Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Цветы»


Конспект занятия по развитию речи «Первые весенние цветы»

подснежник
пролеска
весенник
медуница
крокус
нарцисс
одуванчик
ветреница

Подснежники — самые первые цветы. Они появляются из-под снега ранней весной. Цветки — крупные, белые. Листья – крупные. Цветет в феврале-марте. В лесу под деревьями еще лежит снег, а эти нежные цветы уже цветут, радуясь солнышку и весне.

Это растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик» Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. А название этого цветка – медуница.
Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели. Листья – крупные. Цветет в апреле.
Название следующего цветка сразу ветер напоминает. Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький, тонконогий, нежный цветочек. Это небольшое растение с белым, как звездочка,цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляютсясемена. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается отмалейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота. Цветки – мелкие. Листьямелкие.Цветет в апреле.

Одуванчик получил своё название из-за необычайной легкости. Это одно из обыкновенных растений. Очень часто встречается всюду: по лугам, полянам, опушкам, огородам, вдоль дорог, у жилья, на пустырях и как сорняк в посевах. Цветки – крупные, желтые. Листья – крупные. Цветёт с конца марта по июнь, осенью нередко зацветает вторично. Корни одуванчика применяют в медицине. Он хороший медонос.

Самые первые цветы, просыпающие после зимы – пролески. Их многие называют голубые подснежники, так как период цветения совпадает. Раннее цветение побуждают людей использовать цветы для срезки. Поэтому, они относятся к вымирающему виду и занесены в Красную книгу.

Весенник, другое название эрантис, в переводе с греческого означает «весенний цветок».Цветки обычно желтые и появляются одними из первых весной уже в конце февраля.
Листья эрантиса темно-зеленые, сильно рассеченные. Цветки одиночные, темно-желтые, диаметром до 3 см.Продолжительность цветения две-три недели.
Разноцветные крокусы, появляясь на снежных проталинах вместе с подснежниками и сциллами, приносят в сад весну и говорят нам — конец зиме. Характерной особенностью крокусов является отсутствие надземного стебля. Соцветия довольно крупные, направленные вверх. Цветки крокусов в момент зацветания напоминают бокалы. Встречаются цветы сбелыми, лиловыми, сиреневыми,фиолетовыми, желтыми, оранжевыми, розовыми лепестками. Не бывает только чистокрасных.

Цели

Лексическая работа: познакомить детей с употреблением слов в переносном значении.

Формирование грамматического строя речи: развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом.

Воспитание звуковой культуры речи: развивать умение детей выделять звуки в начале, середине и конце слова; умение выклады­вать звуковую схему слова.

Развитие связной речи: развивать умение детей составлять рас­сказ по картинке с использованием плана.

Развитие социальных навыков: развитие умения работать в ко­манде, договариваться и сотрудничать друг с другом.

Материалы для занятия

♦ Семейные фотографии детей, принесенные из дома, на кото­рых они вместе с родными изображены на фоне цветов, весен­него пейзажа.

♦ Карточки небольшого формата (7×7 см) с изображениями лу­говых, полевых, лесных и садовых цветов — по количеству де­тей.

♦ Картинки формата А5 или А4 с изображениями цветов.

♦ Круги красного, синего и зеленого цвета для составления зву­ковой схемы слова — для каждого ребенка, и один комплект большего размера — для работы на фланелеграфе или магнит­ной доске.

Ход занятия

Часть 1

Введение. Разбивка на команды с использованием игры «Найди свою группу»

Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать одну из разложенных на столе лицевой стороной вниз карточек. На кар­точках изображены цветы и травянистые растения, причем подбор их должен быть примерно одинаковым: 5 лесных (ландыш, коло­кольчик, крапива, подснежник, хмель), 5—6 луговых (ромашка, одуванчик, зверобой, лютик, клевер, кипрей), 5 полевых (василек, пырей ползучий, полевой мак, подорожник, цикорий), 5 садовых (астра, гладиолус, тюльпан, роза, гвоздика). Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки и разбиться на четыре подгруппы. Принцип разбивки не оговаривается, детям предостав­ляется самостоятельность. После того как команды созданы, воспи­татель просит детей каждой из них объяснить, почему они объеди­нились.

