ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: Познакомить детей с домашними птицами петушком, курочкой, цыплятами.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить детей с понятием «семья».
- Учить отвечать на вопросы словом и предложениями;
- формировать способность к диалогической речи.
- Различать и называть слова с противоположным значением (большой-маленький).
- Учить узнавать и называть характерные внешние признаки птицы (клюв, крылья, перья, гребешок, бородушка);
- учить соотносить речь с движением при воспроизведении потешки;
Активизировать словарь за счёт слов: курочка, петушок, цыплята, цыпленок, клюет, большой, маленький. «бородушка», «гребешок».
Развивающая:
- Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать к звукоподражанию
- Развивать навыки общения. Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
- Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам. Эмоциональною отзывчивость. Желание заботиться и помогать близким.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,.
Предварительная работа
- Беседы на тему «Домашние животные и их детеныши»
- Дидактические игры «Кто что ест», «Кто как голос подает?»
- Рассматривание картины «Петушиная семья»
- Чтение стихов и загадывание загадок на тему «Домашние животные»
- Чтение русских народных фольклорных произведений, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.
- Слушание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Цыплята»
- Разучивание М/П игры «Цыплята»
- Заучивание потешки «Петушок»
Средства:
- организационные (столы, маски для игры, макет птичьего двора, пшено, прищепки)
- методические (наглядные пособия (круглая основа-солнышко, изображение петушка, курочки, цыплят), картинки с изображением «Птичий двор»)
- технические (запись голосов: петушка, курочки, цыплят, птичий двор; ноутбук, диск DVD с изображением по теме и т.д.)
Основная часть.
I. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришла гостья. Она будет смотреть, как вы умеете играть, веселиться; какие вы все красивые, хорошие. Давайте с ней поздороваемся и подарим свои улыбки!
Артикуляционная гимнастика «Улыбка» потянули губки к ушкам, улыбнулись как лягушки.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами веселый, радостный день. У всех хорошее настроение, только почему-то наше солнышко грустное.
Воспитатель: А давайте солнышко развеселим. (мотивация).
— Мы подарим ему лучики. (развитие мелкой моторики)
(Берут жёлтые прищепки и крепят их к круглой основе).
Воспитатель: Какого цвета прищепки вы прикрепили? Вот наконец и солнышко проснулось, засияло!
II. Основная часть.
Воспитатель: Кто вместе с солнышком встает, громко песенки поет? Деткам спать не дает и поет … (звучит аудиозапись «ку-ка-ре-ку»).
-Кто же это так громко кричит? (Петушок).
Воспитатель: Давайте позовем его: «Петушок, петушок! Иди к нам!» (фраза повторяется).
Воспитатель: Вот какой красивый петушок!
(Перед детьми появляется изображение петушка. Дети рассматривают петушка.
Воспитатель предлагает показать, где у петушка глазки, хвостик, клюв, лапки, головка, крылья.
Воспитатель обращает внимание на особенности петушка:
— Петух большой, на голове красный гребешок, бородка, у него пышный, красивый хвост, яркие перышки.
Дыхательная гимнастика «Перышко».
Воспитатель (дует на перышко и отпускает, дети наблюдают, как оно летит, воспитатель предлагает поиграть с перышками)
— А хотите тоже на него подуть (ответы детей).
Воспитатель: Как поёт петушок?
Предложить детям вспомнить потешку про петушка!
Петушок, петушок Золотой гребешок. Масляна головушка, Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь? Громко песни поешь? Деткам спать не даёшь? Дети: «Ку-ка-ре-ку!»
(развитие речевого слуха, развитие моторной стороны речи и способности к звукоподражанию голосам домашних птиц)
(звучит аудиозапись «кудахтанье курицы»).
Воспитатель: А кто это там, ребята, кудахчет? (Курочка)
-Давайте позовём курицу. Как мы её будем звать? (цып — цып — цып)
Воспитатель: Посмотрите, курочка такая же, как петушок?
