Занятие по рисованию » Ромашка полевой цветок» с применением нескольких нетрадиционных техник ИЗО во второй младшей группе


Конспект занятия по изодеятельности (рисование) во второй младшей группы «Весенние цветы»

Светлана Джалилова
Конспект занятия по изодеятельности (рисование) во второй младшей группы «Весенние цветы»

Воспитатель: Джалилова С. Ш

• Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»

• Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

• Учить передавать образ весенних цветов, строение и форму используя ладошки рук.

• Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, голубого)

.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Лист ватмана, желтая, зеленая, голубая и красная пальчиковая гуашь, иллюстрации тюльпанов, кисти, салфетки.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Весенние цветы»

Зейниб Чениб

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Весенние цветы»

МБДОУ Детский сад №5 «Калинка»

п Энем Республика Адыгея

воспитатель высшей категорий Чениб Зейниб.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Весенние цветы»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (оттиск мятой бумагой)

.

— Формирование и развитие художественно-творческих способностей.

— Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка смятой бумаги.

— Активизировать речь детей, совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь.

— Развивать мелкую моторику рук.

Способы рисования красивых цветов

Глава IV

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Первая младшая группа

Перед педагогом первой младшей группы стоят такие за­дачи: привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима), сле­дить за движением руки и регулировать силу нажима, наби­рать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и про­мывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изоб­ражение предмета по цвету; развивать у детей умение узна­вать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимо­связь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как пока­занные воспитателем, так и по памяти.

Занятия проводятся по подгруппам. В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием. Сидят они не­спокойно, мешают друг другу, воспитателя слушают невни­мательно, процесс рисования речью не сопровождают, цвета различают плохо. Это дети с недостаточной подготовкой.

Вторая подгруппа — малыши, которые во время объясне­ния могут сосредоточиться всего 3—4 мин, слушают воспи­тателя и понимают указания, которые он дает всей группе. Речь у этих детей еще пассивная. Рисование словами не сопровождают, но могут ответить на вопросы: Что нарисо­вано? Что это? Они различают основные цвета, но не назы­вают их, а только находят.

В третью подгруппу отбирают детей с высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. Их внимание уже более устойчиво, речь выразительна. Дети общаются не только друг с другом, но и со взрослыми. Они понимают объяснение воспитателя, сосредоточивают внимание на объяс­нении в течение 4—5 мин, начинают планировать свои дей­ствия, мысль выражают предложением. Рисование сопровож­дают речью.

В I полугодии воспитатель работает с каждой подгруп­пой отдельно. Продолжительность занятий в первой и вто­рой подгруппах — 5—8 мин, для третьей — 10—12.

80 II полугодии первую и вторую подгруппы можно объ­единить. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 мин.

Занятия со всей группой можно проводить лишь в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя, выполнять его указания.

Учитывая, что мелкие мышцы кисти ребенка быстро ус­тают, обучение целесообразно начинать с рисования кисточ­кой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно хорошо дер­жать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.

Учебный материал первой младшей группы дети осваи­вают в три этапа. Первый этап включает ознакомление с художественными материалами. Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка. Тре­тий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно. В I полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во II — последний. Обучение детей всегда должно носить наглядно-действенный характер. Демонстра­цию воспитателем последовательности рисования нужно со­провождать объяснениями соответствующих действий.

Требовать, чтобы дети в этом возрасте умели анализиро­вать форму и передавать в рисунке сходство предмета, еще Рано. Основное внимание малышей во время рисования об­ращается на характер движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или краской на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.

81 полугодии воспитатель знакомит детей прежде всего с материалами (бумагой, краской), принадлежностями (каранда­шом и кистью), обучает техническим приемам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3—4 см от заостренного конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды, промывать кисть, легко водить карандашом по бумаге, следить глазами за движением руки. Ребенку нужно объяснить, как правильно сидеть за столом, сказать, что рисовать следует только на бумаге, что нельзя стучать карандашом, мять бумагу. Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом ри­сования.

