Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в театр»


Роль театра в жизни дошкольника

Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение.

Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка, общение с близкими ему взрослыми и детьми. Поэтому и дома и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие. Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.

Эстетическое воспитание имеет существенное значение. Впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти.

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства — это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Артисты театра, педагоги проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.

Еще в холле театра можно увидеть выставку детских рисунков,макеты спектаклей, сказочных персонажей.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.

Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

С ребенком двух-трех лет можно довольно интересно и, что важно, с пользой провести время.

Путешествие в мир сказки и волшебства лучше всего начать с кукольного театра. Основой репертуара кукольного театра является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная. Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа.

Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь смеяться, и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев. В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей. Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла.

Ребенок знакомится с лучшими произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Петра Павловича Ершова, Ганса Христина Андерсена, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака.

Таинственное, волшебное, смешное, грустное и непременно доброе — вот суть и форма спектаклей детских театров.

Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.

Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Одной из самых сложных форм театральной постановки считаются мюзиклы.

Композитор не только написал музыку, но и сделал оркестровую фонограмму, что, разумеется, обогащает звучание мюзикла.

Мюзиклы разработаны и созданы с учетом детского восприятия, а значит, дети не утомляются от музыки, с интересом работают над своей ролью и получают огромный простор для собственного творчества.

Здесь сплавляются воедино и вокальное искусство, и театральная игра, и пластика.

Мгновенный переход от разговора к песне, от песни к танцу — это так естественно для ребенка. А мюзикл на этом и построен.

Такие музыкальные спектакли станут большим событием и для детей, и для педагогов, и для родителей.

Музыкальный театр для детей представлен разнообразием жанров — балеты для детей, музыкальные комедии и мюзиклы создавали и создают ведущие композиторы современности — Тихон Хренников, Эдуард Колмановский, Александр Чайковский, Ширвани Чалаев и другие: сказки «Муха Цокотуха», «Царевна Лягушка», «Дюймовочка».

Литература:

1. Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам/Сост. Иванова И. И. Ростов н/Д:2009.

2. Медиаобразование № 5 2005. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики.

3. Цукасова Л. В., Волков Л. А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. Изд.3, доп. М., 2009.

4. Т. Н. Караманенко Кукольный театр в детском саду. М., 1960.

Что такое театр. /Рассказ о театре для детей и их родителей/

Что такое театр.

/Рассказ о театре для детей и их родителей/

Музыкальный руководитель Сорокина Маргарита Александровна детский сад №1341

Славная штука, театр. Знаете ли вы, что это такое? Что значит театральное искусство? Кто такие актеры? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения?

Сейчас я объясню вам по порядку.

Вы покупаете билет и идете в театр, смотреть представление. У дверей зрительного зала вас встречает служащий театра –капельдинер.

У него в руках
программа
сегодняшнего
спектакля.
Программа – это значит листок, на котором напечатано всё, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, кто сочинил и как называется пьеса.

А спектакль – значит зрелище, которое представляют актеры, или как их чаще называют, артисты.

Вас приглашают в вестибюль, где зрители снимают пальто, шляпы, оставляют зонтики на хранение служащим, которые, повесив ваши вещи, выдают номерок

Капельдинер приглашает в зал, показывая на ближайшую дверь

в зрительный зал

. Предлагает бинокль, для того чтобы лучше разглядеть то, что заинтересовало вас, но находится на далеком расстоянии.

В зрительном зале публика сидит со всех сторон, кроме одной, куда обращены взоры всех зрителей.

Внизу, посередине, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером

, что в переводе с французского означает – на земле.

По бокам внизу – ложи

, что переводится как «помещения» В каждой такой ложе, то есть огороженном местечке, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож называется
бенуаром
,

Он обычно на одной высоте со сценой. Ложи что над бенуаром образуют бельэтаж

. Ряд мест над ними носит название
балкона
, места же над балконом называются
галереей
. Или по старинному –
раёк
, так как выше этих мест в театре, как выше рая на небе, ничего уже нет.

Там, куда обращены взоры публики, висит, матерчатый занавес.

За ним скрывается сцена,

то есть место, где представляют пьесу.

Обратите внимание на свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается ряд лампочек, называемый рампой

. Спектакль начинается, как только занавес поднимется или раздвинется. Потому что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

В древности греки первыми открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии

, так и смешные, называемые
комедиями.
После третьего звонка

свет в зрительном зале погас и виден только перед занавесом да слегка в оркестре (

пространство перед сценой
)
посреди оркестра появился
дирижер
, то есть управляющий музыкантами. Дирижер постучал палочкой: внимание! Всё притихло. Он взмахнул палочкой, и началась музыка. Это
увертюра,
что в переводе с французского означат «открытие»

Занавес заколебался, взвился, открыв перед зрителями сцену!

Вы словно перенеслись в другой мир! И начался спектакль!

За кулисами

У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадем, то, скорее всего, встретим режиссера

театра.

Режиссер для актеров, то же что и дирижер для музыкантов. Но он не только управляет всем спектаклем, но и, можно сказать, создает его. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актерами. Далее проверяет, хороши ли в пьесе роли,

то есть слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актеры. Затем он составляет план постановки, решая в каких декорациях, в каком освещении, в каком темпе (т.е с какой быстротой), распределяет роли и назначает
репетиции –
примерное исполнения роли. Репетиций бывает много ежедневно с11часов до 16 часов вечера. Ещё артистам нужно выучить слова роли, прорепетировать игру перед зеркалом.

