Игра — занятие с дидактическим материалом в группе раннего возраста


Игра — занятие с дидактическим материалом в группе раннего возраста

Конспект игры-занятия в группе детей раннего возраста на тему: «Катание шариков красного и синего цвета в ворота».
Составитель: Янченко Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г. Северска Томской областиЦель:знакомство с формой, цветом предметов и их свойствами. Задачи: • развивать умение детей катать шарики в ворота, выполняя действия по слову воспитателя; • формировать умение детей устанавливать тождественное различие в цвете предметов; • продолжать развивать мелкую моторику рук, глазомер; • воспитывать желание играть. Словарь:: шарик, синий, красный, ворота, катится. Материал: ворота, шарики, ведерки красного и синего цвета.

Ход игры-занятия:
1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит кукла и приносит ведерки с шариками.Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам кто- то пришел. Кто это? (Ответы детей.)
— Правильно, это кукла. Зовут куклу Катей. Кукла пришла к нам в гости и что- то принесла. Давайте посмотрим.
2. Основная часть. Воспитатель вместе с детьми рассматривает ведерки с шариками.Воспитатель: кто знает, что это? (Ответы детей.)
— Да, это ведерко. Какого оно цвета?
(Ответы детей.)
— Правильно, это ведерко красного цвета. А ведерко не пустое, в нем что-то лежит.
Воспитатель достает из ведерка шарик и показывает детям.Воспитатель: ребята, что это? (Ответы детей.)
— Правильно, это шарик. Какого цвета шарик?
(Ответы детей.)
— Да, шарик тоже красного цвета. Молодцы ребята. Посмотрите, в ведерке красного цвета лежат красные шарики.
Аналогичным образом воспитатель вместе с детьми рассматривает синее ведерко с шариками.Воспитатель: мы знаем, что шарики по форме круглые и их можно катать. Давайте вместе скажем, что можно делать с шариками? — Правильно, шарики можно катать. Можно прокатить шарик по полу, а можно прокатить через ворота. Посмотрите, у меня есть ворота. Что это? (Ответы детей.)
— Это ворота. Какого цвета ворота?
(Ответы детей.)
— Да, вот эти ворота красного цвета, а эти синего цвета. Я возьму красный шарик и прокачу в ворота красного цвета: Красный шарик покатись, Нашим деткам покажись! — Вот покатился красный шарик в красные ворота. А теперь возьму синий шарик и прокачу в ворота синего цвета: Синий шарик покатись, Нашим деткам покажись! — Вот и синий шарик покатился в синие ворота. Как здорово.
Далее проводятся практические действия детей.
Воспитатель называет имя ребенка и предлагает ему взять красный, либо синий шарик из ведерка и прокатить в ворота нужного цвета. При этом используется прием «скажи-повтори».
Воспитатель: Вот какие шарики разные, Синие и красные. Катятся по полу К Ванечке и Ариночке. — Молодцы ребята, покатали шарики в ворота. А теперь наши детки пойдут, и шарики в ведерки соберут. Красные шарики мы будет собирать в ведерки красного цвета, а синие шарики в какое ведерко соберем? (Ответы детей.)
— Да, синие шарики мы соберем в ведерко синего цвета.
Проводится подвижная игра «Собери шарики в ведерки». 3. Итог. Воспитатель: молодцы наши детки, все шарики собрали в ведерки. Ребята, что мы сегодня делали с вами? (Ответы детей.)
— Мы катали шарики в ворота. Какого цвета шарики нам принесла кукла Катя?
(Ответы детей.)
— Да, кукла нам принесла шарики красного и синего цвета? Покажите, где шарики красного цвета? — Правильно, шарики красного цвета лежат в красном ведерке, а шарики синего цвета — в синем ведерке. Кукле Кате очень понравилось, как наши детки играли. А теперь кукле нужно уходить к другим деткам, они тоже хотят играть с шариками.
Дети прощаются с куклой.