Существуют различные приемы обучения детей рисова­нию отдельных предметов: поэтапное объяснение и демон­страция изображаемого; объяснение в целом; частичная и полная демонстрация изображения; словесные указания; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (воспита­тель начинает, а дети дорисовывают, — например, к воздуш­ным шарикам дорисовывают ниточки); нацеливание ребен­ка на рисование (чтобы он беспомощно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе).

Малыши увлекаются движением руки и линией, появля­ющейся на бумаге. От прямых линий ребенок постепенно переходит к рисованию кружочков. Из комбинации линий и кружочков возникают изображения конкретных предме­тов, которым дети дают названия. Малыши получают боль­шое удовольствие, когда их рисунок в какой-то мере похож на какой-нибудь предмет. В этом возрасте они рисуют не по замыслу. Просто, проведя линии, вдруг находят сходство этих линий с реальными вещами.

Рисование на тему Рисование на тему

«Покормим птичку» «Покормим зайчика травкой»

Чтобы рисование было именно изобразительной деятель­ностью, а не манипуляцией карандашом, нужно направлять внимание детей на создание образов (по показу воспитателя и самостоятельно). Сначала детям предлагают рисовать пред­меты, которые не требуют точной передачи формы.

Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточ­ки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке.

На занятии на тему «Покормим птичку» дети учатся ка­рандашами, восковыми или масляными мелками рисовать зернышки. Для поддержания интереса к занятию и создания более красочной картинки воспитатель может нарисовать или приклеить вырезанную из старого журнала или учеб­ника картинку. Аналогично можно поступить на занятиях «Покормим зайчика травкой», «Дождь за окном», «Дождик поливает травку». Дети осваивают навыки владения каран­дашом, а педагог для создания более полного художествен­ного образа выполнит тучку или траву в технике обрывной аппликации.

Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать гори­зонтальные и вертикальные прямые линии слева направо,

Коллаж на тему «Дождик поливает травку» Рисование на тему «Дождь за окном»

сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.

Рисование на тему «Намо­таем клубочек»

От малышей требуют точнее изобра­жать предметы с помощью линий и кру­гов разного размера (по показу и без него). Работая во II полугодии с двумя подгруп­пами, воспитатель прибегает к целостно­му или поэтапному объяснению и оказы­вает индивидуальную помощь.

Ориентировочные задания для рисова­ния кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточ­ки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко, снежная баба и т.п.

Освоенные приемы рисования закрепляются при исполь­зовании одновременно нескольких техник. Так, на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев («пуанти­лизм») изображают землю. В следующий раз крону дерева предлагается нарисовать комочком тряпочки теми же «на­матывающими» движениями («Дерево»).

Содержание занятий можно обогатить за счет использо­вания приемов сотворчества взрослого и ребенка.

Рисование на тему «Дерево» Рисование на тему «Летнее дерево»

Рисование на тему «Осеннее дерево-1» Рисование на тему «Осеннее дерево-2»

Для отработки приемов примакивания на одном из заня­тий детям предлагается отпечатать пальчиками листья на дереве, которое нарисовал взрослый (воспитатель или один из родителей по предварительной просьбе воспитателя).

По окончании работы для поощрения ребенка наклейте на его рисунок ежика или другого животного («ежику очень понравилось твое дерево, и он решил поселиться на твоем рисунке»). На следующем занятии для рисования листочков используйте уже прием примакивания кистью (см. рис. «Осен­нее дерево-2»).

В соответствии с программой на 3-м году жизни ребен­ка нужно учить его различать и называть цвета (красный, желтый, зеленый, синий), размеры (большой, маленький). Что­бы заинтересовать детей рисованием, воспитатель в про­цессе игры рисует простые предметы, предлагает опреде­лить, что изображено, и, рисуя, объясняет свои движения.

