Дошкольники
Все начинается с того, что несколько игрушек узнают о том, что они сломаны и на елку их вешать не будут в этом году. Поэтому они решают убежать в страну новогодних игрушек — туда, где всегда Новый Год и любят любые игрушки даже сломанные. (Сюжет книги «Путешествие Новогодних игрушек» Е. Ракитиной)
Первым делом мы с детьми поговорили и нарисовали так называемую географическую матрешку. Начинаем с комнаты в которой находимся, потом вокруг нее рисуем дом, дом находится на улице, улица — в г. Раменском и так далее. Такой системный взгляд хорошо структурирует мышление: ребенок понимает, что каждый “объект” находится внутри более сложного объекта
Карту нарисовали и теперь надо помочь игрушкам найти свою страну. Одна проблема: игрушки хотят путешествовать не в душной коробке, а так, чтобы им было “все видно”. Начинаем придумывать, как нести игрушки, так чтобы они могли смотреть по сторонам. Вот несколько идей от детей:
- Нести в руках (минус — руки будут заняты)
- Открыть крышку у коробки (минус — не удобно и могут рассыпаться)
- Положить в пакет (Уже лучше, но сами игрушки могут еще больше сломаться)
- Повесить на палку и ее нести на плечах (Очень интересное решение, пробуем осуществить, но палку тоже приходится придерживать руками)
После того, как ребята осмотрели себя на предмет поиска ресурсов на своей одежде и своем теле, стали появляться еще более сильные и интересные решения:
- Привязать за ниточку к молнии
- Девочкам — привязать к волосам
- Положить в карман и сделать небольшие дырочки “для глаз”
Я стараюсь для таких упражнений оставлять вариативность, чтобы дети могли попробовать любой из придуманных способов или даже использовать несколько, а не стараться подтолкнуть их к ОДНОМУ мною задуманному ответу.
- Следующее задание для детей: мысленно попутешествовать по своей квартире и найти там все предметы, у которых НЕТ составных частей. Мы уже несколько раз касались темы поиска из каких частей состоит предмет. Но вот оказывается есть такие предметы, как камень, или мел, или мыло, у которых как будто нет никаких частей. Они сами — одна большая часть. (Конечно, современные дети сразу вспоминают про атомы и молекулы, но более крупных частей у этих предметов действительно нет)
- Блуждая в поисках нашей страны, дети нашли гору мусора: крышки, фантики, банки. Из этого добра каждый сделал по новой новогодней игрушке. Учимся использовать ресурсы, имеющиеся под рукой. И как оказалось мусор — отличный ресурс для изготовления украшений.
- Но пока мы все это мастерили, сорока унесла одну из наших игрушек. Чтобы она вернула игрушку надо придумать смешные фразочки. Мы записывали слова из 3 букв и потом придумывали предложение, так чтобы каждое слово в нем начиналось на букву в предложении:
РАК — рвет акула кактус ЗУБ — зеленые усы блестят ШАРФ — шепчет апельсин рыжему финику (Тут же началось обсуждение, что апельсин может шептать финику =))
Эта игра — отличный способ расслабиться и немного отдохнуть от придумывания. Для дошколят такие паузы просто необходимы, иначе они устают и сильно скатываются к шаблонам.
- В конце мы нашли Деда Мороза, который рассказал о том, что страна новогодних игрушек есть в каждом доме. Это елка, на которой висят игрушки и которая радует детишек. Дети немного подумали как скорректировать карту, которую нарисовали в начале: ведь выходит что «страна» оказалась в доме!
А потом играли с картонной елочкой, украшая ее маленькими игрушками.
ТРИЗ-игры на пять минут: признаки. Неделя 2
Мы продолжаем заниматься и общаться. На этой неделе мы продолжим общение по теме «Признаки предметов», проведем наблюдение, опыт и даже покажем небольшой фокус.
Занятие 6. Признаки
Подготовка Подготовьте мешочек (можно использовать наволочку) и предметы, сделанные из разных материалов: металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные.
Игра «Волшебный мешочек» Задание достать из мешочка только деревянные предметы (или только металлические). Доставая предмет нужно назвать еще одно его свойство.
Для следующего задания распечатайте карточки для заданий. Игра «Найди пару» Вам даны карточки с предметами. Нужно объединить их в пару. Пара может быть по функции (например, веник и совок), пара может быть по другому признаку. Главное, чтобы ребенок смог объяснить свой выбор.
