Звуки [М ] [М`]. Буквы М, мметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву М по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Спросите: Как мычит корова? (My!..) Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Мышка


Морковь


Медведь


Муравей

МЫШКА, МОРКОВЬ — скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнеси: МММ.

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук — согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие — без голоса.

Повтори: МММ. С голосом или без голоса мы произносим согласный звук [м]?

Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.

Кто больше?

  1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
  2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
  3. Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)

Задание: печатная буква М для дошкольников

  • Рассмотри букву М. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву М.
  • Напиши букву М в воздухе.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Конспект занятия — Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами); б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну; в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..» Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему? Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей) Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре». – Почему так сказала Маша? Маша все съела и спасибо сказала. Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.



5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха – прохлопываем, ма-ши-на – протопываем, му-хо-мор – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки — муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха — летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает… Машина — едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает… Мышка — пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М». Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия) Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз), Мы ногами — топ-топ-топ (6раз). Кулаками постучим (6раз), Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Анжеро – Судженский городской округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 42 Автор материала учитель-логопед: Левина Наталья Владимировна

Также по теме:

Конспект логопедического занятия тема: Звуки М – Мь

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов: Веселы и бойки. Волокут со всех концов Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг И спешит на помощь друг. Тут народ хороший. Без работы, хоть убей. Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант — И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет. Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей — В подполье, в каморке Живет она в норке. Серая малышка. Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? … (мел.)

Загадки для детей на букву М

Великан стоит в порту, Освещая темноту, И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!» (Маяк)

Над рекой, поперек. Великан врастяжку лег. Через реку, по спине. Он ходить позволил мне. (Мост)

Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет, Себе дом строит. (Муравьи)

Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь)

Целый день летает, Всем надоедает; Ночь настанет. Тогда перестанет. (Муха)

Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улице бегут. (Метро)

Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)

Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния)

Жидко, а не вода. Бело, а не снег. (Молоко)

Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел)

Рогатый, а не бодается. (Месяц)

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания» Цель: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. Познакомить детей с механизмом образования звуков «М», «МЬ». Коррекционно-образовательные . Закреплять умение выделять звуки из слов. Сравнить артикуляцию звука «М» с артикуляцией гласных звуков «А», «О», «У». Познакомить с термином «согласный» звук. Учить условно обозначать согласные звуки (твердые звонкие — фишкой синего цвета с колокольчиком, мягкие звонкие — фишкой зеленого цвета с колокольчиком). Коррекционно-развивающие . Упражнять детей в делении слов на слоги. Продолжать учить детей выделять звуки «М», «МЬ» в начале, середине, конце слова. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. Учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса. Развивать фонематический слух и восприятие. Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно-воспитательные . Формирование положи¬тельной установки на участие в занятии. Оборудование: Кар-карыч, Совунья, картинки машина, муха, мак, мяч, звуковички для согласных звонких звуков, пеналы, разрезные азбуки, демонстрационный материал буква «М», семена, счетные палочки, губки. Интеграция: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье». Ход НОД. I. А) Игра с мячом «Думай и отвечай» Игра способствует активизации глаголов, близких по значению. Логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы). Котлеты варят или жарят? Назови, что ещё жарят? Ребёнок. Рыбу, яйцо, картофель. Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут? Ребёнок. Пироги, торты, печенье. Логопед. Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё варят? Ребёнок. Кашу, суп, компот, макароны. Б) Игра «Деление слов на слоги» (с губками) Молоко мак кофе мука суп булочка соль сметана кефир колбаса сыр рыба сок сахар торт салат кисель В) Д/и «Запомни и назови» Дети должны запомнить слова, в которых есть звук «О» (садятся). Мул суп бук сок пух Мол сын бок сук кол Мал сон бак сом пас Г) Массаж лица Совместное с логопедом выполнение массажа Ласковая кошечка облизывается Поглаживающие движения Козочка маленькими рожками бодает Постукивание подушечками пальцев Кошка когти точит Растирающие движения по массажным линиям Ласковая кошечка ластится Поглаживающие движения