Если занятие организовано правильно, дети охотно работа-

Однако, когда ребенок не хочет рисовать, принуждать его не следует, а воспитанникам, которые увлекаются рисованием, можно предоставить возможность работать и в сво­бодное время.

Во II полугодии дети рисуют по замыслу. Они сами вы­бирают тему.

Бабочка украшена кусочками Рисование дерева

цветной бумаги мятой бумагой

Во время самостоятельного рисования детям также мож­но предложить поэкспериментировать с изобразительными и неизобразительными материалами. Например, предложите детям нарисовать крону дерева с помощью комочка смятой бумаги. Для этого комочек бумаги надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.

Коллажирование — наиболее эффективный вид творче­ства для детей дошкольного возраста. Процесс изготовления коллажа позволяет им исследовать изобразительные возмож­ности различных материалов, накопить эмоционально-чув­ственный опыт работы с различными фактурными поверх­ностями. Ведь в коллажах сочетаются разнородные материа­лы, располагаясь не только в плоскости, но и в пространстве.

Попробуйте поработать с небольшими кусочками реза реза­ной или рваной бумаги (можно использовать цветные рек­ламные каталоги, обертки от конфет). Попробуйте с их по­мощью изобразить «веселое» дерево, бабочку.

Коллаж «Елка» можно выполнить перед Новым годом на лист бумаги наклейте цветную бумагу треугольной фор­мы и предложите детям украсить ее фонариками — примакивание концом круглой кисти (см. коллаж «Елка-1») или нарисовать веточки — короткие палочки всем ворсом тонкой кисти (см. коллаж «Елка-2»). Для коллажа «Зимнее дерево» потребуется настоящая веточка от дерева. Прикре­пите ее к бумаге скотчем. Снегом на коллаже послужит вата.

Коллаж «Елка-1» Коллаж «Елка-2» Коллаж «Зимнее дерево»

Аппликация «Петушок» украшена росписью кистью (при­ем примакивания всем ворсом кисти и ее концом).

Сегодня в магазинах продаются воздушные фломастеры (блопены). Их также можно использовать на занятиях. Вы­режьте снежинку, положите ее на чистый лист бумаги и подуйте на снежинку через блопен. Капельки краски рас­пылятся по бумаге. Когда вы уберете снежинку, на листе останется силуэт в форме снежинки. Детям это доставляет огромную радость. Вместо блопенов можно использовать любую небольшую щетку с краской, которая наносится на снежинку набрызгиванием.

Рисование на тему «Спрячем зайчика» Коллаж «Снеговик»

Рисуя цветными карандашами (травку, столбики, палочки и т.д.), ребе­нок должен называть предметы и цвет карандаша. Для отработки навыков вла­дения карандашом можно использовать различные штриховки. Например, на за­нятии «Спрячем зайчика» воспитатель дает детям листы бумаги с изображе­нием цветного зайчика (красного, зе­леного, синего). Чтобы лисичка или волк не нашли зайчика, надо спрятать его — заштриховать лист бумаги карандашом того же цвета, что и зайчик. Для такой работы бумагу лучше давать неболь­шого размера.

Интерес детей к занятию повысит­ся, если вы попечатаете вместе с ними картофельными матрицами. Изображе­ние снеговика дополните «снегом» из ваты и ведром из цветной бумаги, а «лицо» ему нарисуете маркером.

