Возрастные нормы развития речи в 2—3 года
Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша.
Нормы речи у детей 2—3 лет:
- Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
- Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
- Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
- В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
- Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
- Малыш понимает обращение к нему взрослого.
- Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
- Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
- Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.
Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.
Совет В возрасте 2—3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.
От автора
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).
Конспект НОД по развитию речи в ясельной группе «Наши домашние животные».
Конспект НОД по развитию речи
в ясельной группе «Наши домашние животные».
Задачи: расширять знания детей о домашних животных; обогащать словарь, называть животных и действия (понятие «домашнее животное» – в пассивном словаре); продолжать учить строить предложения, отвечать на вопросы; побуждать проявлять активность и
самостоятельность.
Материал: мешочек с игрушками – животными ( корова, лошадь, собака, кошка, коза, свинья).
Ход занятия
Воспитатель подзывает детей, спрашивает: «Посмотрите, ребята, что это за волшебный мешочек у нас тут лежит, кто это в нём спрятался?» Раздаётся голос: «Мы! Мы!» «Кто это?»
Заглядывает в мешочек, удивлённо спрашивает: «Кто здесь царапается? Ребятки, как вы думаете?»
Кошка
На балконе за окном Черно-белое пятно. То калачиком, то боком, Наблюдает солнце оком. Ушки, глазки, хвост и лапки, Это кошка Цап-царапка. — У кошки ребенок называется — котенок. Котенок говорит: «Мяу-мяу». Скажите так, как говорит котенок.
Воспитатель достаёт игрушку, просит назвать, кто это. Корова
У коровы есть рога И копыта на ногах. Травушку она жует, Деткам молочко дает. — У коровы ребенок называется — теленок. Теленок говорит: «Му-у-у». Скажите так, как говорит теленок.
Слышится другой голос: «Иго-го!». «Кто это?» Лошадь
У лошадки длинногривой Нрав веселый и игривый. Сено съест она сейчас, Да и покатает нас. — У лошади ребенок зовется — жеребенок. Жеребенок говорит: «и-го-го». Скажите так, как говорит жеребенок.
Воспитатель достаёт лошадку и предлагает ребёнку взять игрушку, задаёт вопросы: «Кто видел лошадку? Кто катался на лошадке? Какая она была?» Поощряет инициативу детей, их желание ответить самостоятельно.
Воспитатель продолжает: «Кто ещё с нами рядом живёт? Гав! Гав! Гав! Кто
это? Собачка Жучка. Что она просит у ребят? Косточку. Собака
Косточки собака гложет, Злых людей кусает тоже – Чтобы не забрался вор, Сторожит и дом и двор. -У собаки детеныш называется — щенок. Щенок говорит: «гав-гав». Скажите так, как говорит щенок.
Воспитатель заглядывает в мешочек: «Кто же это у нас здесь еще?» Коза
Козочке прыгучей, Озорной, бодучей, Нравится украдкой, Есть капусту с грядки. — У козы ребенок зовется — козленок. Он говорит: «Ме-е-е». Скажите так, как говорит козленок.
Воспитатель продолжает: «Кто же это у нас в мешочке остался?» Свинья
У грязнули — свинки На спине щетинка, На мордашке пятачок, Сзади тонкий хвост-крючок. — У свиньи ребенок зовется — поросенок. Поросенок говорит: «хрю-хрю». Скажите так, как говорит поросенок.
Всё это, ребята, домашние животные».
В конце занятия можно предложить поиграть с игрушками-животными:
построить им домики, покормить, одновременно задавая вопросы:
«Что любит»», «Чем будем кормить». Воспитатель поддерживает и поощряет
инициативу детей.