Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
автор: Ганцева Марина Аркадьевна
Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
Конспект составила:
Ганцева М. А. (учитель-логопед)
ФГБДОУ «Детский сад №568», г. Екатеринбург
Задачи:
- уточнять понятие «гласные звуки»;
- учить дифференцировать звуки [а], [у];
- учить выделять первый звук в слове;
- учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без нее;
- развивать фонематический слух;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов (ау, уа);
- закреплять графический образ букв А, У;
- развивать память;
- воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;
- воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).
Оборудование:
- ноутбук, проектор, колонки, презентация; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); магнитная доска, красные фишки (магниты); буквы А, У; указка; схема для определения места звука в слове, красная фишка;
- для детей: индивидуальные зеркала; схемы для определения места звука в слове; звуковые пеналы (с фишками красного, зеленого и синего цвета); тетради; карточки для слитного чтения слогов (ау, уа); кассы букв; простые карандаши, счетные палочки (буквенный конструктор).
Ход НОД:
- Вводная часть. Игра «Запомни и повтори»
:
арбуз – акула – апельсин ананас – абрикос – Африка альбом – аист – арка | утро – улица – ухо Уля – ум – усики уж – узел – умница |
Артикуляционная гимнастика
. «Окошко», «Трубочка», «Окошко — трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».
СЛАЙД №2
- Основная часть:
1) «Звуки [у], [а], мы вас знаем!»:
— Какие звуки мы изучали? (А, У) Давайте вспомним о них, все, что мы знаем.
СЛАЙД №3
— Как плачет Аня? (А)
СЛАЙД №4
— Как воет волк? (У)
СЛАЙД №5
— А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или волк? (Логопед произносит звуки [а], [у] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально)
СЛАЙД №6
Уточнение артикуляции звуков [а], [у].
Дети улитке рассказывают об артикуляции звука [у], Айболиту — об артикуляции звука [а].
План анализа артикуляции появляется в презентации постепенно:
- губы
- зубы
- язык
- как выходит воздух изо рта (свободно) – вылетает «ветерок» (картинка)
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
СЛАЙД №7
— Каким цветом обозначаются звуки [а], [у]? В каком по цвету замке живут звуки [а], [у]? (Дети выбирают)
СЛАЙД №8
Характеристика звуков (гласные звуки). Дети рассказывают Незнайке.
— Звук [а] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта выходит свободно).
— Звук [у] какой? (Гласный) Почему? (Воздух изо рта тоже выходит свободно).
СЛАЙД №9
2) Игра «Назови первый звук в слове».
Логопед и дети берут схему для определения места звука в слове, кладут в первое окошко красную фишку (звук в начале слова)
На экране появляются картинки, дети их называют, выделяя первый звук и нажимая на фишку. Дети называют первый звук (все вместе и индивидуально).
Картинки: ананас, аист, утка, автобус, утюг, удочка, акула, апельсины, улитка, утенок, абрикос, улица.
3) Дидактическая игра «Угадай слово» (с опорой на картинки).
СЛАЙД №10
Логопед говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук – [а] или [у]. Отгадывать слова вам помогут картинки». Словарный материал: …пельсины, …тюг, …втобус, …тёнок, …брикос, …тка, …литка, …дочка, …кула, …лица, …нанас, …ист..
4) Физминутка «А или У?»
Логопед произ носит звуки [а], [у]. Дети, если услышат звук [а], изображают аиста, если услыщат звук [у] – Чебурашку с большими ушами.
СЛАЙД №11
— Ребята, поговорим о букве У.
СЛАЙД №12
5) Буква У.
- Показ буквы.
- Нахождение буквы в кассе.
- «Сколько элементов у буквы У? Какие это элементы? На что похожа эта буква?»
- Выкладывание буквы из палочек.
- Игра «Правильно – неправильно» (Дети определяют, правильно ли написана буква У)
СЛАЙД №13
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – улитка ползет, помогая правильно нарисовать в воздухе букву У).
СЛАЙД №14
- Игра «Выдели звук У». Дети называют картинки, появляющиеся на букве У, выделяя звук [у]. Выполняют пальчиковую гимнастику:
— «Удочка» — показывают указательный палец правой руки (остальные пальцы сжаты) и вращают большим пальцем левой руки.
— «Улитка» — изображают улитку сначала одной рукой (показывают указательный и средний пальцы – «рожки»), проводят рукой по столу («улитка ползет»), потом – другой рукой.