Рекомендуем посмотреть:

Совместная деятельность в группе раннего возраста. Конспект Конспект занятия с детьми первого года жизни Конспект совместной ООД для детей 1 младшей группы «Зимушка-зима» Комплексно-тематическое занятие в группе раннего возраста совместно с мамами

Похожие статьи:

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Конспект игрового развивающего занятия в группе раннего возраста на тему: Лучи солнышка

Игровое развивающее занятие в детском саду для детей третьего года жизни

Конспект занятия в первой группе раннего возраста на тему: Игрушки

Важные аспекты теории

В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.

В обучающей игре ребёнок усвоит знания, которые не сможет получить в процессе обычной игры

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание окружающего мира.

Задачи дидактических игр

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  • по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина),
  • по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней),
  • по развитию речи (пополнению и активизации словаря),
  • по ознакомлению с природой,
  • по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками,
  • нравственное воспитание малышей,
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Приёмы

При проведении дидактической игры с малышами ясельной группы наиболее целесообразными приёмами являются:

  • вне­запное появление объектов, игрушек,
  • загадывание и отгадывание загадок,
  • чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок),
  • создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть),
  • обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»),
  • сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет),
  • изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом),
  • показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест),
  • демонстрация взрослым последовательности игровых действий,
  • элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

Это важно. В младшей группе воспитатель подробно объясняет правила и играет вместе с детьми.

Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте

Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  • Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
  • У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
  • Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
  • В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
  • Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
  • Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Игры с предметами

Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте — предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Планируя предметные игры с самыми маленькими воспитанниками, педагог должен продумать такие моменты:

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:

  • Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
  • Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.

Настольно-печатные игры требуют от малышей повышенного внимания и логического мышления

Словесные игры

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:

  • способствуют формированию правильного звукопроизношения,
  • развивают связную речь,
  • активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка,
  • способствуют обогащению, пополнению словаря,
  • учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы,
  • развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Словесная игра может быть и подвижной, во время неё малыши охотно будут произносить требующие отработки имитационные слова

К проведению словесных игр с детьми раннего возраста также существуют требования:

  • Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.
  • Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.
  • Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы: деревья, небо, цветы и т. д.
  • Следует учитывать, что в зимнее время словесные игры на открытом воздухе проводить нежелательно, чтобы не переохлаждать голосовой аппарат детей.