II. А) Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды – как называются такие звуки – ГЛАСНЫЕ. А У О Б) Есть звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка. Это СОГЛАСНЫЕ звуки. — Сегодня мы с одним из звуков познакомимся, он спрятался в словах: МАК МУХА МАШИНА — Какой одинаковый звук мы слышим в словах – «М» — Произнесите звук «М». При произнесении звука «М» воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду) — Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы) -Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то этот звук называется согласным. — Твердые согласные звуки мы обозначаем фишками синего цвета. В) Характеристика звука «М» — Звук «М» — согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук «М», вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук «М» твердый, звонкий мы будем обозначать его фишкой синего цвета с колокольчиком.  Дети дают характеристику звуку «М», опираясь на вопросы логопеда: — Звук «М» — согласный или гласный? Почему? — Звук «М» — звонкий или глухой? Почему? — Звук «М» — твердый или мягкий? — Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук «М»?

III. Физминутка. Пейте все томатный сок, Ходьба на месте Кушайте морковку! Руки к плечам, руки вверх. Все ребята будете руки на пояс, наклоны в сторону Крепкими и ловкими руки на пояс, приседания. Грипп, ангину, скарлатину — руки на пояс, прыжки Все прогонят витамины! ходьба на месте.

Б) Работа над развитием дыхания и голоса. Вдохнуть и на выдохе произносить М-М-М-М-М

IV. Загадка (КАРТИНКА) Бьют его рукой и палкой – Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут… (мяч) А) — Произнесите звук «МЬ». При произнесении звука «МЬ» воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду) — Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы) — Произнесите поочередно звуки «М» «МЬ». С одинаковой ли силой сжимаются губы? (При произнесении звука «МЬ» губы сжимаются сильнее.) Такой звук называется мягким. — Мягкие согласные звуки мы обозначаем фишками зеленого цвета. Б) Характеристика звука «МЬ» — Звук «МЬ» — согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук «МЬ», вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук «МЬ» мягкий, звонкий мы будем обозначать его фишкой зеленого цвета с колокольчиком.  Дети дают характеристику звуку «М», опираясь на вопросы логопеда: — Звук «МЬ» — согласный или гласный? Почему? — Звук «МЬ» — звонкий или глухой? Почему? — Звук «МЬ» — твердый или мягкий? — Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук «МЬ»?

V. Дидактическая игра «Камень – вата» На полу скребется мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Этот мишка очень мил, Только лапы он не мыл. Убежала в норку мышка, Спать залег в берлогу мишка, Мальчик мал, но очень мил. Он водичкой руки мыл.

VII. Знакомство с буквой. Характеристика буквы «М». 1. Показ буквы логопедом. Буква «М» с двумя горбами, Как верблюд – смотрите сами.

Две палочки мы Взять наискосок должны, И у нас, понятно всем, возникает буква «М». 2. В индивидуальных кассах найти букву (большую и маленькую). Рассмотреть и ответить на вопросы. — Чем похожи большая и маленькая буквы? (они одинаковой формы) — В чем их различие? (они отличаются по размеру) — Из каких элементов состоит буква «М»? — На какие предметы похожа буква «М»? (на бублик, обруч, баранку, колесо) — Домик согласных. — Обвести пальцем букву «М», напечатать пальцем на столе, в воздухе (я делаю на доске), выложить семенами.

ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

Следующая >

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит: — Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо: Нет на свете никого лучше нашей…

— Малины! — заорал Миша. — Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы». — Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что? — Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы!

