Значимость чтения в дошкольном возрасте
Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств, красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.
Например, чтение художественной литературы во 2 младшей группе в форме рассказов знакомит детей с точностью и лаконичностью слова. Стихи дают представление о музыкальности и ритмичности.
Гигиенические аспекты
Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе направлено не только на знакомство дошкольников со стихами. Вместе с ребятами воспитатель выделяет основы здорового образа жизни, формирует у своих подопечных навыки гигиены. Это произведение можно считать настольной книгой для первого знакомства с гигиеной человека. Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе можно проводить в виде кукольного театра, чтобы ребята не только слышали, но и видели, как нужно умываться, чтобы не быть неряшливыми людьми.
Список книг, рекомендованных для чтения
Как лучше всего осуществлять в ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг может быть составлена для удобства) отличается использованием большого количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят стабильный интерес к чтению.
В списке произведений, рекомендованных новым образовательным стандартом, есть русский фольклор:
- Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса».
- Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!».
Помимо чтения сказок, стихотворений также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников запоминающиеся детские песенки.
Например, во время разучивания песенки «Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется первое знакомство малышей с миром профессий.
Среди поэтических произведений, рекомендованных для данного возраста по ФГОС, выделяют:
- «Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса;
- «Дождь» А. Босева;
- «Ежик и барабан», Г. Виеру;
- «Хитрый ежик», П. Воронько;
- «Карандаш», Н. Забила;
- «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна;
- «Быстроножка и Серая Одежка» Л. Милевой.
Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» (младшая группа)
Марина Попкова
Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» (младшая группа)
Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день
(младшая группа)
СЕНТЯБРЬ
1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
»
Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.
2. Тема:Название: «В. Драгунский «Что я люблю»»
Цель: Создание условий для
формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.
3. Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
4Рассказывание сказки «Колобок»
Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;подвести к моделированию: учить точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к
занятиям.
5. Чтение сказки в стихах К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»
. Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
2 НЕДЕЛЯ «Во саду ли, в огороде…»
1 Ю. Тувим «Овощи»
в переводе С. Михайлова Расширение представлений о выращивании овощных культур.
2 Чтение И. Токмаковой «Купите лук…»
Цель: продолжать способствовать формированию интереса к
литературе.
3 Э. Мошковская «Чужая морковка»
, Познакомить детей с
литературным произведением.
4 Сутеев «Яблоко»
Цель: уметь поддерживать беседу, слушать внимательно, сопереживать героям произведения.
5 Н. Егоров «Редиска, тыква, морковка»
.Цель: знакомить детей с новыми произведения, развивать диалогическую речь.
3 НЕДЕЛЯ «Воронеж- город в котором ты родился»
1 Чтение стихотворенияВ. А. Автононова «Мой город»
2 Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
3 Чтение З. Александрова «Родина»
Цель: развивать поэтическое восприятие, вызвать эмоциональный отклик.
4 Чтение пословиц и поговорок о Родине
Цель: Учить детей понимать пословицы и поговорки, развивать мышление.
5 Чтение художественной литературы стихотворения И. Суриков. «Вот моя деревня»
.
Цель: закреплять умение слушать и понимать стихотворные строки.
4 НЕДЕЛЯ «ОБЖ – ребенок на улицах города»
1 Тема: «Автомобиль и метро»
Н. Носов
Цель: Создание условий для
формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.
2 Чтение: С. Маршак «Мяч»
, В. Берестов
«Про машину»
.
3 «Самокат»
Н. Кончаловский.
4 Чтение сказки «Кошкин дом»
. Познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик.
5 Чтение русской народной потешки «На улице три курицы»
. Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, формировать интерес к ней. Учить выразительно повторять за педагогом строки потешки.
Октябрь
1 НЕДЕЛЯ «Игрушки в гостях у ребят»
1. Александрова стихотворение «Мой мишка»
Познакомить со стихотворением З.
Александровой «Мой мишка»
;
воспитывать добрые чувства; принести положительные эмоции.
2 Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…»
Познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина.
3 Рассказ Е. Чарушина «Ёж»
Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа.
4 Сказка «Рукавичка»
Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки.
5 Чтение художественной литературы. «В магазине игрушек»
Ч. Янчарского, перевод с польского В. Приходько. Учить детей слушать и воспринимать
литературное произведение
2 НЕДЕЛЯ «Книжкина неделя»
1 Тема: «К. Чуковский «Федорино горе»»
Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К. Чуковского.