На занятии «Лес» детям дают карто­фельные матрицы треугольной формы и объясняют, что один уголок должен быть направлен вверх, а два других — вниз, иначе елочка будет перевернутая или кривая. На первых порах детскую ручку надо держать и направлять ее дви­жение, особенно при рисовании елочек, состоящих из двух и трех треугольни­ков. Отпечатанные картофельными мат­рицами грибочки можно дополнить ри­сунком травки кистью, а цветок допол­нить аппликацией («Грибы», «Цветок»)-

Рисование на тему «Лес» Рисование на тему «Грибы»

Рисование на тему Рисование на тему

«Цветок» «Накормим зайчика морковкой»

Занятие «Накормим зайчика мор­ковкой» сочетает несколько техник Зайчика дети легко изобразят с помо­щью картонного трафарета и пороло­нового тычка. Предложите детям, об­макнув тычок в краску, отпечатать следы внутри трафарета. Морковку можно изобразить приемом примакивания кистью. Только подберите для этого кисть со­ответствующего размера и формы. Травку пусть дети нарису­ют тонкой кистью. С помощью трафаретов, представленных на рисунке, можно проиллюстрировать сказку «Колобок». По­экспериментируйте с малышами, используя и другие матери­алы. Например, свеклу можно нарисовать кусочком вареной свеклы.

Чтобы ребенок мог нарисовать листочки, дождик, дорожку, ручеек, надо приучить его смело прижимать кисть к бумаге. Дождик и ручеек рисуют кончиком кисти, а дорожку — всем ворсом. Воспитатель учит детей держать кисть в правой руке тремя пальцами, придерживать бумагу левой рукой, набирать на ворс и отжимать лишнюю краску о краешек посуды, обращает внимание детей на то, что кисточка оставляет на бумаге следы.

Дети в первой младшей группе знакомятся с красным и зеленым цветом. Они рисуют конфеты «горошек», шарики с ниточками, солнышко цветными карандашами и красками.

Предложите им вместе с вами «нанизать бусы на ниточку». Вы карандашом рисуете ниточку, а дети отпечатывают разно­цветные бусинки.

Воспитатель учит замыкать линию круга, продолжает зак­реплять знания детей о красном и зеленом цвете и умение пользоваться кисточкой и краской. Ребят знакомят с пред­метами круглой формы. Совершенствуя навыки работы с гуашью, воспитатель подводит ребенка к простейшему вос­произведению сюжета, предлагая такие темы: «Падает снег», «Тучки на небе», «Светит солнышко» и т.д. Рисунок можно выполнить на тоновой бумаге.

Вторая младшая группа

Перед педагогом второй младшей группы стоят следующие основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тре­нировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетичес­кое отношение к действительности: следует учить их правиль­но сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (пра­вильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цве­тов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый).

Педагог должен пробудить у ребенка желание самостоя­тельно выбирать цвет и использовать цветовые пятна как основу выразительности рисунка; учить самостоятельно во­площать собственные замыслы в рисунке, различать и назы­вать форму предметов, их размеры. Он знакомит детей с конструктивным построением несложных предметов, дает им понятие о том, что форма может состоять из отдельных час­тей (демонстрируя предметы, которые состоят из двух-трех частей, одинаковых по форме, но разных по величине). Педа­гог учит композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, рисовать прямые линии сверху вниз, слева на­право, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые, а также замыкать их; учит детей изобра­жать предметы круглой, прямоугольной и треугольной форм.

В соответствии с программой воспитатель предлагает де­тям такие темы для рисования: столбики, дождик, ленты (длинные и короткие), дорожки, клетчатый платок, забор, лес­тница, елочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, клуб­ки ниток, кольца, елка, запорошенная снегом, елочные шарики на ниточках, украшенная шариками елка, снежная баба, дом, снежная баба возле дома, игрушечная тележка, зеленая трава, красные флажки, красные и желтые цветы, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с зелеными листьями, светит солнышко в окошко, забавный снеговик, ве­селый колобок катится по дорожке, одуванчики в траве, впе­чатления от праздника, осенняя, летняя, зимняя и весенняя природа.

Объясняя то или иное задание, воспитатель демонстриру­ет и описывает предмет, обращая внимание малышей на его форму и характерные признаки, показывает последователь­ность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Пе­ред рисованием нужно не просто показать детям предмет и Рассказать о нем (флажок, мяч и т.п.), но и дать поиграть с ним.

По окончании занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.

