Конспект занятия «Ориентировка в пространстве, на плоскости и во сремени», подготовительная группа


«Дидактическая игра по ФЭМП для развития ориентировки в пространстве»

Дидактическая игра по ФЭМП

для развития ориентировки в пространстве

Тема

: «Дидактическая игра по ФЭМП для развития ориентировки в пространстве».

Название игры:

«Поможем Элли вернуться домой».

Возраст детей: подготовительная группа.

Цель:

учить овладевать пространственными представлениями.

Задача:

Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Количество задействованных в игру

: 4-6 детей.

Материалы

: альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Содержание

: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки «Волшебник Изумрудного города», в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми рассматривают план возвращения домой:

3 4

5

  1. 2

Воспитатель обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети на ходят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1, (в котором размещен текст с заданием). Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием). Аналогично находят конверты с цифрами 3, 4 и 5, рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.

Задания на конверты

1 конверт

«Сложи фигуру»

Цель

: Составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал

: модели геометрических фигур.

Содержание:

Воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

2 конверт

«Покажи правильно».

Цель

: упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Материал:

изображение куклы (в конверте), кукла.

Содержание

: Воспитатель на кукле зеркально показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.

3 конверт

«Расскажи про свой узор».

Цель:

учить овладевать пространственными представлениями.

Материал:

картинки с заданиями на ориентировку.

Содержание:

У каждого ребенка картинка (коврик) с узорами. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу-квадрат, в левом нижнем углу-овал, в правом нижнем углу-прямоугольник, в середине-треугольник. Или предлагаются коврики с узорами-предметами.

4 конверт

«Художник».

Цель

: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Материал:

картинка-фон, предметные картинки.

Содержание

: Рассказ воспитателя: представьте, что вы художники, а я – ваш помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть вам место и изображение, которое вы должны будете изображать по очереди на этом месте». Дети выполняют задание педагога.

5 конверт

«Упражнение «Регулировщик»

Цель:

развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

Материал:

свисток.

Содержание

: Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка».

Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует «Всем повернуть направо… налево…стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнять поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение. Команды меняются по усмотрению воспитателя.

После игры воспитатель обращает внимание на «план помощи» Элли. Дети убеждаются, что все задания выполнены и весь путь пройден правильно и удачно. Делают вывод, что они помогли вернуться Элли с другом Татошкой вернуться домой.

