Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста; (старшая группа)
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоногорская основная общеобразовательная школа имени С.С.Васильева» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Согласовано: методист дошкольного образования: /Заровняева Г.П./ Протокол Дата: Утверждаю: директор школы: /Шамаева Т.Д./ Приказ Дата: План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста; (старшая группа) на учебный год 1
2 План по самообразованию воспитателя Васильевой Анны Васильевны. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей. Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; Задачи: — совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; — учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; — учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам; — развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта. 2
3 Месяц Тема Содержание работы Практический выход Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Теремок», «Бабушка Таал- Таал», Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный Памятки для родителей по обучению связной речи. родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико грамматическими), влияющими на развитие речи детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. 3
4 Февраль Март Апрель Работа с загадками. Составление загадок. развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. Конкурс чтецов. Май Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. 4
5 Список использованной литературы: 1..Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.м., Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, К.И.Васильева Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго тыл оонньуулара Боро5он Гоголева С.В. Егорова Е.И.Обучение связной русской речи в якутских д/с Якутск Васильева К.И. Кердеех остуоруйалар Дьокуускай:Бичик, Алексеева М,М, Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» Москва Л.М.Денякина, И.И.Стукалова Сказки как средство нравственного и речевого развития дошкольников Я Т.Н.Караманенко, Ю.Г. Караманенко Куколный театр дошкольникам Москва «Просвещение»1982 5
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;