— «Утюг» — изображают утюг (кладут одну руку ладонью вниз на стол, вторую руку – сверху, «гладят утюгом»).
— «Утка» — показывают руками «клювики».
СЛАЙД №15
6) Игра «Украсим букву У»
. Дети по очереди называют слова со звуком [у] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве У) появляются цветы.
СЛАЙД №16
— О букве У мы вспомнили всё, что знаем. А теперь поговорим о букве А.
Буква А – первая буква а
лфавита (Дети замечают, что слово «алфавит» начинается на звук [а].
7) Буква А.
- Показ буквы.
— Ребята, найдите на этом слайде буквы А (логопед вызывает одного ребенка к доске, он показывает указкой буквы: А, а)
- «Сколько элементов у буквы А? Какие это элементы?»
СЛАЙД №17
- Выкладывание буквы из палочек.
СЛАЙД №18
- Нахождение буквы в кассе.
- На что похожа эта буква?
СЛАЙД №19
- Прорисовывание буквы в воздухе (На экране слайд с анимацией – арбузики перемещаются, помогая правильно нарисовать в воздухе букву А).
СЛАЙД №20
Игра «Украсим букву А»
. Дети по очереди называют слова со звуком [а] в начале слова. Каждый ребенок называет слово, и на экране (на букве А) появляются цветы.
СЛАЙД №21
9)
Анализ и синтез слога АУ.
Логопед показывает картинку с изображением Ули (Ульяны).
— Уля зашла в лес. В лесу было много грибов. Собирая грибы, она зашла далеко в лес и не заметила, как потеряла дорогу. Страшно стало Уле. Вспомнила она слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услышат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)
Дети протяжно произносят «слово» АУ хором и по рядам.
— Назовите первый звук в слове Ау (А). Звук [а] какой? (гласный). Он обозначается фишкой красного цвета (Дети выкладывают красную фишку на стол, а логопед на магнитную доску).
— Назовите второй звук в слове Ау (У). Звук [у] какой? (гласный). Обозначьте его.
— Первый звук [а]. Второй звук [у]. Что получилось? (АУ) «Прочитаем» слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове (АУ).
— А теперь обозначим звуки буквами. Прочитаем слово (используется карточка для слитного чтения слога АУ).
СЛАЙД №22
10) Анализ и синтез слога УА
.
Логопед показывает картинку с изображением плачущего ребенка.
— Малыш плачет: «Уа!»
Дети протяжно произносят слово УА хором и по рядам.
Слог УА разбирается аналогично.
СЛАЙД №23
11) Печатание слогов
АУ, УА.
СЛАЙД №24 с надписью «Молодцы!»
- Итог НОД. Рефлексия.
— Назовите слова со звуком А. Назовите слова со звуком У.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки [а], [у]. Буквы А, У»
НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейки»
- 20 января 2016
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
НОД по подготовке детей к обучению грамоте (старшая группа) Тема: «Путешествие в страну Абвгдейки».
Цель: обучать детей звуковому анализу и синтезу слов.
Задачи:
- формировать знания детей о гласных и согласных звуках;
- учить определять количество слогов в слове;
- учить соотносить звук и букву;
- развивать фонематический слух детей, зрительное восприятие;
- развивать речь детей;
- закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;
- закреплять графические образы букв;
- воспитывать желание познавать родной язык.
Оборудование: Демонстрационный материал: «Замки для звуков», пособие «Елочка», магнитная доска, фланелеграф с силуэтом дерева, фигурками животных и птиц, игрушки, мяч. Раздаточный: картинки с изображениями: лук и люк, цветные квадратики для обозначения звуков в схеме слов, смайлики: грустный и веселый.
Словарь: люк, кроль, брасс.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня в нашу группу пришло письмо от Мудрой Совы. Она приглашает нас в сказочную страну «АБВГДЕЙКУ». Хотите? Чтобы попасть в эту страну нам надо пройти по волшебному мостику, но давайте сначала проверим можно ли вас всех взять туда. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите, и отвечайте на мой вопрос, кто ответит правильно, сможет перейти через волшебный мост.
Игра с мячом. «Поймай мяч, если услышишь в слове звук р» (звук а, звук к).
Воспитатель: Молодцы все справились с заданием, значит, вы все сможете перейти через мост и попасть в страну звуков. (Все проходят через мост).
Воспитатель: В этой стране звуков есть два замка, в них живут звуки. Посмотрите внимательно и скажите, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Какие звуки живут в красном замке? Какие звуки живут в сине-зеленом замке? Почему второй замок сине-зеленого цвета? Почему дверь в красный замок открыт? Почему дверь в сине-зеленый замок закрыт? Молодцы.
