Конспект занятия по изодеятельности (рисование) во второй младшей группы «Весенние цветы»
Светлана Джалилова
Конспект занятия по изодеятельности (рисование) во второй младшей группы «Весенние цветы»
Воспитатель: Джалилова С. Ш
• Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»
• Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
• Учить передавать образ весенних цветов, строение и форму используя ладошки рук.
• Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, голубого)
.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Лист ватмана, желтая, зеленая, голубая и красная пальчиковая гуашь, иллюстрации тюльпанов, кисти, салфетки.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Весенние цветы»
Зейниб Чениб
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Весенние цветы»
МБДОУ Детский сад №5 «Калинка»
п Энем Республика Адыгея
воспитатель высшей категорий Чениб Зейниб.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Весенние цветы»
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (оттиск мятой бумагой)
.
— Формирование и развитие художественно-творческих способностей.
— Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка смятой бумаги.
— Активизировать речь детей, совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь.
— Развивать мелкую моторику рук.
Способы рисования красивых цветов
Глава IV
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Первая младшая группа
Перед педагогом первой младшей группы стоят такие задачи: привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима), следить за движением руки и регулировать силу нажима, набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изображение предмета по цвету; развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как показанные воспитателем, так и по памяти.
Занятия проводятся по подгруппам. В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием. Сидят они неспокойно, мешают друг другу, воспитателя слушают невнимательно, процесс рисования речью не сопровождают, цвета различают плохо. Это дети с недостаточной подготовкой.
Вторая подгруппа — малыши, которые во время объяснения могут сосредоточиться всего 3—4 мин, слушают воспитателя и понимают указания, которые он дает всей группе. Речь у этих детей еще пассивная. Рисование словами не сопровождают, но могут ответить на вопросы: Что нарисовано? Что это? Они различают основные цвета, но не называют их, а только находят.
В третью подгруппу отбирают детей с высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. Их внимание уже более устойчиво, речь выразительна. Дети общаются не только друг с другом, но и со взрослыми. Они понимают объяснение воспитателя, сосредоточивают внимание на объяснении в течение 4—5 мин, начинают планировать свои действия, мысль выражают предложением. Рисование сопровождают речью.
В I полугодии воспитатель работает с каждой подгруппой отдельно. Продолжительность занятий в первой и второй подгруппах — 5—8 мин, для третьей — 10—12.
80 II полугодии первую и вторую подгруппы можно объединить. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 мин.
Занятия со всей группой можно проводить лишь в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя, выполнять его указания.
Учитывая, что мелкие мышцы кисти ребенка быстро устают, обучение целесообразно начинать с рисования кисточкой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно хорошо держать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.
Учебный материал первой младшей группы дети осваивают в три этапа. Первый этап включает ознакомление с художественными материалами. Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка. Третий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно. В I полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во II — последний. Обучение детей всегда должно носить наглядно-действенный характер. Демонстрацию воспитателем последовательности рисования нужно сопровождать объяснениями соответствующих действий.
Требовать, чтобы дети в этом возрасте умели анализировать форму и передавать в рисунке сходство предмета, еще Рано. Основное внимание малышей во время рисования обращается на характер движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или краской на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.
81 полугодии воспитатель знакомит детей прежде всего с материалами (бумагой, краской), принадлежностями (карандашом и кистью), обучает техническим приемам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3—4 см от заостренного конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды, промывать кисть, легко водить карандашом по бумаге, следить глазами за движением руки. Ребенку нужно объяснить, как правильно сидеть за столом, сказать, что рисовать следует только на бумаге, что нельзя стучать карандашом, мять бумагу. Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.
Существуют различные приемы обучения детей рисованию отдельных предметов: поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого; объяснение в целом; частичная и полная демонстрация изображения; словесные указания; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, — например, к воздушным шарикам дорисовывают ниточки); нацеливание ребенка на рисование (чтобы он беспомощно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе).
Малыши увлекаются движением руки и линией, появляющейся на бумаге. От прямых линий ребенок постепенно переходит к рисованию кружочков. Из комбинации линий и кружочков возникают изображения конкретных предметов, которым дети дают названия. Малыши получают большое удовольствие, когда их рисунок в какой-то мере похож на какой-нибудь предмет. В этом возрасте они рисуют не по замыслу. Просто, проведя линии, вдруг находят сходство этих линий с реальными вещами.
Рисование на тему Рисование на тему
«Покормим птичку» «Покормим зайчика травкой»
Чтобы рисование было именно изобразительной деятельностью, а не манипуляцией карандашом, нужно направлять внимание детей на создание образов (по показу воспитателя и самостоятельно). Сначала детям предлагают рисовать предметы, которые не требуют точной передачи формы.
Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке.
На занятии на тему «Покормим птичку» дети учатся карандашами, восковыми или масляными мелками рисовать зернышки. Для поддержания интереса к занятию и создания более красочной картинки воспитатель может нарисовать или приклеить вырезанную из старого журнала или учебника картинку. Аналогично можно поступить на занятиях «Покормим зайчика травкой», «Дождь за окном», «Дождик поливает травку». Дети осваивают навыки владения карандашом, а педагог для создания более полного художественного образа выполнит тучку или траву в технике обрывной аппликации.
Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо,
Коллаж на тему «Дождик поливает травку» Рисование на тему «Дождь за окном»
сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.
Рисование на тему «Намотаем клубочек» |
От малышей требуют точнее изображать предметы с помощью линий и кругов разного размера (по показу и без него). Работая во II полугодии с двумя подгруппами, воспитатель прибегает к целостному или поэтапному объяснению и оказывает индивидуальную помощь.
Ориентировочные задания для рисования кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко, снежная баба и т.п.
Освоенные приемы рисования закрепляются при использовании одновременно нескольких техник. Так, на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев («пуантилизм») изображают землю. В следующий раз крону дерева предлагается нарисовать комочком тряпочки теми же «наматывающими» движениями («Дерево»).
Содержание занятий можно обогатить за счет использования приемов сотворчества взрослого и ребенка.
Рисование на тему «Дерево» Рисование на тему «Летнее дерево»
Рисование на тему «Осеннее дерево-1» Рисование на тему «Осеннее дерево-2»
Для отработки приемов примакивания на одном из занятий детям предлагается отпечатать пальчиками листья на дереве, которое нарисовал взрослый (воспитатель или один из родителей по предварительной просьбе воспитателя).
По окончании работы для поощрения ребенка наклейте на его рисунок ежика или другого животного («ежику очень понравилось твое дерево, и он решил поселиться на твоем рисунке»). На следующем занятии для рисования листочков используйте уже прием примакивания кистью (см. рис. «Осеннее дерево-2»).
В соответствии с программой на 3-м году жизни ребенка нужно учить его различать и называть цвета (красный, желтый, зеленый, синий), размеры (большой, маленький). Чтобы заинтересовать детей рисованием, воспитатель в процессе игры рисует простые предметы, предлагает определить, что изображено, и, рисуя, объясняет свои движения.
Если занятие организовано правильно, дети охотно работа-
Однако, когда ребенок не хочет рисовать, принуждать его не следует, а воспитанникам, которые увлекаются рисованием, можно предоставить возможность работать и в свободное время.
Во II полугодии дети рисуют по замыслу. Они сами выбирают тему.
Бабочка украшена кусочками Рисование дерева
цветной бумаги мятой бумагой
Во время самостоятельного рисования детям также можно предложить поэкспериментировать с изобразительными и неизобразительными материалами. Например, предложите детям нарисовать крону дерева с помощью комочка смятой бумаги. Для этого комочек бумаги надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.
Коллажирование — наиболее эффективный вид творчества для детей дошкольного возраста. Процесс изготовления коллажа позволяет им исследовать изобразительные возможности различных материалов, накопить эмоционально-чувственный опыт работы с различными фактурными поверхностями. Ведь в коллажах сочетаются разнородные материалы, располагаясь не только в плоскости, но и в пространстве.
Попробуйте поработать с небольшими кусочками реза резаной или рваной бумаги (можно использовать цветные рекламные каталоги, обертки от конфет). Попробуйте с их помощью изобразить «веселое» дерево, бабочку.
Коллаж «Елка» можно выполнить перед Новым годом на лист бумаги наклейте цветную бумагу треугольной формы и предложите детям украсить ее фонариками — примакивание концом круглой кисти (см. коллаж «Елка-1») или нарисовать веточки — короткие палочки всем ворсом тонкой кисти (см. коллаж «Елка-2»). Для коллажа «Зимнее дерево» потребуется настоящая веточка от дерева. Прикрепите ее к бумаге скотчем. Снегом на коллаже послужит вата.
Коллаж «Елка-1» Коллаж «Елка-2» Коллаж «Зимнее дерево»
Аппликация «Петушок» украшена росписью кистью (прием примакивания всем ворсом кисти и ее концом).
Сегодня в магазинах продаются воздушные фломастеры (блопены). Их также можно использовать на занятиях. Вырежьте снежинку, положите ее на чистый лист бумаги и подуйте на снежинку через блопен. Капельки краски распылятся по бумаге. Когда вы уберете снежинку, на листе останется силуэт в форме снежинки. Детям это доставляет огромную радость. Вместо блопенов можно использовать любую небольшую щетку с краской, которая наносится на снежинку набрызгиванием.
Рисование на тему «Спрячем зайчика» Коллаж «Снеговик»
Рисуя цветными карандашами (травку, столбики, палочки и т.д.), ребенок должен называть предметы и цвет карандаша. Для отработки навыков владения карандашом можно использовать различные штриховки. Например, на занятии «Спрячем зайчика» воспитатель дает детям листы бумаги с изображением цветного зайчика (красного, зеленого, синего). Чтобы лисичка или волк не нашли зайчика, надо спрятать его — заштриховать лист бумаги карандашом того же цвета, что и зайчик. Для такой работы бумагу лучше давать небольшого размера.
Интерес детей к занятию повысится, если вы попечатаете вместе с ними картофельными матрицами. Изображение снеговика дополните «снегом» из ваты и ведром из цветной бумаги, а «лицо» ему нарисуете маркером.
На занятии «Лес» детям дают картофельные матрицы треугольной формы и объясняют, что один уголок должен быть направлен вверх, а два других — вниз, иначе елочка будет перевернутая или кривая. На первых порах детскую ручку надо держать и направлять ее движение, особенно при рисовании елочек, состоящих из двух и трех треугольников. Отпечатанные картофельными матрицами грибочки можно дополнить рисунком травки кистью, а цветок дополнить аппликацией («Грибы», «Цветок»)-
Рисование на тему «Лес» Рисование на тему «Грибы»
Рисование на тему Рисование на тему
«Цветок» «Накормим зайчика морковкой»
Занятие «Накормим зайчика морковкой» сочетает несколько техник Зайчика дети легко изобразят с помощью картонного трафарета и поролонового тычка. Предложите детям, обмакнув тычок в краску, отпечатать следы внутри трафарета. Морковку можно изобразить приемом примакивания кистью. Только подберите для этого кисть соответствующего размера и формы. Травку пусть дети нарисуют тонкой кистью. С помощью трафаретов, представленных на рисунке, можно проиллюстрировать сказку «Колобок». Поэкспериментируйте с малышами, используя и другие материалы. Например, свеклу можно нарисовать кусочком вареной свеклы.
Чтобы ребенок мог нарисовать листочки, дождик, дорожку, ручеек, надо приучить его смело прижимать кисть к бумаге. Дождик и ручеек рисуют кончиком кисти, а дорожку — всем ворсом. Воспитатель учит детей держать кисть в правой руке тремя пальцами, придерживать бумагу левой рукой, набирать на ворс и отжимать лишнюю краску о краешек посуды, обращает внимание детей на то, что кисточка оставляет на бумаге следы.
Дети в первой младшей группе знакомятся с красным и зеленым цветом. Они рисуют конфеты «горошек», шарики с ниточками, солнышко цветными карандашами и красками.
Предложите им вместе с вами «нанизать бусы на ниточку». Вы карандашом рисуете ниточку, а дети отпечатывают разноцветные бусинки.
Воспитатель учит замыкать линию круга, продолжает закреплять знания детей о красном и зеленом цвете и умение пользоваться кисточкой и краской. Ребят знакомят с предметами круглой формы. Совершенствуя навыки работы с гуашью, воспитатель подводит ребенка к простейшему воспроизведению сюжета, предлагая такие темы: «Падает снег», «Тучки на небе», «Светит солнышко» и т.д. Рисунок можно выполнить на тоновой бумаге.
Вторая младшая группа
Перед педагогом второй младшей группы стоят следующие основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый).
Педагог должен пробудить у ребенка желание самостоятельно выбирать цвет и использовать цветовые пятна как основу выразительности рисунка; учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке, различать и называть форму предметов, их размеры. Он знакомит детей с конструктивным построением несложных предметов, дает им понятие о том, что форма может состоять из отдельных частей (демонстрируя предметы, которые состоят из двух-трех частей, одинаковых по форме, но разных по величине). Педагог учит композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые, а также замыкать их; учит детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной форм.
В соответствии с программой воспитатель предлагает детям такие темы для рисования: столбики, дождик, ленты (длинные и короткие), дорожки, клетчатый платок, забор, лестница, елочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, клубки ниток, кольца, елка, запорошенная снегом, елочные шарики на ниточках, украшенная шариками елка, снежная баба, дом, снежная баба возле дома, игрушечная тележка, зеленая трава, красные флажки, красные и желтые цветы, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с зелеными листьями, светит солнышко в окошко, забавный снеговик, веселый колобок катится по дорожке, одуванчики в траве, впечатления от праздника, осенняя, летняя, зимняя и весенняя природа.
Объясняя то или иное задание, воспитатель демонстрирует и описывает предмет, обращая внимание малышей на его форму и характерные признаки, показывает последовательность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Перед рисованием нужно не просто показать детям предмет и Рассказать о нем (флажок, мяч и т.п.), но и дать поиграть с ним.
По окончании занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.
Занятия по рисованию во второй младшей группе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность — 12—15 мин. работают дети и карандашами и красками. Половина занятия по рисованию — самостоятельная работа по замыслу. Рисование по замыслу вводится с I квартала. Хотя глубоких
замыслов у трехлетних малышей еще нет, однако они уже усвоили некоторые приемы рисования: самостоятельно размещают изображение на бумаге, начинают творчески мыслить. На таких занятиях дети закрепляют умение правильно пользоваться карандашом, кисточкой, красками, применяют усвоенные ранее приемы изображения отдельных предметов.
Чтобы на занятиях по предметному рисованию сосредоточить внимание детей на основном — форме предмета, воспитатель должен использовать различные приемы: наглядные, словесные, игровые (картинки, загадки, стихи по теме).
Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности дошкольников. Последовательность рисования предмета целесообразно показывать во время объяснения нового задания или же тогда, когда дети, по мнению воспитателя, недостаточно усвоили материал. Если дети рисуют по памяти, полностью показывать последовательность рисования модели не стоит. Не обязательно всегда применять и частичный показ, чтобы не приучать детей к перерисовыванию. Необходимо больше доверять им и предоставлять возможность самостоятельно закреплять приобретенные умения и навыки.
Словесными приемами обучения (объяснением, указанием, поощрением), активизирующими внимание детей, педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождает словом, проверяет, не забыли ли они, как надо правильно держать кисточку.
Чтобы дети лучше воспринимали информацию о форме предмета, следует обращаться еще и к аппликации, лепке, конструированию. Например, круглые формы дети сначала воссоздают способом аппликации, лепят из глины, а уже потом учатся рисовать. Прежде чем рисовать такие сложные предметы, как, например, флаг, дом и т.п., дети складывают их из готовых частей. Такая связь рисования с другими видами изобразительной деятельности поможет ребенку лучше понять все, что связано с формой предмета и правильно воссоздать ее в рисунке.
В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3—4 лет еще не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам других детей возникает у малыша немного позже, а на этом этапе его больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату его труда. Рисунки нужно рассматривать в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.
ВI квартале с детьми второй младшей группы необходимо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые задания можно дать повторно, но в другой технике и на другую тему.
Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии (сверху вниз, слева направо), пересекать линии, замыкать их в округлые формы. Научившись проводить линии, малыши смогут на бумаге изображать и предметы несложной формы. Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные. Начинать надо с коротких вертикальных линий (например, рисование дождика). Чтобы дошкольники лучше овладевали навыками рисования, задания необходимо постепенно усложнять, связывать их с детскими впечатлениями и наблюдениями. При этом дети должны рисовать предметы, взятые из окружающей среды.
Во II квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы. Воспитанникам предлагают узнавать, называть и изображать подобные предметы, размещать их на листе бумаги. Начинать следует с мелях моделей, например, с конфет «горошек». Опираясь на знания и умения, приобретенные детьми в 1 полугодии, в III квартале уже можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только совать их, но и закрашивать составляющие его детали в характерный цвет, не выходя за контур предмета. С помощью воспитателя ребенок определяет форму и цвет флажков, называет их составные части: древко, полотнище.
В IV квартале воспитатель относительно редко показывает последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием. Нелишне будет повторить, что при рисовании прямых линий карандашом линии нужно проводить легко, на карандаш сильно не нажимать. А еще неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий».
Воспитатель должен научить детей проводить прямые и наклонные линии кистью (легко, без нажима), толстые И тонкие линии. Тонкие линии проводят кончиком кисти, толстые (широкие), нажимая на весь ворс. Нужно напоминав детям, что интенсивность цвета гуашевой краски зависит № от нажима кисти, а от густоты самой краски.
Нарисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки педагог готовит заранее) — прекрасное упражнение для детей в рисовании предметов округлой формы краской и закрашивании изображений.
Чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы. Нужно тренировать руку ребенка в рисовании круглых форм (лепестки цветка), прямых и наклонных вертикальных линий (стебельки, корешки, травка).
Средняя группа
Перед педагогом средней группы стоят такие задачи: закреплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.
Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания, научиться грамотно размещать изображение на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя красками; педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов.
Дети должны научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий); научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, весенних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки; ребята должны уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, правильно анализировать и оценивать свою работу и рисунки других детей.
Темами занятий для этого возраста должны стать: фрукты, овощи, цветы, осенние и весенние деревья, разноцветные шары, дом, украшенный флажками, дом с забором, дерево возле дома, елка, снежная баба, новогодняя елка, снегурочка, кукла, птичка, явления природы, колобок, встретивший зайчика (мишку), цыплят, которые ходят по траве, девочка на прогулке.
Занятие по рисованию в средней группе проводится 1 раз Бнеделю. Воспитатель использует на занятиях игровые, словесные и наглядные приемы обучения.
К каждому занятию он должен продумать, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям. Чтобы дети лучше усвоили, какая у предмета форма, надо предоставить им возможность поиграть с моделью, обвести по контуру пальцем. Все, что касается формы предмета, его характерных особенностей, хорошо усваивается детьми во время учебных игр и упражнений на темы: «Овощной магазин», «Магазин игрушек», «Что одинаковое и что различное?», «Волшебный мешочек», «Найти круглую и овальную формы» и т.п. Чтобы дети усвоили и запомнили цвета, можно также провести учебные игры: «Кто быстрее найдет кольцо?», «Перекатывание шариков», «Передавание шариков» и др.
Знакомить ребят с различными предметами нужно и во время прогулок, экскурсий, просмотра картин. Если нет возможности показать некоторые предметы в натуре, можно изучать их форму по игрушкам и картинкам.
В средней группе, как и в младшей, воспитатель иногда показывает последовательность изображения предмета полностью. Лучше делать это в ходе объяснения, какую форму имеет предмет, и не очень часто, так как дети должны приучаться работать самостоятельно, а не перерисовывать. К полному показу изображения следует прибегать лишь во время Рассмотрения нового материала, в остальных случаях можно частично показать, как рисовать отдельные детали предмета.
В средней группе рисование продолжает оставаться игрой и все игровые приемы работают. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтобы украсить новогоднюю елку; морковку, чтобы угостить зайчика и т.п.
Чтобы воспитанники приучались изображать предметы
самостоятельно, чтобы лучше развивались их внимание, память, чувство цвета и формы, можно давать задания рисовать по воображению (снежную бабу, деревья зимой, грибочки, воздушные шарики, птичек) и время от времени — по памяти.
С понятием формы предмета тесно связаны такие понятия, как круг (солнышко), овал (яйцо), треугольник (косынка), шар (мяч), куб (кубики). Дети будут точнее воспроизводить форму, если узнают различие между овалом и кругом (овал — яйцо, туловище птицы, слива, орех; круг — вишня, елочные шары, монетка), квадратом и прямоугольником (квадрат — платок или плитка в ванной; прямоугольник — окно, книжка, дверь).
В средней группе повышаются требования и к техническим навыкам. Воспитатель приучает детей закрашивать плоскости карандашом и краской (карандаш не должен отрываться от бумаги, а кисть следует вести за ворсом), учит наносить штрихи в одном направлении, рисовать двумя-четырьмя красками.
В I квартале в средней группе учат детей рисовать предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также предметы, состоящие из прямых и округлых форм. На первых занятиях воспитатель предлагает нарисовать разноцветные шарики, мячи, которые катятся по дорожке. В дальнейшем ребят учат не просто рисовать знакомые уже предметы, а увязывать их с временами года. Летом, например, дети рисуют ягоды, цветы, радугу, осенью — фрукты, овощи, грибы, зимой — снежную бабу. Воспитатель обращает внимание ребят не только на форму предметов, но и на цвет.
Во II квартале продолжается рисование предметов крутой, овальной и комбинированной формы. Одновременно совершенствуется рисование прямолинейных моделей.
ВIII квартале необходимо закрепить умение дошкольников безошибочно определять форму предмета. Это способствует самостоятельному поиску изображения тех моделей, которые они еще не рисовали, но в основе строения которых лежат уже известные формы. Темы для таких рисунков следует брать из окружающей жизни, чтобы дети учились передавать свои впечатления от увиденного (весенняя природа, деревья с набухшими почками, первые зеленые листочки, дома, украшенные флажками и т.п.). Воспитатель учит компоновать два-три предмета на одном рисунке, связывая их общим замыслом.
Летом детям не дают новый материал. На уроках они лишь закрепляют приобретенные навыки рисования, совершенствуют технику работы карандашом и кистью. Малыши самостоятельно выполняют рисунки на тему «Лето», по сюжетам сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок, песен, рисуют то, что они сами видят.
Воспитатель особое внимание уделяет совершенствованию техники рисования, напоминает, как залить форму краской, не выходя за пределы очертаний, показывает прорисовку дополнительным цветом или тоном, рассказывает о цветовых особенностях натуры.
Все более усложняются темы: «Яблоки и сливы на подносе», «Овощи на тарелке», «Грибы». Детям объясняют, что трибы можно рисовать на белой и цветной бумаге гуашью. Сначала кистью прорисовывается форма, затем она заливается цветом. Воспитатель называет грибы: масленок, лисичка — съедобные, мухомор — ядовитый.
Во II полугодии детям средней группы можно предложить работу над графическим рисунком, выполненным цветными карандашами. Ребятам объясняют, что основные элементы изображения в таком рисунке — линия и штрих. Штрих — короткая линия. Нажим при штриховке должен быть легким, движения — равномерными и неторопливыми. Карандаш должен касаться бумаги не концом грифеля, а его боковой частью. Штрихи могут быть узкими и широкими, редкими и частыми, темными и светлыми. Горизонтальные, вертикальные и наклонные штрихи дают более светлый тон, а перекрестный штрих дает темный тон. Кроме того, перекрещивая штрихи двух цветов, можно получить третий цвет. Например, перекрещенные синий и желтый дают зеленый.
Следует обратить внимание ребят на то, что для усиления цвета совсем не обязательно сильно нажимать карандашом на бумагу. Лучше повторить штриховку, нанося штрихи плотно один к другому. Чтобы получился светлый тон, штриховка должна быть редкой.
Штриховать внутри контура детям гораздо легче. На первых порах стоит предложить им для работы силуэты, которые они могут раскрашивать цветными карандашами. Трафареты пригодятся и на декоративном рисовании по мотивам народных промыслов.
Рисунок карандашом очень важен для развития мелкой моторики руки ребенка. Полезны будут и небольшие задания на тему: «Украсим варежку», «Платье матрешки», «Закладка для книги». Е.Н. Потапова предлагает для развития моторной памяти и мелких мышц руки давать детям линейки с трафаретами геометрических и других фигур, составлять из них изображения и заштриховывать. По желанию, дети могут дополнить их свободным рисунком без трафарета.
Малышам нравится раскрашивать готовые рисунки. Если вы предложите им раскрасить игрушки «Кот», «Лев», «Слон-циркач», то дети постараются сделать это аккуратно и затем поиграть с ними. Обратите внимание на круги-лапки у котят и льва и на кружок-нос у слона. Эти круги следует вырезать по размеру детских пальчиков, чтобы дети могли поиграть — в отверстия вставить пальчики.
Умение рисовать деревья дети совершенствуют изображая, например, сначала елку, укрытую снегом, затем елку и падающий снег (на цветной бумаге) и наконец — елку летом.
Варианты изображения дерева
При обучении детей рисованию животных и птиц воспитатель предлагает им сначала назвать форму их туловища и головы, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их форму (туловище — овальное, голова — круглая, клюв, хвост).
За образец животных и птиц берутся простые по форме и строению игрушки.
1
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Конспект НОД «Цветы на лугу»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность — рисование) «Цветы на лугу» (для детей раннего возраста 2-3 лет)
с использованием нетрадиционных технологий рисования – рисование брусочками из картофеля
Подготовила воспитатель
Кузьмина Оксана Анатольевна
Санкт-Петербург
Цель:
формировать умение передавать в рисунке образ цветка, красоту цветущего луга, используя фигурные бруски из картофеля.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к художественному творчеству, организованность.
Развивающие задачи:
развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, фантазию, воображение, мелкую моторику.
Образовательные задачи
: знакомить детей раннего возраста с нетрадиционным приемом рисования — рисование бруском из картофеля, используя различные цвета; уточнять и закреплять знание цвета; обогащать речь новыми именами существительными – названиями луговых цветов; развивать воображение, цветовое восприятие; воспитывать любовь к природе, способствовать умению радоваться своему рисунку.
Основная образовательная область:
художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные образовательные области:
речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
Методы:
игровые, практические.
Приёмы:
постановка цели, загадки, нетрадиционный прием рисования — рисование бруском из картофеля, практическая помощь, поощрение.
Дидактический материал:
Демонстрационный материал:
кукла Маша, корзина, плоскостные изображения полевых цветов для фланелеграфа, детали игры «Собери цветок» для фланелеграфа (стебель, листья, сердцевина, лепестки).
Раздаточный материал:
альбомные тонированные листы зеленого цвета, розетки с гуашью желтого, синего, красного цвета, салфетки, картофельные бруски, вырезанные в форме одуванчика, василька, мака на тарелочке.
Предварительная работа:
разучивание пальчиковой гимнастики «Наши ручки как цветочки», рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок на данную тему, беседа о цветах, загадки о цветах.
Ход:
-Ребята, к нам сегодня пришла гостья. Давайте поздороваемся с ней. Кто это? (кукла)
— Посмотрите, кукла Маша к нам пришла
Цветы разные в корзине принесла.
И желтые, красные, синие
Вот какие они все красивые.
-Давайте посмотрим, как они называются (воспитатель достает по очереди цветок, читает стихотворение, спрашивает о нем детей, прикрепляет на фланелеграф):
1. Капли солнца спозаранку
Появились на полянке,
Это в желтый сарафанчик