Беседа, посвящённая Великой Отечественной войне в дошкольной группе 5-6 лет


Аркадий Гайдар. «Поход»

Пока Алька спал, отец ушел на войну. Мальчишка возмущен, что его не разбудили. Он собирается уходить вслед за отцом. Хитрая мама Альки неожиданно разрешает ему отправиться в поход, но с одним условием. К трудной дороге нужно как следует подготовиться. И теперь они с Алькой разучивают марши, шьют знамена, вяжут чулки и варежки… Перед тем как читать этот рассказ маленькому слушателю, стоит упомянуть, что Аркадий Гайдар из своего военного похода так и не вернулся.

2.

Леонид Пантелеев. «Сердца моего боль»

Короткий рассказ Леонида Пантелеева поднимает взрослые вопросы о скорби и потере близких людей на войне. Но читать детям его можно и нужно. Герой рассказа прячется от матери своего погибшего друга детства. «Ощущение какой-то неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет меня… До боли клешнит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…»

3.

Сергей Алексеев. «Генерал Жуков»

С раннего возраста детей необходимо знакомить с именами славных героев и полководцев Великой Отечественной войны. Творчество Сергея Алексеева очень хорошо выполняет эту задачу. Георгий Константинович Жуков — человек, на плечах которого лежало тяжкое бремя ответственности за всю армию и за каждую солдатскую жизнь. Это значит, что он всегда должен был опережать на полшага даже своих подчиненных, не говоря уже о врагах. Об этом рассказ.

6.

Рассказывайте детям о войне, Не бойтесь испугать жестокой правдой, Рассказывайте детям о войне, Им это знать и помнить надо. Рассказывайте детям о войне, Пусть ваша память к ним в сердца стучится Рассказывайте детям о войне Чтоб никогда войне не повториться!

Наталия Вербицкая

Приближается 75-я годовщина Великой Победы…

Поколение за поколением, как эстафету мужества, стойкости, передаёт память о подвигах простых советских людей, отстоявших свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, небывалой по своим масштабам, массовому героизму, лишениям, самоотверженному труду в тылу и невыразимому трагизму.

Знакомить ли дошкольников с таким историческим фактом в жизни России, как Великая Отечественная война? Этот вопрос возникает и у родителей и у педагогов. В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений.

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла». А есть ли в истории человечества урок любви, победы добра над злом, более потрясающий, вдохновляющий, светлый, чем тот, что преподали потомкам ветераны минувшей войны?

С ребенком следует говорить о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки: о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, необходимо познакомить ребенка с ветераном Великой Отечественной войны. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел.

Писатель Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Сегодняшнее молодое поколение может узнать об этом только из книг, поэтому — читайте детям о войне. Для каждого возраста есть свои книги о войне, знакомить малышей с книгами военной тематики можно уже с 3–4 лет. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорить с ним о том, что такое «война». Конечно, дошколенок еще не способен осознать весь ужас войны, но цель не в этом. Наша задача – ввести новое знание и отследить реакцию. Некоторые книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют замечательные описания русской природы, душевной доброты, стойкости и героизма. Предлагаем вам посетить виртуальную библиотеку и познакомиться с детскими произведениями о Великой Отечественной войне.



Донести правду о войне, помогают мультфильмы, которые наглядно демонстрируют военные события. Одни из них сняты по мотивам литературных произведений, в основе других – реальные события. С детьми хорошо устроить вечер просмотра мультфильмов о военных событиях, многие из них сняты по мотивам литературных произведений и реальных событий, предлагаем посмотреть вместе с детьми следующие мультфильмы:

«Скрипка пионера» 1971 г., по мотивам реальных событий, описанных в рассказе С.Н. Ицковича о юном скрипаче – герое, который перед расстрелом исполнил «Интернационал»

«Солдатская сказка» 1983 г., по мотивам рассказа К. Паустовского — история фронтовика Петра и жука-носорога, который стал ему боевым товарищем