(различать размеры: величину- «большой –маленький»)
Петушок большой, а курица… (Побуждаю договаривать фразу)
Хвост у петушка большой, а у курицы (маленький)
А как курица говорит? (ко — ко — ко)
Петушок-это папа, а курочка? (мама). У них есть детки-цыплята. А вместе они — семья.
Воспитатель: А, давайте расскажем о вашей семье.
Пальчиковая игра: «Моя семья»
Игра заключается в произнесении потешки:
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
(развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком).
Воспитатель: Ребята, но курочка пришла одна, без цыплят, все ее детки–цыплятки, вышли с ней погулять и разбежались кто куда, она не успела их поймать, и теперь боится, что цыплятки к ней не вернутся.
— А вы хотите помочь курочке? Вспомните, чем питаются цыплята?
— Правильно, цыплята клюют зернышки.
(Воспитатель вместе с воспитанниками рассматривает зернышки, рассказывает, что зернышки
круглые, желтые, твердые и маленькие, потому что клювик у цыплят маленький).
Воспитатель: Давайте насыпем для цыплят зернышки и они вернутся к маме-курочке.
(сыпем зернышки- развитие мелкой моторики)
Воспитатель: Ребята, а как созывает курочка своих деток? (Ко-ко-ко)
(звучит аудиозапись «пи-пи пи»).
Цыплята увидели зернышки и сразу побежали.
-Посмотрите, какие цыплятки? (рассматриваем цыплят)
-Как цыплятки пищат?
-Цыплята вернулись к курочке-маме и петушку-папе и получилась дружная семейка.
-А хотите сами превратиться в цыпляток?
-Закрывайте крепко глазки и волшебство начнётся!
(воспитатель одевает детям шапочки цыплят)
Игра «Курочка и цыплята» (аудиозапись «Цыплята»)
Вышла курочка гулять, воспитатель с курочкой в руках и дети Свежей травки пощипать, ходят по кругу А за ней ребятки, Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! останавливаются и грозят Не ходите далеко! указательным пальцем Лапками гребите, приседают на корточки и пальчиками Зернышки ищите! загребают-ищут зернышки
Съели толстого жука, Дождевого червяка стучат пальчиками по полу Выпили водицы, подносят ладошки с «водичкой» Полное корытце! ко рту – пьют «водичку»
Желтые цыплятки, Славные ребятки, Спят у мамы под крылом, дети прижимаются к воспитателю Так уютно в доме том!
Дети повторяют движения за воспитателем.
III. Заключительная часть. Итог.
-Кому вы сегодня помогали?
-Кого любят цыплятки?
-Когда они все вместе, как их можно назвать? (семья)
-А мои ребятки кого любят?
IV. Cюрпризный момент. За-то, что вы не оставили в беде цыплят и помогли им вернуться к их семье, петушок дарит вам восковые мелки, чтобы вы учились красиво рисовать и нарисовали «Петушка и его семью.
Следующая > |
↑ Что такое пестушка
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
«Потягунюшки, Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки — ходунюшки А в ручки — хватунюшки, А в роток — говорок, А в головку — разумок».
Или:
«Потягушечки! Порастушечки! Поперек толстушечки, Руки — хватушечки. Ноги — бегушечки».
Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:
«Мешу, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай! Головоньку — валяй, валяй!»
—
происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.
Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
Поехали, поехали С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по кочкам — В ямку — бух!
Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).
Хороша дорога, Хороша дорога, Вот стала что-то хуже, Вот стала что-то хуже, Шаляет, валяет, Шаляет, валяет, На мостике, под мостиком, На мостике, под мостиком, Бух в ямку!
Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.
Токи-токи-тошки, Кую, кую ножки. Ножки у Антошки Едут по дорожке, Дорожка кривая, Ни конца, ни края.
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та, Вышла кошка за кота; Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки, Топы-топы по лавочке, Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ри, «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.
Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.
Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, топ — топ-топ! Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:
«Ладушки-ладушки, Где были? — У Аннушки. Что ели? — Оладушки. Где оладушки? — Съели … Нет оладушек!»
(Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки, Где были? —У Панечки. Что ели? -Прянички! Где прянички? Съели… Нет пряничков!
(Руки ребенка разводятся в стороны).
Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Потешки про домашних животных
У кошки — котёнок, У утки — утёнок, У медведя — медвежонок, У лошадки — жеребёнок, У свиньи — поросёнок, У овечки — ягнёнок, У коровки — телёнок, У курочки — цыплёнок, У собачки — щенок, А у мамы — сынок.
Привяжу я козлика к белой березке, Стой мой козлик, стой не бодайся, Белая березка стой не качайся.
Покупал баран баранки На базаре спозаранок Накупил баран баранок: Для барашков, для овечек ДЕСЯТЬ маковых колечек, ДЕВЯТЬ сушек, ВОСЕМЬ плюшек, СЕМЬ лепешек, ШЕСТЬ ватрушек, ПЯТЬ коржей, ЧЕТЫРЕ пышки, ТРИ пирожных, ДВЕ коврижки И ОДИН калач купил – Про себя не позабыл! А для женушки – подсолнушки.
Хрюшки-хрюшки недовольны: — Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат, — Не хотим носы такие! Лишь две дырочки торчат.
Козлик-козлик: -Ме-ме-ме! Я учусь считать в уме! Cколько будет два плюс пять?… Ме-ме-ме, забыл опять! Очень мама огорчится! Ме-ме-ме — бегу учиться.
Шел старик дорогою Шел старик дорогою, дорогою, дорогою, Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся. И навсегда подружимся, подружимся, подружимся. А коза бодается, бодается, бодается, А старик ругается, ругается, ругается.
Потешки про заиньку для детей
Заинька, войди в сад, Серенький войди в сад. Зайка, зайка, войди в сад, Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет, Серенький, сорви цвет. Зайка, зайка, сорви цвет, Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок, Серенький, свей венок. Зайка, зайка, свей венок, Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши, Серенький, попляши. Зайка, зайка, попляши, Серый, серый, попляши.
Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.
Зайка серенький сидит Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
***
Ой ты, заяц косой Ой ты, заяц косой – вот так! Не ходи ты за мной – вот так! В огород попадешь – вот так! Всю капусту сгрызешь – вот так, Как поймаю тебя – вот так, Как за уши схвачу – вот так, Да и хвост откручу – вот так!
Заиньки Заиньки перебегают То лужок, то лесок. Землянику собирают, Скок да скок! Скок да скок! Здесь полянка мягче шелка, Оглянись, оглянись! Берегись лихого волка, Берегись, берегись! Заиньки уснули сладко, Лес шумит! Лес поет! — Убегайте без оглядки: Волк идет, волк идет!
В огороде шум-шум-шум, Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум, Прыг-прыг-прыг по пням, по пням, Съел морковку — ням-ням-ням!
Потешки про диких животных
Ветер елками шумит, Ежик наш домой спешит. А на встречу ему волк, На ежа зубами — щелк. Еж иголки показал, Волк со страху убежал.
Ёжик, ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Хочет с нами поиграть, Всех ребят пересчитать.
Кто в темном живет лесу? Не боится мишку и лису? Кто острыми зубами щелк? Догадались? Это волк!
Тень-тень-потетень Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: «Всему свету я краса». Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!» Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!» Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»
Старый заяц сено косит Старый заяц сено косит, А лиса сгребает. Муха сено к возу носит, А комар кидает. Довезли до сеновала – С воза муха закричала: «На чердак я не пойду, Я оттуда упаду, Ноженьку сломаю, Буду я хромая».
Улитка Улитка, улитка, Высунь рога, Дам тебе, улитка, Кусок пирога! Ползи по дорожке, Дам тебе лепешки.
Божья коровка Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого.