы его празднуем? (Наряжаем елку). У нас тоже есть елочка, но она не наряженная. Я предлагаю украсить нашу елку шарами. Но эти шары не простые на них есть картинки. Так вот вы, получив шар должны определить, сколько слогов в названии этой картины. Если один слог вешаете шар на самый верхний треугольник, если два слога – на второй средний треугольник, если три слога – на самый большой нижний треугольник. (Дети проверяют, сколько слогов в названии их картинок и, комментируя, вешают шары на елку). Какая красивая нарядная елочка у нас получилась!

Составление схемы слов.

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, нарядили елочку, а теперь садитесь за столы и послушайте загадки Мудрой Совы, а отгадки мы должны составить в виде схемы, узнаем, какие звуки живут в этих словах. Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставили Егорушку плакать и без горюшка. (Лук) Положите перед собой картинку с изображением лука. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Под картинкой три клеточки, значит в слове три звука. Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово и как мне указка будет помогать. А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук Лллук. Повторите слово, выделяя первый звук. Какой он? (л-согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Послушайте как звучит второй звук –Лууук, повторите, какой звук у (гласный, красным цветом) Отгадайте как звучит в слове третий звук –луК, какой он? (согласный, твердый, синим). Какое слово получится, если в слове лук заменить букву у на букву ю? (люк).

Возьмите картинку с изображением люка. (Такой же разбор слова производим со словом люк.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове «лук», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» — назови слово на свой звук, звук «Л», — назови своего братца, звук «У» — покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.

Артикуляционная игра «Угадайте, какой гласный звук я произнесу?». Воспитатель, без голоса, одними губами «произносит» гласные звуки. Ребенок должен угадать, потом дети «загадывают» свои гласные звуки.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться дальше. Посмотрите, на нашем пути выросло дерево, а под деревом сидят зверюшки и не знают, что им делать? Давайте поможем им найти свои места. — Посадить на макушку дерева птицу, название которой начинается со звука [ с ] (сорока) — Посадить на ствол дерева животное, название которого начинается на звук [б] (белка) — Под дерево справа посадить птицу, название которой начинается на [у] (утка) — Посадить под дерево животное название которой начинается на звук [к] (кошка) — Над кошкой летает насекомое, название которой начинается на звук [о] (оса) Молодцы.

Мы помогли всем животным найти свои места и можем возвращаться в детский сад. Сова говорит вам спасибо и дарит вам игрушки. Надо выбрать только те предметы, в названии которых есть звук к. (кубик, кораблик, книга, карандаш, ручка, собачка, сумка, снежинка, бабочка, кошка, лягушка, краска).

Нам пора возвращаться в группу, но смотрите, наш мост куда-то делся, наверно его водой смыло. Как же мы сможем переправиться на другой берег? (Дети высказывают мнения). Да можно реку переплыть. К речке быстро мы спускались, Наклонялись, умывались, 1, 2, 3, 4 – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль, все мы как один поплыли, Мы похожи на дельфинов. Вот и переплыли реку.

Итог.

Воспитатель: Где мы с вами были? Что интересного увидели, узнали в сказочной стране, что вам больше всего понравилось? Мудрая Сова передала мне сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит? Это смайлики, посмотрите какие они разные. Есть веселый смайлик и грустный. Я предлагаю вам выбрать себе смайликов. Если вам наше путешествие понравилось, вам было легко справляться с заданиями, возьмите веселого смайлика, а если вам было скучно, не очень легко выполнять задания – грустного.

Автор: Нищева Вера Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №69 «Мальвина», г. Тамбов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]