Таблица: картотека дидактических игр для детей раннего возраста

НаправленностьНазваниеЗадачи игрыПравила игрыМатериалы, оборудованиеКак играть
Ознакомление с окружающим«Встретим новую куклу» (игра на адаптацию)
  • Учить детей принимать нового товарища в коллектив, проявлять к нему дружелюбие,
  • закрепить имена детей группы,
  • воспитывать доброту, отзывчивость.
Чётко называть своё имя.
  • Кукла в нарядном платье,
  • игрушечная мебель, посуда,
  • макеты угощения (печенье, торт).
Воспитатель показывает детям красивую, нарядную куклу, которая пришла в группу и хочет познакомиться с ними. Дети по очереди называют кукле свои имена, вместе с воспитателем рассматривают её наряд, хвалят, а потом угощают чаем со сладостями.
«Наши игрушки»
  • Закрепить умение использовать игрушки по назначению, делиться ими,
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Называть, как играют той или иной игрушкой.Разнообразные, уже знакомые детям игрушки, среди них 1–2 сломанные.Дети по очереди берут игрушку, рассматривают, говорят, как ею играют. Воспитатель обращает внимание на сломанную игрушку, обсуждает с детьми, что могло с ней случиться, вместе с малышами приходит к выводу: игрушки нужно беречь, не бросать, аккуратно складывать, и они не будут ломаться.
«Чего не стало?»
  • Учить детей запоминать предметы в группе, определять, какой убрали,
  • развивать сообразительность, мышление, память,
  • воспитывать выдержку, честность.
Дружно закрывать глаза, дожидаться, пока уберут предмет, и лишь потом его называть.
  • Предметы различных групп (овощи, фрукты,
  • кукольная мебель, посуда,
  • игрушки.
Воспитатель выкладывает 3–4 предмета в ряд, предлагает малышам рассмотреть и потрогать их, определить цвет, размер и пр. Потом просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и пытаются определить, чего не стало. Игру можно проводить как часть занятия соответствующей тематики (закреплять знания об овощах, фруктах, посуде).
«Накормим куклу обедом»
  • Закрепить названия предметов посуды,
  • формировать умение выполнять игровые сюжетные действия с куклой,
  • воспитывать аккуратность, культуру поведения за столом.
Накрывать на стол сообща, не отбирать друг у друга предметы.
  • Кукла,
  • игрушечная мебель (стол, стул),
  • посуда (столовая и чайная).
Воспитатель сообщает детям, что кукла захотела есть. Из игрушек, которые есть в игровой зоне, дети выбирают стол, стул, вместе накрывают стол скатертью, расставляют посуду, усаживают куклу. Воспитатель повторяет правила поведения за столом. Кукла «ест» (импровизация воспитателя), вытирает рот салфеткой, благодарит детей. Во время обустройства кукольной «столовой» необходимо стимулировать детей к называнию предметов, их формы, цвета, назначения. (Это чашка, она белая, кукла будет пить из неё чай).
«Магазин»
  • Формировать у детей умение узнавать предмет на картинке и называть его,
  • развивать мышление, связную речь, активизировать словарь,
  • учить играть не с предметами, а с их изображением.
Чтобы получить картинку, нужно громко и правильно назвать, что на ней изображено.Предметные картинки с изображением посуды, одежды, продуктов, игрушек.Воспитатель играет роль продавца, дети — покупатели. Предметные картинки располагаются на фланелеграфе рядами, так, чтобы все дети их хорошо видели. Дети называют изображённый предмет, получают картинку, кладут картинку в корзинку или сумочку. После того как все картинки разобраны, воспитатель предлагает посмотреть, кто что купил. Малыши достают и повторно называют свои «покупки».
«Оденем куклу на прогулку»
  • Закрепить умение детей раздеваться и одеваться, складывать одежду, повторить порядок действий при одевании на прогулку,
  • способствовать закреплению обобщающих слов «одежда», «обувь».
Подбирать одежду и обувь кукле по сезону.
  • Кукла,
  • комплект одежды и обуви для неё (по сезону).
Одна из любимых кукол детей просит, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле и одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, уже отобранной воспитателем, а во второй половине года сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви.
«Найди пару»
  • Учить детей подбирать предметы, имеющие логическую связь,
  • развивать ассоциативное мышление, сообразительность.
Комплект парных картинок: Дед Мороз и ёлочка, собачка и будка, птичка и гнездо, младенец и погремушка.Воспитатель демонстрирует детям картинки (перемешанные) и просит научить куклу раскладывать их по парам, находя общую связь (ассоциацию). Дети образуют пары картинок, педагог поощряет малышей к высказываниям: почему объединили в пары именно эти картинки, чем они связаны.
