Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Ольга Копылова
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Ме-сяц Название произведения Программные задачи
Сентябрь Г. Сапгир «Считалки и скороговор-ки»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями, скороговорками.
Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «В школу»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразитель-ные средства.
Познавательно – речевое развитие. Знакомство с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Уж небо осенью дышало.»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Познавательно – речевое развитие. Чтение и пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; развивать уме-ние содержательно пересказывать литературные тексты, отрабатывать интона-ционную выразительность речи.
Октябрь Сказка Ф. Зальтена «Бемби»
. Фраг-менты.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Продолжать развивать интерес к
художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, прививать чуткость к художе-ственному слову.
Рассказ М. Зощенко «Великие путеше-ственники»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников.
Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог»
. Продолжать развивать интерес к
художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмо-ра.
Но-ябрь Произведения поэтов и писателей России. Чтение и обсуждение стихо-творения Ю. Владимирова «Ор-кестр»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята»
. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Чтение и обсуждение сказки П. Ершова «Конек – горбунок»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.
Чтение прозаического произведения «Обрывок провода»
Е. Воробьева. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; про-должать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Декабрь Целостная картина мира, первичные ценностные представления. Литера-турная речь. Словесное искусство. «Волк и лиса»
(обр. И. Соколова – Микитова)
. Формировать интерес и потребность в
чтении; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочув-ствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; разви-вать у детей чувство юмора.
Чтение и обсуждение рассаза Ю. Коваля «Стожок»
. Развивать интерес к
художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Знакомство со стихотворением С. Крылова «Зимняя сказка»
. Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять
литературный багаж сти-хами, воспитывать интерес к познанию природы через художественные произ-ведения.
Чтение детских стихов про елку, Но-вый год, Деда Мороза, Снегурочку. Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.
Ян-варь Русский фольклор. Чтение и обсуж-дение былины «Добрыня и змей»
(пе-ресказ Н. Колпаковой)
. Формировать интерес и потребность в
чтении, пополнять литературный багаж былинами; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и со-чувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение сказки С. Топелиуса «Три ржаных колоска»
(пересказ литовской народной сказ-ки)
. Развивать интерес к
художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение поэтического произведения С. Есенина «Береза»
. Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять
литературный багаж сти-хами; воспитывать интерес к познанию природы через художетсвенные произ-ведения.
Чтение и обсуждение русской народ-ной сказки «Петушок – золотой гре-бешок и жерновцы»
. Развивать
литературную речь, приобщать к словесному искусству, прививать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного ис-пытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Февраль Красота и выразительность языка произведения. Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»
(пер. с укр. С. Маршака)
. Развивать интерес к
художественной литературе, обращать внимание детей на выразительные средства языка; помогать почувствовать красоту и вырази-тельность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Чтение и обсуждение сказки Х. -К. Андерсена «Гадкий утенок»
. Развивать интерес к
художественной литературе; помочь понять поступки ге-роев, определять характеры персонажей; учить пересказывать текст, переда-вать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; воспитывать читателя, способ-ного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
. Продолжать знакомство с русской народной сказкой, учить осмысливать ха-рактеры
персонажей; формировать образность речи, понимание образных вы-ражений, развивать творческие способности.
Чтение и обсуждение стихотворения Р. Бойко «Идет солдат по улице, на нем блестят медали.»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; расширять представления о российской армии посред-ством чтения стихотворений на данную тему.
Март Сказка Х. -К. Андерсона «Дюймовоч-ка»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Песенка «Идет матушка-весна»
. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к словесному искусству. А. Прокофьев «Русская березка»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; пополнять литературный багаж стихотворениями.
Чтение поэтического произведения В. Жуковского «Жаворонок»
(в со-кращении)
. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Апрель Сказка «Беляночка и Розочка»
, пер. с нем. Л. Кона. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Чтение глав: «Тренировки»
,
«Что вид-но из окошка»
.
«Праздник»
— из
лите-ратурного произведения В. Бороздина «Звездолётчики»
. Беседа по прочитан-ному. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и це-лью высказывания; помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к литературному искус-ству. С. Алексеев «Первый ночной та-ран»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражне-ния.