2Чтение сказки в стихах К. И. Чуковского «Айболит»
,
«Путаница»
Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
3 Потешка «Ой ты заюшка-пострел…»
Познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них.
4 Потешки,прибаутки: «Петушки»
,
«Чем ты занят,заяц?»«Шлепают гуськом»
.Цели: Продолжать знакомить с потешками и прибаутками. Уточнять знания детей о потешках. Учить детей передавать выразительно движения персонажей.
5. Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
Формировать навыки восприятия
художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки.
3 НЕДЕЛЯ «Золотая осень»
1Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»
Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать свои впечатления в рисунках и движениях.
2 Чтение стихов А. Блока «Зайчик»
и А. Плещеева
«Осень»
. Приобщать к поэзии; развивать поэтический слух;вызвать сочувствие к герою стихотворения;научить запоминать стихи.
3. Чтение Е. Аддиенко «Осень пришла»
.
Цель: Расширять представления детей о сезонных явлениях природы, учить понимать содержание литературных произведений.
4 Чтение М. Ивенсен «Падают листья»
— закреплять знания детей о характерных признаках осени, активизировать словарь детей, расширять словарный запас.
5. Чтение р. н. с. «Теремок»
— продолжать развивать память детей, речь.
4 НЕДЕЛЯ «Осенние дары»
1 А. Горьковенко «Огород»
. Познакомить детей с творчеством А. Горьковенко. Воспитывать любовь к творчеству поэтов.
2 Чтение детям потешки «Травка- муравка»
-приучать детей внимательно слушать воспитателя.
3 Чтение: Ю. Коринец «Последнее яблоко»
Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени, приметах приближения зимы. Формировать интерес к художественному слову.
4 Чтение стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла»
.
Цель: развивать речь, внимательно слушать, обсуждать.
5. Чтение стихотворений об овощах, фруктах, ягодах.
Познакомить детей со стихотворениями, приобщать их к высокой поэзии.
5 НЕДЕЛЯ «До свидания, птицы, до весны»
1 Тема: «Пчельникова А. — Птичка»
Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.
2 Чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
.
Цель: учить внимательно слушать произведение, не отвлекаться, отвечать на вопросы воспитателя.
3 Чтение В. Берестов «О чём поют воробышки?»
Цель: Приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения.
4 Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах»
.
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
5 Чтение рассказа Л. Толстого «Птица свила гнездо…»
Цель: формировать умение внимательно слушать
литературное произведение;расширять представления о простых связях в природе: стало пригревать солнышко, потеплело, появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
НОЯБРЬ
1. НЕДЕЛЯ «У природы нет плохой погоды»
1 Т. Д. Голуб (кубанский автор)
«Дождик»
Побудить к размышлению о том, зачем одни люди сочиняют, а другие с удовольствием слушают и запоминают стихи.
2 чтение А. Плещеева «Осень наступила»
Цель: уточнить и
систематизировать представления детей о характерных признаках осени, активизировать в речи соответствующие понятия. формировать интерес к литературным произведениям к красоте художественного слова.
3. Чтение стихотворений об осени
Познакомить детей со стихотворениями об осени, приобщать их к высокой поэзии.
4. Разгадывание загадок о явлениях в природе.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о явлениях в природе при разгадывании загадок.
2. НЕДЕЛЯ «Как животные готовятся к зиме»
1Чтение стихотворений о животныхУчить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.
2 Е. Чарушин рассказ «Волчишко»
Дать детям представление об образе жизни животных; воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.
3. Чтение стихотворений о животных
Познакомить детей со стихотворениями о животных, приобщать их к высокой поэзии.
4. Проговаривание потешек «Котя, котенька коток»
— продолжать знакомить детей с народным творчеством
5. Разгадывание загадок о животных.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.
3. НЕДЕЛЯ «День Матери»
1Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама»
Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной
лексикой.
2 Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама»
Познакомить со стихотворением Е. Благининой
«Вот какая мама»
; воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
3 «Солнышко, похожее на маму»
А. Павлова. Продолжать знакомить детей с природными явлениями;
4 А. Барто «Разговор с мамой»
. Развивать интерес детей к
литературе. Развивать любознательность, познавательную активность, внимание, слуховое восприятие, связную речь;
5 С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
,
«Сказка об умном мышонке»
Воспитывать желание к постоянному общению с книгой совместно со взрослым и в самостоятельной деятельности.