«Найди лишнее»Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать общее свойство предметов в группе и выделять тот, который этим свойством не обладает.Дожидаться своей очереди, не перебивать других детей.Полоски с изображением четырёх картинок, одна из которых не принадлежит к общей группе (предмет одежды среди мебели, посуда среди игрушек и т. д.)Воспитатель предлагает малышам рассмотреть полоски с картинками и найти, что тут лишнее, и пояснить, почему. Игра подходит для индивидуальной работы.
Ознакомление с природой«Чудесный мешочек»
  • Закрепить знание названий фруктов и овощей,
  • формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь,
  • развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность.
Не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это.Мешочек из плотной ткани, овощи и фрукты или их муляжи.Воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверят. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети потрогают их и догадаются, что спрятано в мешочке. Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт, пытаясь угадать его.
«Наши друзья — животные»
  • Закрепить знания детей о домашних животных (питание, особенности поведения),
  • воспитывать гуманное отношение к животным.
Выбирать корм животным из предложенного, аккуратно раскладывать перед фигурками животных.
  • Фигурки домашних животных,
  • картинки с изображением корма для них,
  • картинка с изображением бабушки.
Чтобы мотивировать детей к игре, воспитатель читает им загадки или короткие стихотворения о животных и предлагает отправиться в путешествие на бабушкин двор, чтобы помочь ей покормить животных. На отдельном столе обустроен «бабушкин двор»: животные на макете двора, вокруг разложены картинки с изображением корма. Дети под руководством воспитателя сначала рассматривают животных и вспоминают, кто что ест, а потом находят нужные картинки и раскладывают перед животными.
«Кто позвал?»
  • Закрепить знание детьми «голосов» домашних животных,
  • поощрять к звукоподражанию,
  • развивать речевой аппарат, мышление, внимание.
Внимательно, тихо слушать голоса животных, чётко называть животное.
  • Фигурки домашних животных или игрушки, их изображающие,
  • ширма.
Дети сидят на стульчиках перед ширмой. Воспитатель сообщает, что в гости к ним пришли животные, но они спрятались. Малыши должны отгадать «голос» животного, и оно выйдет к ним. Воспитатель изображает мычание, лай, мяуканье, каждый раз ставя за ширмой нужное животное. Когда дети отгадывают, животные «выходят» и выстраиваются в ряд перед ширмой. Потом воспитатель предлагает повторить названия животных и поиграть с ними (творческая режиссёрская игра детей).
«Найди детёнышей»
  • Закрепить знание детьми домашних (диких) животных и их детёнышей,
  • развивать мышление, познавательную активность,
  • обогащать словарь названиями детёнышей животных,
  • воспитывать любовь к животным.
  • Отыскать детёныша и поставить возле его «мамы»,
  • действовать дружно, не мешать остальным играющим.
Фигурки животных и детёнышей или картинки с их изображением.Воспитатель расставляет на одном столе (или в одной его части) фигурки взрослых животных, а на другом — их малышей. Дети рассматривают фигурки, а воспитатель сообщает, что детёныши потерялись и ищут своих мам. Детям нужно отыскать маленьких животных и «привести» к мамам.
Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)«Подружки для матрёшки»
  • Учить детей сравнивать и подбирать предметы по размеру независимо от цвета и формы,
  • формировать умение работать сообща, дружно.
Нужно искать подружку по величине, сравнивая свои матрёшки с игрушками товарища.По три матрёшки трёх размеров (разного цвета) на каждого ребёнка.Воспитатель рассаживает детей парами, даёт каждому набор матрёшек, предлагает рассмотреть, расставить по величине: самую большую, среднюю, маленькую. Потом сообщает, что матрёшки ищут подружек: большие хотят подружиться с большими, маленькие с маленькими, матрёшки среднего размера с такими же. Дети сопоставляют матрёшек и образуют пары. Если матрёшки подобраны неправильно, они «грустят», и воспитатель предлагает малышам исправить ошибку, составить правильные пары.
«Разноцветные мячи»
  • Учить детей группировать предметы по цвету,
  • закрепить знание основных цветов,
  • воспитывать усидчивость, умение выполнить задание, достичь результата.
Брать по одному мячу и «отдавать» кукле в соответствующем платье.
  • Четыре куклы в одежде основных цветов,