Чтение и обсуждение литературной сказки И. Соколова-Микитова «Соль земли»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; обращать вни-мание детей на выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
; воспитывать читателя, способного испытывать сострада-ние и сочувствие к героям книги.
Май Литературная сказка А. Ремизова «Хлебный голос»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Небылица «Вы по-слушайте, ребята»
. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Чтение и обсуждение сказки А. Линд-грен «Принцесса, не желавшая играть в куклы»
. Продолжать развивать интерес к
художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.
Чтение поэтического произведения «Вот пришло и лето красное.»
(рус. нар. песенка)
. Продолжать совершенствовать
художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Руководители проекта: Мухамедьярова Гульнара Дамировна МАДОУ детский сад № 9 МР Учалинский район РБ
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Сроки реализации: 1-20 октября 2021г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, роди-тели.
Проблема: ослабевающий интерес к художественной литературе.
Цель проекта: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узна-вать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержа-ние, высказывать своё отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
- Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошко-льников в организации театрализованных игр, в создании и передаче об-разов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
- Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Актуальность проекта:
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление с ху-дожественной литературой.
Художественная книга для ребёнка – это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к род-ному краю, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, бу-дит детское воображение, вызывает детскую игру.
Слабое место детьми творчества детских писателей; недопонимание ро-дителями важности ознакомления детей с художественной литературой; недостаточное развитие эмоции у детей. Опираясь на это, мы выбрали для данного проекта именно эту тему «По дорогам сказок».
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Этапы проекта:
Этапы
Название | Мероприятие | |
1 | Вводный |
|
2 | Подготовительный |
|
3 | Принятие решения |
|
4 | Выполнение |
|
5 6 | Оценка результативности Завершающий |
|
Реализация проекта
Виды совместной деятельности
Познавательно- речевое развитие:
- ООД: Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.
- Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».
- Свободное общение: «Что такое театр».
- Чтение художественной литературы — «Сивка – бурка», «Стрекоза и муравей», «Живая шляпа», «Серая шейка», «Конёк – горбунок», Царевна лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Чтение русской народной сказки: «Иван Царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Экскурсии в городскую детскую библиотеку.
- Составление творческих рассказов «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про…»
- «Литературная минутка» — перед сном каждый день.
- Конструктивно-модельная деятельность (лего) «Замок Снежной королевы».
Социально- коммуникативное развитие:
- Сюжетно — ролевая игра: «Библиотека», «Книжный магазин».
- Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Чей костюм», «Из какой сказки герой», «Вспомни слова героя».
- Игра – драматизация: «Теремок»; кукольный театр «Три поросёнка»; пальчиковый театр «Колобок».
- Викторина: «Сказки дружат с детворой».
- Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».
Художественно-эстетическое развитие:
ООД: Лепка «Персонаж любимой сказки», «Кот, петух и лиса».
Аппликация «Царевна лягушка».
Рисование «Персонаж любимой сказки».
Ручной труд (из природного материала) «Цветик — семицветик».
- Прослушивание музыкальных композиций из мультфильма «По следам Бременских музыкантов».
- Рассматривание иллюстраций.
- Просмотр мультфильмов: «Двенадцать месяцев», «Серебряное копытце», «Стойкий оловянный солдатик».
Физическое развитие:
- Подвижные игры «Гуси – лебеди», «Палочка — выручалочка», «Волк и ягнята».
- Физминутки в режимных моментах.
Работа с родителями:
- Выставка детского творчества, сотворчества детей и родителей:
- конкурс рисунков «По дорогам сказок»
- выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.
- Консультация для родителей «Семья и книга».
Предполагаемый результат:
Дети должны:
- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль.
- знать различные виды театров и уметь показывать их
- уметь использовать различные средства выразительности
- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Используемая литература:
- Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г.
- Л.Д. Морозова «Метод проектов в деятельности ДОУ», Ж. «Детский сад от А до Я». М., 2006 г. №2.
- С.В. Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия». М, ТЦ «Учитель», 2007г.
- Н.В. Елжова «Скорая помощь для воспитателей», Феникс, 2013г.
- Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова, Л.С. Баннова, Л.В. Грибанова «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование», ТЦ «Учитель» 2014г.
- Интернет – ресурсы: Социальная сеть работников образования; maam. ru.
< Предыдущая | Следующая > |