4. НЕДЕЛЯ «ОБЖ – «Ребенок и другие люди»
1 Тема: Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос»
Цель: Создание условий для
ознакомления с содержанием сказки через рассматривание иллюстраций.
2Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк»
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; использую структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную
лексику.
3Рассказывание сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»
Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования.
4Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании.
5Чтение сказки «У страха глаза велики»
, обр. М. Серовой. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ «Здравствуй гостья зима»
1 Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»
. Продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта.
2 чтениерусской народной сказки: «Снегурочка»
. Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
3. Чтение стихотворений о зиме
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
4 Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
. Цель. Познакомить детей с русской народной сказкой
5 Чтение стихотворения В.Берестова: «Снегопад»
. Учить детей читать наизусть небольшие стихи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными. Слушание Чайковский
«Зима»
2 НЕДЕЛЯ «Сказкина неделя»
1 «Сказки народов мира»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.
2Чтение сказки в стихах К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
34Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации
4Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручолина»
. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования.
5 Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Три медведя»
Цель: Развивать умение эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову
3 НЕДЕЛЯ «Из жизни животных»
1 Русская народная сказка «Петушок и курочка»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.
2. Разгадывание загадок о животных.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.
3Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной
лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
4Чтение произведений А. Крылова «История с ежом»
,
«Заболел петух ангиной»
, М Пиришвина «Еж. Учить детей воспринимать языковые и
художественные особенности поэтического текста.
5 Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька»
,
«Пошёл котик на торжок»
Познакомить детей с русскими народными потешками; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.
4 НЕДЕЛЯ «Мастерская деда Мороза»
1Заучивание стихотворения Е, Трутневой «С новым годом!»
. Рассказывание из личного опыта на тему «Новогодние праздник. Учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество.
2. Заучивание стихотворений о Новом годе.
Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников.
3 Чтение детям К. Чуковский «Ёлка», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.
4 С. Козлова «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год»
5 Заучивание стихотворения А. Усачёв «Дед Мороз»
6 А. Усачёв «Дед Мороз», «Новый год», «Марш снеговиков», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.
7. Чтение обрядовой песни
познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки)
; учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.
ЯНВАРЬ
1 НЕДЕЛЯ «Зимушка-зима, зима снежная была»
1: В. Голявкин «Как я встречал Новый год»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В. Голявкина.
2Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной
лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.
3Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель»
Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными
картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении;обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.
4 Л. Воронкова рассказ «Снег идёт»
Познакомить с
художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
5 В. Даль «Девочка-снегурочка»
Задача: создать условия для формирования интереса и потребности в чтении.
6 РНС «Морозко»
7 Л. Воронковой «Снег идёт»
— познакомить с
художественным произведением.
2 НЕДЕЛЯ «Семья»
1Чтение сказки «Гуси-лебеди»
, обр. М. БоголюбскойУчить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
2 С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Познакомить со сказкой
«Про глупого мышонка»
; вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к
художественным произведениям.
3 Чтение стихотворения «Мамы разные нужны, мамы всякие нужны»
(Руссу В.)
4 Чтение Русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
.
Цель: формирование умения внимательно слушать, развитие интереса к чтению
5 Чтение стихотворения А. Барто «Мама уходит на работу»
.Цель: Предложить детям ответить на вопросы по содержанию. Учить использовать образные слова и выражения.
3 НЕДЕЛЯ «Наши братья меньшие»
1Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца»
, обр. М. Боголюбской. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
2 Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
.
3. Разгадывание загадок о домашних животных.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.
4 Чтение русской народной сказки «Зимняя лесная сказка»
.
5 Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»
ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ «Пернатые друзья. Покормите птиц зимой»
1Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте»
Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение
«Прилетайте»
, передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать
лексику по теме «Птицы зимой»
.
2 Чтение В. Даль «Ворона»
Цель: воспитывать умение слушать рассказы, следить за развитием событий.
3 Чтение сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок»
Цель: формировать интерес и потребность в чтении, умение использовать слова и выражения из текста.
4 Чтение Н. Найденовой «Птичка»
5. Разгадывание загадок о птицах.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о птицах при разгадывании загадок.
2 НЕДЕЛЯ «Природа зимой»
1 И. Токмакова «Стоит фонарь на улице. Под ним снежинки кружатся …»
2 Чтение сказки «Заюшкина избушка»
— воспитывать у детей сочувствие к герою сказки.