  • мячи основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Куклы рассажены на стульях в ряд, возле каждой куклы корзинка, на расстоянии 1,5–2 м от них стоит стол с подносом, на котором разложены небольшие мячи разных цветов. Воспитатель обращает внимание детей сначала на кукол и их наряды, потом на мячи. Загадывает загадку о весёлом мячике. Предлагает каждому ребёнку взять мяч, определить его цвет и «подарить» мяч кукле, цвет платья которой совпадает с цветом мяча.
«Найди фигуру»
  • Закрепить знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат),
  • формировать умение делать выбор,
  • развивать логическое мышление, зрительную память.
Не выкрикивать, а чётко произносить название фигуры.Геометрические фигуры разных цветов и размеров (круг, треугольник, квадрат).К детям приходит гость (зайчик, кукла) и приносит в корзинке геометрические фигуры. Воспитатель достаёт по очереди фигуры из корзинки и просит детей назвать их. Потом фигуры раскладывают на столе, и дети по просьбе персонажа находят синий квадрат, красный круг и т. д.
«Закрой окошки в домике»
  • Совершенствовать представление о геометрических фигурах,
  • формировать умение подбирать необходимую фигуру,
  • развивать мышление, пространственное воображение.
Выбирать такие фигуры, чтобы они закрывали окошки полностью, не разбрасывать фигуры.
  • Геометрические фигуры разных цветов,
  • домики с окошками в форме геометрических фигур.
Воспитатель демонстрирует детям домики, в окошках которых изображены мышки. Чтобы спрятать мышку от кота, нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей формы и цвета.
Развитие речи«Назови, что видишь»
  • Называть действие,
  • закрепить и систематизировать представление об использовании бытовых предметов.
Отвечать по одному, внимательно рассматривать картинку.
  • Самодельный телевизор, в экран которого вставляются картинки формата А4,
  • подборка иллюстраций действий людей: мама подметает, девочка поливает цветы, мальчик играет с мячом и т. д.
Воспитатель предлагает малышам посмотреть телевизор, но не простой, а с интересными картинками. На экране по очереди появляются картинки с изображением действий. Воспитатель чётко называет действие и предмет, дети повторяют. При повторном проведении игры самостоятельность детей увеличивается: они называют действия и предметы сначала словосочетанием, потом предложением.
«Автомобили»
  • Развивать у детей навыки звукоподражания,
  • учить согласовывать движения и произносимые звуки.
Выезжать из «гаража» по сигналу, не выкрикивать слишком громко.Рули или медальоны с изображением автомобилей.Воспитатель предлагает малышам «прокатиться на автомобилях» по группе или участку. Дети становятся в ряд (в гараж). Когда воспитатель поднимает флажок, дети движутся по кругу, громко произнося «Би-би», «Ту-ту», «Р-р-р», имитируя звуки машин.
«Поезд»
  • Развивать умение внимательно слушать, правильно произносить звуки,
  • действовать слаженно, ориентироваться в пространстве.
Не наталкиваться друг на друга, выполнять действия вместе со всеми.
  • Шапочка машиниста поезда,
  • иллюстрация с изображением поезда.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию, напоминает, что у поезда есть паровозик (впереди), а за ним катятся вагоны, предлагает поиграть в поезд. Поначалу роль «машиниста» исполняет воспитатель, к концу года — дети. Малыши становятся в ряд за воспитателем и двигаются, повторяя «Чух-чух, ту-ту» с разной силой голоса и в разном темпе. Когда поезд останавливается, все произносят «Ш-ш-ш». На остановке можно выполнить творческое задание: вообразить себя зайчиком, мотыльком и т. д.
«Узнай по описанию»
  • Учить детей внимательно слушать простые загадки, отгадывать их,
  • находить среди предметов или картинок отгадку.
Не выкрикивать, дождаться, когда загадка будет загадана.
  • Предметы,
  • муляжи,
  • предметные картинки.
Воспитатель раскладывает на столе или на фланелеграфе картинки, фигурки, предметы и загадывает загадку. Дети отгадывают её, находят предмет или изображение-отгадку и показывают всем товарищам.
«Дождик»
  • Учить детей различать силу и темп речи,
  • совершенствовать навыки звукоподражания,
  • воспитывать культуру речи, умение контролировать силу голоса.
Капельки и тучка из бумаги.Воспитатель демонстрирует малышам тучку с капельками и сообщает, что сейчас пойдёт дождик. Сначала дождик идёт медленно, редко «Кап… Кап…», потом чаще, сильнее «Кап-кап-кап!» Затем воспитатель предлагает детям показать, как капает медленный дождик, быстрый, тихий, громкий.

Видео: дидактическая игра на узнавание разных звуков

Учитывая некоторые особенности детей раннего возраста и проявив творчество и фантазию, педагог дошкольного учреждения может разнообразить деятельность своих подопечных не только весёлыми, развлекательными играми. Воспитатель непременно использует в своей работе и дидактические игры, обучающие новому, развивающие мелкую моторику, познавательные и речевые способности, воспитывающие в маленьком человеке доброту, гуманность, любовь и интерес к окружающему миру.

Дидактические игры: понятие и виды

Обучающая игра – это вид образовательной деятельности, организованной в игровой форме. Классы реализуют принципы игрового и активного обучения, подчиняются ряду определенных правил, имеют строгую структуру и систему инструментов контроля и оценки.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить ребенка.

Рассматриваемые игры, а также подвижные, музыкальные, созданы взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются в готовом виде. Сначала дети осваивают игру с помощью ее разработчиков, изучают правила, нормы действий и со временем, усвоив необходимый контент, начинают играть в нее самостоятельно.

Такие классы являются одними из основных в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех этапах развития детей: первая младшая группа (2-3 года), вторая младшая группа (3-4 года), средняя – 4 года. -5 лет, старшему – 5-6 лет, подготовительному – 6-7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности: дети усваивают новую информацию, обобщают и закрепляют ее, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, всевозможное внимание, наблюдательность, дети учатся выражать суждения и выводы;
  • речь – в речевой деятельности пополняется и обновляется активный словарный запас;
  • социальные и нравственные ценности – дети учатся взаимоотношениям между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другим.

Обычно рассматриваемые игры делятся на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) направлены на непосредственное восприятие вещи и действия с ней, поэтому ребенок знает характеристики этого предмета, его форму, цвет. Работая с разными игрушками, дети могут сравнивать их друг с другом, находить общие и разные. Этот вид деятельности позволяет организовать самостоятельную деятельность, развить умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Печатные настольные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Подобные задания способствуют развитию языковых навыков, логики, внимания, учат моделировать жизненные ситуации, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Игры в слова: развивайте мышление и язык дошкольников. В основе этих игр лежит слово, которое позволяет тренировать способность решать различные умственные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные характеристики, сравнивать разные предметы (явления) между собой, угадывать их. Описание.

Что еще почитать: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых

Развивающие игры для детей (2–3 года и старше) проводятся воспитателем или родителями, при этом они организуют занятие путем ознакомления с содержанием и правилами игры, ее ходом действий, посредством наглядного примера того, как играть. Игра заканчивается подведением итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные особенности детей.

Изготовление обучающей игры своими руками

Изготовить дидактическую игру для детей ясельной группы совсем несложно. Главное — определиться, какую именно игру вы хотите сделать и какого вида: печатную или предметную.

Атрибуты для игр с куклой (одежду, мебель) охотно помогут изготовить родители воспитанников. Мамы и бабушки свяжут шапки и шарфики, сошьют платьица и пальтишки. Папы сделают креслица, диваны, кроватки. Кукольную мебель можно расставить на коврике или на полке, а вот одежду и обувь лучше сложить во вместительную коробку, например, из-под обуви, и сделать яркую, красивую надпись.

Всё большую популярность набирают игры с крышечками от пластиковых бутылок, прищепками, шнурками. Шаблоны для них можно найти и распечатать в интернете, а потом подобрать прищепки нужного цвета. Это игры «Ёжик», «Ёлочка», «Солнышко», «Подбери петушку пёрышки», «Почини машинку» и другие. Они служат развитию ловкости и скоординированности движений пальцев рук, воспитанию усидчивости, сосредоточенности, внимания, позволяют закрепить цвета, форму предметов.

Фотогалерея: игры с прищепками, шнурками и крышками

Такую простую и симпатичную гусеницу легко изготовить самостоятельно

Основой для прищепок может быть ёжик, солнышко или божья коровка

Дети охотно сделают из прищепок хвостик попугаю или рыбке, лучики солнышку

В игре со шнурками маленькие детали прикрепляются к большому фону

Разнообразие применения крышечек от пластиковых бутылок ограничено только фантазией воспитателя

Можно предложить детям разложить в корзинки «ягоды» из крышек

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]