План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
- расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
- формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
- формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
- формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
- формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
- формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
- взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми навыками ЗОЖ;
- снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
- совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
- повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
- стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;
- пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
- Пополнение методической копилки.
- Презентация педагога по теме самообразования.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Подготовительный этап
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. | Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Сообщение для родителей на тему «Слагаемые здорового образа жизни» | Привлечь внимание родителей к теме самообразования |
Основной этап
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Развивающая среда |
Сентябрь | Занятие «Как устроено тело человека?» Цель: познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека (человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…) Беседа «Как растёт человек?» Д\И «Умею – не умею» | «Создание здоровье сберегающего пространства» — практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения. | Методические рекомендации «Организация закаливающих процедур в домашних условиях» Анкетирование «Культура здоровья в детском саду» | Создание с детьми алгори. «Правила в картинках – правильная осанка» Создать стенд из детских работ. |
Октябрь | Презентация «Кожа – помощница» Цель: сформировать представление детей о защитной функции кожи человека ; закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей. Чтение худ. литературы: Н. Кнушевицкая «Кожа»; Г.Юдин «Микробы» Беседа «Первая помощь при порезах, ушибах и царапинах» Цель: учить детей правильно реагировать на небольшие травмы и умению оказать первую помощь. | Методические рекомендации: «Игра – как средство здоровья сбережения ребёнка». | Консультации: «Здоровые дети – в здоровой семье» « ОРВИ и грипп» Выставка рисунков детей и родителей «Наша здоровая и спортивная семья». | Д\И «Лабиринты здоровья». Задачи закрепить знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картину целиком, мысленно строить маршрут «путешествия» . Материал: карточки с изображением лабиринтов. Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела , для которой он предназначен. Объяснить , как и для чего используется данный предмет. |
Ноябрь | Игра «Дышите – не дышите» Цель: дать знания о строении органов дыхания, о значении чистого воздуха для здоровья человека. Экспериментирование. Опыт «Много ли воздуха в лёгких?» Цель: показать необходимость упражнений, увеличивающих объём лёгких. Чтение х/л « «Как стать Неболейкой» Н.Семёнова | Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья» | Спортивный праздник « Папа, мама и я – спортивная семья» Привлечь родителей к делу воспитания здорового ребёнка , помочь улучшению микроклимата в семье. | Изготовление с детьми схем «Точечный массаж». |
Декабрь | Беседа «Микробы и вирусы» Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. С\Р игра «Больница (лаборатория) Цель: Познакомить детей с профессией – лаборант, закрепить знания о возбудителях болезней и способах борьбы с ними. Экспериментирование. Опыт «Можно ли снег есть снег и сосульки?» Цель: на опыте показать детям , что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы. | Практические рекомендации на тему: «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка» | Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка» Беседа «Выходные на свежем воздухе с ребёнком» | «Создание своей лаборатории в группе» — подбор игрового оборудования, изготовление совместного с детьми атрибутов к игре. |
Январь | Беседа «Что происходит, когда мы едим?» Цель: ознакомить детей с значением и работой пищеварительной системы организма. Чтение х/л Н.Кнушевицкая «Зубы», «Желудок»; Р.Корман и Л.Либерман «Эта вредная еда». Д\И «Полезная и вредная еда» | Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» | Консультации: «Вкусно и полезно ли?» «Если ваш ребёнок – аллергик» Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения» | Д\И «Вредно – полезно» Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание , логическое мышление , грамматически правильную речь. Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью фишки – картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации Описание: 1.Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющихся полезными. Вариант 2. Ребёнку предлагаются карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на их фишками – картинками, соответствующими условиям заданной ситуации. |
Февраль | Беседа «Режим дня» Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. С\Р игра » Детский сад » (режимные моменты) Цель: показать в игре , как соблюдается режим дня в д.саду, подчеркнуть его важность. Чтение х/л О.Иваненко «Спокойной ночи» Цель: уточнить значение сна для здоровья человека» | Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» | Консультации «Лечебная гимнастика» «Стоп – грипп» Организация фотовыставки «Движение – жизнь» Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье!» | Д\И «Что сначала – что потом (режим дня) Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснить свои действия. Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определённого периода суток. Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснив при этом свой выбор. |
Март | Беседа «Если хочешь быть – закаляйся!» Цель: Закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека. Чтение х/л С. Михалков «Мимоза» Цель: дать представление о закаливании, о профилактики простудных заболеваний. Д\И «Оденься правильно» Цель: Продолжить знакомство со свойствами одежды в разные сезоны. | Консультация «Слагаемые здорового образа жизни» | Консультации: «Влияние природных факторов на закаливание». Конкурс для родителей: «Проект по оборудованию участка для двигательной активности детей» | Лепка «Спортсмены» — учить изображать человеческую фигуру в движении, правильно соблюдая пропорции. |
Апрель | Беседа «Осанка – стройная спина» Цель: познакомить детей с правилами сохранения правильной осанки. | Консультация: «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека». | Консультации: «Культурно – гигиеническое воспитание в семье» «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей». | Создание фотоальбома семейных плакатов: «Моя семья и спорт» |
Май | Итоговое ООД «Поможем Буратино стать здоровым» Выставка детских рисунков «Как мы укрепляем здоровье!» Беседа «Правила поведения на воде» Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде. | Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ». | Консультации: «Здоровый образ жизни в семье» «Осторожно, клещи! Консультации: «Летний отдых». | Оснащение участка группы для развития двигательной активности детей в летний период. |
В течение года | Привлечение родителей воспитанников к изготовлению игр и материалов для обогащения центра здоровья своими руками. | |||
Май | День открытых дверей. Презентация Центра здоровья | |||
Презентация отчета работы по теме самообразования |
Литература:
1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;
2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;
4. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М. :Школьная Пресса, 2006г.;
5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;
6. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» — Москва, Гуманитарный издательский , 2004г.;
7. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;
8. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;
9. Ресурсы сети Интернет, точка доступа: www.refoteka.ru.