3. Чтение стихотворений о зиме
Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
4 Прослушивание сказки «Снегурочка»
— учить детей сопереживать сказочному герою.
5Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла»
Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение
«Зима прошла»
; упражнять в подборе определений к заданному слову.
3 НЕДЕЛЯ «Защитники Отечества»
1 Чтение стихотворения А. Ошнурова «В нашей армии»
воспитывать уважение к защитникам Родины, вызвать стремление к воспитанию в себе лучших качеств.
2 О. Бундур «Солдат»
предложить послушать стихотворение, учить называть предметы одежды, атрибуты, вести ролевые диалоги.
3. Чтение стихотворений об армии.
Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости из армию своей страны.
4 Чтение стихотворения «Бей, барабан!»
И. Гамазкова.
5 Т. Боков «Как папа»
4 НЕДЕЛЯ «Волшебные слова»
1 Русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Продолжать знакомство с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей.
2 Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»
Довести до сознания детей мысль автора
(нужно всегда говорить правду)
;помочь запомнить рассказ;развивать память, мышление.
3 В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
.Ц:: помочь детям понять содержание стихотворения; учить анализировать поступки; развивать речи; формировать желание совершать только хорошие поступки.
4 Чтение стихотворения С. Я.Маршака: «Ежели вы вежливы»
.
МАРТ
1 НЕДЕЛЯ «Весна. 8 Марта — женский день»
1 Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»
Познакомить со стихотворением;учить называть признаки весны;
развивать поэтический слух;воспитывать интерес к искусству.
2 Чтение стихотворений А. Барто «Все на всех»
,Цель: прививать любовь к
литературным произведениям, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.
3 С. Капутикян «Моя бабушка»
Цель: прививать любовь к
литературным произведениям, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.
4 Чтение стихов и потешек о солнце, рассматривание иллюстраций.
5 Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
2 НЕДЕЛЯ «Важные предметы»
1 Чт. р. н. с. по желанию детей.
2 Чтение худ лит-ры: С. Маршак «Перчатки»
,
3 ЧХЛ: К. И. Чуковский «Федорино горе»
4 Чтение: русская народная сказка «Лиса и журавель»
.Цель: побуждать детей выделять положительных и отрицательных героев сказки.
3 НЕДЕЛЯ «Знает каждый гражданин пожарный номер – 01!»
1 С. Маршак «Кошкин дом ;
Цель: познакомить со стихотворением С. Маршака «Кошкин дом»
2 П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»
3 Б. Житков «Дым»
4 рассказ Н. Пикулаева «Пожарная машина»
;
5 К. И Чуковский «Путаница»
Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского
4 НЕДЕЛЯ «Виды транспорта»
1 Чтения стихотворения А. Барто «Грузовик»
.
Цель: развиваем речь, тренируем память, обогощаем словарь.
2 Чтение художественной литературы Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице»
3. Разгадывание загадок про транспорт.
Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании.
4 Чтение Э. Милер «Кротик и автомобильчик»
.
Цель: познакомить с произведением.
5 В. Сутеев «Кораблик»
АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ «Перелетные птицы»
1. Отгадывание и составление загадок про птиц. Развивать логическое мышление, воображение.
2 Чтение А. Майков «Ласточка»
Цель: расширения представления о птицах.
3 Чтение Н. Сладкова «Грачи прилетели;
Цель: развитие связной речи детей;
4 С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»
,
5 Т. Нужина «Воробьи»
,
«Ласточка»
,
Формирование гуманности
Чтение художественной литературы во 2 младшей группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта, сочувствие, справедливость, забота.
Какое еще значение имеет художественное чтение? 2 младшая группа — это оптимальный возраст для развития коммуникативных навыков, формирования основ гражданственности.
Эстетическое воспитание
С помощью художественного слова дети понимают красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А. Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка. Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа — это время, когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику, эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.
Предварительный просмотр:
Примерный перечень литературы для чтения и рассказывания детям по ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Художественная литература для детей
Раннего возраста (1-2 года)
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России
Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. –«Цыпленок».
Художественная литература для детей
Первой младшей группы (2-3 года)
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра.»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел.»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу»»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».! из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.