«Партизанская снегурочка» 1981 г., о маленькой девочке – связной партизанского отряда и ее дедушке

«Легенда о старом маяке» 1976 г., приключения ребят, которые помогают зажечь маяк, что бы советские войска вошли в бухту и разгромили врага

«Приключения красных галстуков» 1971 г., о подпольной деятельности пионеров в захваченном фашистами городе

«Сильные духом, крепче стены» 2010 г., посвящен героям панфиловцам в боях за Москву на Волоколамском шоссе в 1941 году, на основе стихотворения Д.Боконбаева

«Теплый хлеб» 1973 г., по мотивам рассказа К. Паустовского – о послевоенном голодном детстве

«Воспоминание» 1986 г., бабушка первоклассницы, которая идет в новую школу в мирное время, вспоминает свое тяжелое военное детство, сожженную деревню, разрушенную школу

«Василек» 1973, история о мальчике, который ищет своего пропавшего на войне дедушку

«Солдатская лампа» 1984 г., рассказ о мальчике Глебе, его дедушке и солдатской лампе-коптелке, сделанной из гильзы от снаряда

«Салют» 1975 г., рассказ отца сыну о не вернувшемся с войны дедушке и о праздничном салюте в День Победы

Послушайте с детьми песни военных лет и расскажите историю создания каждой песни. С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой. Родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Пусть дети знают, какой ценой нашим предкам досталась Великая Победа в далёком 1945…

Более подробную информацию (методические рекомендации, викторины, полезные ссылки и т.д.) смотрите в разделе: 75 лет Победы!

Фотографии прошлых лет из фото архива детского сада:

Алена Василевич. «Партизанка Книга»

В Великой Отечественной войне участвовали не только люди. Книга — это лошадь кавалериста. В одном из боев она была ранена в ногу. У хозяина не поднялась рука пристрелить боевого друга, и он оставил Книгу в маленькой деревеньке, на попечение одного пожилого колхозника. Скоро деревня была оккупирована фашистами, а в окрестных лесах появился партизанский отряд. И тогда Книга снова вступила в строй. Она служила партизанам верой и правдой, а однажды благодаря ей был спасен сбитый советский летчик.

7.

Беседа, посвящённая Великой Отечественной войне в дошкольной группе 5-6 лет

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ —

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

_______________________________________________________________________________

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

Беседа, посвященная Великой Отечественной войне

в дошкольной группе 5 – 6 лет

Тема: «Главное – не забывать!»

Выполнила:

воспитатель Львова Т.Г.

г. Клин, 2020

Цель:

воспитание патриотических чувств детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Задачи:

  • Образовательные:

— Расширить представления детей о героическом прошлом народа;

— Формировать у дошкольников патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества;

— Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат;

— Расширить кругозор детей и способность сопереживать другим людям.

  • Развивающие:

— Развивать навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале;

— Развивать у дошкольников воображение, наблюдательность, любознательность.

  • Воспитательные:

— Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;

— Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к детям-героям Великой Отечественной войны;

— Воспитывать желание детей бороться за мир.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Подвиги юных героев».
  2. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
  3. Чтение рассказов и стихов о войне.
  4. Слушание фрагментов музыкальных произведений в аудиозаписи М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война».
  5. Разучивание стихов, песен о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.

Словарь:

Великая Отечественная война, Родина, фронт, подвиг, герой, День Победы.

Здравствуйте ребята!

День Победы – это «радость со слезами на глазах», — сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли.

Многие годы назад Погиб неизвестный солдат, А дети живут и растут, Цветы к обелиску несут. Спасибо, солдатик, родной, Что всех защитил той весной. Как долго ждала тебя мать, Устала войну проклинать. Мы рады теплу и весне, Но помним о страшной войне, Так будем дружить и любить, Чтоб только счастливыми быть!

Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену.

Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наше занятие.

В этом году наш народ будет отмечать 75-летие Великой Победы. В этот день и радость, и скорбь рядом. Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений.

Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу Родину напал враг, фашистская Германия. В 4 часа утра, когда люди крепко спали, началась Великая Отечественная война. По радио стали звучать объявления и призывы подниматься на защиту Родины.

На борьбу с фашистами поднялся весь народ. Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей Родины.

Трудное и голодное наступило время для жителей нашей страны. Тяжелое оно было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма. Они нередко убегали на фронт.

За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много подвигов, героических поступков. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.

А что же такое «подвиг»? Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях. Храбрые воины защищали Родину и на суше, и на море, и в воздухе.

Физкультминутка

Наши воины идут-раз-два, раз-два, (ходьба на месте)

В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та («барабан» изображаем руками, как будто стучим в барабан)

В море наши корабли: нынче здесь — завтра там! («качалочка», руки на поясе, ноги на ширине плеч, качаемся, переваливаясь с ноги на ногу)

Долго плавали в дали по морям, по волнам! (круговые движения руками)

Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт? (ноги на ширине плеч, делаем повороты в стороны)

Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд! («моторчик» делаем руками круговые движения перед собой)

Над землёю самолёт: у-у, у-у! (руки в стороны, выполняем наклоны)

Разрешён ракетам взлёт: Уух, уух! (приседают, ладошки сложены перед

грудью, встают-поднимают руки вверх)

Наши пушки точно бьют: бух, бах! Бух, бах! («бокс»)

Нашей армии — салют! (поднимают руки вверх)

Ура! Ура! Ура!

Долго длилась битва с фашистами − это была Великая Отечественная война. Она так называлась, потому что на защиту Родины- Отечества встал весь народ. Даже женщины и юноши уходили на фронт.

А те, кто не мог пойти на фронт (дети, старики, больные люди) трудились на заводах, изготовляя машины, танки, оружие, снаряды, необходимые для защиты страны. Дети тоже помогали взрослым на заводах и полях.

Многие солдаты не вернулись с той войны. Но мы всегда будем помнить их. В каждом городе есть памятник солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну. И всегда люди приносят к их подножию живые цветы.

Сегодня, я расскажу вам, ребята, о том, как жили, переносили все невзгоды и помогали взрослым дети. Одним таким ребенком был наш земляк – Миша Балакирев.

Рассказ «Пионер-герой – Миша Балакирев»

Миша Балакирев родился и рос в нашем городе, учился в железнодорожной школе. Когда началась война, Мише было 13 лет. Он только что окончил 5 класс. Зимой 1941 года немецкие войска совсем близко подступили к Клину, и семья Балакиревых переехала жить в деревню Золино.

Однажды Миша с двумя товарищами убежал в город и там случайно видел, как фашисты расстреляли шестерых наших солдат. Случилось это на берегу реки Сестры.

В тот день Миша решил мстить фашистам. Где только мог, любым способом он старался раздобыть оружие. В этом ему помогали друзья и его старшая сестра Шура.

Но однажды Миша ушёл из дома и долго не возвращался. В этот день ему удалось достать пистолет из немецкой машины.

Фашисты заметили это и схватили Мишу. Долго его расспрашивали, для чего ему нужно оружие. Но Миша ничего им не сказал. Тогда его сильно избили. Поздно ночью его вывели на улицу и там расстреляли.

Похоронен Миша в Клину, там, где горит Вечный огонь.

Именем Миши Балакирева названа улица в Клину.

В Первомайском сквере установлен памятник на братской могиле советских воинов, здесь же обелиск посвященный Мише Балакиреву.

Я надеюсь, что эта беседа станет для вас настоящим примером мужества и отваги. И помните, что даже «маленький» человек может стать настоящим героем. Благодаря тому, что на борьбу с врагами встали и взрослые, и дети, наш народ победил в этой войне, 9 мая наша страна отмечает Великий праздник – День Победы. Ребята, я думаю, что в этот день вы вместе с родителями возложите цветы к памятникам погибших солдат. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня — Дня Победы!

Желаю Вам мира и чистого неба над головой!