— Что ты, что ты! — испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий…

— Айболит! — заорал медвежонок. — Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей — лес. — Откуда ты так много знаешь? — Кто много читает, тот много знает! — важно ответил мышонок Мыша…

(Г. Юдин)

Веселые стихи про букву М для детей

Посидим в тишине Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: — Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать. Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу! Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. — Ничего, — шепнул он будто, — Посидим и в тишине… (Е. Благинина)

Запутались — Смотрите — буква!.. Вот те на: Не в книжке — на дорожке! Как называется она. Похожая на рожки? Ученый пес, бык и коза Таращат на нее глаза… Коза — прикинула в уме, Сказала: — Это буква «ме». Бык возразил: — Не «ме», а «му», Я лучше знаю, что к чему! — А пес воскликнул: — Полно вам, не спорьте, это буква «ам»! — Нет, «му»! — Нет, «ме»! — Нет, «ам»! Ам! Ам!.. Такой поднялся тарарам, Такой ужасный шум и крик!.. Запутались совсем Ученый пес, коза и бык, Увидев букву М… (А. Шибаев)

Мы таблицы умноженья Взяли и попрятали Дайте нам для ускоренья Микрокалькуляторы! (Е. Григорьева)

Мама, бабушка, сестра — Все нарядные с утра. Принимают поздравленья. Хоть у них не день рожденья. Каждой праздничный подарок И букет — он очень ярок. А еще сюрприз их ждет — Испекли мы с папой торт. Перемыли всю посуду, Навели порядок всюду. Мы забыли слово лень. Вот что значит женский день! А сестра спросила нас: — Это будет каждый раз? (В. Нестеренко)

Мама! Так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблю Дам названье «Мама». (Я. Аким)

Маяк …Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень… Капитану так обидно — даже берега не видно. Вдруг — обрадован моряк: загорается МАЯК. В самой темени как раз показался красный глаз. Поморгал — и снова нет, и опять зажегся свет. Здесь, мол, тихо — все суда заплывайте вот сюда… Всем показывает свет — здесь опасно или нет. (В. Маяковский)

Медвежонок Мишка в улей влез, И вот — с лапы каплет сладкий мёд! Я над ним смеяться начал: «Медвежонок насвинячил!» — Что за шутки! — тот ответил. — Я — медведь! Я — намедведил! (М. Яснов)

Март месяц, а метель, мороз… Купили маме мы мимоз! (Е. Благинина)

Бедный Мишка заболел — Мишка много меду ел. Мишка плачет и кричит: «У меня живот болит!» Мишка стонет. Слезы льет — У него болит живот. Непослушный Жадный Мишка Съел лесной малины Лишка. (Ф. Бобылев)

То вниз, то вверх бежит перо, Рисуя букву М, Как бы спускаешься в метро И вверх идешь затем. На гладкий мрамор и гранит Ложится мягкий свет. Сама тут лестница бежит — И все конца ей нет. (С. Маршак)

Мячик Мячик прыгает цветной Во дворе передо мной. Этот мячик очень мил: Стекол он еще не бил. (Г. Виеру)

Медвежий марш и вальс медвежий! С гармошкой мишка на манеже. Медведица с медведем пляшет. Им медвежонок лапой машет. (В. Берестов) Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. — Можно мне? — Спросила мышка. — Что ты! Ты еще малышка. (Г. Сатир)

Артикуляция и произношение М

Если мы произнесём слово, в котором есть такой звук, например: мяч, Маша, то почувствуем, что губы слегка сжимаются, язычок внутри ротовой полости отодвигается немного назад и даже чуть-чуть подтягивается к верхнему нёбу средней своей частью.

Затем мы ощущаем, как воздух начинает исходить через нос. Слышен голос, т.е. звук получается звонкий.

Пары у него нет, т.е. нет звука похожего на [m], но глухого.

Произносить его можно твёрдо или мягко. Это зависит от букв, стоящих рядом с М.

Морковка — мячик (твёрдо — мягко).

Запоминаем: Буква М обозначает согласный звук [m]. Он может быть твердым и мягким, но всегда губной носовой сонорный звук. Звук смягчается гласными — е, ё, и, я и мягким знаком: мята, мелок, мишка, восемь и другие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]