Часть 2

Воспитание звуковой культуры речи. Выделение звуков в слове. Составление схемы слова

Воспитатель:

— У вас получились «цветочные» команды. Им сегодня предла­гаются разные задания.

Первое задание связано с названиями ваших цветов. Я поме­щаю картинки с этими цветами на нашу магнитную доску. Ваша задача — найти среди названий цветов и трав те, в названиях кото­рых есть звуки:

«с» — подснежник, астра, гладиолус; «сь» — василек;

«р» — крапива, ромашка, подорожник, зверобой, клевер, астра, роза;

«рь» — цикорий, пырей, кипрей;

«л» — колокольчик, ландыш, гладиолус;

«ль» — колокольчик, лютик, хмель, василек, тюльпан.

Помимо называния слова дети должны указать, где (в начале, середине или конце) находится указанный звук. Каждый правиль­ный ответ отмечается фишкой.

Воспитатель:

— Молодцы, с этим заданием справились прекрасно. А теперь вас ожидает работа по составлению звуковой схемы слова. Команда полевых цветов составляет схему слова «василёк» — каждый на сво­ём месте, а Миша — на доске; команда луговых цветов составляет схему слова «лютик» — каждый на своем рабочем месте, а Света — на доске; команда лесных цветов составит схему слова «ландыш», приглашаю к доске Диму; команда садовых цветов составляет схему слова «тюльпан» — Маша сделает это на доске.

При составлении схемы слова дети обозначают красными фиш­ками гласные звуки, синими — твердые согласные, зелеными — мягкие согласные.

Каждая схема разбирается и проверяется всеми детьми совме­стно. Правильно выполненные задания отмечаются фишками.

Часть 3 Словарная работа

Воспитатель:

— Молодцы, а теперь давайте вспомним, почему распускаются цветы весной, почему весной пробуждается вся природа? Правиль­но, потому что весной на землю попадает больше солнечных лучей. Мы еще говорим «теплое солнышко». Что означает это выражение? Что на улице стало теплее.

А про что еще можно сказать «теплый»? Теплый день, теплая шуба, теплый шарф и т.д. А еще говорят «теплые отношения». Что означает эта фраза? Послушайте стихотворение:

— Мне не хватает теплоты, — Сказала мама дочке.

Та удивилась:

— Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Как вы думаете, о какой теплоте говорила мама девочки? Пра­вильно, она имела в виду душевную теплоту. А девочка поняла ее? Нет, наверное, у дочери не было душевной теплоты в отношении к своей маме. Я уверена, что вы любите своих родителей, относитесь к ним с душевной теплотой.

Поэтому я попросила вас сегодня принести свои семейные фотографии, где вы вместе с родителями — папой или мамой — сфотографированы на фоне весеннего пейзажа, цветов. Сейчас я прошу вас рассказать о своих фотографиях.

Часть 4 Творческое рассказывание с использованием фотографий

Воспитатель просит детей составить рассказ, придерживаясь плана:

• Когда была сделана эта фотография?

• Где она была сделана? Опиши местность, изображенную на фотографии.

• Кто изображен на фотографии?

• Опиши внешность своих родителей и черты их характера.

• Вспомни, что произошло, когда была сделана фотография.

• Расскажи о том, что происходит за рамками этой фотогра­фии: кто вас фотографирует, кто еще был с вами в этом месте, как вы проводили время?

При составлении рассказов воспитатель побуждает детей при­менять образные выражения, сравнения, просит их вспомнить те ощущения, чувства, которые они испытывали в тот момент, когда была сделана фотография. Самые интересные рассказы отмечаются фишками. Если есть возможность — сделать аудиозапись рассказов детей или записать их от руки, а затем дать прослушать или прочи­тать родителям.

После выслушивания рассказов воспитатель просит детей под­вести итоги занятия, подсчитать заработанные фишки и оценить свою работу и работу своей команды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]