Занятия по рисованию во второй младшей группе прово­дятся 1 раз в неделю. Продолжительность — 12—15 мин. работают дети и карандашами и красками. Половина занятия по рисованию — самостоятельная работа по замыслу. Рисование по замыслу вводится с I квартала. Хотя глубоких

замыслов у трехлетних малышей еще нет, однако они уже усвоили некоторые приемы рисования: самостоятельно размещают изображение на бумаге, начинают творчески мыс­лить. На таких занятиях дети закрепляют умение правильно пользоваться карандашом, кисточкой, красками, применяют усвоенные ранее приемы изображения отдельных предме­тов.

Чтобы на занятиях по предметному рисованию сосредо­точить внимание детей на основном — форме предмета, вос­питатель должен использовать различные приемы: нагляд­ные, словесные, игровые (картинки, загадки, стихи по теме).

Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изобра­жения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения ри­сунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности дошкольников. Последовательность рисования предмета це­лесообразно показывать во время объяснения нового зада­ния или же тогда, когда дети, по мнению воспитателя, недо­статочно усвоили материал. Если дети рисуют по памяти, полностью показывать последовательность рисования мо­дели не стоит. Не обязательно всегда применять и частич­ный показ, чтобы не приучать детей к перерисовыванию. Необходимо больше доверять им и предоставлять возмож­ность самостоятельно закреплять приобретенные умения и навыки.

Словесными приемами обучения (объяснением, указани­ем, поощрением), активизирующими внимание детей, педа­гог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям задание, показывает последова­тельность изображения предмета, каждое движение сопро­вождает словом, проверяет, не забыли ли они, как надо пра­вильно держать кисточку.

Чтобы дети лучше воспринимали информацию о форме предмета, следует обращаться еще и к аппликации, лепке, конструированию. Например, круглые формы дети сначала воссоздают способом аппликации, лепят из глины, а уже по­том учатся рисовать. Прежде чем рисовать такие сложные предметы, как, например, флаг, дом и т.п., дети складывают их из готовых частей. Такая связь рисования с другими ви­дами изобразительной деятельности поможет ребенку лучше понять все, что связано с формой предмета и правильно воссоздать ее в рисунке.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3—4 лет еще не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Инте­рес к работам других детей возникает у малыша немного позже, а на этом этапе его больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результа­ту его труда. Рисунки нужно рассматривать в игровой фор­ме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.

ВI квартале с детьми второй младшей группы необходи­мо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые задания можно дать повторно, но в другой технике и на другую тему.

Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии (сверху вниз, слева направо), пересекать ли­нии, замыкать их в округлые формы. Научившись прово­дить линии, малыши смогут на бумаге изображать и предме­ты несложной формы. Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные. Начинать надо с коротких вертикальных линий (например, рисование дож­дика). Чтобы дошкольники лучше овладевали навыками ри­сования, задания необходимо постепенно усложнять, связы­вать их с детскими впечатлениями и наблюдениями. При этом дети должны рисовать предметы, взятые из окружаю­щей среды.

Во II квартале следует продолжать тренировать руку ре­бенка в рисовании моделей круглой формы. Воспитанникам предлагают узнавать, называть и изображать подобные предметы, размещать их на листе бумаги. Начинать следует с мел­ях моделей, например, с конфет «горошек». Опираясь на знания и умения, приобретенные детьми в 1 полугодии, в III квартале уже можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только совать их, но и закрашивать составляющие его детали в характерный цвет, не выходя за контур предмета. С помощью воспитателя ребенок определяет форму и цвет флажков, называет их составные части: древко, полотнище.

В IV квартале воспитатель относительно редко показыва­ет последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием. Нелишне будет повторить, что при рисовании прямых линий карандашом линии нужно проводить легко, на карандаш сильно не на­жимать. А еще неплохо закрепить понятия «длинный» и «ко­роткий».

