Использование нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики у дошкольников.
Тема: Использование нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики у дошкольников.
Вопрос развития мелкой моторики детей в современное время довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Что же такое мелкая моторика? Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики очень важно.
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский.
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно с
Введение
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами. Для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста. Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра!
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением почти всех детей.
Тем самым ребёнок набирается опыта изо — деятельности:
• Учится быть оригинальным
• Учится использовать средства выразительности
• Учится давать оценку своей и чужой деятельности
• Учится проявлять инициативу, самостоятельность
• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Актуальность данной проблемы
В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Актуальность определена следующими проблемами:
1. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование является неотъемлемой частью развития ребёнка.
Развитию творческих способностей дошкольников уделяется достаточное внимание в комплексных образовательных программах. Одна из них программа «Развитие», разработанная Учебным Центром Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко и др., которую мы используем в практике работы с дошкольниками. Авторы программы предлагают через реализацию задач раздела «Изобразительное искусство» знакомить детей с традиционными способами рисования. Содержание данной программы не имеет вариативности, присутствует однотипность программного содержания НОД, а также постоянство в использовании художественных средств. Это ограничивает возможность активно развивать у детей творческие способности и умения нетрадиционно мыслить, создает определенную шаблонность деятельности. Современному же обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Для полноценной реализации задач на современном этапе необходимо определить и использовать в работе с детьми новые эффективные формы совместной деятельности, способствующие формированию творческой личности в современных условиях.
В связи с этим, использование нетрадиционных изобразительных техник, по нашему мнению, может выступать в качестве одного из важных средств развития творческих способностей наших воспитанников.
Результатами работы должны стать:
— Активность и самостоятельность детей в рисовании
— Умение находить новые способы для художественного изображения
— Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Цель и задачи данной работы
Целью нашей работы стало развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Добиться цели планировалось через реализацию следующих задач:
1. Создать условия в группе для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник
2. Познакомить детей с новыми способами для художественного изображения
3. Сформировать умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
4. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Педагогические принципы
Свою работу мы строили с соблюдением следующих дидактических принципов:
• Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.
• Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.
• Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.
• Принцип наглядности наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.
• Принцип поэтапности. Последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.
• Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.
• Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.
Методы и приемы обучения
В своей работе используем различные методы и приемы:
— метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
— игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;
— метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
— метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) — частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
— метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);
— информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);
— эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;
— исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;
В основу нашей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, — немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
В группе создана предметно – развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в нашей работе. Уголок изодеятельности оснащен разнообразным изобразительным материалом, подобран наглядный и информационный материал. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования. Для систематизации работы нами так же изготовлены и размещены в функциональном помещении «Изостудия» дидактические игры, которые так же способствуют развитию творческих способностей детей. Их мы применяем в совместной и самостоятельной работе с детьми по реализации задач образовательной области «Художественное творчество».
Развивающая среда играет важную роль в развитии ребенка, поэтому при организации предметно – развивающей среды мы учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В оснащении предметно – развивающей среды активно участие приняли родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Организация процесса деятельности с детьми
В нашей работе использовали:
— комплексные занятия — расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
— комбинированные занятия — используются традиционные и нетрадиционные техники.
— коллективную и индивидуальную форму работы: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Коллективные изображения можно организовывать в разных возрастных группах.
— для самостоятельной деятельности мы стараемся приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляем детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Во многом результата работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Творческая деятельность ребенка станет еще успешней, если педагог оценивает ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание мы уделяем обсуждению детских работ, обязательно вводим в практику анализ работ ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараемся оценивать достижения ребенка в соответствии с его же прежними, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Развивая интерес к деятельности, мы стараемся предоставлять детям как можно больше самостоятельности, помогаем в выполнении поставленных задач. В данном случае мы не ставим задачу точно повторить образец, а с его помощью стремимся вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Конспекты разрабатывала с учётом возрастных особенностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно- продуктивной деятельности дошкольников, придерживаясь примерного плана:
— создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры- драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
— изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приёмов изображения);
— доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства — правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); — рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Работа с родителями
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых мы рассказываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, для более глубокого ознакомления предоставляем им памятки о техниках нетрадиционного рисования. Так же организуются семинары – практикумы для родителей, где мы знакомим родителей не только с теоретическими основами нетрадиционных техник рисования, но и принимают активное участие в мастер – классах, с целью повышения своей компетентности.