Николай Богданов. «Фюнфкиндер»

Этот рассказ ценен тем, что написан во время Великой Отечественной войны, когда ее исход был еще неизвестен. Оказавшись в плену у партизан, сбитый немец, чтобы спастись от немедленного расстрела, показывает фотографию своих пятерых детей. Несмотря на ненависть к фашистам, партизаны оставляют его в живых. И он обживается в «сказочном жилье партизан — не то свайная деревня времен каменного века, не то гнездовье болотных птиц». В этом рассказе ярко проявляется одна из лучших черт русского народа, который всегда был способен отличить «виноватого от безвинного».

8.

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Сохра­нить память о войне, о ее героях нам помо­гают книги. Зна­ко­мить детей с такими про­из­ве­де­ни­ями необ­хо­димо уже с млад­шего школь­ного воз­раста. Прежде чем начать чте­ние книг о войне, стоит пого­во­рить с ребен­ком об исто­рии, в доступ­ной форме изло­жить основ­ные факты, рас­ска­зать о том, что сол­даты защи­щали свои дома и своих род­ных от жесто­ких захват­чи­ков, про­яв­ляя при этом муже­ство и геро­изм. Можно рас­ска­зать и о том, как трудно жилось жен­щи­нам и детям, чьи мужья, бра­тья и отцы отпра­ви­лись на фронт, но они стойко пере­жи­вали все испытания.

В извест­ной книге Свет­ланы Алек­си­е­вич «У войны не жен­ское лицо» есть очень важ­ная и глу­бо­кая мысль: «Если не забы­вать войну, появ­ля­ется много нена­ви­сти. А если войну забы­вают, начи­на­ется новая». В этом году наша страна будет отме­чать 70‑ю годов­щину Победы в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне. Эта тра­ге­дия унесла мил­ли­оны чело­ве­че­ских жиз­ней, раз­ру­шила города и целые страны, сло­мала бес­чис­лен­ное коли­че­ство судеб. Это та цена, кото­рую чело­ве­че­ству при­шлось запла­тить за избав­ле­ние от ужа­сов фашизма. Совет­ские воины отсто­яли мир и заво­е­вали сво­боду для своей страны, для нас с вами. Об этом нико­гда нельзя забы­вать, сколько бы вре­мени ни прошло.

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Бере­стов В. Мужчина
  • Кар­пров И.Мальчики
  • Михал­ков С.Детский боти­нок, Деся­ти­лет­ний человек
  • Мар­шак С. «Не» и «ни» и мно­гие другие

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

  • Барто А. В дни войны
  • Бере­стов В. Мужчина
  • Кар­пров И.Мальчики
  • Михал­ков С.Детский боти­нок, Деся­ти­лет­ний человек
  • Мар­шак С. «Не» и «ни» и мно­гие другие

Спи­сок книг о войне для дошколь­ного и млад­шего школь­ного возраста

  • Ворон­кова Л. Девочка из города (Исто­рия о девочке-сироте, ока­зав­шейся в годы войны в чужом селе и нашед­шей новую семью и дом.)
  • Кас­силь Л. Улица млад­шего сына (Повесть, посвя­щен­ная тра­ги­че­ской судьбе Володи Дуби­нина, юного пар­ти­зана — героя Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)
  • Катаев В. Сын полка (Повесть о маль­чике-сироте Ване Солн­цеве, попав­шем в воен­ную часть к раз­вед­чи­ками и став­шем сыном полка.)
  • Осе­ева В. А. Васёк Тру­ба­чёв и его това­рищи (Про­из­ве­де­ние о судьбе маль­чишки Васе Тру­ба­чёве и его дру­зьях, чье мир­ное дет­ство обо­рвала война.)
  • Симо­нов К. Сын артил­ле­ри­ста (Бал­лада о май­оре Дееве и Лёньке, сыне его друга, осно­ван­ная на реаль­ных событиях.)
  • Яко­влев Ю. Девочки с Васи­льев­ского ост­рова (Прон­зи­тель­ный рас­сказ о девочке Тане Сави­че­вой, умер­шей вме­сте со всей своей семьей от голода в бло­кад­ном Ленин­граде, напи­сан­ный на основе её дневника.)

А также:

  • Алек­сеев С. Рас­сказы о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне
  • Артю­хова Н. Светлана
  • Баруз­дин С. Шел по улице солдат
  • Ворон­кова Л. Девочка из города
  • Гай­дар А. Клятва Тимура, Сказка о Воен­ной Тайне, о Маль­чише-Кибаль­чише и его твер­дом слове
  • Голяв­кин В. Рису­нок на асфальте
  • Дра­гун­ский В. Арбуз­ный переулок
  • Кас­силь Л. Доро­гие мои маль­чишки, Огне­опас­ный груз, Твои защитники
  • Мар­куша А. Я — сол­дат, и ты — солдат
  • Пау­стов­ский К. Похож­де­ния жука-носорога
  • Соко­лов­ский А. Вале­рий Волков
  • Суво­рина Е. Витя Коробков
  • Тури­чин И. Край­ний случай
  • Яко­влев Ю. Как Серёжа на войну ходил

Школь­ники сред­него звена с удо­воль­ствием узнают о детях, своих сверст­ни­ках, в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни, делах и подвигах.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 5–7 классов

  • Бого­мо­лов В. Иван (Тра­ги­че­ская и прав­ди­вая повесть об отваж­ном мальчике-разведчике.)
  • Коз­лов В. Витька с Чапа­ев­ской улицы (Книга рас­ска­зы­вает о судь­бах под­рост­ков в годы войны.)
  • Король­ков Ю. Пио­неры-герои. Лёня Голи­ков (Рас­сказ о юном пио­нере из Нов­го­род­ской обла­сти Лене Голи­кове, его судьбе и подвиге, осно­ван­ный на реаль­ных событиях.)
  • Руд­ный В. Дети капи­тана Гра­нина (Повесть о юных защит­ни­ках Фин­ского залива, кото­рые смогли не только не про­пу­стить врага, но и в самый реши­тель­ный момент при­няли огонь на себя.)
  • Собо­лев А. Тихий пост (Повесть о муже­стве и геро­изме вче­раш­них школь­ни­ков во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)

А также:

  • Алек­сеев С. Рас­сказы о войне
  • Бал­тер Б. До сви­да­ния, мальчики!
  • Бого­мо­лов В. Зося
  • Ильина Е. Чет­вер­тая высота
  • Лиха­нов А. Послед­ние холода
  • Митяев А.Письмо с фронта

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 8–9 классов

  • Ада­мо­вич А. Бло­кад­ная книга (Доку­мен­таль­ная хро­ника, кото­рая осно­вана на сви­де­тель­ствах ленин­град­цев, пере­жив­ших блокаду.)
  • Айт­ма­тов Ч. Ран­ние журавли (Повесть о судь­бах под­рост­ков в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни в дале­ком кир­гиз­ском ауле, испы­та­ниях и радо­стях, выпав­ших на их долю.)
  • Бакла­нов Г. Навеки — девят­на­дца­ти­лет­ние (Повесть о юных лей­те­нан­тах Вели­кой Оте­че­ствен­ной, их тра­ги­че­ски корот­ком фрон­то­вом пути .)
  • Васи­льев Б. А зори здесь тихие… (Повесть о тра­ги­че­ских судь­бах пяти деву­шек и их коман­дира, совер­ша­ю­щих подвиг во время войны.)
  • Поле­вой Б.Повесть о насто­я­щем чело­веке (Повесть о совет­ском лет­чике Мере­сьеве, сби­том в бою и полу­чив­шем тяже­лые ране­ния, но вновь, несмотря ни на что, вер­нув­шемся в бое­вой строй.)
  • Твар­дов­ский А. Васи­лий Тёр­кин (Глу­боко прав­ди­вая и напол­нен­ная юмо­ром поэма, в кото­рой создан бес­смерт­ный образ совет­ского бойца.)
  • Шоло­хов М. Судьба чело­века (Рас­сказ о тра­ги­че­ской судьбе про­стого чело­века, иско­вер­кан­ной вой­ной, и силе харак­тера, муже­стве и сострадании.)

Уча­щи­еся стар­шей школы уже вполне готовы узнать о самых тра­ги­че­ских стра­ни­цах Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. Чте­ние таких книг можно соче­тать с про­смот­ром воен­ных филь­мов, как совет­ских, так и современных.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 10–11‑х классов

  • Ада­мо­вич А. Кара­тели (Повесть о собы­тиях, свя­зан­ных с уни­что­же­нием бата­льо­ном гит­ле­ров­ского кара­теля Дир­ле­ван­гера семи мир­ных дере­вень в окку­пи­ро­ван­ной Белоруссии.)
  • Бого­мо­лов В. Момент истины: В авгу­сте сорок чет­вёр­того (Захва­ты­ва­ю­щий роман о работе контр­раз­вед­чи­ков во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, осно­ван­ный на реаль­ных событиях. )
  • Воро­бьёв К. Убиты под Моск­вой (В пове­сти, став­шей пер­вой из жанра «лей­те­нант­ской прозы», рас­ска­зы­ва­ется о жесто­ких боях под Моск­вой зимой 1941-гои судь­бах их участников.)
  • Некра­сов В. В око­пах Ста­лин­града (Повесть рас­ска­зы­вает о геро­и­че­ской обо­роне Ста­лин­града в 1942–1943 годах.)
  • Фадеев А. Моло­дая гвар­дия (Роман о Крас­но­дон­ской под­поль­ной орга­ни­за­ции «Моло­дая гвар­дия», дей­ство­вав­шей на окку­пи­ро­ван­ной фаши­стами тер­ри­то­рии, мно­гие члены кото­рой герой­ски погибли в фашист­ских застенках.)
  • Шоло­хов М. Они сра­жа­лись за Родину (Роман об одном из самых тра­ги­че­ских момен­тов войны — отступ­ле­ние наших войск на Дону летом 1942 года.)

А также:

  • Бон­да­рев Ю. Бата­льоны про­сят огня
  • Мед­ве­дев Д. Силь­ные духом
  • Смир­нов С. Брест­ская крепость

В заклю­че­ние хочется отме­тить, что чте­ние книг о войне — это не раз­вле­че­ние, это серьез­ная работа, интел­лек­ту­аль­ная и духов­ная, во мно­гом слож­ная и тяже­лая, осо­бенно для детей. Однако без этой работы обой­тись нельзя, ведь, по сло­вам уже упо­мя­ну­той нами Свет­ланы Алек­си­е­вич, «чело­ве­че­ская жизнь не бес­ко­нечна, про­длить ее может лишь память, кото­рая одна только побеж­дает время».

Валентина Осеева. «Отцовская куртка»

Уходя на фронт, отец передает старшему сыну Леньке не только свою черную бархатную куртку, но и ответственность за мать и младших братьев и сестер. Леньке всего-то тринадцать лет, но он маленький мужчина. Валентина Осеева с пронзительной материнской любовью описывает жизнь детей войны, вынужденных до времени заменить собой взрослых фронтовиков. Отцовская куртка — это символ целого поколения. Наша великая и трагическая история.

9.

Зачем рассказывать детям о войне

Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.

Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

Лев Кузьмин. «Салют в Стрижатах»

Наступил долгожданный День Победы. Жители маленького поселка Стрижата бегут к станции, где стоит воинский эшелон. Вместе со всеми бежит и главный герой — юный тракторист, который всю войну, недосыпая и недоедая, работал наравне со взрослыми. Жители больших городов в этот великий день увидят праздничный салют. Неужели жители Стрижат будут лишены такой возможности? Командир передает свою ракетницу в руки маленькому трактористу. Ведь это его Победа! Он приближал ее точно так же, как солдаты на фронте, напряжением всех своих сил.

10.

Советы родителям

В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.

Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности военной направленности. Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]