Художественная литература для детей
Второй младшей группы (3-4 года)
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Функции чтения
Чтение литературы во 2 младшей группе выполняет воспитательную функцию. Данный процесс детские психологи считают сложной психической деятельностью, которая сочетает в себе эмоционально-волевые и интеллектуальные мотивы. В качестве характерной черты восприятия художественного произведения можно выделить мысленный перенос героя произведения в реальную жизнь. Воспитатели часто используют в процессе чтения ролевые игры, подчеркивая определенные качества главных героев рассматриваемого литературного произведения.
Методика знакомства дошкольников с литературными произведениями
Почему такое большое значение имеет в детском саду чтение детям? 2 младшая группа — это время, когда психологи рекомендуют развивать образное мышление. Для того чтобы книга, которую читает воспитатель, была интересной для детей, можно использовать ролевые игры, кукольный театр.
Во время чтения книги воспитатель меняет интонацию, делая акцент на положительных и отрицательных чертах героя, выделяя определенные сюжетные линии. Обязательным элементом после прочтения произведения является его обсуждение. Воспитатель задает ребятам вопросы, отвечая на которые, дети формируют свои речевые навыки. Они не только учатся излагать свои мысли, но и развивают коммуникативные навыки.
Как превратить в настоящий спектакль чтение сказки «Пряничный домик»? 2 младшая группа может принять активное участие в «оживлении» этого произведения. С помощью мимики, движений, вооружившись мягкими игрушками, ребята могут вместе с воспитателем «прочитать» данное произведение.
Ознакомление детей младших дошкольного возраста с художественной литературой
В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника — научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
Развитие речи
Какую еще функцию выполняет чтение во 2 младшей группе? Список тех произведений, которые рекомендованы новыми федеральными образовательными стандартами, приведем ниже, но отметим, что все книги должны способствовать развитию коммуникативных навыков подрастающего поколения.
Программа дошкольных учреждений предполагает формирование у детей определенной категории слов, которые обозначают названия предметов, элементарных действий, фраз. Все они присутствуют в литературных произведениях, входящих в программу ДОУ.
Особое внимание уделяется расширению ориентирования дошкольников в существующей реальности. Короткие рассказы, потешки, стихи, рассматриваемые в этот период на занятиях, способствуют развитию активной речи, развитию умения задавать вопросы, передавать впечатления от услышанного художественного произведения.
Радуга-талантов.РФ
автор: Сикорская Людмила Борисовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 141 «Ладушки» г. Дзержинск, Нижегородская обл.
«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №141 «Ладушки»
Программа профессионального саморазвития:
«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»
Разработчик:
воспитатель I категории
Сикорская Л.Б.
г. Дзержинск, 2021г.
Цель:
развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
- Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
- Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
- Формировать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
План работы с детьми
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Диагностика умений и знаний в области художественной литературы | Сентябрь |
2 | Познакомить с РНС «Репка» | Сентябрь |
3 | Закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра | Сентябрь |
4 | Пальчиковые игры на основе р.н.потешек | Октябрь |
5 | Знакомство с закличками | Октябрь |
6 | Познакомить со стихотворением А.Барто «Лошадка» | Ноябрь |
7 | Разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» с помощью драматизации | Ноябрь |
8 | Познакомить с РНС «Маша и три медведя» | Ноябрь |
9 | Познакомить с потешкой «Ай дуду, дуду,дуду” | Декабрь |
10 | Разучивание потешки «Как у нашего кота” | Декабрь |
11 | Познакомить с шуткой – прибауткой «Шел кот скороход» | Декабрь |
12 | Познакомить со стихотворением С.Черного «Приставалка» | Январь |
13 | Разучивание потешки «Коза-хлопота»” | Январь |
14 | Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
15 | Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
16 | Познакомить с РНС «Теремок» | Март |
17 | Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением | Март |
18 | Познакомить со стихотворением А Бродского «Солнечный зайчик» | Апрель |
19 | Чтение рассказа Чарушина «Курочка» | Апрель |
20 | Чтение потешки «Киска» | Май |
21 | Разучивание потешки «Киска» | Май |
22 | Диагностика умений и знаний в области художественной литературы | Май |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Консультация «Учим с ребенком стихи» (см. приложение) | Сентябрь |
2 | Консультация «Сказка в развитии речи детей» (см. приложение) | Октябрь |
3 | Повторить дома стихотворение А.Барто «Лошадка» | Ноябрь |
4 | Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки» (см. приложение) | Декабрь |
5 | Консультация «Воспитание детей через художественное слово» (см. приложение) | Январь |
6 | Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
7 | Консультация «Научите ребенка красиво говорить» (см. приложение) | Март |
8 | Повторить дома стихотворение А Барто «Зайка» | Апрель |
9 | Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» (см. приложение) | Май |
Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .
Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
В младшей группе я использую произведения разных жанров. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращая внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок» — предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «3аюшкина избушка», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Приложение
- Консультация “Учим с ребенком стихи”
Способ №1 .
Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Если совсем маленькому крохе читать ри, «Наша Таня громко плачет», то когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Известно, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. Если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2
Для быстрого заучивания наизусть желательно выбирать стихотворения, которые по содержанию соответствовали бы возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать «Лукоморье» А.Пушкина, чтобы показать его «гениальность». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.
Способ №3 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно про
Ролевые игры во время чтения
Специальные занятия по развитию речи, которые являются обязательным элементом программы в дошкольных учреждениях, предполагают применение двигательной активности, самостоятельной ролевой игры. Использование наглядных средств: живых и неживых объектов, изображений, игрушек, картинок сопровождается словами, репликами, позволяет малышам обогащать речь.
Произведения народного устного творчества, художественное слово, потешки, прибаутки, сказки — все это предполагает в младшем дошкольном возрасте использование наглядности. Воспитатель показывает действия, движения, используя для этого игрушки. Ребенок, слушая образную речь, воспринимает движения в полном соответствии с озвучиваемым текстом, воспроизводит небольшие отрывки из услышанной сказки или стихотворения.
Особое значение имеет использование педагогических методов, способствующих развитию и совершенствованию самостоятельности дошкольников. Постепенно усложняются те задания, которые должны выполнять дошкольники. Например, они не просто слушают сказку, но и должны описать внешний вид героя, перечислить те качества, которыми он обладает. Подобные задания развивают в подрастающем поколении логическое мышление, формируют воображение, учат наблюдать и анализировать увиденные явления и события.
Во время чтения книг, которые дополнены яркими и красочными иллюстрациями, воспитатель акцентирует внимание воспитанников на изображении, просит детей описать картинку. После прослушивания произведения воспитатель предлагает детям воспроизвести отрывки прочитанной книги. Кроме того, в процессе чтения стихов педагог использует методику коллективного заучивания. Дети повторяют по очереди 1-2 строчки стихотворения, путем многократного проговаривания они заучивают небольшое стихотворение.
Благодаря такой методике работы воспитатель в полной мере выполняет задачу, поставленную перед ним ФГОС, а именно, формирует гармонически развитую личность.
Во время ролевых игр ребята учатся общению со сверстниками, используют речь для пояснения собственных действий.
Как младшие дошкольники воспринимают литературу
При ознакомлении детей младшего дошкольного возраста необходимо помнит, что им порой бывает сложно понять даже казалось бы простые вещи, поэтому во время чтения они могут отвлекаться или задавать свои вопросы. Особенно это актуально для второй младшей группы. Задача воспитателя проявлять терпение, относиться с пониманием и стараться отвечать на вопросы детей максимально понятно.
Кроме того, в процессе чтения стоит уделять внимание наиболее значимым деталям, так как дети не всегда способны уловить их самостоятельно. Для этого можно составить заранее список наводящих вопросов. Вопросы позволят включить в процесс чтения и последующей беседы всех детей группы.
Знакомя детей второй младшей группы с художественной литературой, воспитатель должен учитывать особенности восприятия детей этого возраста:
- рассеянное внимание;
- деление героев только на хороших и плохих;
- примерка образов на себя;
- неусидчивость, не могут долго слушать;
- тяга к волшебству;
- чтению предпочитают просмотр мультфильмов и иллюстраций;
- чувствительны к замечаниям и исправлениям со стороны воспитателя.
Исходя из этих особенностей, знакомство с художественной литературой лучше всего организовывать в небольших группах. При формировании группы детей, воспитателю следует учитывать интересы детей и в соответствии с этим объединять их.
Кроме того, большей продуктивности можно достичь путем использования наглядностей. То есть сопровождать чтение просмотром иллюстраций или картинок.
Замечание 2
Весь процесс чтения должен проходить в благоприятной эмоциональной и психологической обстановке, что будет способствовать формированию у ребенка устойчивого интереса к знакомству с художественной литературой в дальнейшем.