Конспект занятия с презентацией «Звук и буква Т» Резяпова Ксения Александровна
автор: Резяпова Ксения Александровна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1» г. Саров
Конспект занятия с презентацией «Звук и буква Т»
Тема:
«Звук и буква Т»
Задачи:
- Закрепить изученные звуки и буквы.
- Учить выделять звук «Т» в конце слова.
- Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «буква».
- Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами.
- Формировать графические навыки.
- Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
Оборудование:
презентация, кассы букв.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Попросить детей назвать звук по артикуляции. («А-У-О-Ы- Э-И».)
2.Упражнение «Какой звук?».
- «А», «О», «У», «И», «Э», «Ы» — какие это звуки? Почему? (воздушная струя не встречает преграду(зубы, язык губы), поется)
- «М, «П», «Т» — какие это звуки? Почему? (воздушная струя встречает преграду(зубы, язык губы), не поется)
Характеристика звука Т (согласный, глухой, может быть и твердым и мягким)
3.Упражнение «Сколько звуков?».
- Послушай: «АТ» — сколько звуков я произнесла? (2.)
- Какой первый звук? Какой второй звук? (Так же слоги УТ, ОТ, ЭТ, ИТ, ЫТ.)
4.Упражнение «Что получится?».
Рассмотреть пару картинок утка — тумбочка. Предложить детям выделить первые звуки слов и составить их вместе.
- Первый «У», второй — «Т». Что получится? И т.д., чтобы получились слоги AT, ОТ, ЭТ, ИТ.
5.Упражнение «Повтори чистоговорку и подбери картинку».
Проговорить с детьми чистоговорки (хором и индивидуально) и попросить подобрать подходящую картинку.
- Ат-ат-ат — мы едим салат.
- От-от-от — мы выпили компот.
- Ит-ит-ит — в море плывет кит.
- Эт-эт-эт — в доме зажгли свет.
6.Упражнение «Где звук „Т?».
По картинкам предыдущего упражнения определить позицию звука «Т» в словах: салат, компот, кит, свет.
7.Игра «Повтори, не ошибись».
Предложить детям повторить строчку слов, подобрать соответствующие картинки и поставить их в заданном порядке:
- Кот — кит — бегемот.
- Салат — халат — салют.
- Свет — билет — бант.
Задать вопросы:
— Скажите, где в слове «кот» («кит», «бегемот» и т.д.) слышится звук «Т»?
- Физкультминутка.
От-от-от — шагает бегемот. | Дети шагают медленно, вперевалочку. |
Ут-ут-ут — дружно все плывут. | Имитируют движения пловцов. |
Ут-ут-ут — праздничный салют. | Имитируют салют в небе. |
Ат-ат-ат — идем мы на парад. | Маршируют. |
9.Игра «Колодец».
На магнитную доску выложить в столбик карточки с буквами А, У, О, И, Э, Ы. Карточку с буквой Т прикрепить на картинку с изображением ведра. Опускать «ведро» в «колодец» справа от букв. Читать полученные слоги.
10.Работа с кассами букв.
Предложить детям выложить слоги на слух AT, УТ, ИТ, ЫТ, ЭТ, ОТ и прочитать их.
11.Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей напечатать по одному слогу каждого образца.
Конспект занятия с презентацией «Звук и буква Т» Резяпова Ксения Александровна
Уточнить артикуляцию звуков [т—т’], упражнять в их дифференциации; закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах; расширять словарь детей словами-антонимами; работать над обобщенным значением слов; ознакомить детей с образом буквы Тт; закреплять образы букв; готовить руку к письму.
Оборудование.
Зеркала, схема для разбора артикуляционных звуков, набор картинок, звуковые домики, панно букв, листы бумаги с изображением двойных линий, карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
I. — Сегодня мы познакомимся с двумя мальчиками. Их зовут Тим и Том. Давайте определим, сколько слогов и какие звуки звучат в их именах.
Тим — О. первый звук [т’], второй — [и], гласный, третий — [м], согласный, твердый.
Том — О, первый звук [т], второй — [о], гласный, третий — [м], согласный, твердый.
Педагог просит повторить первые звуки в именах мальчиков ([т1] и [т]).
— С этими звуками мы сегодня и будем знакомиться.
II. 1. Артикуляция звуков.
Анализ по схеме.
Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка при произнесении звука [т] смыкается с верхними зубами, при произнесении звука [т’] кончик языка опущен и упирается в нижние зубы, голосовые связки не вибрируют.
Характеристика звуков.
Звуки [т—т’] — согласные, бывают мягкие и твердые.
III. 1. Дифференциация звуков [т—т’] в игре «Замени звук».
Тим любил слова с мягким звуком [т’], а Том — с твердым звуком [т]. Стоит одному произнести слово с твердым звуком [т], как другой тут же заменял его на мягкий [т’]. И наоборот. Например: брат
—
брать.
Какое слово произнес Тим, а какое Том? Почему вы так думаете?
Том сказал шест,
а Тим — …
(шесть).
Тим сказал жесть,
а Том — …
(жест).
Педагог обращает внимание, что с изменением звука меняется значение слов. Просит объяснить значение слов и составить с ними предложения.
Игра «Было-стало» на употребление слов-антонимов.
— Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был
тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.
Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.
Тополь был тонким,
стал … (толстым); был
низким,
стал …
(высоким);
был
молодым,
стал … (старым). Веток было
мало,
стало … (много). Ветки были
короткие,
стали …
(длинные).
Кора была
гладкая,
стала
… (шероховатая).
Листья были
маленькие,
стали
… (большие),
были
мокрые,
стали … (сухие), были
светлые,
стали …
(темные).
4. Работа над обобщенным значением слов (транспорт).
— Том и Тим жили в большом городе. Они знали весь городской транспорт. А слово транспорт
особенно нравилось Тому. Почему? (Какой первый и последний звуки в этом слове?)
Дети, какой городской транспорт вы знаете? (Трамвай, троллейбус, такси, автобус, метро)
Педагог просит определить место звука [т] во всех словах.
— Кому из мальчиков нравились все эти слова? (Тому. Во всех словах звук [т] — твердый)
IV. 1. Знакомство с буквой Тт.
Звуки [т—т’] на письме обозначаются буквой Тт, которая живет по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка слева).
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).
V. Упражнение «Трамвай» на подготовку руки к письму. Упражнять в проведении линий (слева направо), стараясь не отрывать руки от листа и не выходить за намеченный контур.
На всей площади листа изображены двойные извилистые линии (рельсы трамвая). Линии непрерывные.
— Эти линии — рельсы трамвая. Вы пройдете весь маршрут, ведя карандашом линию внутри рельсов. И вы не должны заходить за контуры линий.
Трамвай должен быстро доставить пассажиров из города (условное изображение — домик) в парк (условное изображение — елочка). Поэтому вашим трамваям разрешается не делать остановки. Но если ваша рука устанет, то вы сделаете остановку и пометите ее кружком.
Примечание.
Анализ выполнения данного задания поможет воспитателям установить индивидуальные различия в мышечной выносливости руки детей. В соответствии с полученным результатом педагоги намечают индивидуальную работу с детьми.