Воспитатель должен научить детей проводить прямые и наклонные линии кистью (легко, без нажима), толстые И тонкие линии. Тонкие линии проводят кончиком кисти, тол­стые (широкие), нажимая на весь ворс. Нужно напоминав детям, что интенсивность цвета гуашевой краски зависит № от нажима кисти, а от густоты самой краски.

Нарисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки пе­дагог готовит заранее) — прекрасное упражнение для детей в рисовании предметов округлой формы краской и закра­шивании изображений.

Чтобы научить детей размещать предметы на листе бума­ги, предложите им рисовать цветы. Нужно тренировать руку ребенка в рисовании круглых форм (лепестки цветка), пря­мых и наклонных вертикальных линий (стебельки, кореш­ки, травка).

Средняя группа

Перед педагогом средней группы стоят такие задачи: за­креплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, фор­мы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: крас­ный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оран­жевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.

Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески вы­полнять задания, научиться грамотно размещать изображе­ние на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя крас­ками; педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кри­вые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, ис­пользуя знание их геометрической формы (круглая, прямо­угольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в ри­сунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов.

Дети должны научиться передавать пропорциональное со­отношение двух предметов по величине (большой — ма­ленький, высокий — низкий); научиться передавать в ри­сунках впечатление от осенних, зимних, весенних, летних яв­лений природы, праздников, новогодней елки; ребята должны уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, правильно анализировать и оценивать свою работу и рисунки других детей.

Темами занятий для этого возраста должны стать: фрукты, овощи, цветы, осенние и весенние деревья, разноцветные шары, дом, украшенный флажками, дом с забором, дерево возле дома, елка, снежная баба, новогодняя елка, снегурочка, кукла, птичка, явления природы, колобок, встретивший зайчика (мишку), цыплят, которые ходят по траве, девочка на прогулке.

Занятие по рисованию в средней группе проводится 1 раз Бнеделю. Воспитатель использует на занятиях игровые, сло­весные и наглядные приемы обучения.

К каждому занятию он должен продумать, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям. Чтобы дети лучше усвоили, какая у предмета форма, надо предоставить им воз­можность поиграть с моделью, обвести по контуру пальцем. Все, что касается формы предмета, его характерных особен­ностей, хорошо усваивается детьми во время учебных игр и упражнений на темы: «Овощной магазин», «Магазин игру­шек», «Что одинаковое и что различное?», «Волшебный ме­шочек», «Найти круглую и овальную формы» и т.п. Чтобы дети усвоили и запомнили цвета, можно также провести учеб­ные игры: «Кто быстрее найдет кольцо?», «Перекатывание шариков», «Передавание шариков» и др.

Знакомить ребят с различными предметами нужно и во время прогулок, экскурсий, просмотра картин. Если нет воз­можности показать некоторые предметы в натуре, можно изучать их форму по игрушкам и картинкам.

В средней группе, как и в младшей, воспитатель иногда показывает последовательность изображения предмета пол­ностью. Лучше делать это в ходе объяснения, какую форму имеет предмет, и не очень часто, так как дети должны при­учаться работать самостоятельно, а не перерисовывать. К пол­ному показу изображения следует прибегать лишь во время Рассмотрения нового материала, в остальных случаях можно частично показать, как рисовать отдельные детали предмета.

В средней группе рисование продолжает оставаться игрой и все игровые приемы работают. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтобы украсить новогоднюю елку; морковку, чтобы угостить зайчика и т.п.

Чтобы воспитанники приучались изображать предметы

самостоятельно, чтобы лучше развивались их внимание, память, чувство цвета и формы, можно давать задания рисовать по воображению (снежную бабу, деревья зимой, грибочки, воздушные шарики, птичек) и время от времени — по памяти.

С понятием формы предмета тесно связаны такие поня­тия, как круг (солнышко), овал (яйцо), треугольник (косын­ка), шар (мяч), куб (кубики). Дети будут точнее воспроизво­дить форму, если узнают различие между овалом и кругом (овал — яйцо, туловище птицы, слива, орех; круг — вишня, елочные шары, монетка), квадратом и прямоугольником (квад­рат — платок или плитка в ванной; прямоугольник — окно, книжка, дверь).

В средней группе повышаются требования и к техничес­ким навыкам. Воспитатель приучает детей закрашивать плос­кости карандашом и краской (карандаш не должен отры­ваться от бумаги, а кисть следует вести за ворсом), учит наносить штрихи в одном направлении, рисовать двумя-четырьмя красками.

В I квартале в средней группе учат детей рисовать пред­меты круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также предметы, состоящие из прямых и округлых форм. На пер­вых занятиях воспитатель предлагает нарисовать разноцвет­ные шарики, мячи, которые катятся по дорожке. В дальней­шем ребят учат не просто рисовать знакомые уже предметы, а увязывать их с временами года. Летом, например, дети ри­суют ягоды, цветы, радугу, осенью — фрукты, овощи, грибы, зимой — снежную бабу. Воспитатель обращает внимание ре­бят не только на форму предметов, но и на цвет.

Во II квартале продолжается рисование предметов крут­ой, овальной и комбинированной формы. Одновременно совершенствуется рисование прямолинейных моделей.

ВIII квартале необходимо закрепить умение дошкольни­ков безошибочно определять форму предмета. Это способ­ствует самостоятельному поиску изображения тех моделей, которые они еще не рисовали, но в основе строения которых лежат уже известные формы. Темы для таких рисунков сле­дует брать из окружающей жизни, чтобы дети учились пере­давать свои впечатления от увиденного (весенняя природа, деревья с набухшими почками, первые зеленые листочки, дома, украшенные флажками и т.п.). Воспитатель учит ком­поновать два-три предмета на одном рисунке, связывая их общим замыслом.

Летом детям не дают новый материал. На уроках они лишь закрепляют приобретенные навыки рисования, совер­шенствуют технику работы карандашом и кистью. Малыши самостоятельно выполняют рисунки на тему «Лето», по сю­жетам сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок, песен, ри­суют то, что они сами видят.

Воспитатель особое внимание уделяет совершенствова­нию техники рисования, напоминает, как залить форму крас­кой, не выходя за пределы очертаний, показывает прорисов­ку дополнительным цветом или тоном, рассказывает о цве­товых особенностях натуры.

Все более усложняются темы: «Яблоки и сливы на под­носе», «Овощи на тарелке», «Грибы». Детям объясняют, что трибы можно рисовать на белой и цветной бумаге гуашью. Сначала кистью прорисовывается форма, затем она залива­ется цветом. Воспитатель называет грибы: масленок, лисич­ка — съедобные, мухомор — ядовитый.

Во II полугодии детям средней группы можно предло­жить работу над графическим рисунком, выполненным цвет­ными карандашами. Ребятам объясняют, что основные эле­менты изображения в таком рисунке — линия и штрих. Штрих — короткая линия. Нажим при штриховке должен быть легким, движения — равномерными и неторопливы­ми. Карандаш должен касаться бумаги не концом грифеля, а его боковой частью. Штрихи могут быть узкими и широ­кими, редкими и частыми, темными и светлыми. Горизон­тальные, вертикальные и наклонные штрихи дают более светлый тон, а перекрестный штрих дает темный тон. Кро­ме того, перекрещивая штрихи двух цветов, можно полу­чить третий цвет. Например, перекрещенные синий и жел­тый дают зеленый.

Следует обратить внимание ребят на то, что для усиления цвета совсем не обязательно сильно нажимать карандашом на бумагу. Лучше повторить штриховку, нанося штрихи плотно один к другому. Чтобы получился светлый тон, штриховка должна быть редкой.