Конспект НОД в старшей группе. Пространственные отношения: слева, справа

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.
Автор: Шишковская Ирина Ивановна воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» г.Абакана. Описание материала: данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Будет интересен и полезен воспитателям ДОУ в области Познавательное развитие. Конспект составлен с учетом ФГОС. Тема: Пространственные отношения: слева, справа. Цель: Создание условий для формирования пространственных отношений: справа, слева. Задачи: 1.Создать условия для формирования пространственных отношений: слева, справа и развития пространственных представлений. 2.Обеспечить условия развития поисковой активности детей. 3. Создать условия для принятия детьми собственного решения и проявления инициативы и самостоятельности. 4. Создать условия для выражения детьми своих мыслей и для побуждения детей к речевой активности. 5. Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия детей со сверстниками. Организация детских видов деятельностей: 1. общение ребенка со взрослым; 2. общение ребенка со сверстниками; 3. исследовательская деятельность. Предварительная работа: разучивание с детьми пальчиковой гимнастики «Хлоп, ладошка» и физкуль; чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; знакомство с образами «Почемучки» и «Незнайки». Оборудование и материалы: магнитная доска с магнитами; картинки: Почемучка, Незнайка, развилка дорог, береза, лиса, волк, медведь, заяц, олень, белка, кабан, барсук, бобр; карта маршрута путешествия; баночки со смесью грязи и воды,бутылочки с мутной жидкостью; мел; значки для команд Почемучек и Незнаек; 2 рисунка улиц города; 2 рисунка пятиэтажного дома;2 набора цифр 1-10; рисунки-загадки по количеству детей; цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры. Ход непосредственно образовательной деятельности. Вводная часть. Дети входят в группу. На доске висит плакат с изображением двух друзей: Почемучки и Незнайки, которые стоят у развилки дорог. Взрослый не обращает на доску внимание. Дети самостоятельно обнаруживают плакат, собираются вокруг доски, обращаются ко взрослому с вопросами. Воспитатель: -Как вы думаете, кто изображен на плакате? -Почему Незнайка и Почемучка такие задумчивые?( Предположения детей.) Воспитатель: -Стояли Почемучка и Незнайка у развилки дорог. Где право, где лево понять никто не мог. Но вдруг Незнайка в голове почесал Той самой рукою, которой писал, Страницы листал и карту держал. -Как попасть мне домой? — слышен был крик: Где право, где лево — не знал никто из них. Дети внимательно рассматривают плакат и замечают в руке у Незнайки какую-то бумагу и высказывают свои предположения. Воспитатель: -Действительно, это карта. А вы знаете, где право,а где лево? Давайте это проверим. Игровое упражнение (пальчиковая гимнастика) «Хлоп, ладошка» Дети стоят в парах лицом друг к другу. Декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения: Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, Хлоп, другая. Правой правою ладошку А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом Левой правую побьем. Воспитатель: -Как можно помочь друзьям? Предположения детей. Дети выражают собственные чувства, строят полный ответ,выстраивают логическую цепочку. Воспитатель: -Друзья заблудились,направляясь навестить своих друзей животных на лесной полянке. Чтобы помочь им встретиться и вернуться домой,а главное, не заблудиться в незнакомой местности, мы воспользуемся картой. -Нам нужно сделать несколько остановок. -На чем же мы отправимся в путь, чтобы друзья побыстрее оказались дома? -Какой самый быстрый пассажирский транспорт? Предположения детей. Планирование этапов деятельности. Воспитатель: -Отправляемся в путь. Физкуль Руки в стороны – в полет Отправляем самолет: Правое крыло вперед, Левое крыло вперед Полетел наш самолет. Основная часть Картина с изображением полянки, в центре которой стоит береза. Карточки с изображением животных. 1 остановка «На лесной полянке» Воспитатель: -Взрослые животные мамы и папы ушли в лес за пропитанием, а своих детенышей оставили на полянке. -Какие детеныши остались на полянке? У лисы – (лисенок) У медведя – (медвежонок) У зайца – (зайчонок) У оленя – (олененок) У белки – (бельчонок) У бобра – (бобренок) У волка – (волчонок) У кабана – (кабанчик) У барсука – (барсучонок) Дети называют детенышей и путем свободного выбора и умения договориться разбирают карточки с изображением зверей, на обороте которых начертаны знаки их расположения. Воспитатель: -Уходя, родители просили своих деток ждать их возле березы, которая стоит в центре полянки. -Сейчас, каждый из вас превратится в художников, и все вместе мы создадим картину (каждая команда получает картинки, на обороте которых стоят знаки-определители) Лисенок справа от березы, Медвежонок слева от березы, Кабанчик под деревом, Бельчонок на дереве, Зайчонок перед деревом, Олененок справа от лисенка, Волчонок слева от медвежонка, Бобренок около зайчонка, Барсучонок позади лисенка. Дети расставляют зверей в изложенном порядке вокруг березы при помощи магнитов и магнитной доски. Воспитатель: -Мы навестили друзей Почемучки и Незнайки и летим дальше. Физкуль Руки в стороны – в полет Отправляем самолет: Правое крыло вперед, Левое крыло вперед Полетел наш самолет. Воспитатель: 2 остановка «Болото» -Мы приземлились недалеко от города, где живут наши друзья. Но нам, кажется, здесь не пройти… Дети исследуют почву, пробу воды, делают вывод, что перед ними болото. На пути к городу – болото, чтобы его пройти, надо идти всем вместе «след – в след» Мы пойдем направо – 1,2,3. А теперь налево – 1,2,3. И опять налево – 1,2,3. Снова все налево – 1,2,3. Дети двигаются по начерченной мелом дорожке. 3 остановка «Город» Воспитатель: -Болото оказалось позади, и мы оказались в городе. -Но как же найти среди множества домов, дома ,где живут друзья? -Известно, что на одной улице с Незнайкой и Почемучкой построили новые дома для чисел, чтоб они жили все вместе дружно, и им не было скучно. Давайте найдем соседей Почемучки и соседей Незнайки. Взрослый предлагает разделиться на команды. Дети предлагают способы деления на 2 команды, тех, кто помогает Почемучке и тех, кто помогает Незнайке. Для каждой команды нарисован 5-этажный домик с двумя оконцами на каждом этаже. Раздаются цифры, на обороте которых обозначены буквы Л (слева) и П (справа), и номер этажа. Необходимо «расселить» числа по квартирам-оконцам. Воспитатель: -От соседей, мы узнали, что Почемучка живет в самом высоком доме на пятом этаже, в квартире слева, а Незнайка живет в самом низком доме, на четвертом этаже, квартира справа. Помогите найти их окна. (Рисунки улиц города) Воспитатель: -Друзья были так рады возвращению домой, что попросили своего друга Тюбика подарить вам рисунки – загадки, которые нужно дорисовать и превратить в картинки из нашего путешествия. Каждый ребенок сам определяет, чем он будет рисовать. Для этого на столе лежат цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры. Задание выполняется под песню «Если с другом вышел в путь». Заключительная часть Воспитатель: — Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли? Удалось ли нам выполнить то, что мы запланировали? А что нам в этом помогло? Высказывания и выводы детей.

Рекомендуем посмотреть:

Математический праздник в детском саду. Старшая группа Игровое пособие по ФЭМП для детей старшей-подготовительной группы детского сада Конспект факультатива в старшей группе. Занимательная математика для дошкольников Конспект НОД по математике в старшей группе. Путешествие по сказке

Похожие статьи:

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»

Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]