Угадайте загадки о предметах. Файл «Загадки». Ребенок должен угадать и найти его в комнате. Для малышей в качестве подсказки используйте картинки.
Игра «Найди предмет и форму» Вам даны карточки с изображением предмета и карточки круга, квадрата, треугольника. Нужно подобрать каждому предмету соответствующую форму. Игру можно сделать на предметах: в мешочек сложите разные предметы. Доставая предмет, ребенок должен к нему подобрать соответствующую карточку.
Занятие 7. Кривое зеркало
Подготовка Заранее приобретите фольгированный картон или фольгу. Занятие Зеркала повсюду, они есть в нашем доме.
Игра 1. Найти все предметы в доме, в которых мы отражаемся. Игра 2 Возьмите ложку, предложите ребенку заглянуть в нее. На выпуклой стороне изображение будет прямым, на вогнутой – перевернутым. Это своеобразный эффект кривых зеркал. Пусть ребенок сам сделает это открытие.
Как мы с Семой играли в зеркала — тут.
Игра 3 Поиграем с кривыми зеркалами, сделаем свое кривое зеркало. Во-первых, нам понадобится фольгированный картон или фольга. Согнем его так, чтобы одна сторона была выпуклая. А другая вогнутая. То есть получится волна. Кривое зеркало готово. Посмотритесь в него. Можно поэкспериментировать, сворачивая его то выпуклой стороной, то вогнутой. Следующий этап – разрежьте его на квадраты. Теперь склейте квадраты (не плотно, а чтобы между ними было расстояние 0.2 — 0.5 мм, получаем своеобразное зеркало из квадратов) и мы получим другое кривое зеркало.
Занятие 8. Наблюдения и опыт
На первой неделе мы говорили о делении объектов на живые и не живые. Растения – живые. Но как они питаются? Если у вас есть дома цветы, то ребенок знает, что для питания растениям нужна вода. Из воды растения создают питательные вещества. Давайте проведем опыт, который покажет, как растения пьют. Подготовка Возьмите листья китайского салата, банку с окрашенной пищевыми красителями водой.
Опыт Окрасьте воду, опустите в нее листья салата и ждите. Листья салата через несколько часов окрасятся.
Занятие 9. Фокус.
Сегодня удивим ребенка фокусом. На выбор –
мокрое дело — достать монетку, не замочив руки https://www.youtube.com/watch?v=DLzgkvknmrs Очень эффектно и просто, рекомендуем! Семен от этого фокуса был в восторге. Прыгающая монета Это милый домашний фокус, простой и эффективный. Положите небольшую монету на стол и предложите кому-нибудь поднять ее, не касаясь ни стола, ни монеты. Конечно, даже если кто и вызовется сделать это, все равно не сумеет. Секрет фокуса: достаточно держать руку недалеко от монеты и сильно дунуть на нее с расстояния 5 сантиметров. Воздух, сжатый вашим дуновением, поднимет монету и подбросит ее вам в руку. Удается это не сразу, но после нескольких упражнений можно ловко проделывать этот фокус: дунул и вот монета в руке!
Занятие 10. Ноги и хвосты
Подготовка Подготовьте карточки с животными, с которыми будете играть. Можно взять фигурки животных.
Игра 1. Домашние и дикие животные. Животные бывают разные. Например, бывают дикие и домашние. Дикие живут в природе, а домашние – с человеком. Вам даны карточки с животными. Задача ребенка разделить животных на домашних и диких, про домашних рассказать, зачем это животное нужно. Можно организовать игру в теремок. Строим домик, каждое животное стучится в теремок, но его пускают только если ребенок расскажет, зачем это животное человеку нужно.
Игра 2. Крылья, лапы, хвост. Животные все разные: кто-то бегает, кто-то летает и т.д. Все они удивительные. Вам даны карточки с животными – их нужно разложить перед ребенком. Еще одна группа карточек – вопросники. Тянем по одной карточке и тот, кто угадал животное, забирает карточку с животным себе. Игрок, набравший больше животных, побеждает. Размышление «Хвосты». У животных есть хвосты. Как вы думаете зачем? Пусть ребенок подумает. Если бы у него был хвост, каким бы он хотел, чтобы он был. Интересные факты про хвосты: Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие (Кенгуру). На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь (Лев). Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых (корова). Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков (белка). Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу (Лиса). Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму (бобр). Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой (дятел) Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью (крокодил) Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет (Змея). У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал (человек.)
Скачать дополнительные материалы можно по этой ссылке.