План самообразования Тема: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном обучении»
План самообразования
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном обучении»
Цель:
повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий; внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.
Актуальность:
В Конституции Республики Казахстан, в Законе «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан», в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева подчеркивается важность решения задач, связанных с сохранением здоровья граждан Казахстана, реализация которых, несомненно, должна начинаться еще с дошкольных организаций (Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан», Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года, Концепция государственной политики в системе образования, Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан др.).
Здоровье — один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:
· Закон РК «Об образовании».
· Закон РК «О физической культуре и спорте».
· Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»[1].
В послании президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана говорится, что «здоровье народа – это неотъемлемая составляющая успеха Казахстана в достижении своих стратегических целей…» [2]. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Дошкольный возраст – это уникальный возраст для развития личности, из всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируется представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное психическое и физическое развитие. В настоящее время стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей: несовершенство деятельности медико — психолого — педагогической службы дошкольного учреждения; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное, творческое развития детей, отсутствия режима дня в семье, перегруженность групп); отсутствие материально- технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно- образовательного процесса. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения ( комплексы дыхательной гимнастики, подвижные игры, физкультминутки)
3. Направить жизнедеятельность детей в школе в классе предшкольной подготовки на сохранение и укрепление здоровья.
5. Систематизировать изученную литературу.
4. Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.
Личный план воспитателя
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | Отчет о выполнении |
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | «Быть здоровыми хотим» М. Ю. Картушина. Москва 2004г. «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева. Ростов – на – Дону 2005г. «Спортивные праздники в детском саду» З. Ф. Аксенова. Москва 2003г. «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» А. С. Сундукова М. : АРКТИ. 2010г. стр. 104. «Парная гимнастика» Т. Э. Токарева. Издательство «Учитель» 2009г. «Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет» Е. К. Воронова. Издательство «Учитель» 2010г. Алимжанова Г.Д. Формирование здорового образа жизни детей в условиях гуманизации образовательного процесса / . — Алматы : Б. и., 2004. — 54 с. Бейсенбаева А.А., Шокыбаев Ж.А, Катпаева Л.М. «Здоровый образ жизни и воспитание молодого поколения» // Вестник «Педагогические науки» — 2013- № 4 –С.114. | Повышение знаний, сбор материала | |
Работа с детьми | В течении года | Беседы о здоровье | Учить детей охранять и укреплять свое здоровье | Фотоотчет |
Ежедневно | Гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастики | В целях укрепления организма В качестве развития моторики | Фотоотчет | |
В течение года | Музыкотерапия, сказкотерапия | Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность. | Фотоотчет | |
Ежедневно | Организация подвижных игр Проведение физкультурных занятий (в течение года) | Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения. | Фотоотчет | |
Ежемесячно | Самомассаж | Формировать навыки здоровьесбережения | Фотоотчет | |
в течении года | Проведение динамических пауз во время занятий | В качестве профилактики утомления | Фотоотчет | |
в течение года | Проведение релаксации | В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы | Фотоотчет | |
каждый день | Проведение утренней гимнастики. Динамических пауз. | В целях укрепления организма | Фотоотчет | |
Работа с родителями | Октябрь | Индивидуальные беседы с родителями по теме «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» | Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» | Папка-передвижка |
Ноябрь | Консультация для родителей «Берегите глазки» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | доклад | |
Январь | Консультация для родителей «Агрессивные дети» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | Конспект | |
Февраль | Консультация для родителей « Что такое подготовка к школе?» | Конспект | ||
Март | «Условия здорового образа жизни в семье» | Анкетирование родителей | Анкета | |
Апрель | Консультация для родителей «Как сформировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» | Предоставление родителям педагогической информации по данной теме | доклад | |
Самореализация | Октябрь | Продолжение изучение программы по образовательной области «здоровье» | Повышение знаний, сбор материала | |
Январь | Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» Анализ заболеваемости в зимний период | Повышение знаний, сбор материала Сбор аналитической информации | ||
Май | Работа с методической литературой | Повышение знаний, сбор материала |
Литература:
1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, приказ МОН РК от 12 августа 2021 года №499
2. Методические рекомендации по профилактике детского травматизма.2018г.
3. «Дошкольное воспитание», научно- методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва
4. Методические рекомендации «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ОУД возрастной группы дошкольной организации». – Астана, 2021.
5«Здоровье дошкольника», научно- практический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва
6. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику». — М.: Эксмо, 2008
7.Алимжанова Г.Д. Формирование здорового образа жизни детей в условиях гуманизации образовательного процесса / . — Алматы : Б. и., 2004. — 54 с.
8. Бейсенбаева А.А., Шокыбаев Ж.А, Катпаева Л.М. «Здоровый образ жизни и воспитание молодого поколения» // Вестник «Педагогические науки» — 2013- № 4 –С.114.