Штриховать внутри контура детям гораздо легче. На пер­вых порах стоит предложить им для работы силуэты, кото­рые они могут раскрашивать цветными карандашами. Тра­фареты пригодятся и на декоративном рисовании по моти­вам народных промыслов.

Рисунок карандашом очень важен для развития мелкой моторики руки ребенка. Полезны будут и небольшие зада­ния на тему: «Украсим варежку», «Платье матрешки», «За­кладка для книги». Е.Н. Потапова предлагает для развития моторной памяти и мелких мышц руки давать детям линейки с трафаретами геометрических и других фигур, со­ставлять из них изображения и заштриховывать. По жела­нию, дети могут дополнить их свободным рисунком без трафарета.

Малышам нравится раскрашивать готовые рисунки. Если вы предложите им раскрасить игрушки «Кот», «Лев», «Слон-циркач», то дети постараются сделать это аккуратно и затем поиграть с ними. Обратите внимание на круги-лапки у ко­тят и льва и на кружок-нос у слона. Эти круги следует вырезать по размеру детских пальчиков, чтобы дети могли поиграть — в отверстия вставить пальчики.

Умение рисовать деревья дети совершенствуют изобра­жая, например, сначала елку, укрытую снегом, затем елку и падающий снег (на цветной бумаге) и наконец — елку летом.

Варианты изображения дерева

При обучении детей рисованию животных и птиц вос­питатель предлагает им сначала назвать форму их тулови­ща и головы, затем показывает последовательность рисова­ния, называя части тела и их форму (туловище — овальное, голова — круглая, клюв, хвост).

За образец животных и птиц берутся простые по форме и строению игрушки.

1

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Конспект НОД «Цветы на лугу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность — рисование) «Цветы на лугу» (для детей раннего возраста 2-3 лет)

с использованием нетрадиционных технологий рисования – рисование брусочками из картофеля

Подготовила воспитатель

Кузьмина Оксана Анатольевна

Санкт-Петербург

Цель:

формировать умение передавать в рисунке образ цветка, красоту цветущего луга, используя фигурные бруски из картофеля.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к художественному творчеству, организованность.

Развивающие задачи:

развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, фантазию, воображение, мелкую моторику.

Образовательные задачи

: знакомить детей раннего возраста с нетрадиционным приемом рисования — рисование бруском из картофеля, используя различные цвета; уточнять и закреплять знание цвета; обогащать речь новыми именами существительными – названиями луговых цветов; развивать воображение, цветовое восприятие; воспитывать любовь к природе, способствовать умению радоваться своему рисунку.

Основная образовательная область:

художественно-эстетическое развитие.

Интегрированные образовательные области:

речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

Методы:

игровые, практические.

Приёмы:

постановка цели, загадки, нетрадиционный прием рисования — рисование бруском из картофеля, практическая помощь, поощрение.

Дидактический материал:

Демонстрационный материал:

кукла Маша, корзина, плоскостные изображения полевых цветов для фланелеграфа, детали игры «Собери цветок» для фланелеграфа (стебель, листья, сердцевина, лепестки).

Раздаточный материал:

альбомные тонированные листы зеленого цвета, розетки с гуашью желтого, синего, красного цвета, салфетки, картофельные бруски, вырезанные в форме одуванчика, василька, мака на тарелочке.

Предварительная работа:

разучивание пальчиковой гимнастики «Наши ручки как цветочки», рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок на данную тему, беседа о цветах, загадки о цветах.

Ход:

-Ребята, к нам сегодня пришла гостья. Давайте поздороваемся с ней. Кто это? (кукла)

— Посмотрите, кукла Маша к нам пришла

Цветы разные в корзине принесла.

И желтые, красные, синие

Вот какие они все красивые.

-Давайте посмотрим, как они называются (воспитатель достает по очереди цветок, читает стихотворение, спрашивает о нем детей, прикрепляет на фланелеграф):

1. Капли солнца спозаранку

Появились на полянке,

Это в желтый сарафанчик

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]