Воспитатель: А из чего можно построить еще замки. Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: 1. – из соломы? – соломенный; 2. – из камня? – каменный 3. – из дерева? – деревянный 4. – из стекла? – стеклянный 5. – из железа? – железный 6. – из резины? – резиновый 7. – из пластмассы? – пластмассовый 8. – из кирпича? – кирпичный.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: А теперь попробуем построить дом с помощью нашего язычка Сначала ставим стены (заборчик). В стене сделаем большие светлые окна (окошко). На окна поставим ставни (парус). На крыше соорудим трубу (вытянуть губы в трубочку) А теперь покрасим потолок, окна (вкусное варенье, помоем полы (чистим зубы). Наш дом готов можно готовиться и к празднику.
Игра «Украсим ёлочку».
Воспитатель: Какой праздник приближается? Как мы его празднуем? (Наряжаем елку). У нас тоже есть елочка, но она не наряженная. Я предлагаю украсить нашу елку шарами. Но эти шары не простые на них есть картинки. Так вот вы, получив шар должны определить, сколько слогов в названии этой картины. Если один слог вешаете шар на самый верхний треугольник, если два слога – на второй средний треугольник, если три слога – на самый большой нижний треугольник. (Дети проверяют, сколько слогов в названии их картинок и, комментируя, вешают шары на елку). Какая красивая нарядная елочка у нас получилась!
Составление схемы слов.
Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, нарядили елочку, а теперь садитесь за столы и послушайте загадки Мудрой Совы, а отгадки мы должны составить в виде схемы, узнаем, какие звуки живут в этих словах. Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставили Егорушку плакать и без горюшка. (Лук) Положите перед собой картинку с изображением лука. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?
Под картинкой три клеточки, значит в слове три звука. Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово и как мне указка будет помогать. А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук Лллук. Повторите слово, выделяя первый звук. Какой он? (л-согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Послушайте как звучит второй звук –Лууук, повторите, какой звук у (гласный, красным цветом) Отгадайте как звучит в слове третий звук –луК, какой он? (согласный, твердый, синим). Какое слово получится, если в слове лук заменить букву у на букву ю? (люк).
Возьмите картинку с изображением люка. (Такой же разбор слова производим со словом люк.)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове «лук», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» — назови слово на свой звук, звук «Л», — назови своего братца, звук «У» — покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.
Артикуляционная игра «Угадайте, какой гласный звук я произнесу?». Воспитатель, без голоса, одними губами «произносит» гласные звуки. Ребенок должен угадать, потом дети «загадывают» свои гласные звуки.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться дальше. Посмотрите, на нашем пути выросло дерево, а под деревом сидят зверюшки и не знают, что им делать? Давайте поможем им найти свои места. — Посадить на макушку дерева птицу, название которой начинается со звука [ с ] (сорока) — Посадить на ствол дерева животное, название которого начинается на звук [б] (белка) — Под дерево справа посадить птицу, название которой начинается на [у] (утка) — Посадить под дерево животное название которой начинается на звук [к] (кошка) — Над кошкой летает насекомое, название которой начинается на звук [о] (оса) Молодцы.
Мы помогли всем животным найти свои места и можем возвращаться в детский сад. Сова говорит вам спасибо и дарит вам игрушки. Надо выбрать только те предметы, в названии которых есть звук к. (кубик, кораблик, книга, карандаш, ручка, собачка, сумка, снежинка, бабочка, кошка, лягушка, краска).
Нам пора возвращаться в группу, но смотрите, наш мост куда-то делся, наверно его водой смыло. Как же мы сможем переправиться на другой берег? (Дети высказывают мнения). Да можно реку переплыть. К речке быстро мы спускались, Наклонялись, умывались, 1, 2, 3, 4 – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль, все мы как один поплыли, Мы похожи на дельфинов. Вот и переплыли реку.
Итог.
Воспитатель: Где мы с вами были? Что интересного увидели, узнали в сказочной стране, что вам больше всего понравилось? Мудрая Сова передала мне сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит? Это смайлики, посмотрите какие они разные. Есть веселый смайлик и грустный. Я предлагаю вам выбрать себе смайликов. Если вам наше путешествие понравилось, вам было легко справляться с заданиями, возьмите веселого смайлика, а если вам было скучно, не очень легко выполнять задания – грустного.
Автор: Нищева Вера Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №69 «Мальвина», г. Тамбов.