Родители воспитанников заинтересовались нашей работой. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для творчества и охотно делятся ими с педагогами группы. Родители участвуют в оформлении предметно – развивающей среды, своими руками изготавливают материал для рисования (тычки, предметы для рисования из бросового материала и т. д.). Многие родители более бережно и с интересом стали относиться к продуктам детского творчества, экспонируют их дома.
Показателем повышения уровня заинтересованности родителей данным вопросом является и тот факт, что дети чаще стали заниматься дома с родителями. Приносят интересные работы и демонстрируют их воспитателям, сверстникам. Что несомненно, является так же отличным средством развития у них начальных ключевых компетентностей.
Вывод
Актуальность и результативность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен своим результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
Развитию инициативы и самостоятельности детей способствовали созданные нами условия в изостудии для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник. Это способствовало
более успешному знакомству детей с новыми способами художественного изображения. Нами были сформированы и закреплены умения детей передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а так же способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Наш опыт работы показал, что знакомство с техниками изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.
Литература
1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)
9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
10. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
11. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»
12. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»
13. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994
14. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
15. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
16. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз — Дидактика,
17. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»
18. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992
19. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
20. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М. М.
Обобщение
Темой моего опыта работы является «Развитие мелкой моторики рук в ДОУ через нетрадиционную технику рисования»
Развитие в наших детях качеств творческой личности — одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно, в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, наиболее доступным видом работы с детьми является изобразительная деятельность, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Во время работы, я столкнулась с проблемой, — дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в логопедической группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов, нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость.
Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Проанализировав рисунки своих воспитанников, я пришла к выводу – что необходимо облегчить навыки рисования, этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Я считаю, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Важно, что чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.
Я, для себя сформулировала этапы работы по данному направлению:
I. Подготовительный этап:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Организация и пополнение развивающей среды;
Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.
Разработка перспективного плана по изобразительной деятельности.
Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.
II. Основной этап:
Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);
Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.
III. Заключительный этап:
Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.
Изучив и проанализировав авторские разработки, методические пособия, таких как: И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»; Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо. деятельности в работе с дошкольниками. Так, я нашла очень много интересных идей и методик, поставила перед собой цель работы, которая будет заключаться в следующем: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования, развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.
Для достижения этой цели я выдвинула следующие задачи:
1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Развивать детское творчество, наглядно — образное мышление, творческое воображение и художественный вкус, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей
6. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;
7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;
8. .Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Также немаловажно создание условий для художественно – эстетического развития детей, так как развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится — разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.
Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Создание предметно — пространственной развивающей среды: с этой целью мы, вместе с родителями создали для детей благоприятные условия, «ИЗО- студию», чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, также наличие предметно — развивающей среды для продуктивной художественно-творческой деятельности:
Цветной мел, пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей;
Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;
Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;
Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка;
Клейстер, клей – карандаш, стаканчики для воды, салфетки для кисточек; Доска, мольберт, магнитная доска;
Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др.) ;
Развивающие игры, альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства);
Книжки-раскраски, иллюстративный материал и т. д.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.
Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Для развития творческих способностей на занятиях я знакомила ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования и детей начинала этому учить шаг за шагом от простого и постепенно переходя к более сложному. Каждая из этих техник — это маленькая игра.
Творческий процесс — это настоящее чудо дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, которую им доставляет созидание.
Опыт моей работы показал, что существует много техник овладение нетрадиционной техникой изображения, которые доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Их использование позволило детям чувствовать себя:
1) раскованнее, смелее, непосредственнее;
2) развивает воображение, пространственное мышление;
3) дает полную свободу для развития свободно выражать свой замысел;
4) побуждает детей к творческим поискам и решениям;
5) проявлению инициативы и индивидуальности.
Мною замечено, нетрадиционная техника рисования не позволяет копировать образец, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изо навыками, умениями, новыми нетрадиционным техникам, учится осознанно их использовать. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Считаю, что одной стороны, педагоги совершенствуют свои творческие способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, с другой — непосредственно работая с дошкольниками, совершенствуют знания и углубляют способности в процессе сотворчества. Главное для педагога, помнить ряд правил: поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим; не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была. Поэтому, предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий, свободной деятельности детей.