Но работа по подготовке спектакля идет не только на сцене, работа во время репетиций кипит и в соседних помещениях, и в ней участвуют: художник-декоратор

со своими помощниками.

Висячие декорации

— занавеси — называются в театре «задниками», «арками», «сукнами». А вот прислоненные к стене декорации — они на самом деле складные – называются «павильонами». Декорации часто называют кулисами, поэтому и стали в театре про тех, кто находится на сцене, но скрыт декорациями, говорить, что они «за кулисами». Искусство декоратора трудное, но, прежде всего, нужно быть талантливым художником.

Бутафор

– ещё одна важная профессия в театре. Мастерская бутафора с первый момент напоминает магазин игрушек или оружейный склад, а то и лавку старьевщика. Бутафор – то есть делающий искусственные вещи – бутафорию – он должен быть и мебельщиком, и скульптором, уметь лепить из глины, быть кузнецом и столяром, и живописцем по стеклу- и специалистом по реквизиту, то есть тем вещам, которые приносят на сцену во время спектакля. Хороших бутафоров мало в мире, и ими очень дорожат в театре.

Костюмер

с целым штатом портных. А костюмерная! Здесь есть чем полюбоваться. На сцене представляют разные пьесы: и исторические, где действуют люди прошлых веков; и фантастические, а попросту сказочные для которых костюмы нужно специально сочинять. Для костюма рисуют, прежде всего эскиз (набросок), в котором сочиняют фасон – покрой, цвет и отделку костюма. Эскизы передаются портным, и по ним они шьют точь -в — точь то, что нарисовано. Таких костюмов накапливается в театре очень много. Их надо содержать в большом порядке.

А теперь заглянем в уборную актера

.

Столик, на нем зеркальце, краска, пудра, вазелин. Какие то волосы, парики, перед столиком стул, на стенке вешалка с платьем. Вот и всё. Комнатка крохотная, а вещи здесь творятся превеликие. Здесь и происходят с актерами превращения в героев пьесы. А как? здесь лежат краски на столике? Это так называемые гримировальные краски. Ими актеры расписывают себе лица для того, чтобы стать похожими на тех, кого надо изобразить на сцене по роли. Искусство придавать своему лицу другой вид и выражение посредством красок, клея, искусственных волос называется гримом.

И помогают актерам в этом театральные
гримеры и парикмахеры.
Я перечислила не все профессии, которые есть в театре.

Когда же, наконец, всё к спектаклю готово, режиссер назначает «генеральную репетицию, которая происходит в декорациях, костюмах, гриме, — совсем как настоящий спектакль, только без публики. Первое представление пьесы носит название премьера

( по — французски это означает – «первый раз»). И на неё, как правило, все билеты бывают проданы, так как это новинка для любителей театра – театралов.

Ну, вот закончилось наше путешествие в театр. И какое это великое счастье приобщится к этому искусству.

Ходите в театр! Любите театр!

/ Материал составлен по книге для детей «Что такое театр»

Н. Н. Евреинова /

Зарождение театра

Слово «театр» имеет греческие корни. Оно означает какое-либо зрелище, а также место для него. Игра является основой театрального искусства и одним из ее элементов. За самыми ранними этапами развития театральных постановок стояли священные обряды, игры первобытных людей. Действующими лицами таких игр являлись духи – добрые и злые. Участники действия использовали пантомиму, сопровождая ее музыкой и танцами.

Местом зарождения театра принято считать Древнюю Грецию. В V веке до н. э. театральные представления стали частью религиозных праздников. Известно о массовых гуляниях в Афинах, шествиях по городу со статуей Диониса, которые сопровождались играми, песнями и танцами. Из этого следует, что история древнегреческого театра зарождалась как некая форма художественной самодеятельности для определенного количества зрителей.

Далее первые деятели театра стали ставить трагедии, а комедии появились значительно позднее. Особенность театральных представлений того времени было то, что пьесу представляли всего один раз, поэтому авторы старались создать интересные произведения. Драматург не только писал пьесы и выступал в роли актера, но и был режиссером, ставил музыку и танцевальную часть. Даже сейчас понятно, насколько это были талантливые люди. Их имена знает весь мир:

  • Эсхил;
  • Софокл;
  • Еврипид;
  • Аристофан;
  • Аристотель.

Каждый из них внес вклад в развитие театрального искусства, благодаря хорошему образованию и творческим способностям. Некоторые из произведений сохранены до сих пор.

Античный театр, актеры и зрители

Интерес вызывает место, где происходило действие. Греческий театр был огромным по размеру и находился под открытым небом. Он мог одновременно вместить до 44 тысяч человек. Изначально для зрителей сконструировали деревянные настилы, на них можно было присесть во время действия, затем их заменили на каменные.

Позже, в IV веке греки построили свой первый каменный театр. В роли актеров выступали только мужчины. Мимикой не пользовались, потому как на лица актеров были одеты гротескные маски. Основное внимание лицедеи уделяли одежде и движениям.

Вход был платным, но стоил недорого. Примечательно, что некоторые правители предоставляли право посетить представления и бедным жителям города. Нередко посмотреть зрелище приходили рабы, а заключенных для этой цели выпускали из тюрьмы. Эмоции зрители выражали по-разному. Когда представление приходилось по нраву, они аплодировали и громко восхищались, в противном случае топали, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них тяжелые камни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]